Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На уборке табака. 1972




 

Абдрашит Сыдыханов – художник, творчества которого демонстрирует изменения во времени так же, как и творчество многих художников конца шестидесятых, семидесятых и особенно восьмидесятых годов ХХ века. Со временем его творческие пристрастия претерпят еще более резкие изменения.

Начало творческого пути художника полностью соответствует соцреалистическому направлению, но уже в этот период мастер обращает внимание на опыт модернизма и в его технике исполнения появляется условность и декоративность, свойственная как декоративно-прикладному искусству казахов, так и «матиссовский» взгляд на мир. Он пишет полные оптимизма произведения на тему трудовых свершений советского человека, пишет эпические картины на темы «Мангышлака», сельской страды, когда собирается урожай яблок и табака.

Особенно ярко идеалы соцреализма претворились в полотне «На уборке табака», где художник создает идиллическое пространство, когда женщины заняты не столько тяжелым физическим трудом по нанизыванию листьев табака на нить, сколько играют собранными листьями.

Листья табака, словно декоративные украшения, что можно носить, как декор одежды. На самом деле это очень трудоемкий процесс, когда сидя в сыром месте, полном приторного запаха от свежего табака, радости человек не испытывает. Но соцреализм требует поэтизации всех трудовых «подвигов» советского человека, и А.Сыдыханов романтизирует ситуацию согласно установкам времени романтизма советского искусства с одной стороны, с другой - создает оду женщине, воспевая ее грациозность и одухотворенность, согласно традиционному национальному стереотипу, сложившемуся в этот период, когда прошлое - это тот же утерянный рай.

Линейная перспектива выстраивает глубину пространства, в котором на разных уровнях рельефа земли - цветущий край, россыпь деталей мирного пейзажа: растущие листья табака, трактор на одном из холмов, деревья, цепь белых горных вершин…

Идиллия находит полное завершение на переднем плане полотна, где почти в театрально постановочном варианте «расставлены» фигуры четырех женщин. Художник дает естественную пластику движения тела, но при этом обобщает все до той степени, что в результате мы видим игру форм и гармонию цветовых ритмов. В целом все воспринимается, как красивая детская игра с цветами или лепестками, когда жизнь вокруг полна лишь положительных эмоций и ничто не может нарушить эту идиллию.

В трактовках женских образов мы встречаем до боли знакомый прием: в искусстве социалистического реализма был фактически канонизирован образ строителя коммунизма. В данном случае это образ хрупкого, но очень устойчивого и цельного мира человека, свято верующего в свое счастливое настоящее, и в еще большей степени не сомневающегося в будущем. Иначе, как можно объяснить подобное утопическое мироощущение, когда человек строит «отдельно взятое» счастье, на месте столь далеком от идиллии.

Табак – это дурман, но его посевы в алматинской области, весьма внушительные в те времена, нуждались в рабочих руках, и женщина как всегда, выполняет эту тяжелую работу.

По произведению художника никак не скажешь, что это тяжкий и крайне неприятный труд. Его женщины хрупкие и сильные одновременно, вдохновенно «исполняют» свой «танец» на току, а не работают в поте лица.

Труд, как праздник, труд, как тема для игры, избирается художника и как объект для рефлексий в искусство начала ХХ века, матиссовский танец через соцреалистический канон.

Листья табака – гирлянды декоративных лоскутов, их линейный абрис только подчеркивает театральную, следовательно, условную, гармоничность этого утопического рая на земле. Если бы не название и не тема трудового подвига, что следовало воспевать советскому художнику, все можно было бы принять за некий далекий и стабильно устойчивый миропорядок, где люди счастливо играют с дарами природы. Именно как дары природы можно было бы трактовать тему композиции, пусть даже дары эти выращены собственным трудом. Художник не может не знать, как непросто выдерживать долгий день за нанизыванием листьев табака, который сначала цепляют на длинную иглу, а дальше она продевается на столь же длинную нить. Ничего этого нет, потому что мастер свидетельствует не о тяжком трудовом бремени, а восхищается грациозной пластикой юных женских фигур.

Абдрашит Сыдыханов (род. 1937)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.