Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ труда учителя




 

Уже на студенческой скамье необходимо узнать, по каким направлениям и критериям анализируется труд учителя, назначается денежное вознаграждение. В законодательстве сказано, что каждый учитель имеет право на свободное применение форм и методов обучения, создание своей собственной (авторской) методики обучения и воспитания. Это большое право, но еще большая ответственность. Ведь собственная авторская методика не означает вседозволенности – как хочу, так и действую. Закон не препятствует творчеству, не сковывает инициативу, но сурово спрашивает с нерадивого педагога, если он, даже из благих намерений, нарушает нормы педагогической деятельности и не может обеспечить тех результатов, которые гарантированы при соблюдении общеизвестных требований.

Анализ деятельности учителя является основой совершенствования его мастерства. При этом ставится цель – ухватить связь между деятельностью учителя и результатами его труда, увидеть, какие новые методы и приемы он освоил, насколько усовершенствовал свое мастерство, как при этом изменилась работоспособность учеников, их отношение к учебе, что они знают, как используют свои знания, умения. Важно также узнать, как осуществляется преемственность в использовании старых и новых методов обучения, традиционных методик, насколько осознанно к конструированию своей системы обучения и воспитания подходит учитель, как его система обеспечивает обучение и воспитание, насколько положительно или отрицательно сказываются результаты достигнутого на отношении детей к учению.

При анализе системы работы учителя учитываются:

– стержневая идея его педагогического труда, которая понимается как творческое кредо педагога, его видение и понимание учебно-воспитательного процесса. Факты, полученные при анализе работы учителя, должны прояснить смысл той или иной организации учебно-воспитательного процесса, всей деятельности учителя;

– качество обучения и воспитания. Это общий критерий, который составляется из множества частных показателей, характеризующих в комплексе уровень педагогической деятельности;

– соотношение «затраты – результат». Иногда педагог добивается высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузок домашними заданиями, т.е. успех приходит в результате перенапряжения сил учителя и учеников, что не может оцениваться положительно;

– общий профессиональный уровень учителя: зрелость его мастерства, способность к самооценке своей деятельности, перспективам роста.

Часто отдельным компонентом анализа является работа учителя с семьей, с родителями.

Анализ системы осуществляется по многим направлениям труда учителя. Среди них: 1) знание и рациональное использование педагогической теории,2) овладение новыми методами и приемами учебной деятельности, 3) разумное сочетание их при раскрытии содержания материала, 4) самоанализ, профессиональная самооценка качества своего труда и др.

Естественно, главное внимание уделяется показателям учебно-воспитательного процесса:

• объему и качеству знаний;

• объему и качеству практических умений и навыков;

• системе знаний, умений;

• умению применять теорию на практике;

• способам мышления и деятельности школьников;

• воспитанности детей и др.

 

Проверяющие конкретно выясняют, как учитель:

• определяет цель урока, активизирует деятельность учеников при: а) проверке домашнего задания; б) объяснении нового материала; в) закреплении знаний;

• организует труд учеников по всем параметрам: а) проверка готовности к уроку и выполнение домашнего задания; б) понимание цели урока; в) темп работы учеников и его соответствие возрасту; г) рациональность использования времени на уроке; д) подведение итогов урока и оценка труда учеников; е) комментирование домашнего задания: ж) формы организации труда учеников и их целесообразность;

• активизирует учебно-познавательную деятельность, в частности: а) постановка проблемы; б) наличие сравнений, анализа и обобщений; в) наличие и результативность индивидуальной работы; г) характер знаний учеников; д) результативность использования дидактической наглядности, технических средств; е) приемы стимулирования активности;

• осуществляет воспитание школьников: а) какие качества (гражданина, работника, семьянина) формируются; б) воспитательная роль учителя на уроке; в) единство воспитательных требований (преемственность); г) приемы стимулирования и формирования сознательной дисциплины учеников на уроке и вне его; д) соответствие уровня воспитательной деятельности возрасту учеников;

• осуществляет дифференцированный подход к обучению и воспитанию учеников на уроке при: а) опросе; б) изучении нового материала; в) организации самостоятельной работы.

