Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение в вузе




Итак, давайте поговорим о том, как вам построить свою дея­тельность на втором этапе вашего профессионального продвиже­ния — обучаясь в вузе.

Несмотря на довольно распространенную среди студентов точ­ку зрения, что время обучения в вузе — самая беззаботная: и весе­лая пора, советуем не присоединяться к ней полностью. Ведь имен­но в это время закладывается фундамент вашей будущей карьеры, вы не только знакомитесь с будущей профессией, но и вступаете: в новые контакты, обретаете опыт реального профессионального взаимодействия.

Соответственно ваши умения можно разделить на две большие категории. Это умение учиться (обучаться) и умение общаться (стро­ить продуктивные отношения с людьми). Конечно же, эти умения неразрывно связаны между собой, а иногда и определяют друг друга, но все же рассмотрим каждое из них в отдельности.

Что можно отнести к первому умению? Где, чему и как можно учиться на вузовском этапе? Какие знания, помимо получаемых непосредственно в учебном заведении, необходимы в первую оче-редь?

Напомним, что человек учится всю жизнь. Умение учиться — важнейшая составляющая профессии педагога. По утверждению А. Дистервега, «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим вос­питанием и образованием» [13, с. 74]. И нельзя забывать, что сейчас знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше, следо­вательно, современному педагогу надо постоянно обновлять их.

В чем проявляется умение учиться? Прежде всего — в исполь­зовании приемов умственной деятельности или интеллектуаль­ных стратегий (мыслительных, логических, мнемическш и др.) по отношению к некоторому классу учебных ситуаций. Это и уме­ние организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, выбирать под­ходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми. Это су­щественное расширение спектра смыслов учения в условиях пе­рехода от умения учиться к умению учиться вместе, что означает становление обобщенных социокультурных способностей личности (В. Я. Ляудис). Более того — это и способность принять реше­ние относительно собственного процесса учения (П. Симоне), самомотивация (Ю. Н. Кулюткин).

Попробуем обозначить возможности, которые могут послужить в качестве источников самообразования.

Напомним, что самообразование может быть двух типов: си­стематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобрета­ются по мере возникновения потребности в них). Мы будем гово­рить преимущественно о систематическом самообразовании, так как именно оно позволяет полнее реализовать выбранную про­фессионально-образовательную стратегию.

Учебный процесс в вузе построен таким образом, что студен­там предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные за­нятия, к практическим — семинары, лабораторные работы, прак­тикумы и непосредственно практика (учебная и производствен­ная). Иногда студенты недооценивают значение лекций, считая, что смогут самостоятельно познакомиться с материалом, излага­емым лектором. Это большая ошибка. Как правило, именно пре­подаватель может эффективно отобрать материал, подать его в актуальном контексте, объяснить степень новизны или архаично­сти изложенного в учебниках.

Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педаго­гической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса вы оказываетесь внутри пе­дагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в дан­ном случае является моментом педагогической практики. Вы мо­жете анализировать ход учебного процесса не только с точки зре­ния обычного человека, но и с профессиональных позиций: не столько сдаете экзамены, но и учитесь их принимать; не только слушаете лекции, но и учитесь их читать; не только общаетесь с однокурсниками, но и учитесь управлять общением в коллективе. У вас есть все основания для того, чтобы анализировать педагоги­ческий стиль, приемы и методы ваших преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических тех­ник. Не упустите эту возможность!

Однако никакие усилия преподавателей не окажутся эффек­тивными, если вы не будете расширять спектр источников само­образования за счет привлечения внешних ресурсов. Каких же?

Первый и традиционный: книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование — через Интернет. Не будем убеждать вас в не­обходимости читать специальную литературу и учебники, рекомендуемые преподавателями. Но хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня только академических библиографических ис­точников явно недостаточно. Многие проблемы, появляющиеся в современной жизни, не были отражены в литературе ранее. А по­тому их осмысление возможно только путем знакомства с акту­альными и «свежими» публикациями, через знакомство с мнени­ем видных ученых, высказываемым в телепередачах и газетных интервью. Поэтому чем внимательнее вы будете следить за новы­ми изданиями, тем больше вероятность, что ваши знания будут востребованы вами же с гораздо большей эффективностью.

Существенным представляется и обладание информацией о различных конференциях, семинарах, выставках, которую мож­но почерпнуть из СМИ и специальной периодики. Участие в по­добных мероприятиях дает шанс всегда быть в курсе событий, вовремя узнавать о новинках литературы и тех идеях, над которы­ми работают передовые ученые. Как правило, в научных сообще­ниях всегда содержится много историко-библиографических све­дений, которые будут полезны в процессе обучения.

Второй источникисследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — непременная составляю­щая педагогического труда. Исследуя окружающий мир, вы не только упорядочиваете свои знания о нем и о профессии, но и формируете свой педагогический стиль, свое профессиональное и личностное мировоззрение. В систематическом самообразова­нии очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессио­нального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятель­ностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов — курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уров­нем проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификаци­онной работы.

Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленни­ков, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогиче­скую общественность с результатами своей работы через собствен­ные публикации в прессе и выступления на тематических конфе­ренциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения до­кумента о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более вы­годные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

Третий источник систематического самообразования — это обу­чение на различных курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен об­ладать не только знаниями о непосредственном предмете профес­сиональной деятельности, но и разнообразными умениями, не­обходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особен­но на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектиро­вать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имид­жа, изучению иностранного языка и т. д.

Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения — одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного рос­та, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция.

Четвертый источникработа.

Многие абитуриенты, благополучно пройдя все испытания и поступив в вуз, ошибочно предполагают, что в ближайшие че-тыре-пять лет они избавлены от необходимости думать о трудо­вой деятельности. Видимо, все еще распространены твердые убеж­дения, актуальные в советские времена, что одновременно с поздравлениями с окончанием вуза вы получите заманчивые пред­ложения от работодателей. К сожалению, это не так. Поэтому работать надо начинать как можно раньше. Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в раз­личных видах деятельности, примерить на себя разные профес­сиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения ста­новится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

Как же правильно подойти к поиску работы к чего от нее ждать? Кем реальнее всего устроиться человеку, стоящему в самом нача­ле профессиональной самореализации?

Обычно студенты занимаются репетиторством, работают няня­ми, вожатыми в детских летних лагерях, делают лингвистические переводы или работают помощниками в различных проектах.

Давайте рассмотрим, что дает вам та или иная трудовая дея­тельность.

Начнем с самого распространенного варианта — репетиторство. В той или иной мере эта работа знакома каждому студенту: навер­няка еще в школе приходилось помогать однокласснику решить задачки или объяснять правила орфографии младшей сестренке. Теперь же вы выступаете в роли учителя, на котором лежит ответ­ственность не только за конечный результат, но и за сам процесс обучения, за те взаимоотношения, которые возникнут в процессе общения. Родители ученика — ваши работодатели, с которыми вам предстоит пройти всю процедуру знакомства, построения отноше­ний и расставания. Вы сможете окунуться в мир реальных проблем, возникающих у родителей с неуспевающим ребенком, изнутри посмотреть на взаимоотношения учеников и их родственников, услышать оценки школьных учителей, поймете, как не надо обу­чать и воспитывать. Выполнение этой работы потребует от вас оп­ределенной гибкости, культуры и выдержки — ведь дети бывают капризными, ленивыми и необязательными. Вам придется посто­янно изобретать способы, чтобы заинтересовать маленького «не­знайку». Несомненно, вы заинтересуетесь различными педагоги­ческими технологиями или методами обучения, а выявление «белых пятен» в вашем образовании позволит вовремя заполнить их.

Другая распространенная работа, на которую приглашаются молодые педагоги, — работа вожатого в детских и молодежных лагерях. Пробуя себя в этой деятельности, вы сможете развить в себе (или во всяком случае понять, что именно требуется для подобной деятельности) организаторские умения: «заряжать» своей энергией других; находить лучшее применение каждому человеку; непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении конкретных практических задач; проявлять инициати­ву и требовательность; выбирать меры воздействия на других лю­дей; разрешать конфликты и идти на компромиссы; самостоятельно решать организационные вопросы. Вы сможете увидеть, чем отли­чается общение детей в малых и больших группах, как меняется их восприятие взрослого, насколько важен авторитет педагога в решении вопросов с дисциплиной.

В настоящее время растет интерес студентов к исследователь­ской работе. Вы можете предложить свои услуги для проведения социологических опросов (коммуникативные навыки), обработки результатов этих опросов (методические навыки), поисков нуж­ной информации в библиотеках или Интернете (общеучебные и информационно-поисковые навыки).

Какой бы ни была выполняемая вами работа, она обязательно поможет в дальнейшем профессиональном продвижении.

