Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность государственного заказчика (получателя). 9 страница




Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий, осуществляется путем ведения общего списка.

Законодательством предусмотрено ведение и отдельных списков. Так, ст. 84 ЖК установлен перечень категорий граж­дан, которым жилые помещения социального пользования пре­доставляются вне очереди. Этим правом обладают:

1) граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригод­ными для проживания;

2) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечитель­ством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у род­ственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обу­чения в высшем, среднем специальном, профессионально-техни­ческом учебном заведении, по окончании срока службы в Воору­женных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохрани­лось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

3) больные активной формой туберкулеза;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес­публики Беларусь.


Жилые помещения предоставляются указанным гражда­нам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В отдельные списки вклю­чаются также малообеспеченные нетрудоспособные граждане, граждане, имеющие право на получение жилых помещений со­циального пользования вне очереди. О включении их в отдель­ные списки указывается в решении о принятии их на учет.

Очередность на получение жилья в некоторых случаях мо­жет быть перенесена и на более поздний срок (например, зло­стным нарушителям трудовой дисциплины, о чем может быть предусмотрено в коллективном договоре). Может быть перенесен на более позднее время срок постановки на учет. Это происходит, если гражданин был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без достаточных на то осно­ваний (например, жилая площадь на каждого члена семьи со­ставляла свыше 15 м2, если иное не установлено законодатель­ством)1. При появлении в дальнейшем у него таких оснований (например, у него увеличилось количество членов семьи) срок постановки на учет переносится на дату возникновения этих оснований.

Решение об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимается органом, при­нявшим этих граждан на учет. О принятом решении сообща­ется гражданину в 10-дневный срок с указанием оснований изменения очередности. При этом обязательно, чтобы сообще­ние было сделано в письменной форме.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилья путем купли-продажи, уча­стия в строительстве жилья, на получение в пользование жилого

1 Согласно ч. 2 пп. 4.21 Тарифного соглашения между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников государственных и других учреждений на 2003- 2005 гг. имеют право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечиваться жилой площадью по месту работы лица, проработавшие 20 лет и более в органах внутренних дел и добившиеся высоких показателей в труде, активно участвующие в общественной жизни и имеющие обеспеченность жилой площадью не более 17 м2 общей площади на каждого члена семьи; работники органов внутренних дел, имеющие право на первоочередное получение жилых помещений и обеспечение жилой площадью не более 17 м2 на каждого члена семьи.


помещения в домах государственного жилищного фонда в поряд­ке, предусмотренном в законодательстве Республики Беларусь.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительного кооператива, а также граждане, имею­щие жилой дом в частной собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помеще­ниями на общих основаниях.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания состоять на учете (если стало свыше 15 м2 на каждого члена семьи);

2) выезда их на постоянное место проживания в другой населенный пункт, за исключением случаев, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в организации;

3) прекращения трудовых отношений с организацией, где они со­стояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий, кроме случаев, предусмотренных Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

4) предоставления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 17 Правил, ст. 47 ЖК).

Снятие гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства производится по ре­шению исполнительного и распорядительного органа при учас­тии общественной комиссии по жилищным вопросам, а по ме­сту работы - по совместному решению администрации пред­приятия (учреждения, организации) и профсоюзного комитета (при его наличии).

Решение в 10-дневный срок сообщается гражданину в пись­менной форме с указанием причин, послуживших основанием снятия с учета. Обжалование решения о снятии производится в порядке, установленном для отказа в принятии на учет.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жи­лищных условий по месту работы сохраняется за граждани­ном в случаях:

1) ухода на пенсию;

2) утраты трудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и повлекшей прекращение трудовых отношений;


3) увольнения в связи с переходом на работу в государственные органы на выборную должность;

4) призыва на срочную военную службу, в том числе по контракту, а также призыва офицеров запаса на военную службу на срок до двух лет - в течение всего времени прохождения военной служ­бы и одного года со дня окончания этого срока;

5) направления организацией на учебу - в течение всего времени обучения;

6) увольнения в связи с сокращением численности или штата ра­ботников - до момента трудоустройства в другую организацию (при условии регистрации в государственной службе занятос­ти). При трудоустройстве на новое место работы гражданин при­нимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий с момента постановки его на такой учет по прежнему месту работы;

7) наличия других оснований, предусмотренных коллективными до­говорами (п. 20 Правил, ст. 48 ЖК).

При переводе гражданина, состоящего на учете нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий, на работу к другому нанимателю в том же населенном пункте он может быть при­нят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы со времени постановки его на учет по прежнему месту работы. Решение об этом принимается совме­стно администрацией предприятия (учреждения, организации) с профсоюзным комитетом (при его наличии).

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жи­лищных условий по месту жительства сохраняется за граж­данином при временном выезде из населенного пункта в слу­чаях:

1) призыва на действительную срочную военную службу, на время ее прохождения, в том числе по контракту, а также призыва офи­церов запаса на действительную военную службу на срок, уста­новленный законом, - в течение всего времени прохождения ука­занной военной службы;

.2) временного выезда из постоянного места жительства по услови­ям и характеру работы либо в связи с обучением - в течение всего времени выполнения данной работы или обучения;

3) выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна или попечи­теля - в течение всего времени выполнения этих обязанностей;

4) заключения под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием или судом;

5) некоторых других случаях.


Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жи­лищных условий с момента принятия на учет сохраняется:

1) по месту жительства - за членами семьи, совместно проживающи­ми с гражданами и состоявшими с ним на учете, в случае смерти гражданина или снятия его с учета при выезде на постоянное про­живание в другой населенный пункт, в случае смерти гражданина или снятия с учета при выезде на постоянное проживание в дру­гой населенный пункт, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) по месту работы - за работающими в данной организации члена­ми семьи гражданина, состоявшего на учете, в случае прекраще­ния с ним трудовых отношений (расторжения брака), а за члена­ми семьи гражданина, умершего в результате несчастного слу­чая на производстве или профессионального заболевания, - неза­висимо от места их работы, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 22 Правил, ст. 49 ЖК).

Жилые помещения социального пользования предоставля­ются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, в порядке очередности исходя из вре­мени принятия на учет.

В связи с тем что капитальный ремонт или реконструкция некоторых жилых помещений не могут быть произведены без выселения проживающих, создается маневренный фонд. Такой фонд создается в объемах, обеспечивающих выполнение зада­ний по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются нанимателю и членам его семьи по решению органа управле­ния жилищно-коммунальным хозяйством местного исполни­тельно-распорядительного органа или предприятия, учрежде­ния, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения. Эти поме­щения предоставляются на время капитального ремонта или реконструкции жилого дома без расторжения договора найма ранее занимаемого жилого помещения.

Порядок и условия отнесения жилых помещений к манев­ренному фонду, предоставления жилых помещений и пользова­ния такими помещениями регулируются Положением о жи­лых помещениях маневренного фонда, утвержденным прика­зом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Респуб­лики Беларусь от 1 ноября 1999 г. № 154.


Имеются также жилые помещения в специальных домах (дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, дома на закрытых территориях и т.д.), которые используются для проживания отдельных категорий граждан. В этих целях используются и другие специально построенные или переоборудованные для этой цели жилые дома.

Порядок отнесения к категории специальных домов, предо­ставления и пользования ими определяется Советом Мини­стров Республики Беларусь. Эти дома не подлежат приватиза­ции, обмену и разделу.

Для проживания в специальных домах заключается дого­вор найма жилого помещения. Типовой договор найма жилого помещения в специальном доме утвержден приказом Мини­стерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Бе­ларусь от 1 ноября 1999 г. № 154.

Порядок предоставления жилой площади. Жилые поме­щения в домах государственного жилищного фонда предостав­ляются гражданам и членам их семьи, как правило, в виде отдельной квартиры на условиях соответствующего договора найма по нормам, установленным для жилых помещений со­циального пользования. Предоставляются помещения гражда­нам, постоянно проживающим в данном населенном пункте.

Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучше­нии жилищных условий на предприятиях, в учреждениях, орга­низациях, но постоянно проживающим в другом населенном пункте, жилые помещения предоставляются этими предприя­тиями, учреждениями, организациями по месту постоянного жительства или по месту расположения предприятия, учрежде­ния, организации (производственной или структурной едини­цы). Служебные жилые помещения предоставляются гражда­нам, как правило, по месту их работы или вблизи от него.

Законодательством Республики Беларусь могут быть уста­новлены и другие случаи предоставления жилых помещений не по месту постоянного жительства граждан.

