Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис техногенной цивилизации и перспективы человечества




ТЕМА № 19.

 

Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Особая актуальность проблемы предвидения будущего продиктована сегодня той реальной опасностью, которая.: сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.

На протяжении всей истории человечества лучшие его представители так или иначе пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из них указывали на невозможность справедливого и разумного устройства жизни, другие, напротив, видели в будущем царство свободы и справедливости.

Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным пониманием о конце мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В "Откровении св. Иоанна Богослова" этот мотив выражен вполне отчетливо: "Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?".

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж. Пристли, М. Кондорсе, И.Г. Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества. Для Гегеля человеческая история заключена в пред творит его по своему образу и подобию. Отсюда критерием в развитии общества у него выступает прогресс в сознании свободы. Однако сознание свободы - это еще не сама свобода, и потому общественный прогресс, связанный только с сознанием свободы, не выражает реального прогресса. Другое дело, поскольку человеку органически присуща целесообразная деятельность, его сознание представляет результаты этой деятельности.

 

В XX веке широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения (А. Тойнби). Спасением от гибели цивилизации может послужить, согласно А. Тойнби, духовное совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего.

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразования не только в производстве и технологии, но и в социокультурных структурах. Тот же Белл не без оснований полагает, что в грядущем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для культуры вообще приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний с помощью компьютерной техники развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой "интеллектуальной технологии" в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

Вместе с тем переход к информационному обществу связан с переосмыслением традиционного критерия социального прогресса, соизмеряемого количеством накопленных материальных благ, определяемых ростом валового национального продукта. Данный, чисто количественный показатель потребления природных ресурсов до сих пор лежит в основе экономического развития.

Такого рода идеологическая установка игнорирует возможности биосферы, ее способность восстановления нарушенных процессов. И пока валовой национальный продукт будет считаться мерилом человеческого благосостояния, считает американский эколог Г. Дейли, препятствия на пути к переменам останутся непреодолимыми, ибо рыночная экономика признает только эффективность - у нее нет органов чувств, способных распознать справедливость или устойчивость.

Поэтому полагать критерием социального прогресса рост валового национального продукта, приводящий к деградации биосферы, - достояние вчерашнего дня. Социальный прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала включает в себя следующие основные показатели:

> количество здоровья, показателем которого служит степень долголетия, т. е. ожидаемая продолжительность жизни;

> достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения;

> уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения.

Следовательно, и социальный прогресс, как необходимое условие продолжения человеческой истории предполагает переориентацию с сугубо потребительского пути развития на путь, определяемый мерой достаточного и разумного удовлетворения потребностей с доминирующей установкой на сохранение и поддержание пригодной для обитания окружающей среды.

Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. Показательна в этом плане классическая работа Дж. Фор-рестера "Мировая динамика", в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины XXI в. начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

В других докладах Римскому клубу (Г. Кана, Я, Тинбергена, М. Гернье, В. Леонтьева, Э. Ласло, Б. Гаврилишина, А. Печчеи и др.) также содержатся пессимистические идеи о наступлении глобальной экологической катастрофы.

Подобный вывод разделяют и другие авторы. По свидетельству генерального директора программы ООН по окружающей среде, разрушение окружающей среды ныне достигло таких масштабов, что в конце века мы столкнемся с экологической катастрофой, сравнимой по своим последствиям с ядерной.

Сложность и острота современной экологической ситуации не может не тревожить современное общество. В качестве альтернативы сугубо потребительскому вектору развития в 1987 г. была разработана концепция устойчивого развития, в которой четко обозначены основные цели и задачи ближайшего будущего человечества. Главная цель новой стратегии - обеспечить выживание человечества путем, преодоления внутрисоциальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель вхождения в XXI в., которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе "Повестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:

> в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

> задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;

> все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

> государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;

> государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

Сложившаяся экономическая ситуация на планете требует переосмысления социально-экономического развития в целом, что порождает необходимость введения ограничении на характер человеческой деятельности. Становится очевидным, что существуют пределы эксплуатации природных экосистем, переход за которые ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с этим формирование нового отношения к природе, основанного на сохранении характеристик биосферы, - условие устойчивого человеческого развития. Экологический императив сегодня - сохранение основных параметров окружающей среды, жизненно важных для существования человека. Это требует переориентации ценностных установок людей и развития самой науки, осознания непреходящей ценности биосферы и сохранения любой формы жизни вообще как условия поддержания биологического разнообразия. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма мышления - биоцентризм как важнейший, элемент современной культуры и социального прогресса.

Острота современной экологической ситуации, сложность и противоречивость явлений общественной жизни, социальная напряженность, национальное противоборство и региональные конфликты и многое другое свидетельствуют о том, что во всемирной истории происходят фундаментальные изменения, затрагивающие судьбы человеческой цивилизации. Как следствие этого в последнее время появилось множество концепций, предрекающих конец человеческой истории. Широкое распространение, в частности, получила статья американского социолога Ф. Фукуямы "Конец истории?", в которой автор, анализируя события, произошедшие в мире за последние десятилетия, утверждает: "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении запросов потребителя".

В этой связи вообще возникает вопрос о том, какими целями определяется современное общество в своих ближних и дальних перспективах? Проблема социальных целей особенно важна для суверенных государств, возникших в условиях распада бывшею Советского Союза. Если пренебречь нюансами, то в наши дни сложились такие видения перспективных целей человеческих действий.

Прежде всего, обозначилось мнение, что у общества нет и не может быть никаких целей, что у человечества нет будущего. Подобные настроения пессимизма и нигилизма весьма распространены. Они питаются ныне многими печальными реалиями - тень возможного ядерного апокалипсиса, Чернобыль, обостряющиеся глобальные проблемы, бездуховность, резкое падение жизненного уровня и т. д. В такой ситуации социальные цели истолковываются как миф, а у каждого человека признается только своя узкая цель - выжить или по возможности жить в свое удовольствие.

Крах тоталитарной системы в СССР и странах Восточной Европы, очевидные достижения и преимущества западной технологии, высокий уровень жизни в условиях рыночной экономики - все это способствует в последние годы утверждению в общественном сознании ориентации на капитализм (постиндустриальное, технотронное, информационное и т.п. общество на основе современной технологии и принципов частной собственности) как единственно возможной социальной перспективы человечества. Вместе с тем при всех несомненных достоинствах современной западной цивилизации было бы опрометчиво ее слишком идеализировать. Как отмечает немецкий политолог Ирвин Фечер в книге "От государства благосостояния к новому качеству жизни", при существующем общественном строе и капиталистической ориентации промышленного производства невозможно удовлетворительно решить проблемы социальной справедливости, сохранения природы, занятости, бедности, индивидуальной свободы и гуманизма.

Естественно, что многие социальные философы не считают нужным в характеристике будущего отказываться от термина "социализм". Известный западный футуролог О. Флехтхейм настаивает на том, что будущее человечества - это "глобальный социализм", "гуманный социализм" и "экосоциализм". Цивилизованность, демократия, культура - таковы наиболее характерные особенности идеи социализма в ее современном видении. Судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:

> насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;

> в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных; идеи достижения военного превосходства антицивилизационны;

> и космос физический, и космос культуры принадлежат всему человечеству;

> проблемы, разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гуманитарным ценностям;

> различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия могут быть источником взаимообогащения;

> во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность, должна быть всеобъемлющей, взаимной и неделимой;

> священной ценностью должна быть признана человеческая жизнь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.