 

Уровень воспитанности определяется по общему состоянию дисциплины на уроке; стилю работы учителя (каким стилем управления деятельностью он добивается необходимой дисциплины); отношению к нему учеников; реакции учеников на замечания учителя при нарушении дисциплины; индивидуальной работе с учениками-нарушителями дисциплины на уроке и другим показателям.

Вопрос, как работают ученики, – едва ли не главный при анализе мастерства. Эффективность их учебной деятельности оценивается на основе таких проявлений, как понимание учебного материала, знание существенного, главного и умение отделять его от второстепенного; умение анализировать реальные явления с помощью полученных знаний; правильность использования знаний, умений при решении практической задачи.

Познавательная активность учеников, определяемая по устойчивости работоспособности, умению преодолевать трудности, вносить коррективы в процесс учения, фиксируется по ряду признаков:

• сохранение устойчивого внимания на протяжении всего урока (количество и время отвлечений, время сосредоточенной работы и др.);

• виды трудностей, которые в состоянии преодолеть школьник;

• реакция на неудачи в учении (упорство, самооправдание своих действий, нежелание учиться);

• способность учеников признавать ошибки;

• способность переделывать некачественно выполненную работу.

Ответственное отношение к учению в конечном счете характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников в процессе обучения. Ответственность ученика оценивают по ряду признаков:

• выполнению им своих учебных обязанностей, требований учителя;

• пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения;

• предъявлению требований к высокому качеству своей работы;

• умению объективно оценивать свои знания, умения;

• умению сравнивать свои достижения с достижениями других;

• мобилизации своих сил и способностей при преодолении познавательных трудностей;

• способности чередовать труд и отдых, восстанавливать свою работоспособность.

 

Рост педагогического мастерства учителя – это показатель качества учебно-воспитательной работы, это постоянно совершенствующийся учебно-воспитательный процесс, который меняет и самого учителя. Признаки педагогического мастерства:

• четкость определения и дифференциация задач урока;

• обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;

• творческий характер методов обучения с учетом особенностей учебного материала и возможностей детей;

• помощь детям в преодолении трудностей учения;

• высокая работоспособность детей на уроке;

• гуманизация учебно-воспитательного процесса;

• личностный подход;

• умение заниматься самообразованием.

 

Профессионализм педагога растет до тех пор, пока он, не полагаясь на опыт, перед каждым уроком еще и еще раз проверяет готовность к встрече с классом, а именно:

• ясно определит и поставит перед учениками задачи их деятельности на уроке;

• подберет адекватные формы, методы, приемы, средства, раздаточные и наглядные материалы для решения поставленных задач;

• рационально их использует;

• составит продуманный, точный план. Каждый этап урока будет рассчитан во времени;

• хорошо проинструктирует учеников, что им следует делать, как выполнять предстоящую работу;

• осуществит дифференцированный и индивидуальный подход;

• использует преимущества взаимообучения в подгруппах;

• нормирует самостоятельную работу во времени, обучит детей укладываться с выполнением работ в заданное время;

• протестирует учебные достижения каждого ученика;

• использует тематический учет знаний;

• наградит лучших и поощрит старательных.

...

 

Таким образом, чтобы учитель рос, чтобы развивалось и крепло его мастерство, необходим постоянный, строгий профессиональный анализ всех сторон его деятельности. Но главными критериями мастерства остаются качество обучения и воспитания школьников, продвижение педагога по пути гуманизации школьных отношений (см. рис. 17).

 

Проверьте себя

 

Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»?

Раскройте сущность функций учителя.

Какая функция педагога является главной?

Какова структура управления?

О чем свидетельствуют требования к учителю?

Какие требования к учителю числятся среди главных?

Раскройте содержание профессиональных качеств педагога.

Какова структура педагогических способностей?

Какова структура педагогического мастерства?

Что значит «педагогическая техника»?

Как рыночные отношения изменили требования к педагогам?

Что означает выражение «ребенок – отражение семьи»?

В чем выражается взаимосвязь семьи и школы?

Каковы главные задачи педагогической поддержки семьи?

Назовите формы сотрудничества учителя с семьей.

Какие правила будет соблюдать учитель при посещении семьи?

Какие советы он даст родителям?

