Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы закрепощения русского крестьянства




Дата Юридическое основание Событие
  Судебник Ивана III Ограничение перехода двумя неделями в году с уплатой пожилого
  Судебник Ивана IV Грозного Подтверждение права перехода с увеличением суммы уплаты пожилого
  Указ Ивана IV Грозного «О заповедных летах» Введение временного запрета на крестьянские переходы в Юрьев день
  Документ не найден. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу. Все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне.
  Указ Фёдора Ивановича «Об урочных летах» Установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян
  «Уложение» Василия Шуйского Установление 15-летнего государственного сыска беглых крестьян
  Соборное Уложение Алексея Михайловича Бессрочный сыск беглых

 

Проанализируйте приведенные ниже фрагменты. Ответом на какие цивилизационные вызовы стало закрепощение крестьянства? Носил ли процесс закрепощения характер объективной исторической необходимости или являлся проявлением деспотического произвола российской власти? Какие альтернативные проекты мобилизации ресурсов российского общества для обеспечения обороноспособности государства в XVI-XVII вв. вы можете указать?

 

«Таким образом, бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтобы сохранить главное благо, народную независимость; бедная средствами сельская, земледельческая страна должна была содержать большое войско... Государство бедное, малонаселенное и должно содержать большое войско для защиты растянутых на длиннейшем протяжении и открытых границ. Понятно, что мы должны здесь встретиться с обычным в земледельческих государствах явлением: вооруженное сословие, войско, непосредственно кормится на счет невооруженного. Бедное государство, но обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям земли. Но земля для землевладельца не имеет значения без земледельца, без работника, а его-то и недостает; рабочие руки дороги, за них идет борьба между землевладельцами – работников переманивают землевладельцы, которые побогаче... и бедный землевладелец, не имея работника, лишается возможности служить, являться по первому требованию государства в должном виде, на коне, с известным числом людей и в достаточном вооружении, конен, люден и оружен. Что тут делать? Главная потребность государства – иметь наготове войско: но воин отказывается служить, не выходит в поход, потому что ему нечем жить, нечем вооружиться, у него есть земля, но нет работников. И вот единственным средством удовлетворения этой главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход... Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении».

(Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 19-21)

 

«Итак, необычайно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьян­ской запашки, слабая база скотоводства на основной исторической территории Рос­сии вели к тому, что российскому обществу был присущ относительно низкий объем совокупного прибавочного продукта. А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории историчес­кого ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги госу­дарственного механизма, направленного на изъятие той доли совокупного приба­вочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России».

(Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса //Вопросы истории. 1992. № 4/5. С. 47)

 

Задание 6. Один из историков так описал жизненный путь человека, изображенного на этой старинной парсуне (разновидность портрета).

 

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом…».

 

1) С какими событиями в российской истории связывают имя описанного человека? 2) Выберите из приведённого списка имена тех, кто был непосредственным участником обсуждаемых событий.

 

Михаил Фёдорович, протопоп Аввакум, Алексей Адашев, митрополит Макарий, старец Питирим, Алексей Михайлович, Марфа Борецкая, боярыня Морозова.

 

Задание 7. Заполните таблицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.