Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюст Жамбыла. 1946




Бюст Жамбыла является одним из первых произведений скульптурной школы Казахстана. Исполненный к выставке, посвященной 100-летию Жамбыла, он стал важным художественно-историческим документом, позволяющим сохранить в памяти потомков физический и духовный облик акына.

Скульпторы в период становления изобразительного искусства Казахстана ставили перед собой достаточно скромные задачи: донести до зрителя наружность героя во всей полноте жизненных впечатлений. Урманче не раз ездил к Жамбылу, подолгу беседовал с акыном, делал многочисленные зарисовки, этюды к живописным полотнам о поэте. Длительная и плодотворная работа по собиранию материала для произведения привела к тому, что скульптор значительно расширил границы постижения образа. Бюст свидетельствует о серьезном уровне скульптурного мастерства. Баки Урманче смог не только очень точно подметить характер, передать специфические черты своих моделей, но и создать памятник Поэту.

Произведение мыслилось автором как монументальная пластическая форма, обладающая впечатляющей, насыщенной многобразными значениями образной структурой. Создатель скульптурной работы стремился передать полнокровный образ великого казахского акына в его индивидуальной неповторимости и вместе с тем решить общие формальные задачи, показать скульптуру во взаимодействии с окружающим пространством.

Скульптура наполняется теплом человеческого бытия. В ней получили свое отражение мельчайшие черточки лица акына: характерный прищур цепких глаз, мягкая, по-детски радостная улыбка, с которой он всматривается в окружающие дали, чуткие тонкие пальцы. Столь же тщательно проработано одеяние Жамбыла: величавое струение вертикальных складок чапана, легчайшая фактура меховых шапки и воротника, добротность ткани. Соединение выверенного, очерченного гибким абрисом пластического объема с ювелирной проработкой мелких деталей помогают воссоздать образ во всей целостности, отразить биение жизни, сочетать малое и великое.

В живописи Б.Урманче стремится к усложненной, с богатыми валерами поверхности. При общей сдержанности и сконструированности скульптуры, отдельные элементы одеяния, лоб, бороду мастер лепит настолько резко и мощно, такими быстрыми рельефными «мазками», что общий строй скульптуры приобретает дополнительный энергетический заряд. Лоб Жамбыла испещрен мелкими впадинами, что позволяет создать сложную игру светотени, усилить динамику пластических масс, зримо передать, как реагирует форма при столкновении с пространством вокруг скульптуры. Скульптурный объем словно наполняется внутренней жизнью, становится живым дышащим организмом.

Жамбыл выступает здесь не только в качестве великого акына. Он являет собой знаковую фигуру озаренного вдохновением поэта, мудреца, хранителя коллективной памяти, мировоззренческих ценностей, непоколебимых устоев казахского народа,

Сложная идейно-пластическая программа обогащает подлинный портрет великого деятеля казахской культуры.

Исаак Иткинд (1883-1969)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.