КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ваше мнение. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми — природный талант или результат обучения?
Ваше мнение Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми — природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?
Упражнение 5. Прочитайте текст. Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый жест? Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием. (Л.Н.Толстой) Упражнение 6. Прочитайте текст. Какие невербальные средства указывают на резкое изменение состояния тонкого? Объясните значение каждого невербального сигнала, описанного автором. - Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею... служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну а ты как? Небось уже статский? А? - Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый, — Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, наморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира - Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства вдруг в такие вельможи-с! Хи-хи-с. (А.П.Чехов) Упражнение 7. Прочитайте текст. Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? Почему? Какие приемы усиления своей позиции использовал мужчина? Было ли его речевое воздействие эффективным? Результативным?
- Разрешите пройти! — решительно сказал мужчина вахтерше, загородившей ему путь. - А вы к кому? - Какое ваше дело! Дайте пройти! – заорал высокий широкоплечий мужчина на старушку. –Я по срочному делу! - Иди, иди любезный, – засуетилась старушка. – Раз по срочному, то иди. Упражнение 8. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что вы показали невербально. Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека? Задания по теме «Речевое воздействие как наука» Какие утверждения правильные? 1. Речевое воздействие — раздел риторики. 2. Риторика — раздел речевого воздействия. 3. Риторика — это наука о речевом воздействии. 4.Риторика — наука об эффективной публичной речи. 5. Риторика — наука о межличностном общении. 6. Реклама полностью принадлежит науке о речевом воздействии. 7.Реклама частично принадлежит науке о речевом воздействии. 8. Речевое воздействие исследует только вербальные сигналы. сигналы. 10. Коммуникативная позиция говорящего — это степень его влиятельности в общении. 11. Коммуникативная позиция говорящего — это место его расположения относительно собеседника в процессе общения. 12. Доказывать и убеждать — это одно и то же. 14. Манипулятивное воздействие на человека всегда предосудительно. 15. Манипулятивное воздействие не всегда предосудительно. 16. Персонификация личности — это рост индивидуальной неповторимости личности. 17. Персонификация личности — это проявление личностью своего характера, своеволия.
18. Степень персонификации личности в современном обществе растет. 19. Процесс персонификации личности в современном обществе остановился. 20. В современном обществе развивается деперсонификация личности. Задания по теме «Понятие эффективной коммуникации». Какие утверждения правильные? 1. Эффективное общение — это такое, которое позволяет достичь предметной цели. 2. Эффективное общение — это такое, которое позволяет достичь предметной и информационной цели. 3.Эффективное общение — это такое, которое позволяет достичь предметной, информационной и коммуникативной цели. 4. Эффективное общение — это такое, при котором сохраняется коммуникативное равновесие. 5. Эффективное и результативное общение — это одно и то же. 6. Эффективное и результативное общение — это разные вещи. 7. Развернутое речевое обращение обычно эффективнее краткого. 8. Краткое речевое обращение обычно эффективнее развернутого. 9. Информационная цель может быть не достигнута, но общение может быть эффективным. 10. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть эффективным. 11. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть результативным. 12. Можно достичь информационной или коммуникативной цели. И такое общение будет эффективным. 13. Вежливое общение всегда эффективнее грубого. 14. Вежливое общение не всегда эффективнее грубого. 15. Вертикальное и горизонтальное коммуникативное равноправие в равной степени предполагают соблюдение принятых в обществе норм общения. 16. Вертикальное коммуникативное равновесие допускает несоблюдение принятых в обществе норм общения. 17. При соблюдении правил вежливого общения реальная достижимость поставленной говорящим цели не влияет на эффективность общения. 18. Реальная достижимость поставленной говорящим цели влияет на эффективность общения независимо от соблюдения им правил вежливого общения. 19. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены общающимися, если они о них знают. 20. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены общающимися, если они их осознают и прилагают усилия по их преодолению. Задания по теме «Невербальное речевое воздействие»