Жилые помещения предоставляются гражданам:

1) в домах коммунального жилищного фонда - по решению район­ного, городского, районного в городе, поселкового, сельского испол­нительного и распорядительного органа при участии обществен­ной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при мест­ном исполнительном и распорядительном органе, или по совме-


стному решению администрации организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жи­лые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета; 2) в домах республиканского жилищного фонда — по совместному решению администрации организации, в хозяйственном веде­нии или оперативном управлении которой находятся жилые по­мещения, и соответствующего профсоюзного комитета (п. 24 Правил, ст. 53 ЖК).

Договор найма может быть заключен только на свободное жилое помещение.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для про­живания, должно быть благоустроенным применительно к ус­ловиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помеще­ниям, находиться в границах населенного пункта.

В случае, если гражданину на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения принадлежит на праве соб­ственности жилое помещение либо он занимает жилое помеще­ние по договору найма в домах государственного жилого фонда, в котором не остаются проживать члены его семьи, то он обя­зан произвести отчуждение (сдачу) этого жилого помещения местному Совету депутатов, исполнительному или распоряди­тельному органу, организации, предоставляющим жилое поме­щение, в порядке, установленном законодательством Респуб­лики Беларусь. Отказ гражданина от выполнения указанных требований влечет отмену решения о предоставлении ему жи­лого помещения (п. 30 Правил).

Служебные жилые помещения предоставляются гражданам независимо от их нуждаемости в улучшении жилищных усло­вий в связи с характером их трудовых отношений по решению администрации организации, в ведении которой находятся эти помещения, если иное не предусмотрено другими актами зако­нодательства Республики Беларусь. Первоочередное право на получение служебного помещения имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение о предоставлении жилого помещения в домах го­сударственного жилищного фонда является основанием для заключения договора найма жилого помещения. Он заключа­ется между нанимателем и наймодателем в письменной форме, которая предполагает составление и подписание договора най­ма жилого помещения.


Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, наравне с нанимателем пользуются всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помеще­ния. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нани­мателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства (например, о послед­ствиях недействительных сделок).

Изложенный порядок учета граждан, нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, и предоставления им жилых поме­щений является обязательным для местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, органи­заций независимо от форм собственности.

Правилами также установлено, что государственные орга­низации предоставляют жилые помещения в соответствии с дей­ствующим законодательством и коллективными договорами.

Что касается организаций негосударственной формы соб­ственности, то они вправе устанавливать иной порядок предос­тавления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граж­дан, предусмотренных жилищным законодательством Респуб­лики Беларусь.

За учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий, установлением очередности получения жилых по­мещений, их предоставлением, правильностью отнесения граж­дан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетру­доспособных граждан должен быть налажен общественный кон­троль, который осуществляется общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданными при местных исполнитель­ных и распорядительных органах, а также в организациях с участием представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Таким образом, жилищные отношения порождают комп­лекс правоотношений. В частности, возникшие жилищные пра­воотношения охватывают отношения по учету нуждающихся в жилье граждан и предоставлению им жилых помещений, по использованию жилых помещений, полученных по различным основаниям, а также отношения по управлению и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению его сохранности и др.


Основаниями возникновения права пользования жилыми помещениями являются:

1) договор найма или поднайма жилого помещения;

2) право собственности;

3) завещательный отказ;

4) другие основания, не запрещенные законодательством Республи­ки Беларусь.

Договор найма жилого помещения может быть в судебном порядке признан недействительным в случаях:

- предоставления гражданами не соответствующих действитель­ности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных усло­вий;

- нарушения прав других граждан или юридических лиц на ука­занное в договоре найма жилое помещение;

- неправомерных действий должностных лиц при решении вопро­са о предоставлении жилого помещения;

- нарушения порядка и условий предоставления жилого помеще­ния, предусмотренных законодательством.

Требование о признании договора найма жилого помеще­ния недействительным может быть заявлено в течение 3 лет со дня заключения этого договора1.

В случае признания договора найма жилого помещения недействительным вследствие неправомерных действий нани­мателя, членов его семьи и других совместно проживающих с ним граждан при получении жилого помещения в домах госу­дарственного жилищного фонда по договору найма эти гражда­не в соответствии с ч. 1 ст 72 ЖК подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Если граждане были ранее обеспечены жилым помещением государственного жи­лищного фонда в том же населенном пункте, им при выселе­нии предоставляется это или другое жилое помещение; если они пользовались таким жилым помещение в другом насе­ленном пункте, то подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения2.

1 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от
30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами
жилищного законодательства» // Судовы весшк. 2000. № 2. П. 19.

2 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от
30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами
жилищного законодательства» // Судовы весшк. 2000. № 2. П. 20.