По каким критериям надо оценивать полезность работы? Очень часто при поиске ее одним из важнейших критериев студенты считают материальные условия. Если ваше финансовое положе­ние требует именно такой работы, этот случай мы комментиро­вать не будем. Но если вы можете позволить себе некоторый вы­бор, прислушайтесь к нашим советам.

Итак, что может дать работа помимо денег?

Перечислим возможные варианты:

– опыт;

– репутацию;

– информацию;

– контакты;

– друзей.

Самыми главными, на наш взгляд, являются опыт и репутация. Как бы ни был мал ваш заработок, помните, что вы приобретаете гораздо большую ценность, вы набираете опыт, а значит — учи­тесь. Что касается репутации, то это такое же важное приобрете­ние, как и диплом. Человек, имеющий хорошую репутацию, все­гда менее уязвим.

Кстати, при поиске работы не зацикливайтесь на одной опре­деленной области (хотя, естественно, лучше поработать в той сфере, где вы собираетесь строить вашу карьеру). Здесь важен на­вык взаимоотношений в производственной сфере. Имея опыт ра­боты, вы лучше будете представлять, что ждет вас по окончании учебного заведения, насколько востребованы будут те или иные ваши качества и умения. И у вас будет прекрасная возможность откорректировать свой образовательный маршрут.

Помимо репутации и опыта вы получаете и еще одно важное приобретение: информацию, новые знания.

Во-первых, знания о себе самом. Попадая в совершенно незна­комую ситуацию, вы с удивлением можете обнаружить, что пере­оценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку.

Во-вторых, знания о самой работе. Пройдя непосредственное обучение азам мастерства, вы сможете лучше представлять и ха­рактер трудностей, которые обязательно возникнут в послевузов­ской деятельности, или сможете открыть массу приятных момен­тов в, казалось бы, скучном занятии.

В-третьих, информацию о необходимых знаниях, которые мо­гут существенно облегчить вам выполнение работы.

В-четвертых, о той области (организации), в которой выпол­нялась работа. Посмотрев на ситуацию изнутри, вь: составите представление о том, как проходит деятельность в той или иной специфической сфере общественной жизни, и при поиске по­стоянной работы у вас будет больше шансов не ошибиться в выборе.

В-пятых, знания о характере взаимоотношений с коллегами вообще и с работодателем в частности. Известно, что даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профес­сиональными навыками не всегда способствуют росту авторитета человека в производственном коллективе. Имея даже минималь­ный опыт работы и общения, вы сможете убедиться в необходи­мости повышения своей коммуникативной культуры, толерант­ности и гибкости.

Вместе с тем мы хотели бы предостеречь вас от одной часто встречающейся ошибки. Какой бы ответственной и перспектив­ной ни была ваша трудовая деятельность, на этапе обучения в образовательном учреждении все же главным для вас является именно выполнение учебного плана. Иногда студенты пропуска­ют лекционные и практические занятия, ссылаясь на необходи­мость работать. Это нередко приводит к тому, что появляются новые проблемы, связанные с академической задолженностью по от­дельным предметам. Таким образом, решая одни проблемы, вы можете создать себе другие. Пожалуйста, помните: «Сначала нуж­но делать важные дела, а потом — неотложные».

Пятый источник самообразования — окружающая действитель­ность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропус­кать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать реф­лексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабаты­вать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы воль­но или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и пре­подавателями.

Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подру­житься с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми — превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяже­нии вашей профессиональной деятельности вам придется сталкиваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей. Учитесь сегодня!

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсни­кам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями — важная часть их профессионального станов­ления. Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реа­лизуется множество проектов, к участию в них приглашаются наи­более ответственные и энергичные люди, на которых можно по­ложиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере.

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то пре­подавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным спе­циалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы мо­жем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С.Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынуж­денного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

Таких примеров немало. Поэтому никогда не надо с ходу от­вергать подвернувшийся шанс — а вдруг это именно то, чего вы давно ждали? Как верно заметил Т. Эдисон, «люди часто не могут распознать благоприятную возможность потому, что она подо­зрительно похожа на работу».

Для того чтобы не упустить свой шанс при общении с препо­давателями, постарайтесь узнать, какой проблематикой они за­нимаются, где ведут свои научные исследования, в каких обще­ствах состоят, какие из их публикаций можно было бы почитать. Все эти сведения будут не только важны для вас в качестве науч­ной информации, но будут полезны и с точки зрения расшире­ния информационного и социально-коммуникативного поля.

