Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй. Реформы 1540-х –– 1550-х г.г.гг




Органы центрального управления. Сословная организация общества отразилась в органах управления государства, главным из которых являлась Боярская дума. Она представляла сложное учреждение с постоянным составом членов из нескольких десятков человек, имевших разные звания, соответствовавшие их сословной принадлежности и генеалогической знатности. Представители знатнейших княжеских родов носили звания бояр. За ними шли окольничие, выходцы из старого московского нетитулованного боярства. Боярами и окольничими становились по рождению.

Следующую ступень думских чинов представляли думные дворяне, лица из захудалых боярских родов или дворянства. Непосредственно рабочий аппарат думы составляли думные дьяки, секретари и докладчики.

«Думные люди» не только заседали в Думе, но одновременно являлись главами (судьями) приказов, воеводами, исполняли дипломатические поручения и т.д., поэтому не всегда могли присутствовать на еженедельных заседаниях Думы. Постоянными ее членами, как правило, были судьи приказов, а также секретари, докладчики и свободные от служебных поручений бояре.

Заседания Думы проводились в Кремле или в месте пребывания царя, начинались с восходом солнца и длились несколько часов. Думные люди «сидели» в соответствии с занимаемым чином –– окольничие ниже бояр, лица одного чина –– в местническом порядке по родовитости и заслугам предков, дьяки обязаны были стоять.

Несмотря на то, что Дума ведала широким кругом вопросов административного и судебного управления, главной ее функцией было издание законов. Порядок законотворчества выражался формулой: «государь указал, и бояре приговорили». Царь либо присутствовал на заседаниях –– «сидел с бояры о делах», либо приказывал боярам «без себя сидеть». В последнем случае Дума принимала закон («боярский приговор») самостоятельно, без последующего царского утверждения.

Избранная рада представляла собой небольшой круг приближенных к царю лиц из числа боярской знати (князья Андрей Курбский и Михаил Воротынский), придворной администрации (дьяк И. М. Висковатый), духовенства (митрополит Макарий и духовник царя протопоп Сильвестр), служилых людей (Алексей Адашев). Этот совет занимал господствующее положение в Думе и центральном управлении до конца 1550-х гг. Он стал инициатором проведения активной внешней и внутренней политики государства, в том числе и созыва зЗемских соборов.

Земские соборы. Первые з емские соборы возникли стихийно как стремление государства в условиях возросшей социальной напряженности обеспечить более широкую социальную опору для власти. Они выросли из нескольких источников –– практики церковных соборов, расширенных заседаний Боярской думы и совещаний, организовывавшихся проводившихся во время военных походов, наконец, из сохранившихся отголосков былых вечевых собраний[239]. Традиционно первым собором считается Собор, проведенный в 1549 г., однако, по мнению С. О. Шмидта, «в конце 1540-х –– начале 1550-х гг.одов было четыре расширенных собрания Боярской думы, Освященного собора и еще некоторых лиц», –– 1547, 1549, 1550, 1551 гг. (последний –– Стоглавый собор), которые он называет «соборами примирения»[240].

Впоследствии практика созыва Зземских соборов приобретает регулярный характер, в них начинают участвовать представители все большего числа социальных групп и регионов[241]. Представительство определяется достаточно сложным образом, сочетая выборность и назначение одновременно. Для значительной части участников соборов эти заседания представляли своего рода повинность. Решения принимались на основе консенсуса, что нередко порождает представление о незначительной роли этих органов в политической системе страны, о том, что соборные приговоры являлись лишь формальным согласием с монаршей волей.

Однако в действительности постепенно институт Зземских соборов стал важным элементом всей системы власти в стране, хотя это положение на протяжении XVI––-XVII вв. не оставалось неизменным. Особенно отчетливо значимость роли соборов начинает проявляться с конца XVI в., когда они приобрели фактически «конституирующую» функцию избрания и утверждения на царство монархов[242]. Соборы выполняли законодательные функции (принятие Судебников, Уложений[243]). На соборах принимались важнейшие решения по вопросам внутренней и внешней политики[244]. Хотя внешне участники заседаний никогда не противоречили монарху, от имени которого, в конечном итогесчете, и принималось решение, подаваемые от различных групп мнения становились важным средством выяснения настроений в обществе, отношения к тем или иным (как сделанным, так и предполагаемым) шагам власти, своего рода средством «мониторинга» ситуации (на основе чего, собственно, и вырабатывалось окончательное решение). С другой стороны, При этом Ссоборный приговор придавал проводимым мероприятиям характер общенационального дела. Участники собора совершали акт крестоцелования (присяги), становясь таким образом ответственными за исполнение соборного приговора.