Что такое педагогическая диагностика семьи?

Как осуществляется анализ педагогического труда?

По каким критериям и направлениям осуществляется анализ?

 

Опорный конспект

 

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Педагогические способности – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, удовольствии от общения с ними.

Группы способностей – организаторские, дидактические, рецептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные.

Ведущие способности – педагогическая зоркость, дидактические, организаторские, экспрессивные.

Профессиональные качества – владение предметом и методикой преподавания, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое повышение профессионального уровня и качества своего труда и т.д.

Человеческие качества – духовность, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость и многие другие.

Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.

Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Анализ труда учителя – выявление связи между деятельностью учителя и результатами его труда.

Труд учителя оценивается в связи с:

– объемом и качеством знаний;

– объемом практических умений и навыков;

– системой знаний, умений;

– умением применять теорию на практике;

– способами мышления и деятельности школьников.

Сотрудничество педагога с семьей школьника – объединение усилий в воспитании детей; взаимодействие с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.

Гуманистические принципы семейного воспитания – креативность (свободное развитие способностей детей); гуманизм (признание личности в качестве абсолютной ценности); демократизм, основанный на установлении равноправных отношений между взрослыми и детьми; гражданственность, основанная на осознании места своего Я в общественной системе; ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики; приоритетность общечеловеческих норм и ценностей.

По отношению к детям выделяются семьи – любящие (уважающие) детей; отзывчивые; материально-ориентированные; враждебные; антисоциальные.

Стили родительского воспитания – авторитарный, демократический, попустительский.

Компоненты содержания семейного воспитания – духовное, физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.


Литература

 

Азаров Ю.П. Искусство воспитания. М., 1985.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

Лесгафт П.С. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

Мантейчек З. Родители и дети. М., 1992.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.

Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.

Сластенин В А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.

Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1977.

Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1993.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Эверт НА., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. М., 1991.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

 

Алгоритм – система последовательных действий, выполнение которых ведет к правильному результату.

 

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников (анкет).

 

Ассоциация – любая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании, и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.

 

Вид (обучения, воспитания) – своеобразие моделей процесса, существующих внутри типов.

 

Виды обучения – объяснительно-иллюстративное (ОИ); проблемное (ПбО); программированное (ПО); компьютерное (компьютеризованное) обучение (КО); новые информационные технологии обучения (НИТ).

 

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества.

 

Воспитание (в педагогическом смысле) – процесс и результат всех влияний на человека; специально организованный процесс влияния на человека с определенной целью; специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.

 

Воспитание (в социальном смысле) – передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим.

 

Воспитание (в философском смысле) – приспособление человека к среде и условиям существования.

 

Воспитательное дело (ВД) – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.

 

Воспитательный процесс (процесс воспитания) – движение процесса воспитания к своей цели.

 

Гендерные особенности развития – различия, характеризующие процессы, особенности и результаты развития мужчин и женщин.

 

Гуманитаризация – общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается.

 

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

 

Дистанционное обучение – разновидность новой информационной технологии доставки знаний, создания учебной среды и организации процесса усвоения знаний.

 

Дифференциация – создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе.

 

Дух (лат. spiritus – дух, дыхание) – первооснова жизни.

 

Духовное развитие – связано с воспитанием души, духовности, нравственности, формированием этических ценностей. Истинный смысл развития – в духовном возвеличении.

 

Духовность – одна из двух натур человека. В отличие от телесной, видимой натуры, духовность невидимая, но главная сущность человека; это состояние души.

 

Душа (по Аристотелю) – гармония, составная часть Вселенной, причина жизни.

 

Душа (в современном понимании) – энергетический сгусток, жизнь, энергия организма, сущность человека.

 

Душа (религиозное толкование) – нематериальная, независимая от тела бессмертная сущность, которая дается человеку при рождении. Душа не рождается и не умирает.

 

Закон – отражение объективных, существенных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся при определенных условиях связей между явлениями действительности.

 

Закон минимума – продуктивность обучения, детерминированная минимальным фактором.

 

Закон сохранения (Э. Торндайк): если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность ее ослабевает, и поэтому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.

 

Закон эффекта (Э. Торндайк): если процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает.