Расширению вашего информационного поля могут служить и контакты с однокурсниками и студентами других групп и курсов. Наверняка среди них немало интересных людей, которые посе­щают различные выставки, находят книжные новинки. Учитесь у них. Делитесь с ними полезной информацией, которая стала из­вестна вам. Охотно откликайтесь на их просьбы, связанные с учебной деятельностью. Может быть, участие в чужой работе поможет вам и в дальнейшей вашей собственной.

Особое значение для будущих педагогов (как, впрочем, и для людей многих других профессий) имеет умение работать в коман­де. Отработке таких навыков способствуют семинарские занятия и работа над совместными проектами. Что это дает помимо разви­тия умения сотрудничать?

Конечно же, это:

– умение подключить других для помощи на вашем участке ра­боты;

– умение гасить конфликты;

– умение планировать сроки завершения и сдачи работы;

– умение редактировать работы своих товарищей;

– умение сводить разрозненные материалы в коллективный от­чет (программу, проект), интеграцию усилий.

Заметки на полях

Д. Эймен, автор американского бестселлера «Не насту­пайте на грабли!», дает несколько конструктивных сове­тов о том, как лучше учиться у окружающих:

1. Умейте внимательно слушать.

2. Не открещивайтесь от той информации, которую вам пытаются передать. Не говорите «Да, но...», даже если она вам кажется неважной.

3. Не стремитесь быть правым и показать свою ком­петентностьа вдруг вы не все о себе знаете?

4. Уважайте личность собеседника и разделяйте его точку зренияучитесь у тех, с кем не согласны, и у тех, кто неприятен.

5. Учиться можно у кого угодно: это не зависит ни от возрастных, ни от социальных и профессиональных разли­чий.

6. Периодически выбирайте себе «наставника» и общай­тесь с ним плотнее, чем раньше, активно обучаясь у него и провоцируя его поучать вас. Но сначала определитесьчему вы хотите научиться и у кого.

Слушайте то, что он говорит о вас.

7. Помогайте другимэтим вы развиваете свои навыки.

8. Участвуйте в соревнованияхне для победы, а для извлечения пользы. Здесь важен процесс, а не результат.

Изучение окружающей действительности обязательно поможет вам познакомиться и с различными специальностями, организа­циями, непосредственно связанными с вашей сферой деятельности. Вы можете получить представление о существующих профес­сиях, многие из которых раньше таковыми не являлись или не были широко распространены (например, профессия социально­го педагога или школьного психолога). Общение с однокурсника­ми, знакомые или родственники которых работают в подобных областях, может дать вам информацию и о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, и об уровне оплаты и различных «профессиональных хитростях», о которых не пишут в учебниках. Не упускайте такую возможность!

Есть и еще одна важная сторона сотрудничества с окружающи­ми вас людьми. Они могут дать вам не только знания и умения, но и информацию (явную или скрытую) о вашей собственной лич­ности. Общение является своего рода элементом самодиагностики и может характеризовать вас с двух сторон: как личность и как будущего специалиста. Отношение окружающих, если подойти к их мнению конструктивно, позволит вам вовремя откорректиро­вать свои недостатки, перестроить манеру общения, развить эм-патические способности. К тому же среди своего нового окруже­ния вы можете приобрести долговременные связи двух типов: дружеские и профессиональные, партнерские.

И последний, шестой, источник самообразованияваши увлече­ния (хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мне­нию, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрас­но. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога яв­ляется крайне необходимой. Для чего важно обладать не узкопро­фильным, а широким кругозором? В первую очередь для повыше­ния собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскош­ные пейзажи, — этот опыт может пригодиться и вашим учени­кам, ведь они, как и вы сами, всегда хотят общаться с интерес­ным человеком, способным научить их чему-то новому помимо школьной программы. Поэтому, как бы ни были вы увлечены до­стижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!

Отдельно необходимо сказать о знакомстве с различными об­разовательными учреждениями. Это — тоже важный источник получения профессиональных знаний. Бывая в различных шко­лах, Дворцах творчества, детских садах, вы можете сравнить и педагогические технологии обучения, и уровень организации пе­дагогического процесса, и мастерство педагогов, что позволит вам выбрать свой собственный стиль педагогической деятельности.

Таким образом, обучение в вузе дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки са­модиагностики и коррекции (профессиональных и личностных ка­честв), ориентацию в образовательном поле к обретение связей (дружеских и партнерских).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие источники самообразования вы считаете наиболее зна­чимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

2. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и препо­давателями? Что бы вы хотели изменить в этих отношениях?

3. Что вам известно о научных интересах ваших преподавателей?

4. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, кото­рые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?

5. Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.