3. Понятие и признаки договора найма жилого помещения

Договор найма жилого помещения - это соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату (ст. 27 ЖК).

Договор найма жилого помещения включает в себя такие виды договоров, как:

1) договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда (договор социального найма) (ст. 12 и 84 ЖК);

2) договор найма служебного жилого помещения (ст. 95 ЖК);

3) договор найма жилого помещения в общежитиях;

4) договор найма жилого помещения в специальном доме.

Согласно ст. 56 ЖК по договору найма жилого помеще­ния государственного жилищного фонда наймодатель (мест­ный исполнительный и распорядительный орган или предпри­ятие, учреждение, организация государственной формы собствен­ности) обязуется предоставить за плату нанимателю во владе­ние и пользование жилое помещение. Имеются также догово­ры поднайма жилых помещений. Гражданам, не имеющим жи­лья по месту их работы или учебы, могут быть предоставлены общежития. Порядок, условия предоставления жилья и пользо­вания им в названных случаях будут рассмотрены в отдель­ных параграфах.

Эти договоры двусторонние, бессрочные. Однако в отдель­ных случаях договор найма жилого помещения может быть заключен на определенный срок (например, на период работы предоставлено служебное помещение или общежитие на пери­од учебы в учебном заведении).

Сторонами в этих договорах являются наймодатель (жи-лищно-эксплуатационная организация, предприятие (организа­ция), гражданин-собственник) и наниматель (гражданин, кото­рому предоставлено жилое помещение).

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для про­живания, должно быть благоустроенным применительно к ус­ловиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.


Рассматриваемые договоры, как следует из определений, возмездные.

Предметом договора найма выступает, как правило, квар­тира либо изолированное жилое помещение, состоящее из од­ной или нескольких комнат. Пользоваться квартирой нанима­тель и члены его семьи должны по назначению.

Форма договора жилого помещения - письменная. Обяза­тельность письменной формы заключается в подготовке и под­писании договора найма жилого помещения. Типовые догово­ры найма жилых помещений утверждаются в порядке, опреде­ляемом Советом Министров Республики Беларусь1.

Если вести речь в целом о договорах найма жилого поме­щения, то, помимо общих черт, они содержат отличия. Так, по договору найма жилое помещение предоставляется во владение и пользование, а по договору социального найма - во владение и пользование, только в пользование (например, предоставле­ние места в общежитии на время учебы).

Плата за пользование жилыми помещениями по договору найма устанавливается по соглашению между нанимателем и наймодателем, если законодательством не установлено иное. При этом она не должна превышать максимально допустимой нор­мы, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Плата за коммунальные услуги (горячее и холодное водо­снабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энер­гию, лифты, вывоз и обезвреживание твердых отходов, другие услуги) взимается согласно тарифам, по которым оплачивает эти услуги наймодатель, если законодательством не установле­но иное (ст. 38 ЖК).

Что же касается платы за пользование жилым помещени­ем по договору социального найма, то она взимается исходя из общей площади занимаемого помещения и с учетом ставки платы за пользование жилым помещением, устанавливаемой законодательством.

Взимание платы производится в одинарном размере, если не превышены пределы максимальной нормы предоставления

1 Гл. 13. 1. Конституционное право на жилище. Жилищный фонд. Жилищное законодательство.


общей площади жилого помещения социального пользования на всех членов семьи нанимателя, а размеры излишней жилой площади не превышают на всю семью половины максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения со­циального пользования, полагающейся на одного человека.

Плата за излишки жилой площади взимается по норма­тивной себестоимости эксплуатации жилищного фонда, утвер­ждаемой облисполкомами (Минским горисполкомом). Напри­мер, семья состоит из трех человек и занимает жилое помеще­ние общей площадью 75 м2. Исходя из того, что максимальная норма предоставления общей площади жилого помещения на одного человека 20 м2, то излишки составляют 5 м2. В более пространном виде это выглядит так: максимальная норма пре­доставления жилья на одного человека 20 м2 умножается на количество членов семьи (в примере их три), в результате полу­чается 60 м2. Но поскольку в законе сказано, что к этому до­бавляется еще половина максимальной нормы, предоставляе­мой на одного человека, то к 60 м2 добавляется еще 10 м2 и в сумме получается 70 м2, а 5 м2 составят излишки.

