Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие 1 страница




СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Вологда – 2011


Творогов А.Е., Тихомирова Г.В. Социология: Учебно-методическое пособие. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 299 с.

 

Рецензенты:

Б.В. Ковригин – доктор философских наук, профессор;

Л.В. Фивейская – кандидат философских наук, доцент

 

Данное пособие включает учебные материалы и тестовые задания, которые помогут курсантам, студентам и слушателям в сжатое время подготовиться к экзамену, зачету, рубежному и итоговому тестированию по социологии, повторить и систематизировать изучаемый материал.

Адресовано курсантам, студентам и слушателям, изучающим социалогию в ВИПЭ ФСИН России.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России 23 декабря 2010 г., протокол № 4

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2011

© Творогов А.Е., Тихомирова Г.В., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

 

Раздел 1. История социологии. Методы социологических исследований. 7

1.1. Классические социологические теории. История развития социологической мысли в России. 7

Справочная информация. 7

Обучающий тест. 14

1.2. Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки 19

Справочная информация. 19

Обучающий тест. 21

1.3. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов. 25

Справочная информация. 25

Обучающий тест. 27

1.4. Программа социологического исследования. Теоретические и эмпирические исследования в социологии. 31

Справочная информация. 31

Обучающий тест. 34

Контрольно-проверочный тест. 39

Ключи к обучающим тестам по разделу 1. 42

 

Раздел 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание 43

2.1. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия. 43

Справочная информация. 43

Обучающий тест. 45

2.2. Формы социального взаимодействия. 48

Справочная информация. 48

Обучающий тест. 52

2.3. Социальный контроль и девиация. 56

Справочная информация. 56

Обучающий тест. 60

2.4. Массовое сознание и массовые действия. 63

Справочная информация. 63

Обучающий тест. 68

Контрольно-проверочный тест. 71

Ключи к обучающим тестам по разделу 2. 73

 

Раздел 3. Общество: типология обществ и социальные институты.. 75

3.1. Понятие общества и его основные характеристики. 75

Справочная информация. 75

Обучающий тест. 78

3.2. Типология обществ. 81

Справочная информация. 81

Обучающий тест. 87

3.3. Социальный институт. Социальная организация. 91

Справочная информация. 91

Обучающий тест. 95

3.4. Семья как социальный институт. 98

Справочная информация. 98

Обучающий тест. 100

Контрольно-проверочный тест. 104

Ключи к обучающим тестам по разделу 3. 106

 

Раздел 4. Мировая система и процессы глобализации. 108

4.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.. 108

Справочная информация. 108

Обучающий тест. 113

4.2. Процессы глобализации. 117

Справочная информация. 117

Обучающий тест. 123

4.3. Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения. 127

Справочная информация. 127

Обучающий тест. 131

4.4. Место России в мировом сообществе. 135

Справочная информация. 135

Обучающий тест. 137

Контрольно-проверочный тест. 140

Ключи к обучающим тестам по разделу 4. 143

 

Раздел 5. Социальные группы и общности. 145

5.1. Понятие и виды социальных групп. 145

Справочная информация. 145

Обучающий тест. 149

5.2. Малые группы и коллективы.. 153

Справочная информация. 153

Обучающий тест. 155

5.3. Виды общностей. 159

Справочная информация. 159

Обучающий тест. 160

5.4. Социальные нормы и социальные санкции. 163

Справочная информация. 163

Обучающий тест. 165

Контрольно-проверочный тест. 168

Ключи к обучающим тестам по разделу 5. 171

 

Раздел 6. Социальная стратификация и мобильность. 173

6.1. Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации. 173

Справочная информация. 173

Обучающий тест. 177

6.2. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ. Экономическая стратификация. 180

Справочная информация. 180

Обучающий тест. 185

6.3. Понятие социального статуса. Виды статусов. 191

Справочная информация. 191

Обучающий тест. 192

6.4. Социальная мобильность. 196

Справочная информация. 196

Обучающий тест. 202

Контрольно-проверочный тест. 206

Ключи к обучающим тестам по разделу 6. 209

 

Раздел 7. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений 211

7.1. Концепции и факторы социальных изменений. 211

Справочная информация. 211

Обучающий тест. 214

7.2. Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса. 218

Справочная информация. 218

Обучающий тест. 221

7.3. Понятие и формы существования культуры.. 224

Справочная информация. 224

Обучающий тест. 230

7.4. Культура как фактор социальных изменений. 234

Справочная информация. 234

Обучающий тест. 237

Контрольно-проверочный тест. 240

Ключи к обучающим тестам по разделу 7. 243

 

Раздел 8. Личность и общество. 245

8.1. Личность как социальный тип. 245

Справочная информация. 245

Обучающий тест. 252

8.2. Общность и личность. 256

Справочная информация. 256

Обучающий тест. 259

8.3. Личность как деятельный субъект. 263

Справочная информация. 263

Обучающий тест. 266

8.4. Общественное мнение как институт гражданского общества. 270

Справочная информация. 270

Обучающий тест. 278

Контрольно-проверочный тест. 282

Ключи к обучающим тестам по разделу 8. 284

 

Итоговый контрольно-проверочный тест. 286

Вариант 1. 286

Вариант 2. 289

Вариант 3. 292

Вариант 4. 295

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Тестирование – одна из форм проверки и самопроверки знаний. Отвечая на вопросы тестов, курсанты, студенты и слушатели могут оценить свои собственные знания, а также восполнить их. Кроме того, тестирование можно проводить в процессе рубежного и итогового контроля, а также проверки так называемых остаточных знаний.