Приказы, как и Боярская дума, зародились в удельные времена из отдельных поручений князя «введенным» боярам заниматься той или иной отраслью управления. Такие поручения со временем трансформировались в учреждения –– сначала в избы, а затем в приказы. Во главе приказов стояли начальники –– судьи, под управлением которых находились дьяк, секретарь и штаты подьячих и подсекретарей. Каждый приказ имел свою компетенцию, как тогда говорили, «людей», дела которых находились в ведомстве приказа. В приказах существовало письменное делопроизводство.

По своему происхождению приказы можно разделить на три группы. К первой относились учреждения дворцового управления –– Конюшенный приказ, приказ Большого дворца и т.д. Ко второй –– отраслевые приказы ––Большого прихода (государственные доходы), Посольский, Разрядный, Разбойный, Холопий, Поместный и др. К третьей –– территориальные приказы ––Новгородский, Казанский, Тверской, Сибирский. Все органы формировались постепенно, в зависимости от возникавших государственных нужд, поэтому их функции и компетенция зачастую переплетались и дублировались, в результате чего система центрального управления представляла громоздкий и плохо слаженный механизм.

Приказы одновременно являлись и судебными органами. По преимуществу В них преимущественно разбирались дела административного и уголовного характера, для разрешения гражданских споров существовали специальные приказы –– Московский, Владимирский, Дмитровский и Рязанский.

Органы местного управления в конце XV –– начале XVI вв. представляли собой кормления, превращавшиеся из средств содержания служилых людей в местные органы управления, что повлекло за собой их законодательную регламентацию в Судебниках 1497 и 1550 гг., в уставных грамотах, где расписывались права, обязанности и ответственность кормленщиков.

В 1550-х гг. во многих уездах кормления, ввиду злоупотреблений воевод, стали заменяться губными и земскими органами самоуправления. Первым шагом в этом направлении явилось уменьшение судебных полномочий кормленщиков введением в судебное производство порядка доклада. Согласно Судебнику 1550 г., доклад применялся в делах о земле, холопстве, душегубстве, разбое и татьбе с поличным. Это означало, что вершение дела (вынесение приговора) стало прерогативой судьи соответствующего приказа, а не кормленщика. Судебник 1550 г. ввел также правило, заключавшееся в обязательном присутствии на суде кормленщика выборных лиц –– земских старост с присяжными заседателями –– целовальниками, в обязанность которых входило «правды беречи … без всякие хитрости». Логическим завершением этих преобразований явилось проведение губной и земской реформ 1540-х –– 1550-х гг.

Реформы 1540-х –– 1550-х г.г. Губная реформа преследовала цель активизации борьбы с преступностью на местах, поскольку судебные разбирательства по поводу «лихих дел» и других преступлений давали кормленщику основную часть его доходов в виде судебных пошлин, и он не был заинтересован в предупреждении преступлений. В связи с этим Боярская дума «приговорила» о предоставлении городским и сельским общинам права, «свестясь меж собя за один», самостоятельно выявлять и судить преступников. Для этого в волостях создавались полицейские округа –– губы во главе с избранными губными головами из дворян (по 3-4три-четыре на волость) и их помощниками –– целовальниками из числа старост, десятских и лучших людей из тяглового населения. Наиболее серьезные дела решались на уездных съездах волостных голов, которые были преобразованы в уездные губные управления. В волостях создавались губные избы во главе сволостными и вотчинными губными старостами и целовальниками.

Судебный процесс в губных учреждениях носил розыскной характер, широко применялся повальный обыск и оговор соучастников под пыткой. Облихованный «по обыску», и даже под пыткой не сознавшийся в преступлении, все равно осуждался на пожизненное тюремное заключение, а истец вознаграждался из его имущества. Целью губного процесса было не столько восстановление нарушенного права, сколько искоренение «лиха» и лихих людей. В губных грамотах говорилось, что в случае обнаружения невыявленных преступников на губных голов и целовальников «… исцовы иски … имати…, да им же … бытии кажненым».