Какие утверждения правильны? 1. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации о мире. 2. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации. 3. Неконгруэнтность — это противоречие между смыслом слов и сопровождающими их жестами. 4. Неконгруэнтность — это несоответствие смысла выступления оратора реальной действительности. 5. Неконгруэнтность — это неправильное поведение оратора в аудитории. 6. Вербальный сигнал несет больше информации, чем невербальный. 7. В официальном общении используются преимущественно стандартные невербальные сигналы. 8. Умеренная жестикуляция — признак воспитанности. 9. Дети и молодежь жестикулируют больше, чем взрослые. 10. Риторические жесты — это жесты, используемые оратором в процессе выступления перед аудиторией. 11. Риторические жесты — это жесты, акцентирующие отдельные части высказывания. 12. Имидж — это долговременная ролевая маска человека. 13. Имидж — это стремление человека хорошо выглядеть. 14. Имидж — это приятное впечатление о человеке. 15. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает новый имидж для себя. 16. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает новый имидж для других. 17. Имидж необходим каждому человеку. 18. Имидж необходим только людям, ведущим публичный образ жизни. 19. Классический стиль символизирует компетентность. 20. Романтический стиль хорошо воспринимается малообразованной аудиторией. 21. Спортивный стиль воспринимается позитивно в любой аудитории. 22. Экстравагантный стиль позитивно воспринимается творческими людьми. 23. Высокая прическа повышает статус. 24. Короткая стрижка мужчины символизирует невысокий интеллект. 25. Блондинок воспринимают как более умных. 26. Мягкий силуэт одежды повышает доверие к оратору. 27. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза. 28. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо. 29. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного. 30. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положительных качеств.
Глава 3. Практические приемы убеждения. Упражнение 1. Сравните тексты. Какие ошибки были допущены в разговоре с директором в тексте 1. Какие правила убеждения применены в тексте 2. Текст 1. - Виктор Павлович, отпустите меня на два часа раньше. - А что такое? - Понимаете, приезжает моя родная сестра с двумя детьми, с тяжелыми вещами. Мне нужно обязательно ее встретить. - Вы говорите, и вещи тяжелые? - Да, очень. Знаете, с детьми столько всего набирается. Коляска и все прочее. - Так может, лучше вашему мужу ее встретить, раз такие тяжести? - Мы тоже так думали. Но мужа не отпустил его начальник, сказал – работы много… - Ага! Значит у них много работы, а у нас мало! Нет уж, пусть ее ваш муж встречает! Не могу вас отпустить. - Но как же, это моя сестра… - Это ваши проблемы и решайте их сами, а не за счет работы. Идите работайте. Текст 2. - Иван Петрович, я сегодня пришла на работу на час раньше и работала без обеда, так что всю сегодняшнюю работу я практически закончила. - Похвально. Но чем это вызвано? - Дело в том, что приезжает моя родная сестра с детьми, мне нужно обязательно ее встретить. Поэтому прошу вашего разрешения уйти на 2 часа раньше. - Так, говорите, работа уже сделана? - Да. А на случай, если у вас появится какое-то срочное дело, девочки обещают выполнить, а если не смогут, я завтра пораньше приду и к вашему приходу все сделаю. - Ну что же, конечно, конечно, езжайте, встречайте. А сколько детей у сестры? - Двое. - Наверно, и вещей полно… - Да уж, наберется… - Вот что, попробую-ка вам помочь. (Звонит по телефону). Але, диспетчер? Вы нам не выделите на полтора часа «Рафик»? даете? Вот спасибо». Будет машина у главного входа. - Ой, большое вам спасибо! - Все бы так отпрашивались… Упражнение 2. Какоеиз правил убеждения здесь сработало? Сотрудник почти ежедневно опаздывает на работу. Увольнять его руководитель не хочет – хороший специалист, приносит большую пользу. Замечания начальника, выговоры не действуют. На общем собрании коллектива сотрудники осудили своего недисциплинированного коллегу и предупредили его. После этого он перестал опаздывать.
Упражнение 3. Какие ошибки допустил посетитель? В приемную входит посетитель и направляется к двери кабинета руководителя. Секретарь: Туда нельзя, он занят. Посетитель: Мы записывались как раз на это время. Секретарь: Я вас не помню, как ваша фамилия? Посетитель: Записался мой начальник, но он не смог приехать и поручил это мне. Секретарь: Нет, я не могу вас пропустить, вы не записаны. Посетитель настаивает, секретарь стоит на своем. Возникает конфликт.
