Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Китая




Философия Древней Индии

 

Раньше всего философские идеи утвердились в древней Индии (сер. 2 – н. 1 тыс. до н.э.), которые нашли своё отражение в первом литературном памятнике древних индийцев – «Ведах». «Веды» (букв. – знание, ведение) – совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском (ведийском) языке, которая состоит из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т.п. «Веды» используют символическую форму толкования мира и предлагают различного рода рекомендации к правильному в нём существованию. Самостоятельные философские учения в Индии появляются в 7 -6 вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которого считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхью (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечного многообразия мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхестественнность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Сторонники философии Вайшешика (3 в. до н.э.) обосновали представление об атомах как последних и неделимых частицах всех предметов. Если материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма – преимущественно на созерцание. Цель человеческого существования в этих учениях сводилась к достижению особого духовного состояния «нирваны» (букв.- остывание, угасание) – слияние с «божественной» сущностью и освобождения от материально-чувственного мира.

 

Материалисты Древнего Китая (7-6 вв. до н.э.) стремились объяснить мир, исходя из него самого. Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объяснили бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Китайский философ Лао-Цзы (6 в. до н.э.) считал, что каждая вещь, достигнув определённой степени развития, превращается в свою противоположность. Неполное становится полным, кривое – прямым и наоборот. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, металл, воду. Лао Цзы известен также своим учением о естественном законе движения – дао, который обусловливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, которые рассматривали небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только Земля, но и Небо. В учении Лао Цзы нашли своё отражение атомистические представления о строении Мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – цы. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (5-4 вв. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Идеи Лао Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даонизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозглашал как принцип отношений между людьми гуманность – жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освещал покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.