Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология субъективного отношения к природе 4 страница




Информация по проблемам окружающей среды вводится в ос­новные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабо­раторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологиче­скому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого мате­риала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Автор выявляет и разрабатывает теоретические основы экологизации химического образования, позволяющие определить содер­жание системы знаний о химических аспектах экологии в ряде учебных предметов средней и высшей школы, переориентировать содержание химического эксперимента и химических задач на экологическую проблематику, осмыслить новые функции кабинета химии в условиях экологизации школьного образования.

Химия здесь выбрана не случайно. В последнее время обнару­живается отчетливая тенденция в нашем уже довольно экологизированном общественном сознании противопоставлять экологию человека и химию. Действительно, химическое производство за свою историю нанесло немалый ущерб природной среде. Когда при наличии такого острого и актуального противоречия ставит­ся вопрос об экологизации химического образования, тогда речь идет не о механическом соединении экологии и химии, а об интегративном подходе к данной проблеме.

Нам кажется небезынтересным опыт ФРГ в решении данной проблемы.

С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в об­разовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с ана­логичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь­ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова­ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот­ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь­ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо­вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.

На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе эколо­гизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономи­ческой жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-эконо­мика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматиз­ма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для об­служивающего персонала - хозяйством, которое расходует при­родные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, проду­цирует отходы и т.п. Непосредственно в учебном процессе про­слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально -действовать локально».

Примечательной чертой экологического образования вФРГ,начиная со школы, является последовательное увязывание защи­ты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохранительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, поли­тические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии. - Иркутск, 1998.

Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.

Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и сред­ства обучения. - М.,1993.

Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис.... канд. пед. наук. –М., 1998.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Эко­логическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995.

Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Фило­софские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1994.

Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис.... канд. философ, наук. - М., 1992.

Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М., 1984.

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Социальная экология» соответствует тре­бованиям образовательных программ по специальностям «Соци­альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у сту­дентов общей экологической культуры личности, а также на со­вершенствование профессионально-педагогической культуры буду­щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимо­действия человека, общества и природы, закономерностями функ­ционирования и развития человека в жизненной среде, концепту­альными основами экологического образования и воспитания.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с основами общей и социальной эко­логии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;

-обеспечить непрерывность и преемственность экологическо­го образования на стадиях общеобразовательной и профессио­нальной подготовки;

- повысить уровень профессиональной компетентности сту­дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

Курс рассчитан на 54 часа аудиторных занятий, из них: 36 -лекции, 18 - семинары. Учебно-исследовательская работа студен­тов включает написание рефератов, подготовку научных докла­дов, написание дипломных работ.

Итоговая форма контроля - экзамен (зачет).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).

Развитие экологических представлений людей с древнейших вре­мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со­циологии.

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъек­ты (4 часа).

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта соци­ально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.

Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо­гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.

Социально-экологическое взаимодействие и его основные ха­рактеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта­ция человека к окружающей среде и ее изменениям.

Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории циви­лизации (4 часа).

Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль­ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.

Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа).

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс­ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загряз­нение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроор­ганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес­кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.

Потребности как источник активности личности. Группы и ви­ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче­ских потребностей человека.

Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со­циальной среде.

Поведение человека в естественной среде. Характеристика на­учных теорий влияния среды на человека.

Поведение человека в социальной среде. Организационное по­ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си­туациях.

Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа).

Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды.

Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа).

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.

Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб­лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при­роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).

Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).

Становление и развитие экологической психологии и ее пред­мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок­ружающей среды.

Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба­зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль­ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти­пология субъективного отношения к природе.

Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро­поморфизм, персонификация, субъектификация).

Экологическое сознание и его структура. Структура антропо­центрического и экоцентрического экологического сознания. Проб­лема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.

Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).

Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче­ской культуры. Педагогические условия ее формирования.

Экологическое воспитание личности. Развитие экологическо­го образования в России. Современное содержание экологиче­ского образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.

Экологизация образования. Характеристика экологизации об­разования за рубежом.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации (2 часа).

Освоение природы человеком.

Особенности восприятия природы первобытными людьми.

Становление экологического сознания.

Литература для подготовки к занятию

Тайлор Б.Д. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 355-388.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-283.

Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодо­ления (4 часа).

Экологический кризис: миф или реальность?

Предпосылки возникновения экологического кризиса.

Пути преодоления экологического кризиса.

Литература для подготовки к занятию

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. -С. 188-202.

Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 44-79.

Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа).

Что такое экологическая этика?

Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.

Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.

Литература для подготовки к занятию

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.-С. 293-325.

Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 216-229.

Тема 4. Экология и этногенез (2 часа).

Сущность процесса этногенеза.

Влияние особенностей ландшафта на этногенез.

Этногенез и эволюция биосферы Земли.

Литература для подготовки к занятию

Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. - М., 1997. - С. 385-398.

Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа).

Идея ноосферы и ее творцы.

Что такое ноосфера?

Становление ноосферы и перспективы человечества.

Литература для подготовки к занятию

Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. -М., 1993. -С. 303-311.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1987.-С. 133-186.

Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.

Тема 6. Человек и космос (4 часа).

Космическая сущность человека.

Космические перспективы человека.

Литература для подготовки к занятию

Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Рус­ский космизм: антология философской мысли. - М., 1993. -С.317-327.

Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. -Тула, 1986.-С. 286-288.

Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен чело­века: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск, 1991. -С. 36-57.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Природные основы экологической культуры.

2. Технократический стиль мышления и его влияние на окру­жающую среду.

3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.

4. Проблема выживания в современном мире.

5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.

