Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический опыт развития науки о поведении покупателя




Тема 1. Роль потребителя в системе маркетинга, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Поведение потребителя – относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знаний. За последнее десятилетие в мире вышло большое количество книг, посвященных данной проблеме. Поведение потребителя изучается практически во всех высших учебных заведениях развитых стран. Этот курс в настоящее время активно вводится в учебные программы вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области маркетинга.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения ХIХ–ХХ вв. К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т. Веблен в конце ХIХ в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ключевые идеи теории моды. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немец М. Вебер сформулировал концепцию статусных групп в протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления.

Более конкретные исследования поведения потребителей появились позже. Логика возникновения этого направления такова: экономическая наука породила маркетинг, одним из разделов которого является «Поведение потребителей».

Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 20-х – начале 30-х гг. преподаватели, которые читали эти курсы, стали считать себя более маркетологами, чем экономистами. Пол Лазарсфелд и его коллеги в Вене проводили с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса.

Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Как верно заметил один критик, маркетологи изучают потребителя как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом и рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя «на крючок», предлагая товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.

В 50-е годы в Америке вошли в моду так называемые «мотивационные исследования», строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа З.Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.

В 60-е гг. в исследовании потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребителя как информа­ционного процесса. Потребитель уподоблялся компьютеру, получающему и перерабатывающему информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление в изучении потребительского поведения сомкнулось с изучением процессов познания в психологии. Первые учебники по потребительскому поведению строились в основном в рамках такого понимания проблемы, хотя туда и вставлялись некоторые темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности.

Превращение данного направления исследования в самостоятельную дисциплину в Америке в основном завершилось в первой половине 70-х годов.

В 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей, в 1974 г. – было начато издание журнала – «Journ Consumer Research». Правда, это направление научной и учебной работы по-прежнему осталось в рамках кафедр маркетинга, являясь в США ядром их научной работы: большинство диссертаций в этой области посвящены именно поведению потребителей.

Современные учебники по курсу «Consumer Behavior» в основном написаны и изданы в США и несут на себе четкую печать всех вышеперечисленных традиций, отражающих в значительной степени характерную черту американской культуры – индивидуализм. Вторая их характерная черта – подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки.

В то же время проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга обществоведов-историков, антропологов, социологов, культурологов. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке.

Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье. Главной его работой, посвященной этой проблеме, является: «Отличия: социальная критика суждений о вкусе». Одним из крупнейших теоретиков поведения является Бордийяр, разработавший концепцию «общества потребления», написавший работу политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гоффмана. Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М. Батина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.

Произошли заметные подвижки и в США. В 80-е гг. на кафедры маркетинга пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что естественно расширило взгляд на потребительское поведение. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название «нового». К 90-м годам его право на существование было подтверждено наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления – это фокус на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на поведение потребителей доминирует. Через массовое издание учебников и журналов американская ситуация дублируется и во многих странах Западной Европы, не имеющих своих учебников по курсу потребительского поведения. Немаловажно и то, что для изучения потребителя требуются специалисты с совершенно иным типом образования и научного опыта.

Анализ новейшей отечественной литературы показывает, что в настоящее время экономистами продолжается фундаментальное изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей, и фокусирование внимания на данной проблеме будет осуществляться и в перспективе развития человеческой цивилизации. «Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду».

Следует обратить внимание на неразрешимое противоречие в развитии человеческой деятельности и человеческих потребностей. Когда развитие потребностей вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние, в свою очередь, обуславливают появление новых потребностей и т. д. до бесконечности.

Проблема поведения потребителя на рынке является ключевой. По сути, маркетинг – это разработка технологий реакции фирмы на потребительское поведение. По мнению ряда исследователей в области теории и практики маркетинга, курс маркетинга представляет собой вводный курс, а поведение потребителя – это развитие, углубление одного из разделов вводного курса (так же, как и целый ряд специальных дисциплин).

В связи с выделением направления «Поведение потребителей» в самостоятельную науку возникает закономерный вопрос: «Что из себя представляет предмет?» Объектом «Поведения потребителя» в индивидуалистической традиции является человек. В социологической – одна из сфер общеcтвенной жизни – процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. С точки зрения социологической традиции предметом представляется поведение различных социальных общностей в процессе потребления

Итак, предметом «Поведение потребителей» является рыночное поведение человека как потребителя конечной продукции. От конечного потребителя надо отличать покупателей − производителей и посредников. Логика их поведения совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных потребителей.

Зачастую в специализированных литературных источниках по курсу «Поведение потребителей» можно встретить понятие «клиент», которое является альтернативным понятием термина «потребитель». Понятия потребителя (англ. - consumer) и клиента (англ. - customer) очень близки. Отличие состоит в том, что клиент - это потребитель продукции определенной фирмы. Клиент − частная разновидность потребителя. Клиент − это тот, кто покупает товары или услуги определенной компании.

В зарубежной и отечественной литературе авторами предлагается несколько вариантов хронологических рамок развития наук о поведении. Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард за основу периодизации приняли факторы глобальных перемен, которые переживала система менеджмента и экономики в целом. Для удобства они разбили время воздействия этих факторов на три периода: 1) до второй мировой войны; 2) послевоенное время до конца 1980-х гг. и 3) современный (1990-е гг.).

До второй мировой войны развитие наук о поведении относительно не велико. Научные исследования по сути являлись скорее теоретическими, нежели практическими. Однако они стали развиваться к концу этого периода. В послевоенное время возможности производства опережали спрос, и «у продавцов не оказалось иного выбора, как принять концепцию маркетинга». Все большее значение начинают приобретать различные науки о поведении. Во второй половине 50-х годов в группе бихевориальных наук родилось новое направление – поведение потребителя.

1990-е гг. «перевернули все представления о том, что нужно для успеха». Снижение темпов экономического роста, сокращение крупных промышленных рынков изменили образ жизни потребителя и вынудили его сократить потребление. Эти факторы обуславливают изменение содержания маркетинга и выдвигают доминирующую концепцию взаимодействия, предложенную шведскими учёными в 80-е годы.

Поведение покупателей как явление в жизни современного общества – это деятельность, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений до и после покупки.

Следует отметить, что в большинстве учебников и монографий используется термин «поведение потребителей». Для того чтобы выделить предмет этого курса, отметим, что существуют три основные цели совершения покупки:

1) удовлетворение собственных потребностей;

2) удовлетворение потребностей других людей или организаций (например, в качестве подарка или предмета потребления всех членов семьи);

3) перепродажа.

Поведение потребителей изучает процессы обмена, вовлеченные в приобретение, потребление и избавление от товаров.

Содержательную основу поведения потребителя составляют процессы принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Особое влияние на выбор покупателя оказывают культурные, социальные, личностные, психологически факторы (см. рисунок 1). В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их максимально учитывать.

Факторы культурного порядка ê Культура ê Субкультура ê Социальное поведение
Социальные факторы ê Референтные группы ê Семья ê Роли и статусы
Психологические факторы ê Мотивация ê Восприятие ê Усвоение ê Убеждение и отношение
Личностные факторы ê Возраст и этап жизненного цикла семьи ê Род занятий ê Образ жизни ê Тип личности
покупатель

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние
на покупательское поведение

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.