 

Закономерность – объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь, выраженная в обобщенной форме. Закономерность – это не до конца познанный закон.

 

Закономерности всеобщие – сфера действия которых выходит за пределы педагогической системы.

 

Закономерности общие – охватывающие своим действием всю педагогическую систему.

 

Закономерности частные – действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы.

 

Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Отражение внутреннего и внешнего мира в сознании человека.

 

Инновации (педагогические) – нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

 

Интеграция – уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных знаний, умений. Это не механическое усечение объема, а структурирование материала.

 

Интерактивные методы (в педагогике) – способы взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, всеми участниками педагогического процесса, отличающиеся повышенной активностью и самостоятельностью принятия решений.

 

Качества (человека) – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих человека от других биовидов.

 

Квалиметрия – диагностирование профессиональных качеств педагогов.

 

Классификация методов (обучения, воспитания) – упорядоченная по определенному признаку их система.

 

Коллектив – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости; общий выборный руководящий орган.

 

Комплексный характер – одновременное и совокупное влияние всех факторов на результат.

 

Компоненты общего среднего образования: 1) система знаний о природе, обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека; 2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков; 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области; 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.

 

Контроль – проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и (или) его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала); процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства; механизм проверки.

 

Коэффициент корреляции – количественное значение связи между факторами.

 

Кривая связи – наглядное представление величины и характера связи между факторами.

 

Личностно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: ученик – материал – результат.

 

Менеджмент (педагогический) – процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей; управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, организация педагогическим производством; совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей.

 

Метод (обучения, воспитания) – упорядоченная деятельность педагога и обучаемых, направленная на достижение заданной цели (обучения, воспитания). Совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения, образования, воспитания.

 

Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.

 

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

 

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

 

Методы воспитания подразделяются на методы: формирования сознания личности; организации деятельности и приобретения опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

 

Методы исследования – пути, способы познания объективной реальности.

 

Модуль (учебный) – содержательно-временная часть учебного процесса. Обычно это раздел (несколько тем) учебной программы вместе с указанием возможных способов его изучения, расчетом времени и тестовыми вопросами.

 

Мониторинг – непрерывное отслеживание педагогического процесса путем постоянного, беспрерывно ведущегося наблюдения.

 

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной деятельности.

 

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

 

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства, благодаря многоразовому выполнению.

 

Назначение воспитания (в философии) – добровольное ограничение свободной воли через самое доступное человеку – подчинение плоти духовному началу.

 

Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

 

Наследственность – передача от родителей к детям определенных признаков и особенностей.

 

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

 

Обучаемость – комплексный фактор, характеризующий способность (пригодность) обучаемых к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время.

 

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

 

Оптимизация – процесс и результат выбора наилучшего варианта из множества возможных.

 

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания учеником того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности.

 

Опыт творческой деятельности – самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в известной; видение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.

 

Организационно-педагогическое воздействие (ОПВ) – комплекс факторов, характеризующих деятельность учителей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда.

 

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

 

Отклоняющееся поведение – естественная защитная реакция человека на вызов враждебной ему среды или окружения (или среды, окружения, которые он рассматривает как враждебные).

 

Парадигма – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.

 

Партнерская (предметно– и личностно-ориентированная) технология – одинаково хорошо удерживает в поле зрения и учебный материал, и развивающуюся личность.

 

Педагогика – наука о воспитании.

 

Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.

 

Педагогическая система – упорядоченное по определенному признаку единство составных компонентов.

 

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

 

Периодизация – выделение возрастных особенностей, характерных для каждого возраста, соединение их в систему.

 

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников.

 

Правила (дидактические) – указания учителю, как нужно поступить в педагогической ситуации.

 

Предметно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: материал – ученик – результат.

 

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

 

Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

 

Принципы (дидактические) – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 

Программированное обучение – выполнение последовательных действий (операций) по заданной программе, повышающей управление ходом учебного процесса.

 

Продукт (обучения, образования, воспитания, развития) – то же, что результат педагогического и учебного труда, созданная в учебно-воспитательном процессе целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности каждого отдельно взятого человека; то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

 

Самовоспитание – работа воспитанника над собой с целью формирования положительных качеств и искоренения отрицательных.

