КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ХХ век. 1985
Главная философская коллизия творчества Еркина Мергенова - непрестанная борьба духа с материей. В этом знаменитом произведении художника, отчасти философском, отчасти автопортретном выражены характерные для него мировоззренческие, творческие и пластические приоритеты. Изображение сидящей мужской фигуры в экипировке космонавта, закинувшего руки за голову и отклонившегося в кресле в композиции под названием «ХХ век» само по себе выглядит неожиданным. В первый же момент зрителя пронизывает ощущение драматизма, возникшего из чувства видимого несоответствия, несовпадения героя и его антуража. Мастерство скульптора еще и в том, что в кажущемся не экстремальном сюжете, в сознании зрителя возникают ассоциации с судьбоносными моментами человеческой истории и судьбы. Застывший почти в судорожной позе, этот герой, словно завис между физическим бытием, олицетворяющим страдание, и безграничным полетом высших духовных сил. Естество материала для этого скульптора почти всегда синоним косности материи. Антагонизм плоти и духа - той формы, в которой обречен существовать человек - воспринимается Е.Мергеновым как оковы для бестелесного духа и свободного разума. Блеск металлического скафандра обдает холодом, но не подразумеваемых космических пространств, а холодом души изображенного человека. Он не смотрит на зрителя, он не хочет смотреть на людей, ибо уже не видит в них того, что может дать хоть капельку тепла его разуверившейся душе. Запрокинувший руки за спину, откинувший назад голову, дабы не видеть мерзости этого мира, его герой, все же не погружен в себя. Он смотрит ввысь, подразумевая, что именно там в высокой, далекой от человека выси, возможно, еще есть что-то позитивное, правильное, что-то, что может привлечь его внимание и утолить надежду. Соответственно этой идее и наличие некоего не шлема, а скорее нимба над головой «космонавта». Возможно по замыслу автора именно его герою, именно ему одному присуща вся святость человеческой породы, тогда как другие исчерпали, растеряли тот запас от Бога, данный им изначально.
Квазижизненный опыт несомый композицией «ХХ век» предельно, максимально негативен. В этом отрицании всякого жизненного позитива много от максимализма ребенка, но есть в нем и кое-что от старческого брюзжания, вечного недовольства всем и вся. Позиция художника - безжалостный анализ социума, времени, самоанализ человека. Быть может, благодаря подобному отчаянно глубокому, не упускающему мельчайших наблюдений постижению характеров, конфликтов индивидуума и общества социальная тема в его искусстве звучит с такой обнаженной интимностью, ошеломляющей, почти шокирующей откровенностью. Беспристрастным хирургическим светом такого анализа Е.Мергенов высвечивает изнанку человеческого существа, скрытые пороки нашей натуры, обезображенной жизнью и обществом. И, быть может, есть достаточный, со стороны мастера, резон предполагать, что увидевшему под этим хладнокровным лучом темные стороны жизни будет легче одержать над ними победу, ведь правильный диагноз - почти всегда избавление. Особого трагизма в воплощении слабости, пороков человеческой натуры достигает скульптор даже не только благодаря присущей ему исключительной трезвости, беспощадной ясности в их оценке. Есть два фактора, пронизывающих духовный опыт, заключенный в творчестве Мергенова, которые безмерно обостряют его драматизм. Один из них заключается в понимании скульптором сложной природы человека - этого полубога и полузверя, понимании извечности этого сплава, осознании того, что в горные выси будущего мы смиренно потянем за собой то низкое и подлое, что извечно сопутствовало человеку на всем его долгом пути. И, естественно, такой глобальный ракурс не придает мастеру оптимизма, делая края пропасти между идеалами и реальностью в его творчестве особенно отвесными.
Способность воссоздать в пластике ощущение того невероятного разрыва между высокими идеалами и конформистским падением, что так присущ нашему национальному характеру, становится вторым фактором, который дает возможность Е.Мергенову выразить и особый драматизм нашего времени, и трагизм истории казахов. Его скульптура всегда целила, попадала в те сферы нашего сознания, которые в годы всеобщего соглашательства могли отключиться. Критичная, опровергающая догматы, она отрицала то, с чем нас приучили мириться. Ген сомнения, отрицания, глубочайшего анализа и потребности понять все на собственном опыте во многом благодаря творчеству Е.Мергенова сохранился в духовном фонде казахской скульптуры, а значит, и национального сознания.
Рысбек Ахметов (1941 - 1995)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |