Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Идея, заложенная в основу данного учебного пособия - способствовать росту самооценки и самосознания студентов в плане работы руководителями




Идея, заложенная в основу данного учебного пособия - способствовать росту самооценки и самосознания студентов в плане работы руководителями. Актуальность тематики в том, чтобы дать будущим руководителям среднего медицинского звена знания и навыки: а) проведения оценки определенных характеристик работников здравоохранения и б) использования этих оценок для мотивации руководителей к росту их профессионализма.

Цель пособия - показать возможности комплексного применения приобретенных в процессе занятий по различным дисциплинам административно - управленческого блока знаний, умений и навыков в решении практических вопросов управления (в частности – при оценке уровня профессионализма персонала и управления его развитием), а также напомнить, что в деятельности руководителя не может быть отдельно менеджмента, маркетинга, статистики, психологии и пр. Все это должно быть на вооружении менеджера одновременно и использоваться комплексно с применением тех или иных методов и подходов – в зависимости от решаемых задач и обстоятельств.

При этом нельзя забывать, что в учебном процессе для примера подбираются ситуационные задачи под определенные методы. В жизни, наоборот, под ситуации подбираются методы. И эти методы могут сочетаться, взаимодополняться, использоваться в различных структурных сочетаниях на разных уровнях управления, что вытекает из принципа цикличности процесса формирования менеджеров (рис.1). Этот принцип означает также, что менеджер не может остановиться в своем развитии и совершенствовании, ибо достижение определенного уровня обусловливает автоматический переход к следующему уровню развития. И если менеджер хочет расти и как профессионал и по иерархии служебной лестницы, он должен постоянно совершенствоваться и учиться.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи учебного пособия:

1. Дать определенные термины и понятия в новом контексте.

2. Способствовать приобретению навыков:

- проведения ЭО (с использованием «Дельфийского метода);

- построения профессиограмм;

- определения абсолютных и относительных показателей рейтинга конкретного работника для определенных категорий специалистов;

- определения приоритетных направлений совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов.

3. Показать, что необходимо всегда иметь комплексные знания, умения и навыки при занятии управленческим трудом.

4. Объяснить, что грамотный менеджер любого уровня может оказывать управленческое воздействие как на ниже-, так и вышестоящие иерархические уровни работников.

В завершении вступительной части хотелось бы акцентуировать внимание студентов на следующем.

На что руководители ориентированы при оценке работников в сложившейся в настоящее время практике? В основном - на характеристики, аттестационные документы, рекомендации и другие формы информации ретроспективного характера. Но все знают, насколько условна эта информация. Умный руководитель, увидев положительные характеристики, обязательно подумает – а почему такого работника не оставили на прежнем месте, не дали ему возможностей роста и развития?

И у каждого думающего и заботящегося о развитии коллектива руководителя рано или поздно будет возникать мысль: как же объективизировать оценку работника? Причем не только нового, но и «старого», т.е. уже работающего на определенной должности, ибо его нужно тоже периодически оценивать (или переоценивать) в силу жизненных обстоятельств.

 

 

 
 


Состояние

Расширение Развитие Использование

Вид управленческого правленческих навыков и знаний

деятельности кругозора навыков на практике

 

Выявление не решавшихся (или не осознававшихся) ранее проблем

 
 


Уровень Приобретение знаний и Приобретение и Создание базы

компетентности построение на месте базы развитие способностей; возможностей и ее

данных базы знаний построение базы использование

способностей

 

Здесь под данными понимаются какие-либо сведения, факты; под базой данных - их совокупность; базой знаний - сведения о закономерностях появления данных и фактов, их взаимосвязи и взаимообусловленности; базой возможностей - совокупность данных, фактов, знаний, опыта, интуиции, позволяющих выявлять и решать управленческие проблемы.

Рис.1. Этапы воспитания и формирования менеджера

Профессиограммы и позволяют делать это. Но не только, т.к. грамотное их использование в комплексе с другими управленческими и аналитическими приемами дает возможность и проведения сравнительных оценок работников, и определения уровня соответствия работника требованиям должности, и отслеживания динамики и направления его развития, и, при желании, многого другого (рис.2).

Бесспорно, что для принятия обоснованных решений, касающихся сотрудников, руководителю целесообразно не только учитывать собственное мнение, но и мнение коллектива, а также опираться на опыт и знания специалистов. Это возможно путем проведения сбора и анализа мнений экспертов. Одна из методик проведения ЭО в целях их использования в профессиограммах также описана в учебном пособии.

Учебное пособие состоит из четырех частей. Первая посвящена теоретическим основам работы с профессиограммами; вторая – проведению экспертных оценок; в третьей рассмотрена методика построения профессиограмм на основе экспертных оценок; в четвертой – методика определения рейтинга специалиста. Для удобства пользования учебным пособием приведены рекомендации о том, какая часть пособия посвящена решению тех или иных вопросов (табл.1).

Таблица 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ

п/п Вопрос Решение в разделе Указатель
  Что такое профессиограмма? Какие бывают варианты оценки с помощью профессиограмм? Какова методика оценки персонала с помощью профессиограмм? 1. Основные положения по работе с профессиограммами стр. 10
  В чем сущность экспертных оценок? Каковы основные виды ЭО? Из каких этапов состоит проведение ЭО? 2. Экспертные оценки в здравоохранении стр. 18
  Как провести самооценку с помощью профессиограммы? 3.1.Проведение самооценки по бланку 3.1 стр. 33
  Как провести ЭО с помощью профессиограммы? 3.2.Проведение экспертной оценки по бланку 3.2 стр. 34
  Как определить вес признаков? 4.1.Определение весов признаков с помощью бланка 4.1 стр. 44
  Как вычислять рейтинги специалиста? 4.2.Вычисление рейтингов стр. 46

 

Для построения профессиограмм, проведения ЭО и определения рейтинга специалиста рекомендуется иметь: бланк 1 - один экземпляр, бланки 2 и 3 – по три экземпляра; калькулятор; карандаши (черный, красный); линейку; стиральную резинку или штрих.

Нумерация рисунков и таблиц во введении сквозная, а далее в каждом разделе – с привязкой к номеру раздела.


    Профессиограммы позволяют

 

 

 
 

 


  Для отдельного работника   Для определенной группы специалистов

 

  Объективизировать его оценку     Провести его сравнительную оценку   Определить направление его дальнейшего развития как специалиста   Определить перечень требований к определенной группе специалистов     Определить уровень требований

 

 

с другими работниками     с мнениями     максимальный     минимальный

 

 

  руководителей     экспертов     допустимый

 

 

коллегами   специально подобранными

 

 

о максимуме требований к данной категории специалистов   о минимально возможных требованиях к данной категории специалистов   о допустимых требованиях к данной категории специалистов

Рис.2. Основные направления и возможности использования профессиограмм в управленческой деятельности

 

 

  1. Основные положения по работе с профессиограммами

Профессиограмма – графическое изображение, позволяющее наглядно определить:

а) перечень признаков, которыми должно обладать определенное должностное лицо;

б) степень выраженности каждого признака у этого лица.

Последнее особенно важно при оценке признаков, не поддающихся прямому количественному измерению (например - дисциплинированность, здоровье, терпеливость).

Оценка персонала с помощью профессиограмм создает предпосылки для всесторонней и справедливой оценки его труда и поведения. Профессиограммы применимы в отношении работников всех сфер деятельности.

Существует несколько вариантов оценок с помощью профессиограмм:

1) Оценка начальником подчиненного – это штатная ситуация, начальник просто обязан постоянно проводить подобную работу.

2) Оценка коллективом определенного сотрудника. Мнение коллег по работе укрепляет весомость характеристики, а гласность и прозрачность кадровых решений способствует сплочению коллектива, устранению ненужных пересудов и кривотолков.

3) Экспертная оценка определенного человека. Тут могут реализоваться два варианта: а) оценка работника, уже занимающего какую-либо должность; б) оценка определенного претендента на должность. В роли экспертов могут выступать члены аттестационных комиссий (экспертная оценка). В качестве экспертов могут выступать и работники кадровых служб. Роль последних очень велика в оценке кандидатов на выдвижение из резерва.

4) Оценка работником себя самого, т.е. самооценка своих качеств. Самооценка – это определение способности к объективному и самокритичному анализу своих достоинств и недостатков. И очень целесообразно сопоставление самооценки с иными оценками.

5) Оценка начальника подчиненными. Если начальник идет на такой шаг, с полным основанием можно утверждать, что позиции этого руководителя крепкие, отношения с коллективов нормальные, ему нечего беспокоиться за свой авторитет.

Отличительной особенностью оценки персонала с помощью профессиограмм является то, что оценка (измерение) критериев проводится с применением какого-либо оценочного инструментария. Так, весьма распространено использование масштабной (например, девятимерной) линейки.

Девятимерная масштабная линейка – это инструмент и метод перевода в количественную форму признаков, явлений, процессов, изначально количественно не измеряемых. Такая линейка особенно удобна для оценки качеств и характеристик, которые не только невозможно, но и не желательно прямолинейно измерять в цифрах, баллах. К примеру, таких, как грамотность, здоровье, работоспособность, мужество, интуиция, аккуратность и т.п.

Матрица девятимерной масштабной линейки с указанием общих тенденций при выработке рекомендуемых действий имеет следующий вид (табл.1.1).

Таблица 1.1

Девятимерная масштабная линейка

  Степень выраженности признаков
Совсем плохая Плохая Чуть лучше Чуть хуже Средняя Чуть лучше Не очень хорошая Хорошая Более чем хорошая
                 

 

Как видно из таблицы, каждому оценочному полю (от 1 до 9) соответствует вербальная характеристика: плохая, чуть лучше, средняя, чуть хуже, хорошая и т.д. Основными полями считаются: 2 - плохая, 5 – средняя, 8 – хорошая. Остальные поля - дополнительные, расширяющие спектр возможностей для оценки в ту или иную сторону, если возникают сомнения. Например, поле 1 означает оценку «хуже некуда», а 9 – «более чем хорошо». Соответственно рекомендуемые действия будут: для признаков, получивших оценки «1-2-3» - избавляться; для признаков с оценками «4-5-6» - обратить внимание; для признаков с оценками «7-8-9» - закреплять.

Методика оценки персонала с помощью профессиограмм предусматривает 3 этапа:

На первом этапе эксперты или подготовленные специалисты вырабатывают для рассматриваемой должности (рабочего места) массив оценочных признаков, характеризующих именно эту должность и отличающую ее от другой.

Признаки, наиболее характерные для должности, можно определить по функциям данного должностного лица. Для примера возьмем фрагмент из перечня функций главного врача ЛПУ (табл.1.2).

Здесь указаны только две из множества функций главного врача ЛПУ, но и они уже предопределяют большое число необходимых признаков. Если рассмотреть все функции главного врача ЛПУ, то получится огромный массив признаков, необходимых главному врачу ЛПУ для успешной реализации возложенных на него обязанностей. Поэтому далее логически следует второй этап -классификация и отбор необходимого количества нужных признаков для дальнейшей работы.

Признаки делятся на:

а) базовые (основные);

б) желательные (дополнительные);

в) профессионально-необходимые (специфические).

 

 

Таблица 1.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.