Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замены и эффект дохода




Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась. Это приведет: 1) к росту поку­пательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Он сможет приобрести прежний набор фруктов, который ранее был для него оптимален, за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увели­чить закупки обоих видов благ. 2) к увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, так как потре­битель будет замещать относительно подорожавшие апельсины относительно подешевевшей хурмой. Эти два процесса про­исходят одновременно и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффекта дохода, а второй — эффекта замены.

Под эффектом дохода понимается изме­нение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е.Слуцкому, опубликовавшему в 1915 г. в итальянском журнале статью по этому поводу. Но эта статья осталась для мировой науки незамеченной. Только благодаря работам Хикса и Аллена, опубликованным значительно позднее, мир ознакомился с решением этой проблемы.

Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. А у Слуцкого — лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Рассмотрим графическую модель разложения общего эффек­та изменения цены на эффект замены и эффект дохода по версии Дж.Хикса (рис. 5.21).

Пусть KL - исходная бюджетная линия. Ей соответству­ет исходная равновесная точка потребителя . Количество потребляемой хурмы (товар X) в точке равно . Сни­жение цены на хурму приведет к повороту бюджетной линии и она займет положение , которой соответствует новая равновесная точка . Количество потребляемой хурмы в точ­ке равно . Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения ее цены составит . Этот отрезок надо разделить на две части, чтобы показать, какая его часть связана с эффектом замены, а какая — с эффектом дохода.

Хикс определяет, каким должен быть денежный доход по­требителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обес­печить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию (линия Хик­са), которая параллельна новой бюджетной линии и одновременно является касательной к исходной кривой безраз­личия в точке . Количество потребляемой хурмы в точке равно . Поскольку отражает новое соотношение цен и в то же время наборы фруктов и обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (находятся на одной кри­вой безразличия), то увеличение потребления хурмы, равное , является следствием ее относительного удешевления и представляет собой эффект замены.

Переход от точки вспомогательного оптимума к точке нового оптимума означает рост потребления и апельсинов, и хурмы. При этом увеличение спроса на хурму происходит исключительно в силу роста реального дохода, поскольку оба оптимума ( и ) характеризуются одинаковым соотношени­ем цен товаров.

Относительное удешевление любого товара увеличивает объем спроса на него. Поэтому эффект замены всегда отрицательный.

В отношении эффекта дохода не все так однозначно. Для супериорного товара эффект дохода является отрицательным, поскольку рост реального дохода вследствие снижения цены увеличивает объем спроса на этот товар. Тогда знак общего эффекта от изменения цены тоже отрицательный и индивидуальная кривая спроса на супериорный товар имеет отрицательный наклон.

Для инфериорного товара эффект дохода положительный, так как рост реального дохода вследствие снижения цены уменьшает объем спроса на этот товар. При этом эффект замены по абсолютной величине превышает эффект дохода. Поэтому знак общего эффекта отрицательный и кривая индивидуального спроса на инфериорный товар имеет отрицательный наклон.

Для товаров Гиффена эффект дохода по абсолютной величине превышает эффект замены. Следовательно, знак общего эффекта является положительным, и кривая индивидуального спроса имеет положительный наклон.

Общие выводы:

1. Традиционная версия теории потребительского выбора связана с количественным измерением полезности, которое не может быть объективным, так как полезность — субъективная категория.

2. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) выражается в равенстве взвешенных предельных полезностей различных благ.

3. Порядковый подход к анализу поведения потребителя отражает систему его предпочтений, которую можно изобразить графически с помощью кривых безразличия.

4. Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности. Бюд­жетная линия представляет собой наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат.

5. Кривая безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равнове­сия. Последнее достигается, если потребитель приобретает ком­бинацию товаров, представленную точкой касания бюджетной линией наивысшей из доступных кривых безразличия.

6. Кривая «доход — потребление» соединяет все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие раз­личным величинам дохода. Линия «цена — потребление» представляет собой множество равновесных комбинаций това­ров при изменении цены одного из них.

7. На основе линии «доход — потребление» можно постро­ить кривые Энгеля, а на основе линии «цена — потребление» можно построить кривую индивидуального спроса, отражающую зависимость объема спроса от цены.

8. Общее изменение объема спроса на товар в силу из­менения его цены делится на две части: эффект замещения и эффект дохода. Если эффект замещения — это изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения относи­тельной цены этого товара, то эффект дохода — это изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода.

Контрольные вопросы:


1.На базе какого переменного фактора строится функция полезности?

2. В чем отличие количественной и порядковой измеримости полезности?

3. Что собой представляют кривая безразличия и бюджетная линия?

4. Чем определяется конфигурация кривой безразличия?

5. Запишите уравнение бюджетной линии.

6. Как может быть определена предельная норма замещения?

7.Что означает ситуация потребительского равновесия и каково его условие?

8.Чем обусловлен поворот бюджетной линии?

9. В чем отличие эффекта замены от эффекта дохода?

10. Какая линия лежит в основе построения кривых Энгеля?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.