Упражнение 4. Какие правила убеждения были применены героем текста? Я опаздываю на работу. А тут еще около здания, где я работаю, нет свободных мест для парковки автомобиля. Отъезжаю назад и несколько минут трачу на поиск свободного места. Наконец, найдя, увидел стоящую рядом машину своего начальника. «Наверняка он тоже долго искал, где встать», - подумал я. Только вошел в свою комнату, как был вызван к начальнику: - Почему опоздал? - Очень трудно найти место для парковки… Вы, наверное, тоже поездили, прежде чем стать? - Было дело… - И так каждое утро. Может, нужно принять какие-то меры, чтобы нам выделили дополнительные места для парковки… - Да, надо что-то делать. Кстати, займитесь этим, узнайте, к кому нужно обратиться по этому вопросу».
Упражнение 5. Какие правила убеждения были нарушены в тексте 1 и применены в тексте 2? Текст 1. Сотрудник обращается к своему руководителю, недавно вступившему в должность: - Я уже давно работаю на этом месте и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Во-первых, кто это требует. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!.. - Надеюсь, вы проверили отчет перед тем, как сдать его мне? Вариант ответа: «Вы считаете, что несправедливо заставлять вас исправлять ваши же ошибки?». Текст 2. - Вы говорите, что в отчете мелкие неточности? - Да, именно так! - Вы не против, если мы сейчас рассмотрим их? - Конечно. - Хорошо, давайте посмотрим, можно ли с ними смириться. Анализируя отчет, руководитель отмечает сильные и слабые стороны.
Упражнение 6. Сравните два текста. Какие ошибки в правилах бесконфликтного общения были допущены в разговоре с директором в тексте 1. Перечислите правила убеждения, используемые во тексте 2. Текст 1. Воспитательнице детского сада (студентке вечернего отделения педуниверситета) вечером звонит заведующая детсадом. Заведующая: Завтра к нам приходит комиссия. Я хочу, чтобы открытое занятие провели именно вы. Выходите в первую смену, детали обговорим на месте. Воспитательница: Извините, я уже три дня подряд работала в первую смену. К тому же завтра утром у меня в институте консультация по курсовой. Заведующая: Знаете, нам ваша учеба как кость в горле! Только и знаем, что под вас подстраиваемся! Если завтра не проведете это занятие, я отменю ваш личный график, выкручивайтесь со своей учебой как хотите! Воспитательница: Пусть отрабатывает моя сменщица, это ведь ее обязанность. Заведующая: Я все сказала (короткие гудки в трубке). Подчиняясь силе, я вышла утром на работу и стала готовиться к открытому занятию. Но узнала, что открытое занятие поручено провести другой воспитательнице. Текст 2. Заведующая: Добрый день, Татьяна Ивановна. Воспитательница: Добрый вечер, Мария Петровна. Заведующая: У нас возникла проблема, надеюсь, вы поможете ее разрешить. Воспитательница: Конечно, если смогу. Что-нибудь случилось? Заведующая: Завтра к нам приходит комиссия. От ее выводов очень много зависит для нас. Будут смотреть открытое занятие. Вы проведете их лучше всех. Так что вся надежда на вас. Воспитательница: Спасибо за высокую оценку, очень приятно этот слышать. Но завтра утром у меня консультация по курсовой, без нее мне не написать эту работу. Заведующая: Жаль, конечно, но это дело разрешимое. Попросите товарищей по группе узнать у преподавателя, когда к нему можно подойти в другое время, мы учтем это в вашем личном графике. С другой стороны, ваш отказ может создать напряженность в нашем коллективе. Ведь девочки всегда идут навстречу вашим пожеланиям, хотя не всегда это легко им дается. Воспитательница: Да, пожалуй, надо выходить с утра… Заведующая: Вот и хорошо. Откровенно говоря, я не сомневалась, что мы уладим этот вопрос. Итак, до утра. Детали обговорим на месте. До свидания. Воспитательница: До свидания.