Половина максимальной нормы, предоставляемой на одно­го человека, прибавляется к общей норме независимо от того, сколько в семье насчитывается членов семьи. Плата же за ком­мунальные услуги взимается исходя из фактического потреб­ления этих услуг в натуральном выражении по тарифам, уста­новленным законодательством (ст. 65 ЖК). Квартирная пла­та и плата за коммунальные услуги должны быть внесены в сроки, установленные законодательством. Размер квартирной платы за 1 м2 общей площади жилого помещения устанавли­вается Советом Министров.

В настоящее время квартирная плата и плата за комму­нальные услуги регулируются постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми по­мещениями и коммунальными услугами».

Льготы по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги устанавливаются законодательством. В частности, в ч. 4 пп. 1.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 128 «О внесении


изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упоря­дочении расчетов населения за пользование жилыми помеще­ниями и коммунальными услугами» установлено, что плата за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещения­ми неработающими пенсионерами при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, инвалидами I и II группы, прожива­ющими отдельно от трудоспособных членов семьи, взимается с них по установленным ставкам (тарифам) независимо от раз­мера занимаемых ими жилых помещений.

В целом же льготы по оплате за пользование жилыми помещениями помещены в различных нормативных актах в зависимости от категории льготных граждан. Например, льго­ты участникам минимизации последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС и приравненным к ним лицам регламенти­рованы Законом Белорусской ССР от 22 февраля 1991 г. № 634-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»1, с изм.и доп. от 11 декаб­ря 1991 г. № 1302а-ХИ, 24 ноября 1992 г. № 1964-ХП, 6 сентября 1995 г. № 3852-ХП, 3 мая 1996 г. № 440-ХШ, 4 июня 2001 г. № 31-3, 12 июля 2001 г. № 45-3. Согласно названному Закону оплата жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимае­мой этими гражданами (ст. 18 Закона) и проживающими со­вместно с ними членами семей, производится в размере 50 % квартирной платы от установленных ставок. Указанным граж­данам предоставляется и скидка в размере 50 % с установлен­ной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а если нет центрального отопления, то 50%-ная скидка со стоимости топлива, продаваемого населению. Такие же льготы, к примеру, предоставляются участникам Ве­ликой Отечественной войны, инвалидам (I, II группы), репресси­рованным и впоследствии реабилитированным, некоторым дру­гим лицам согласно действующему законодательству.

Кроме перечисленных, имеются другие отличительные при­знаки названных договоров, которые рассмотрены в дальней­шем как отдельные вопросы.

1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991.10 (12). Ст. 111; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4. Ст. 73, № 33. Ст. 525; 1995. № 33. Ст. 429; 1996. № 21. Ст. 380; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 55. 2/774, № 67. 2/788.


Из определения договора найма следует, что жилая пло­щадь предоставляется нанимателю и члендм его семьи. К чле­нам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, чле­на организации граждан-застройщиков (жилищно-строитель­ного кооператива, молодежного жилого комплекса) по договору найма жилого помещения относятся супруг нанимателя, их дети (как родные, так и усыновленные) и родители (а также усыно­вители). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Конкретный пе­речень других родственников законом не установлен, т.е. ка­кие линии и степени родства при этом могут учитываться, не указывается. Ими могут быть как по прямой линии (дед, внук и т.д.), так и по боковой (родные, двоюродные, троюродные и последующие братья, сестры, дяди, тети, племянницы и племян­ники).

Нетрудоспособными иждивенцами являются лица, не име­ющие достаточных средств к существованию (пенсия, стипен­дия, алименты не препятствуют этому). К категории нетрудо­способных относятся лица, нетрудоспособные до 16 лет, а если учатся — до 18 лет, женщины старше 55 лет, а мужчины -60 лет, инвалиды.

Если указанные выше лица перестали быть членами семьи нанимателя (например, брак расторгнут), но продолжают про­живать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи, если иное не предусмотрено законодательством и заключенным между ними письменным соглашением о порядке пользования жилым по­мещением (ч. 3 ст. 30 ЖК).

Итак, супруг, дети, родители - бесспорные члены семьи, но при одном условии - совместное проживание с нанимателем; другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы и иные лица могут быть признаны членами семьи при наличии одновременно двух условий: совместного проживания с нани­мателем; ведения общего хозяйства.

Иные граждане могут быть признаны членами семьи нани­мателя, собственника, члена организации граждан-застройщи­ков только в судебном порядке, а помимо наличия указанных условий требуется еще и совместное в течение пяти лет прожи­вание с ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.