Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь на суде




А.Ф. Кони

Александр Сергеевич Пушкин

А.В. Луначарский

(Речь, произнесенная на вечере, посвященном 85-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, в феврале 1922 года в Москве (фрагмент))

Мысль ежегодно праздновать пушкинский день – хорошая мысль, ибо значение Пушкина для русской литературы и русского народа неисчерпаемо.

… Пушкин был русской весной, Пушкин был русским утром, Пушкин был русским Адамом… Он много страдал, потому что был первым, хотя ведь и те, которые шли за ним, русские «сочинители», по признаниям их, от Гоголя до Короленко, немало скорби вынесли на плечах своих. Он много страдал, потому что его чудесный, пламенный, благоуханный гений расцветал в суровой, почти зимней, почти ночной еще России…

 

 

К публицистическому стилю относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Предлагаем вам два отрывка из выступления на суде известного русского юриста А.Ф.Кони. Однако прежде несколько слов об этом удивительном человеке.

Выдающийся судебный деятель и ученый-юрист, блестящий оратор и талантливый писатель-мемуарист Анатолий Федорович Кони (1844-1927) был одним из образованнейших людей своего времени. Последовательной борьбой с беззаконием Кони завоевал беспрецедентный в истории императорской России общественно-правовой авторитет.

Содержание и стиль его речей: сторогая логика, убедительная аргументация, тонкий психологический анализ действий подсудимого, объективный и обстоятельный разбор доказательств, безукоризненная форма выступлений – захватывали слушателя и читателя.

I. Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела; между ними часто встречаются дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят кртину, которая в вашем уме создает известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидительские показания имеют совершено иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед нами пример уклончивого недоговариванья и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду, но не ошибусь также, прибавив. Что это не должно останавливать вас, судей, в строго беспристрастном и особенно внимательном отношении к каждой подробностии в нем. Если в нем много наносных элементов, если оно несколько затемнено неискренностью и отсутствием полной ясности в показаниях свидетелей, если в нем представляются некоторые противоречия, то тем выше задача обнаружить истину, тем более усилий ума, совести и внимания следует употребить для узнания правды. Задача становится труднее, но не делается неразрешимою.

 

II. Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершенно, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них – даже сравнительно весьма большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, могли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы отнеслись к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся ее сторон, будучи убежден, что отстальное дополняет ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.

Задание 23. Проанализируйте приведенные выше тексты:

 

1. Укажите признаки публицистического стиля речи, проиллюстрируйте их примерами.

2. Какие языковы средства, используемые в данных текстах, сближают их с научными и художественными текстами?

3. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя?

4. Выпишите и сгруппируйте слова и словосочетания, характерные для юриспруденции (юридической науки), обозначьте в них корни слов, подчеркните проверяемые гласные в корне двумя чертами, непроверяемые – одной. По какому принципу русской орфографии пишутся те и другие?

 

Задание 24. Назовите признаки публицистического стиля в отрывке из статьи С.Залыгина "Читая Гоголя". Укажите в тексте образные средства языка. Найдите авторские знаки препинания в тексте. Какова их роль?

...В отличие от других классиков, от классиков-романистов прежде всего, Гоголь никогда не говорит о счастье. Этого слова у него нет. Этого понятия – тоже.

И не в том даже дело, что его герои счастливы или несчастливы, а само понятие счастья для них слишком неопределенно, разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинели делает его на миг счастливым. Но не более того.

Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для нее как бы внутренней движущей силой. Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – полноте и естественности чувства. Короленко – в благородстве натуры. Пушкин – как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убежден, что онодолжно быть.

Но счастье и Гоголь как будто даже несовместимы, и хотя у нас ни на минуту не закрадывается сомнение в том, что все, что им сделано, – сделано ради человека, ради человечества и его судеб, тем не менее никак нельзя уловить, – что же Гоголь понимает под словом "счастье"? Как сам его чувствует?

Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?

Но может быть и по-другому.

Век ХIХ, самоуверенный. Ощущающий приход науки как приход нового Христа-спасителя, все-таки сомневался в себе и своем будущем такими умами, как гоголь: спаситель мог оказаться наделенным апокалипсическими чертами.

А это тот рубеж, достигнув которого гений уже как бы лишается понятия счастья. В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.