Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подсолнух. 1995




Важными для национальной школы становятся поиски К.Ахметжана. В общем русле развития казахского искусства второй половины 1970-начала 80-х, они, возможно, не воспринимались как характерные, определяющие его основной ход и динамику. Интенсивное осмысление им эстетических принципов японского, китайского искусства казалось тогда несколько неожиданным и даже не совсем органичным для казахской живописи, усиленно активизировавшей западную живописную традицию.

Сдержанный, вдумчивый анализ жизни как таковой, природы, человека, картины мира – творческое кредо К.Ахметжана. Отличительная, но также тяготеющая к традиции, черта его работ - умение воссоздать впечатление универсальной гармонии мира через, переживаемое каждый раз как впервые, благодарное удивление полнотой и полноценно­стью бытия.

В творчестве К.Ахметжана в целом и в картине «Подсолнух» в частности, чувство, непосредственное впечатление удивительно тонко сочетается с мыслью и анализом. Жизненные впечатления, конкретный мотив цветка трансформируется художником не просто в символ, он вживляется им в новую преобразованную мысленным анализом и до тонкостей выверенную форму. В её поисках живописец привлекает разные приемы от импрессионизма, пуантилизма до приемов классической японской графики.

Дробные удары цвета, живописные мазки предельно рассчитаны, создается впечатление почти математически точного попадания формы в намеченную живописцем цель. Главный герой полотна – солнце в виде огромного подсолнуха, царящего в голубом, брызжущем вкраплениями золотых бликов степном небе. С земли ему вторят другие такие же цветки, но уже поменьше, они разные, но словно из одного строя, вернее поля подсолнухов.

Геометрия форм, ритм неподвижных кругов подсолнухов поддержан ритмом округлых мазков. Картина, кажется, создана на особом ощущении важности роли геометрических форм для композиции, но она в итоге живая, движущаяся. В общей статике композиции возникает ощущение внутреннего движения воздуха, его искрения, дыхания. Такое дыхание воздуха можно видеть в жаркие летние дни, когда нагретый воздух полон внутреннего движения, своей внутренней живой вибрации.

Солнце – подсолнух в интерпретации К.Ахметжана, почти языческий объект поклонения, своего рода казахский вариант славянского Ярила. Оно властвует над землей, из её глубин вызывает к жизни подобные себе цветки солнца.

В результате поисков формы К.Ахметжан приходит к созданию собственной живописной техники. Главным интересом, движущей силой и почти что героем полотен художника, становится воссоздание идеи света через цвет. В работе «Подсолнух» эти идейные и визуальные сплетения-плетения света и цвета для художника предельно важны, он словно себе самому и зрителю открывает собственную живописную лабораторию и смысловые координаты.

Произведение К.Ахметжана - это одновременно, полотно-настроение и полотно - раздумье. Форма произведения адекватна их содержанию. В продуманность масштабов, организованность ритма, декоративно-оптические соотношения, создающие условную игру удалений и приближений, увеличений и уменьшений К.Ахметжан закладывает сложный смысл и неуловимый баланс динамики равновесий, движущих жизнью человека и жизнью природы.

Живописная стилистика произведений К.Ахметжана – это очень индивидуальный синтез находок европейской, в частности французской живописи и художественных приемов казахского декоративно-прикладного искусства – сырмака, текемета, шия. Их отличает изысканная колористическая гамма, способность создать цветовыми ударами – повторами иллюзию пространства и света и, в то же время, выявить единое эмоциональное звучание полотна через его декоративные свойства. Пристрастие и причастность художника к восточной эстетике ощутима в его работе с композицией. В ее строгой и лаконичной конструктивности преобладает плоскостность, присутствие пространства возникает в его работах через ряд тонких условностей, воссозданных на уровне живописной техники. Находясь на стыке западной и восточной культуры и эстетики, художник смог создать самобытный и выразительный художественный язык.

.

 

Рустам Хальфин (1949-2007)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.