Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 4. Субъекты международного права. Признание и правопреемство




План:

1. Понятие и виды субъектов международного права.

2. Международная правосубъектность.

3. Государства как основные субъекты международного права.

4. Международная правосубъектность международных организаций.

5. Международная правосубъектность наций, народов, борющихся за создание независимого государства.

6. Государствоподобные образования.

7. Международная правосубъектность индивида.

8. Институт признания в международном праве.

9. Правопреемство государств.

 

В ходе изучения данной темы необходимо усвоить понятие субъектов международного права, рассмотреть их виды, раскрыть содержание международной правосубъектности, исследовать институты признания и правопреемства в международном праве.

Участники международных отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права.

К субъектам международного права относятся:

- государства;

- международные (межправительственные) организации;

- народы и нации, борющиеся за создание независимого государства;

- государствоподобные образования.

Вопрос о нетрадиционных субъектах в международном праве является дискуссионным. К ним можно отнести международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические и физические лица, составные части федеративных государств.

Как известно, правосубъектность – это общеправовая категория, складывающаяся из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Фактическая правосубъектность приобретается в силу определенных действий объективного характера (напр., образование государства). Юридическая правосубъектность приобретается при вступлении в силу юридического документа (напр., договор об учреждении международной организации). Исходя из этого, субъекты международного права делятся на две категории: первичные и производные. В зависимости от объема, существуют три группы правосубъектности: общая, отраслевая и специальная.

Характеризуя международную правосубъектность, необходимо выделить основные права и обязанности субъектов, их специфические права и обязанности, отражающие особенности субъектов данной категории, а также производные, индивидуальные права и обязанности субъектов и дать их перечень (или примеры индивидуальных прав и обязанностей). При изучении данной темы следует уяснить, что субъекты современного международного права могут быть подразделены на три группы в зависимости от их юридической природы и объема международной правосубъектности, раскрыть особенности правосубъектности каждой из этих групп.

Государства являются основными субъектами международного права. Государства характеризуются рядом признаков: территория, население, суверенная власть. Международная правосубъектность государства, как и его суверенитет, возникает одновременно с возникновением его как актора международных отношений и не зависит от волеизъявления других подобных акторов; она может прекратиться лишь с прекращением его существования. Государство обладает универсальной международной правосубъектностью, которая включает, в частности, право заключать международные договоры, учреждать дипломатические представительства, участвовать в создании международных (межправительственных) организаций, вступать в политические и иные союзы с другими государствами и т.д.

Международная правосубъектность международных (межгосударственных) организаций. Международные межправительственные организации рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку государства своими волевыми действиями наделяют их определенными правами и обязанностями. Документом, определяющим правосубъектность международной организации, является учредительный акт: устав, договор, статут и т.п. Следовательно, момент появления правоспособности организации определяется датой вступления учредительных документов в силу. Учредительные документы устанавливают цели и задачи деятельности международной организации, наделяют ее правами и обязанностями, устанавливают членство в организации, ее структуру и порядок формирования органов.

В отличие от межправительственных организаций, неправительственные организации не являются полноправными субъектами международного права. Вместе с тем, эти организации часто привлекаются в качестве консультантов и независимых экспертов, что позволяет говорить о значимости роли международных неправительственных организаций в международном праве.

Международная правосубъектность наций (народов), которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Нации и народы, борющихся за создание независимого государства, являются фактическим субъектом международного права. Принцип, провозгласивший право народов на самоопределение, обрел правовую форму с принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14.12.1960г. Вместе с тем, субъектами международного права являются только те народы и нации, которые борются за освобождение, создание своего государства, борьба которых скоординирована специально созданным политическим органом, осуществляющим контроль на определенной территории (напр., Организация освобождения Палестины), а борьба достигает уровня национально-освободительного движения. Фактически, это можно назвать государством в процессе становления. Правосубъектность их носит временный и ограниченный характер.

Частичной международной правосубъектностью обладают такие политико-территориальные образования как государствоподобные образования. К ним относятся специфические субъекты международного права (напр., государство-город Ватикан) с особыми характерными для них чертами. Исторически известны вольные города: Краков (1815-1846гг.), Данциг (Гданьск) (1919-1939гг.) и др.

В настоящее время к данной категории субъектов можно отнести Ватикан (Святейший престол) – официальный центр римско-католической церкви, созданный в 1929г. на основе Латеранского договора. Ватикан наделен некоторыми чертами государственности и является формальным выражением самостоятельности и независимости Святейшего престола в международных делах.

Общее для политико-территориальных образований – то, что они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров.

Наука международного права о международной правосубъектности физических лиц. В последние годы некоторыми учеными индивид рассматривается как субъект с ограниченной правосубъектностью. По вопросу признания индивида субъектом международного права в международно-правовой науке идет дискуссия, причем некоторые из теоретиков решительно отрицают саму возможность такого признания. Если же рассматривать этот вопрос в свете конкретных положений ряда международно-правовых актов, то можно придти к выводу, что в настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих многосторонних договорах универсального или регионального характера. Такими договорами за индивидами закрепляются права и обязанности как участников международных правоотношений, предоставляется право на обращение в международные органы и судебные учреждения, определяется правовой статус отдельных категорий физических лиц – беженцев, женщин, детей, мигрантов и др. Это позволяет предположить, что международная правосубъектность индивидов имеет ограниченный объем. Аналогичный характер имеет правосубъектность юридических лиц, которые все чаще вступают в правоотношения, регулируемые международным правом.

Институт признания в международном праве. Вопрос о признании в международном праве, как правило, возникает при появлении новых субъектов в международных отношениях, когда государства либо делятся, либо соединяются (воссоединяются). Международное признание представляет собой волевой акт государства, свидетельствующий о возникновении нового субъекта международного права. Как правило, за актом признания следует установление официальных отношений – дипломатических или консульских, однако это не является обязательным условием. Фактом признания государства может явиться также стремление установить или сохранить с ним дипломатические отношения, даже если официально не заявляется о его признании. Вопрос о признании может возникнуть и в случае изменения политического режима в государстве.

В науке международного права существуют две теории признания. Согласно конститутивной теории считается, что только официальное признание другим государством констатирует факт появления нового субъекта международного права, т.е. признание порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует факт появления нового субъекта международного права и свидетельствует о намерении государств установить с ним определенные отношения в рамках международного права.

Международно-правовое признание имеет большое значение для вновь созданного государства. Признанное государство становится законным правопреемником в отношении прав и обязанностей прежнего субъекта.

Международно-правовое признание облекается в одну из двух форм: de jure (полное и окончательное) и de facto (неполное).

Признание de jure – это полное и окончательное признание, констатирующее факт появления нового субъекта в международных отношениях. Такое признание выражается в форме декларации, совместного коммюнике, заявлении правительств, в резолюциях международных организаций.

Признание de facto используется в случаях, когда признающее государство считает признание de jure преждевременным в силу того, что признаваемое государство является субъектом временным и может изменить свою форму в будущем. В случае признания de facto между участниками устанавливаются отношения не в полном объеме.

Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. При конституционной смене правительства вопрос о признании не возникает. Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. Современная практика все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти.

Правопреемство означает переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому. Вопрос о правопреемстве чаще возникает при образовании на какой-либо территории нового государства или государств, передачи части территории другому государству, изменении политического режима, прекращении существования метрополии и создания независимых государств.

Объектами правопреемства являются международные договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги.

Общие положения для решения вопросов правопреемства содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.

Правопреемство не затрагивает договоры, установившие границы и их режим, а также обязательства относительно пользования любой территорией, установленные в пользу иностранного государства. При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь к той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Особое положение в отношении правопреемства занимают новые независимые государства, т.е. такие, территория которых являлась зависимой территорией. Венские конвенции закрепили принцип tabula rasa (чистой доски). Новое независимое государство не обязано соблюдать какой-либо договор государства-предшественника, который в момент правопреемства имел силу в отношении его территории.

Правопреемство в отношении государственной собственности означает прекращение прав государства-предшественника и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность. Под государственной собственностью понимается имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

Государственные архивы также являются объектом правопреемства и означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Государственным долгом является любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие международной правосубъектности.

2. Дайте определение субъекта международного права.

3. Каков круг субъектов международного права?

4. Каковы формы и виды международно-правового признания?

5. В чем отличие признания de facto от признания de jure?

6. Что такое международное правопреемство?

7. Что является объектом правопреемства?

8. В чем заключаются особенности положения РФ как государства-продолжателя СССР?

 

Семинарское занятие по теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.