Упражнение 7. Сравните два текста. Какие правила убеждения были нарушены в разговоре с директором в тексте1. и применены в тексте 2. Текст 1. Сотрудница обращается к своему руководителю. - Сергей Николаевич, я бы хотела взять отпуск в июле. - Людмила Ивановна, у вас отпуск по графику в сентябре. - Да, но я прошу в июле, потому что у моего мужа отпуск в июле и мы бы хотели поехать вместе на море отдохнуть, мы так давно там не были! - Все хотят. Ничем не могу помочь вам. Текст 2. - Сергей Николаевич, могу я сейчас поговорить с вами? - Да, что у вас? - Зимой был выработан график отпусков на этот год? Он сейчас в силе? - Да, безусловно! - А можно ли меняться между собой временем отпуска? - Можно, если это не оголит никакого участка работы. - Я договорилась с Ивановой (у нее отпуск в июле) поменяться со мной на полмесяца, если вы разрешите взять нам отпуска с разрывом, в два приема. По семейным обстоятельствам мне нужно хотя бы две недели в июле. - А что ваши непосредственные руководителя? - Они согласны. - Хорошо, пишите ваше заявление, но только завизируйте их у ваших руководителей… Я подпишу. Упражнение 8. Какие правила нарушил пострадавший в разговоре с соседями? Квартиру жильца А затопили соседи с верхнего этажа. Ущерб был значительным, особенно ввиду того, что недавно А отремонтировал квартиру. Пострадавший в сильнейшем волнении обрушился на соседей с угрозами, при этом неумышленно оскорбил их. В ответ перед ним захлопнули дверь и отказались разговаривать. А подал на соседей в суд. На суде обвиняемые представили справку домоуправления о том, что в тот вечер они вызывали сантехника по случаю течи в трубе. Решение суда было отложено ввиду неясности степени вины соседей и домоуправления. За давностью установить это оказалось непросто. Пострадавший же, будучи уверенным в вине соседей, не организовал своевременно расследования причин затопления, что позволяет домоуправлению ссылаться на незначительность дефекта, «не могшего» привести к затоплению.
Упражнение 9. Какие правила убеждения не были применены? Когда я гулял с собакой, на меня сверху упала пустая консервная банка. Посмотрев на верх, я понял, из какого окна ее выбросили. Дома мама увидела, что у меня кровь на голове и запричитала. Отец, услышав в чем дело, пошел вместе со мной в ту квартиру разбираться. На звонок вышел мужчина в сильном подпитии. Показав на меня, отец сказал: - Видите кровь? Это из-за консервной банки, которую вы выбросили в окно. - Докажи! Они стали ругаться, подрались. Соседи вызвали милицию. Обоих мужчин забрали и оштрафовали.
Упражнение 10. Сравните два текста. Какие правила убеждения были нарушены в разговоре с директором в тексте 1 и применены в тексте 2. Текст 1. Возвращаясь вечером домой, мы увидели, что кабель телеантенны обрезан. Мать сразу предположила, что это дело рук соседа, который постоянно тусуется на нашей площадке со своей компанией и вечно что-нибудь вытворяет. Мать пошла к нему домой. Произошел следующий разговор: Моя мать: Где ваш сын? Он оборвал нашу телевизионную антенну. Его мать: Он не мог этого сделать, весь день был дома. Моя мать: Вы просто хотите выгородить его! Его мать: А вы его хотите оболгать! Они крепко поругались. С тех пор наши семьи не разговаривают друг с другом. Текст 2. - Добрый вечер, Галина Аркадьевна. Могу я с вами посекретничать? - Пожалуйста, проходите. - Я пришла к вам за помощью. Кто-то хулиганит на нашей площадке. Ваш сын знает всех подростков, что собираются в подъезде. Хорошо бы он передал ребятам, что их всех поставят на учет в милиции, если хулиганство повторится. - А что они натворили? - Сегодня – обрезали нам телеантенну. А так, посмотрите – испохабили все стены подъезда и кабины лифта нецензурщиной. Это плохо кончится. Мы, как матери, должны их остановить. - Хорошо, я поговорю с ним.