6. Кризис современного детства как отражение социально-эко­логического кризиса.

7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.

8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).

9. Фактор среды в развитии личности.

10. Реализация принципа целостности знания в процессе фор­мирования экологической культуры личности.

11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.

12. Социальная экология семьи.

13. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

14. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаи­модействия человека с миром.

15. Проблема улучшения социальной среды человека.

16. Проблема подготовки будущего учителя к решению соци­ально-экологических задач воспитания у школьников экологиче­ской культуры.

17. Оптимизация окружающей среды.

18. Адаптация человека к условиям стихийных бедствий.

19. Феномен территориальности у человека и у животных (срав­нительная характеристика).

20. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

2. Становление социальной экологии и ее предмета.

3. Отношение социальной экологии к другим наукам.

4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эко­логического взаимодействия.

6. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.

7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.

8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.

9. Перспективы развития взаимоотношений природы и обще­ства. Идеал ноосферы.

10. Концепция устойчивого развития.

11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.

13. Потребности как источник активности личности. Характе­ристика экологических потребностей человека.

14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.

15. Своеобразие поведения человека в естественной и социаль­ной среде.

16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуа­циях.

17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

18. Экологические аспекты этногенеза.

19. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общест­ва и природы.

20. Природа как ценность.

21. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

22. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравствен­ный принцип.

23. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, об­щества и природы в различных религиозных концепциях.

24. Предмет экологической психологии.

25. Субъективное отношение к природе и его разновидности.

26. Субъективное восприятие мира природы. Экологическое сознание.

27. Экологическая культура личности и педагогические усло­вия ее формирования.

28. Экологическое воспитание личности.

29. Содержание экологического образования.

30. Экологизация образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Ю. Ф., Алешкевич М., Буровский А. М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии (опыт проектирования и внедрения). - Ир­кутск, 1998.

2. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М, 1994.

3. Агаджанян Н. А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

4. Агесс П. Ключи к экологии. - Л., 1982.

5. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

6. Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.

7. Алексеев В. 77. Очерки экологии человека. - М., 1993.

8. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.И., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М., 1997.

9. Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.

10. Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. - М., 1992.

11. Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.

12. Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

13. Введение в экологию / Под ред. Ю. А. Казанского. - М., 1992.

14. Владимиров В. В. Расселение и экология. - М., 1996.

15. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., 1991.

16. Вронский В. А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону, 1996.

17. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998.

18. Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.

19. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. - М., 1997.

20. Голо Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. -М., 1990.

21. Горелов А. А. Экология. -М., 1998.

22. Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.

23. Девятова С. В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте ми­ровой истории. - М., 1998.

24. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996.

25. Дорст Ж. До того, как умрет природа. - М., 1968.

26. Дружинин В. Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. -М.,1996.

27. Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

28. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.

29. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.

30. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Во­просы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.

31. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.

32. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987.

33. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992.

34. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.

35. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Закат цивилизации или движение к ноо­сфере (экология с разных сторон). - М., 1997.

36. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.-С. 77-88.

37. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М., 1996.

38. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

39. Михеев А. В., Галушин В. М., Гладков Н.А., Иноземцев А. А., Констан­тинов В. М. Охрана природы. - М., 1987.

40. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.

41. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. - М., 1993.

42. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или дви­жение к ноосфере (экология с разных сторон). - М., 1997.

43. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.

44. Одум Ю. Экология: В 2 т. - М., 1996.

45. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. -М.; Ярославль, 1998.

46. Петров К. М. Общая экология. - М., 1999.

47. Прохоров Б. Б. Прикладная антропоэкология. - М., 1998.

48. Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект //Эволюци­онная и историческая антропоэкология. - М., 1994. - С. 47-65.

49. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. - М., 1994.

50. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипоте­зы.-M., 1994.

51. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.

52. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М., 1984.

53. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.

54. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволю­ции человека. - М., 1990.

55. Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

56. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. -СПб., 1997.

57. Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.

58. Экология: Учебное пособие. - М., 1997.

59. Экология и религия. - М., 1994.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абиотические экологические факторы - факторы неорганиче­ской природы (свет, температура, влажность, давление, физиче­ские поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Австралопитек - ископаемая человекообразная обезьяна, пере­двигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн лет.

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия - способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы - свойства окружающей среды, к воздей­ствию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность - приспособленность организма к конкрет­ным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акклиматизация - приспособление растений, животных и че­ловека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их соб­ственная динамика как источник преобразования или поддержа­ния ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преоб­разования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.

Антропоген - одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.

Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоморфизм - представление о наличии у животных психи­ческих свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, - силам природы, растениям, животным, богам.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Артеприрода (третья природа по Н. Ф. Реймерсу) - весь искус­ственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.

Атмосфера - газовая, воздушная оболочка, окружающая зем­ной шар и связанная с ним силой тяжести.

Бедствие экологическое - любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз - сложная природная система, совокупность одно­родных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми­ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест­вом и энергией.

Биосфера - область распространения жизни на Земле. Б. охва­тывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы - это прямые или опосре­дованные воздействия со стороны других организмов, населяю­щих среду обитания человека (животных, растений, микроорга­низмов).

Биоценоз - взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо­ема, характеризуемая определенными отношениями между орга­низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Бихевиоризм - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сво­дящее психику к различным формам поведения, понятого как со­вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Болезнь - состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процес­са), направленных на его восстановление.

Болезни урбанизации - группа заболеваний, связанных с пере­уплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Бронзовый век - время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000-4000 лет до н. э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельче­ские цивилизации.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н.э., в центре которой - учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобо­ждения и пути к нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.