 

Синергетический эффект – результат сложения сил, действующих в одном направлении; результат согласованного взаимодействия (использования) всех ресурсов.

 

Система дидактических принципов – их упорядоченное единство, представленное в общей концепции.

 

Система принципов воспитания – общественная направленность воспитания; его связь с жизнью и трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация; личностный подход; единство воспитательных воздействий.

 

Система принципов – сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой.

 

Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении.

 

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

 

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

 

Структура – расположение элементов в системе.

 

Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

 

Субъективно-прагматический метод воспитания – способ, основанный на стремлении человека прагматично и целенаправленно решать свои проблемы. Основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.

 

Тестирование (в педагогике) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.

 

Технология (воспитательная) – комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.

 

Технология (педагогическая) – комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству в педагогических процессах.

 

Тип (обучения, воспитания) – отличающаяся существенными признаками модель организации процесса.

 

Тип познавательной деятельности (ТПД) – уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

 

Типы уроков: комбинированные (смешанные); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений.

 

Традиционные методы исследований – пути и способы познания педагогической действительности, используемые с давних времен: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, ученического творчества, беседы.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

 

Урок (учебное занятие) – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

 

Условие – обстоятельство, от которого что-то зависит.

 

Учебный материал – информация, подвергшаяся дидактической обработке с целью приспособления ее для изучения в данном возрасте.

 

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

 

Фактор – веская причина, влияющая на течение и результаты дидактического процесса.

 

Факторы развития – причины, обусловливающие процесс и результаты развития. Развитие детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

 

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

 

Формирование – процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д.

 

Формы (организации обучения, воспитания) – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

 

Функции методов – обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная.

 

Цель воспитания – очеловечить появившееся на свет существо, помочь ему распознать в себе человека, облагородить его душу, побудить к добрым делам, развить духовность, дать силы противостоять злу – вечные и неизменные задачи правильного воспитания.

 

Цель обучения (учебная, образовательная) – то, к чему оно стремится, будущее, на которое направлены его усилия.

 

Человек (в педагогическом смысле) – цель, средство и продукт воспитания.

 

Человек (в философском смысле) – часть природы, биологический вид, «homo sapiens».

 

Экологизация (образования, воспитания) – усиление внимания к экологическому воспитанию. В нынешних условиях экологический императив перерастает в моральный – гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека.

 

Этапы (педагогического процесса) – последовательность его развития; выделяются подготовительный, основной, заключительный.


ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

Дистервег А. Собр. соч. М., 1961. Т. 2. С. 68.

 

 

Коменский Я.Л. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 316.

 

 

Там же. С. 318.

 

 

Там же. С. 328.

 

 

Коменский Я.Л. Указ. изд. С. 332.

 

 

Там же. С. 333.

 

 

Там же.

 

 

Коменский Я.Л. Указ. изд. С. 341.

 

 

Там же. С. 344.

 

 

Там же. С. 345.

 

 

Коменский Я.Л. Указ. изд. С. 346.

 

 

Там же. С. 347.

 

 

Там же. С. 348.

 

 

Там же. С. 359.

 

 

Коменский Я.Л. Указ. изд. С. 361.

 

 

Там же. С. 381.

 

 

Там же. С. 382.

 

 

Там же. С. 327.

 

 

Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 329.

 

 

Гегель. Соч. М., 1946. Т. VII. С. 82.

 

 

Выготский Л.C. Педагогическая психология. М., 1996. С. 84.

 

 

Там же. С. 87.

 

 

Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989. С. 57–58.

 

 

Выготский Л.С. Указ. изд. С. 87.

 

 

Шацкий С.Т. Избр. пед. сочинения. Т. 2. М., 1962. С. 76.

 

 

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 1936. С. 44.

 

 

Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 2002. С. 85.

 

 

См.: Корчак Я. Как любить детей. М., 1968. С. 74.

 

 

См.: Корчак Я. Указ. изд. С. 93.

 

 

См.: Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. № 4. С. 11–14.

 

 

Корчак Я. Указ. изд. С. 67.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.354 сек.