Упражнение 11. Какие правила убеждения были нарушены? Маленький мальчик хочет походить по луже. Мама прикрикнула, чтоб он не лез в нее. Но ребенок все равно направляется туда, где глубже. Мать объясняет ему, что он промочит ноги, простудится, заболеет и даже может умереть от этого. Но мальчик продолжает углубляться в центр лужи. Наконец взбесившаяся мать хватает свое чадо, вытаскивает из лужи и отшлепывает. Ребенок, естественно, ревет…
Упражнение 12. Какие правила убеждения были нарушены? Конец четверти. У Коли «решается» оценка по математике: 3 или 4. Коля: Татьяна Васильевна, поставьте мне 4. Вы же сами знаете, что на 4 я знаю. Татьяна Васильевна: Я не могу поставить 4, в журнале две текущие двойки. Коля: Но это же по поведению. Татьяна Васильевна: Что написано пером – не вырубишь топором. Знаешь такую поговорку? Коля: Да что мне поговорки! Преподаватель должен непредвзято оценивать только знания! Татьяна Васильевна: Ты меня еще и учить вздумал?! Разозленная учительница ставит 3 за четверть.
Упражнение 13. Какие правила убеждения были применены? Ученику нужно исправить оценку по истории, и он хочет, чтобы учительница вызвала его отвечать. По дороге в школу он догоняет ее: - Доброе утро, Нина Дмитриевна! Правда, погода сегодня отличная? - Здравствуй, Саша. Погода действительно хорошая! - Скоро каникулы, наконец-то вы отдохнете от нас. - Да, все устали – и мы, и вы. Наверное, мечтаете о каникулах? - Конечно. Веселее, правда, идти на каникулы с хорошими оценками. - А как четверть кончаешь? - Возможно, без троек, если удастся по вашему предмету исправить тройку. - А почему не учил как следует? - Да я-то учил, но чуть хуже выучишь, так вы сразу спрашиваете, как чувствуете. - Да уж, за 20 лет работы можно научиться учеников насквозь видеть. - Но теперь-то уж я как следует выучил. - Что ж, сегодня и проверим.
Упражнение 14. Какие правила убеждения были применены? Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли двери и они. На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью. - Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности. Стоимость работ от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону (вручили визитные карточки). Оплата – после сдачи работы заказчику. Многие в нашем подъезде сделали заказ на предложенную услугу.
Упражнение 15. Почему отец оказался неубедительным, какие правила убеждения он не применил? Сын пришел домой с новой прической. Увидев ее, отец сказал: - Опять постригся, как дурачок! - Но мне так нравится, папа. - Я тебе объясняю: с такой прической ты похож на дурачка, – более сердито сказал отец. - А все мои друзья говорят, что она мне идет. И девчонкам понравилась! - Какое мне дело, что говорят твои друзья, ты лучше послушай, что тебе говорит твой отец! Спор еще некоторое время продолжался, пока, наконец, сын не заявил, что это его голова и он будет стричь ее так, как считает нужным. И ушел, громко хлопнув дверью. Упражнение 16. Какие правила убеждения были нарушены? В соседнем учебном заведении была дискотека. Того, кто опоздал к началу, не пускали. Опоздавших было около 20 человек, и я среди них. Вахтер, здоровенный мужик, никого не пускал. Когда просители схлынули, я подошел к нему: - Добрый вечер! Разрешите мне немного погреться у вас, а то на улице холодно, а мне до конца дискотеки ждать. - А что за нужда ждать? - Девушке обещал прийти на дискотеку и проводить ее домой, а то район у нее опасный. Да вот задержали на занятиях. - Ты что, тоже учишься? - Ага, в ПТУ. - И на кого учишься? - На плотника. Но, думаю, сегодня подраться придется. - А что так? - Здешние ухари считают, что если потанцевал раз, значит девушка должна согласиться, чтоб ее проводили. А я не для того дожидаюсь, чтоб кто-то другой провожал. - Так ты иди и сам танцуй с ней. - Так вы не пускаете! - Раз такое дело – проходи. Только чтоб драки не было. - Вот спасибо! - Да ладно уж …
Упражнение 17.. В чем ошибка продавца, какие правила бесконфликтного общения он нарушил? Мужчина средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. подойдя к молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта баночка?» а продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя, сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед, и совсем недорого», на что тот ответил: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом определять» и прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который сразу ответил на вопрос о цене. Глава 4. Логические, этические, психологические приемы убеждения.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |