Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и средства общения




Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функ­ции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (вос­приятие и познание людьми друг друга), интерактивную (органи­зация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реали­зуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией — самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния.

С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, на­учно-популярной литературы, исторические справки, предлага­ют фрагменты видеофильмов.

Урок физики, 9-й класс. Объяснение темы «Измерение агрегатного состояния вещества». Учитель начинает с задач и парадокса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе огненный след, раскаленное до бела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили «глыбу льда». Небесный огонь принес лед в знойную Индию.

Урок литературы, 8-й класс. Учитель начинает с проблемной ситуа­ции: «Почему А. С. Пушкин назвал свою повесть "Капитанская дочка", хотя главные ее герои — Гринев и Пугачев?»

Урок географии, 7-й класс. Тема «Антарктида». Учитель использует такой факт: «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут про­тив ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги — в совершенно другую, против ветра. Как вы думаете, почему это проис­ходит?»

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами.

Как писала Г. И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися».

Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А. Сухомлинский).

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; ин­формационной — дает новое представление о предмете; вооду­шевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убежда­ющей — предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются осо­бые требования:

– правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

– точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

– ясность, простота, логичность, доступность;

– богатство (разнообразие используемых языковых средств);

– образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука — риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информа­ции и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выра­зительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тог­да, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15—20 ин­тонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмо­циональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», — замечает Ю. Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитив­ное или негативное отношение к излагаемой информации, к ре­зультату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, пе­редают чувства и переживания педагога невербальные средства. К. С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, гояосом, движени­ями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и луче восприятие.

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая голо-«ой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.

Как значимо для ученика, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом необычном, невербальном сред­стве общения пишет Е. Н. Ильин.

«В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными... Руки еще больше, чем слово, способны творить "тишину" — внутрен­нюю, душевную... Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака... Словом, прикасаюсь. На­перед знаю: никто из ребят не воспротивится. Понимают: это по­мощь не только моральная, но и энергетическая» [2, с. 99].

Интересный прием невербального воздействия — «свечение» описывает врач-психиатор В. Леви. «Свечение — прием, заимство­ванный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: "его лицо светилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "сол­нечные натуры". Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) — горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние ин­тереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви х кому-то... И включайте их без повода, просто так. Наступит мо­мент и эти состояния будут приходить к вам сами... легко, есте­ственно, непринужденно...

Если хотите успеха — запомните: 1) Свечение должно быть рефлексом на человека..., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомне­ние... 3) Не заботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачем общения» [3, с. 271—273].

Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос: «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде все­го?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых. Педагогу важно трени­ровать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией. Сле­дить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по сове­ту А. С. Макаренко, на решающие пустяки: как стоять, как си­деть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе пе­дагогического общения происходит в монологической и диалоги­ческой формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения: сложного материала, выводов по прове-I денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, со­вместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог — это не просто вопрос—ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни­ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в собе­седниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой инте­рес к обмену информацией.

В диалоге для педагога профессионально важно умение форму­лировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важ­ный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсужде­нии любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которо­го завяжется заинтересованный диалог.

Особое внимание постановке вопросов уделял учитель литера­туры Е. Н. Ильин.

«Мой вопрос — особый: к самому себе. А решаю с ребятами, Этим поднимаю их до себя, а сам расту до них.

Реакция на вопрос важнее ответа. Ибо школьники помнят не ответы, а вопросы, и в связи с этим свою реакцию на них.

Вопросы не надо "ставить", "задавать". Ими лучше разговари­вать, тревожа мысль и сердце ученика.

Не признаю фронтальных бесед, когда ребят не спрашивают, а буквально "расстреливают" вопросами.

Поставить или вызвать вопрос, по существу — две грани одно­го и того же умения.

Воздействовать органичностью вопроса, его связями с текстом, личностью учителя и ученика.

Один и тот же вопрос на разных ребят действует по-разному — для кого-то он шоковый, для кого-то кинжальный, а для кого-то проверочный. Каждый вопрос должен быть обоюдоострым»[2].

Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанни­ком возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выпол­нять следующие условия:

1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собесед­ник ответит на него.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте уче­ника в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "комму­никативное пространство".

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне ин­тересно твое мнение", "Почему ты молчишь?", "Ты не согласен со мной? Почему?", "Докажите, что я неправ"» [5, с. 36].

Со всеми ли советами вы согласны?

Какими советами вы дополнили бы этот перечень?

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мыс­ли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.

В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценней­ший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудни­чества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании; от­ражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, поду­май».

Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога И. Атватера «Я вас слушаю». Обратите внимание на некоторые из них: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заин­тересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями» [6].

Мы рассмотрели самую сложную — коммуникативную — функ­цию общения. Как мы показали, ее реализация требует от педа­гога владения умениями: точно выражать свои мысли, форму­лировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности. Коммуникативное взаимо­действие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных отношений.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо уме­ние чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремитель­но изменяется объект познания — развивающаяся личность. По­нять психические особенности учеников, почувствовать их состо­яние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помо­гут психолого-педагогические знания, использование разнообраз­ных методов изучения личности, анализ произведений художе­ственной литературы, изобразительного искусства.

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви на­звал гениями общения. У них прекрасное личностное видение уче­ника, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивиду­альности личности.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» — это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зим­няя). Понять — это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, пережива­ний.

А как можно этого достичь?

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означа­ет? Заглянем в словарь. «Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия про­является в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, по­нять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимаю­щий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспита­тельные взаимоотношения, управлять ими.

Познание, понимание и оценка в общении -— процесс двусто­ронний. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою оче­редь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и приня­тие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Пони­мание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, про­являть взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреж­дать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция {организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами — управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.

Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) дей­ствия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, со­гласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент де­ятельности.

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совмест­ные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанни­ки должны включиться в деятельность. При этом педагог не пред­лагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне приня­та детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важ­но не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает дей­ствия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координи­рует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при под­ведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогаща-ВТ субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспи­танников и педагогов, учета индивидуальных особенностей об­щающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализа­ции личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия»,-(Н. Ф. Радионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащих­ся: вместо «анализируйте текст» — ««сегодня мы займемся анали­зом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».

В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаи­мопонимание и, что особенно важно, формируются взаимоот­ношения. Сложившиеся отношения — благополучные или не­благополучные — сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действи­тельности.

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формирова­нии правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаи­мосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене инфор­мацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими уста­новками педагога — такими как гуманизм, оптимистический под­ход к личности, признание ее самобытности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.