Данное пособие позволит на практике выполнить самые разные тестовые задания по социологии и приобрести необходимые для сдачи экзамена или зачета опыт и умения. Тесты составлены так, что охватывают все основные разделы учебного курса по социологии.

Тестовые задания включают вопросы на знание фактологического материала (персоналий, организаций, терминов), а также – на умение сопоставлять факты и явления, устанавливать между ними причинно-следственные связи. Каждый тест предваряется справочными материалами. Однако следует учитывать, что справочная информация не содержит ответы на все вопросы, поэтому при работе над тестом следует обращаться к учебной и дополнительной литературе. Часть же вопросов рассчитана на познания в других обществоведческих дисциплинах и общую эрудицию.

Всего пособие содержит 32 обучающих тематических теста. Каждый тест включает от 24 до 40 вопросов с вариантами ответов. Тестируемому достаточно выбрать один или несколько из предложенных ответов. При этом он может узнать верный ответ, используя ключи к тестовым заданиям по соответствующему разделу.

В конце каждого раздела содержится контрольно-проверочный тест, выполнение которого покажет качество усвоения учебного материала по данному разделу (проверка теста осуществляется преподавателем). Если вы правильно ответили на 86–100 % вопросов теста, то получаете оценку «отлично», на 70–85% – «хорошо», на 50–69 % – «удовлетворительно», менее 50 % – «неудовлетворительно».

Работу с данным пособием завершает выполнение итогового контрольно-проверочного теста (4 варианта по 26 вопросов), что позволит проверить знания по всему курсу. Время, отведенное на выполнение итогового теста, не должно превышать 50 мин.

Практика показывает, что при решении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.

Авторы пособия надеются, что оно пригодится вам не только при подготовке к экзамену и зачету, закреплении пройденного материала, но и поможет проверить вашу эрудицию. Тренируйтесь! Проверяйте свои силы и ликвидируйте пробелы в знаниях!


Раздел 1. История социологии.
Методы социологических исследований

1.1. Классические социологические теории.
История развития социологической мысли в России

 

Справочная информация

Огюст Конт (1798 – 1857) – дал имя социологии, определил ее предмет и методы. Выдвинул идею позитивного метода. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения и эксперимента. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Методы должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Этот подход называется – позитивизмом.

Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В социальной динамике,которая показывает этапы изменения общества, Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Сформулировал основной закон общественного прогресса, или законтрех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума: теологическая, метафизическая, позитивная.

Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

 

Карл Маркс (1818 – 1883) – считают основателем теории социального конфликта. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым обществом, более справедливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Разработал концепцию общественно-экономической формации, основание которой – материалистическое понимание истории. Принцип экономического детерминизма, то есть признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, где первичным является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений (базис), определяющий государственные, правовые, политические отношения и учреждения, идеологию, культуру и религию (надстройка).

Общественно-экономическая формация (или строй) – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Маркс придавал негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) – абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества, порождающее классовую борьбу. Где классы, там есть антагонизм, т.к. один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за счет него, присваивает неоплаченный труд. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество бесклассовым.

Ключевой труд: «Капитал».

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – основатель органической школы в социологии (эволюционизм). В основе социологических взглядов Спенсера лежали два исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением: а) понимание общества как социального организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития; и б) учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой – часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду».

Если О. Конт в вопросе о соотношении личности и общества отдавал приоритет обществу как системе, то Г. Спенсер наоборот, – личности, индивиду. Он исходил из того, что «характер сложного тела определяется характером составляющих его единиц, а потому и «основные особенности обществ определяются основными особенностями людей», их составляющих.

Он первым использовал такие важнейшие категории социологии, как социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и др. Характеризуя структуру общества Г. Спенсер различал, например, три подсистемы – поддерживающую (экономика), распределительную (разделение труда) и регулирующую (государство).

Ключевые труды по социологии: «Социальная статика», «Социологические исследования», «Описательная социология».

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основоположник структурно-функционального подхода в социологии. Предложил опираться на социальные факты и изучать их научными, объективными методами. Социальные факты: коллективные привычки; традиции; обычаи; правила поведения; обряды – они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал (работа «Самоубийство»), он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности), тем ниже уровень самоубийств. Дюркгейм дал новую методологию современной социологии: одни социальные факты (самоубийства) он объяснял с помощью др. социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим и физическим причинам (расстройство памяти или рост человека).

Ввел термин аномия (безнормативность) – состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплоченности или резким ее ослаблением, общественной состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей.

Человеческое общество сплачивает социальная солидарность. Солидарностьпокоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

 

Макс Вебер (1864 – 1920) – основатель понимающей социологии. Превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Ввел понятие «идеальный тип» – это искусственное, логически сконструированное понятие, позволяет выделить основные черты исследуемого социального явления (церковь, город, религия – идеально-типические конструкции). Вебер считал главным шагом в исследовании – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений. Статистика и изучение мотивов – взаимодополнительные части социологического исследования. Мотивы др. людей можно раскрыть благодаря знанию того, что в силу сходных ситуаций большинство людей поступают одинаково. Так, Вебер подошел к теории социального действия выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Первые два Вебер относил к социологии и называл их рациональными (осознанными), два других выполняются либо автоматически, либо бессознательно, подчиняясь чувствам.

В социологии власти Вебер выделили три типа легитимации власти (господства): рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

Вебер заложил основы отраслевых направлений социологии: – бюрократии; религии; города; труда.

Ключевые труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии».

 

Гюстав Лебон (1841 – 1931) –основатель социальной психологии. Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. «Психология народов и масс» – труд Лебона, который дает подробный анализ психологии народных масс (расы и толпы), как важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий. Многие положения этого труда положены в основу многих рекламных и политтехнологий.

 

Габриель Тард (1843 – 1904). Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век – это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики» играют СМИ, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения.

 

Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX вике центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера вмировой социологии.

В США социология с самого начала начинает складываться как университетская, да к тому же прикладная эмпирическая наука.

Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм – это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

 

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus – положительный) – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Структурно-функциональный анализ (функциональный подход, функционализм) – один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального «объекта» – группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие «генетические» корни и теоретико-методологические основания. В середине XX в. структурный и функциональный анализы были переосмыслены в рамках «объединяющего» их системного подхода как два различных аспекта системного анализа. При этом если структурный анализ в различных своих версиях активно проникал в гуманитарное знание (а во многом и зарождался в нем) – прежде всего в лингвистике и литературоведении, то собственно С.-Ф.А. и возник, и локализовался прежде всего в социальном знании (главным образом, в социологии и британо-американской антропологии).

В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный – аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом.

В своем развитии С.-Ф.А. прошел ряд этапов становления и представлен несколькими основными версиями: 1) предысторию С.-Ф.А. связывают с идеями органицизма в социологии, прежде всего с именем Спенсера; 2) основы С.-Ф.А., его исходные методологические принципы заложил Дюркгейм; 3) так называемый «ранний» функционализм представлен Британской школой антропологии – прежде всего Радклиф-Брауном и Малиновским; 4) собственно классический американский структурный функционализм стал формироваться с 1930-х под влиянием круга идей Сорокина (прежде всего Парсонсом).

Интеракционизм (от англ. interaction – «взаимодействие») – методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках: символический интеракционизм, социальный конструктивизм, этнометодология. Основоположником парадигмы интеракционизма был чикагский учёный Герберт Мид (1863–1931), примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого. Общение – это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы). Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма, кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

 

В развитии социологической мысли в России можно выделить четыре этапа. Первый этап: – с середины XIX века до 1920-х гг., второй – 1930-е гг. – конец 1950-х годов, третий – с начала 1960-х до конца 1980-х гг., четвертый с 1990-х гг.

Первый этап: П. Л. Лавров (1823 – 1900), Н. К. Михайловский (1822 – 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.

М. М. Ковалевский (1851 – 1916) – типологический метод, историко-сравнительный метод, синтетический подход (изучение общества во взаимосвязи экономического, политического, психологического, культурного и иных факторов).

Начало XX в. характеризуется процессом институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918–1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя – 1968, Винчестер, Массачусетс, США) – выдающийся российско-американский социолог и культуролог.

В 1914 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров. По постановлению Коллегии ГПУ в 1922 г. выслан за границу из Петрограда на «Философском пароходе» (кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года.) В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. – профессор Гарвардского университета. В 1965 г. – президент Американской социологической ассоциации.

Сорокин один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

Ключевые труды: «Основы социологии», «Социальная и культурная динамика» – главный труд Сорокина в четырех томах в 1937–1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии.

Второй этап: в 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма». Разгром социологии и ее упадок в СССР.

Третий этап: возрождение социологии как науки на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация. 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.

Четвертый этап: в 1990-е гг. происходит окончательная институционализация социологии как самостоятельного научного направления и важной учебной дисциплины. Институт социологии РАН, диссертационные советы по социологии. Социологические центры: ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения, Левада-Центр, Фонд «Общественное мнение».

Обучающий тест

1. Базовая идея, на которой была основана социологическая концепция Г. Спенсера – это…

a) распространение законов эволюции природы на общество

b) ведущая роль общества по отношению к личности

c) ведущая роль личности по отношению к обществу

d) взаимодействие общества и личности

 

2. Социология О. Конта включает в себя разделы …

a) социальная статика и социальная динамика

b) социология социальных групп и социология личности

c) микросоциология и макросоциология

d) теоретическая и практическая социология

 

3. Центральным понятием социологической концепции К.Маркса является …




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.