Таким образом, в результате губной реформы полицейские и судебно-уголовные функции были переданы в руки местных выборных органов. Однако институт кормлений продолжал существовать, что отрывало от «государевой» службы значительное количество людей и создавало определенное социальное напряжение в обществе в результате злоупотреблений наместников. Поэтому дальнейшим шагом в реорганизации местного управления явилось проведение земской реформы.

Земская реформа явилась крупным политическим событием, выгодным как государству, так и населению. Началось ее проведение в 1551 г., когда одной из волостей Владимирского уезда в качестве эксперимента была дана уставная грамота, по которой вместо кормов и пошлин наместнику (эта должность отменялась), жители обязаны были платить оброк в казну. Земства откупали свое право самоуправления и получали откупные грамоты на освобождение от воевод. Эксперимент оказался удачным, и в 1555 г. было предписано «во всех городех и волостех учинити старост излюбленных».

Земские старосты вели не только судебные дела, но и осуществляли сбор откупного оброка и прямых налогов, а также исполняли другие административные функции. За недобросовестное исполнение своих обязанностей они наказывались смертной казнью и конфискацией имущества, которое распределялось между истцами, пострадавшими от их неумелого или корыстного управления.

Сбор косвенных налогов, таможенных пошлин и доходов от государственного «питейного дела» и различных промыслов отдавался на веру, т.е. специально избранными для этого людьми верными, которые несли личную и материальную ответственность за полное и своевременное поступление порученного им казенного сбора. В случае недобора установленной суммы верный голова с целовальниками доплачивали недостачу из своих средств и в двойном размере.

Вооруженные силы. Дворянское ополчение (конница) составляло основу военной организации государства. Начало ему было положено в 1550 г. указом Ивана IV об «испомещении» в Московском уезде «избранной тысячи» –– 1070 дворян, которые составили ядро дворянского войска. В 1556 г. порядок службы дворян был регламентирован «Уложением о службе». Дворяне являлись наследственными служилыми людьми «по отечеству» и получали «поместные дачи» (оклады) в пределах от 150 до 450 десятин и денежное содержание в размере 4-––7 рублей. С каждых 150 десятин земли дворянин обязан был поставлять «конно и оружно» не менее одного воина, в противном случае он подвергался штрафу. Если приводилось больше воинов, то дворянину выделялось дополнительное денежное жалованье.

Укрепление самодержавия сопровождалось также формированием постоянной военной силы, на которую монарх мог опереться в любую минуту. Такой силой с 1550 г. стало стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Первоначально стрельцы несли личную охрану царя, и войско состояло из шести полков (приказов) по 500 чел.овек в каждом, затем его численность была увеличена до 25 тысяч. чел.овек и стрелецкие гарнизоны появились во всех крупных городах страны.

Стрельцы, как и казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и т.д.,др. являлись служилыми людьми «по прибору». Их служба не считалась наследственной. «Приборные» люди получали коллективные, в отличие от дворян, земельные дачи (например, на стрелецкий приказ), из которых им выделялись личные участки на праве пользования. Безземельным «приборным» людям выдавалось денежное и хлебное жалованье, которое было, как правило, нерегулярным, поэтому в свободное от службы время им разрешалось заниматься ремеслами и торговлей. Для несения пограничной службы использовались казаки.

Финансовое управление. Государственные доходы складывались из окладных и неокладных поступлений в казну. Оклады являлись обязательным для плательщиков фиксированными налогами и заранее учитывались в смете. Они состояли из прямых (подати, тягло) и косвенных налогов. Податной единицей являлась соха, которая включала от 40 до 160 дворов в городском посаде или площадь пашни от 800 до 1200 десятин земли, в зависимости от ее доходности.

Прямые налоги собирались специальными финансовыми приказами «четвертями» в виде денег данных (от слова дань) и денег оброчных (оброк). К оброку, как правило, относили плату за пользование казенной землей, доход с различных казенных промыслов и налог с частных городских заведений (бани, харчевни, торговые лавки и т.д.).

К косвенным налогам в основном относились таможенные и кабацкие сборы. Кроме того, ввиду больших расходов на военные нужды, вводились различные дополнительные налоги –– запрос в виде «стрелецкого хлеба», «пятинных денег» (1/5 стоимости движимого имущества), «ямских» и «пищальных» денег. Они шли на содержание стрельцов, ямщиков, пищальников и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.