КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парижская коммуна 1871 года
После выборов нового состава Национального собрания правительство возглавил Тьер, начавший свою деятельность с непопулярных мер: отменил пособие национальным гвардейцам и отсрочку по квартирным платежам, возобновил выплату по векселям. Намечалась также тайная операция по разоружению Национальной гвардии (около 200 батальонов), созданной за шесть месяцев осады Парижа пруссаками. Все эти меры встретили сопротивление республиканских антиправительственных группировок, которые сплотились вокруг Центрального комитета Национальной гвардии, объявившего себя 19 марта 1871 г. Временным правительством. Он же провел выборы в Совет Коммуны по городским округам на основе всеобщего избирательного права и свободного обсуждения кандидатов. В итоге был сформирован совет из 80 депутатов, половину которых составили рабочие. Среди рабочих заметно преобладали последователи анархиста Прудона и ультрарадикала Бланки. Парижские коммунары выдвинули и стали проводить в жизнь несколько новых для республиканской традиции лозунгов: дешевое правительство, новая форма организации законодательной и исполнительной власти, отказ от постоянного войска, обновление карательного аппарата и др. Удешевление расходов на содержание правительства планировалось осуществить путем, приравнивания зарплаты государственного служащего к зарплате квалифицированного рабочего. Предполагался роспуск старой полиции, отмена содержания постоянного войска и замена последнего вооруженным народом. Совет Коммуны подлежал превращению в совокупность комиссий, работающих совместно и не так, как в парламенте, "где каждый стремится сказать свое слово". Принцип сотрудничества был таков: обсуждение коллегиальное — ответственность единоличная. Для координации работы 9 комиссий предназначалась так называемая Исполнительная комиссия, которая формировалась на паритетных началах всеми остальными комиссиями — финансовой, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда, промышленности, общественных служб, обороны, общественной безопасности. Во главе комиссий стоял делегат — член коммуны, наделенный широкими полномочиями. Совет Коммуны сочетал высшие законодательные и исполнительные полномочия в одном учреждении. Комиссии в делах исполнительной власти заменяли министерства. Характерно, что в округах исполнительная власть вверялась особенно доверенным членам Коммуны, которым, согласно соответствующим законодательным установлениям, разрешалось "для ведения дел... взять себе в помощь комиссию по своему выбору и под свою ответственность". В области судопроизводства отдаленной задачей стало намерение "поднять существующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений" — очень туманная формула, оставшаяся без должных пояснений. Более приземленной, но менее сложной стала реформа существующей системы образования. Здесь планировалось ввести специальным декретом "бесплатное, обязательное и исключительно светское образование". Уже декретом от 2 апреля 1871 г. был установлен максимальный размер зарплаты чиновника — 6 тыс. фр. в год. Предусматривалось сокращение штатов разных ведомств на 75%. Вводился принцип выборности, подотчетности и сменяемости в любое время всех должностных лиц. Для некоторых должностей предусматривалось либо конкурсное замещение должности, либо на основе экзаменационных испытаний, либо стажировки в должности. 19 апреля была выпущена Декларация Коммуны к французскому народу, в которой страна объявлялась республикой, где все самоуправление в городах и деревнях должно строиться по образцу Парижской Коммуны. Местные органы власти наделялись полномочиями утверждать местный бюджет и разверстку налогов, управлять всеми местными службами (суд, полиция, просвещение, управление местным имуществом). Каждой коммуне дозволялось иметь военную силу в лице Национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны объединялись в округа, округа посылали своих депутатов в национальную делегацию, заседания которой должны проходить в Париже. Определяя характер движения 18 марта, Декларация объявляла республику "единственной формой, совместимой с правами народа, с правильным и свободным развитием общества", а в числе главных и перспективных задач провозглашала задачу "сделать власть и собственность всеобщим достоянием". Парижской Коммуне пришлось позаботиться о передаче покинутых владельцами предприятий в руки кооперативных рабочих обществ. Уставом Луврских мастерских вводился рабочий контроль за производством (21 мая). Вводилась отмена ночной работы булочников, запрет штрафов и вычетов из заработной платы рабочего. Устанавливались льготы на возвращение заложенной в ломбарды мебели, одежды, белья и орудий труда. Судейские должности заполнялись по назначению, что считалось временной мерой. Раздавались призывы поставить следствие под контроль гласности. Прокурор Риго категорически возразил против намерения депутатов посещать заключенных и беседовать с ними и пригрозил уходом в отставку. Коммуна не прибегала к казни военнопленных и заложников, и только в конце был осуществлен в качестве чрезвычайной меры расстрел 64 из 240 заложников. Расправа правительственных служб была жестокой и массовой: 30 тыс. коммунаров были расстреляны, 50 тыс. отправлены на каторгу, в ссылку или тюрьму. Классики научного социализма — Маркс, Энгельс, Ленин — расценили опыт Парижской Коммуны как образец высшего типа демократии, которую должен взять на вооружение борющийся за свое освобождение рабочий класс. Первая республика просуществовала во Франции семь лет, Вторая — три года, а самой продолжительной оказалась Третья республика, просуществовавшая 70 лет с 4 сентября 1870 г. Сюда же входит и срок существования Парижской Коммуны — 72 дня начиная с 18 марта 1871 г. Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений государственной власти: Закон об организации сената от 24 сентября 1875 г., Закон об организации государственной власти от 25 февраля 1875 г. и Закон об отношениях между государственными властями от 16 июля 1875 г. Во всех трех законах насчитывалось всего 34 статьи, поэтому многие вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством. В это время происходила довольно напряженная борьба и соперничество между несколькими группировками — сторонниками восстановления монархии и республиканцами. Противостояние было примерно равным, и первый из названных законов принимался большинством всего в один голос (353 против 352). Президент республики избирался на семь лет и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху, — правом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон. Законодательство осуществлялось палатой депутатов, избиравшейся на четыре года, и сенатом, составленным из 75 пожизненных и 225 избиравшихся на девять лет особыми коллегиями выборщиков депутатов. В отношении министров действовал принцип: "министры солидарно ответственны за общую политику правительства и индивидуально — за свои личные действия". Не избирали депутатов женщины, военнослужащие и лица мужского пола, не достигшие 21 года. Период до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство — по делам колоний. К началу Первой мировой войны Франция делается второй державой-метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн человек. Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой: некоторые правительства существуют не дольше шести месяцев. За 39 лет правительства сменились 48 раз. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были "декреты-законы".
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |