Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Махамбет». Из серии «Махамбет». 1973




В поколении шестидесятников, знаменитом своими формальными поисками и открытиями в области обновления изобразительного языка казахской художественной школы Макуму Кисамединову принадлежала роль одного из самых смелых реформаторов. Его радикальные формальные обобщения отразились практически в каждой серии графических работ, где-то подчеркнуто и открыто («И восходит солнце», «Образы одной жизни»), где-то неявно и подспудно («Времена года», «Земля и люди»). Эти искания, выраженные в листах серии «Махамбет» с обостренной силой и абсолютной пластической найденностью, сделали их непревзойденными по сей день шедеврами графики Казахстана.

Графические образы выдающегося сына казахского народа Махамбета Утемисова, созданные М.Кисамединовым принадлежат как к числу самых известных визуальных образов этого героя, так и к числу наивысших творческих удач этого талантливого художника. В серию «Махамбет» входит шесть линогравюр, многогранно раскрывающих личность и историю поэта – воина.

В череде последовательно повествующих о характере и судьбе акына графических картин зритель может увидеть разного Махамбета. Это и Махамбет, в поэтическом раздумье склонившийся над белым свитком, это и Махамбет, с мечом и книгой в руках, упругим шагом идущий навстречу зрителю, это и Махамбет, с полузакрытым обращенным вглубь собственной души взором легко касающийся послушных струн домбры, это и Махамбет в тяжелом размышлении держащий на коленях остро отточенную саблю.

Трудно и, вероятно, необязательно выделять в серии наиболее сильное в художественном отношении произведение. Каждый лист в ней может быть обозначен как лучший, каждый несет максимально насыщенную духовную информацию, заключает в себе напряженный художественный текст. На одном из листов, изображающим Махамбета в раздумье касающимся струн домбры, поставим скорее задачу отчетливо показать наиболее характерные черты графического почерка М.Кисамединова поры его блистательного расцвета.

Центральной идеей работы становится идея величия личности Махамбета как сына великой степной цивилизации. Она создается и поддерживается всей созданной художником системой выразительных средств. Близкий квадрату формат линогравюры вызывает ощущение строгой стабильности, незыблемости утверждаемых в работе идей. Монументальна вплотную придвинутая к нижней кромке листа фигура сидящего поэта. Она занимает максимум пространства всей композиции, придавая образу неоспоримое величие, ощущение особой физической и духовной мощи героя. График ставит отчетливый акцент на телесной силе поэта, любуясь сам и заставляя любоваться зрителя широким разворотом плеч героя, крепкой сильной головой, посаженной на мощной шее, крепостью его рук, властно охвативших хрупкое тело домбры.

Сразу возникает чувство своеобразного парадокса - не столь обширное оставшееся пространство листа, к тому очерченное четкой черной каймой по периметру, не вызывает ощущения тесноты или замкнутости. Обозначенное контрастами белого, преимущественно в небесной дали, и черного, рисующего плоскость земли, пространство степи и предгорий в работе М.Кисамединова удивительно, более того непостижимо просторно. Оставшаяся незанятой могучей фигурой Махамбета плоскость гравюры под властью мастерства художника словно щедро вмещает в себя безбрежные степные дали, вереницы древних гор и высокий полет небес. Справа над головой Махамбета мчатся вдали в безудержном горячем беге кони, их взлетающие гривы и хвосты подчеркнуто открывают изображение неведомым таящимся в глубинах гравюры горизонтам. Эта метафора летящей поэтической мысли Махамбета - пятерка вплотную скачущих коней – становится и тонким композиционным приемом, раскрывающим, разрывающим рамки листа.

Одним из константных ментальных и творческих принципов творчества М.Кисамединова всегда была идея преемственности культурной, духовной традиции казахов. В серии «Махамбет» эту концептуальную приверженность задаче протянуть «времен связующую нить», а именно трансформировать в новых видах искусства древние художественные идеи великой степной культуры отразились в её своеобразном графическом эпиграфе. Древняя тамга рода «бериш» - две бок о бок скачущие лошади, заключенные внутри силуэта еще одного скачущего коня, монументально и динамично запечатленная художником, образно отсылает к самым истокам силы и смелости, свободолюбия и отваги казахов – героических всадников – отважных покорителей протяженных земных пространств. Характерно к тому же, что этот образ рода подчеркнуто выделяется на фоне других работ, выполненных в русле классического стиля линогравюры как европейского вида искусства, своей отчетливой стилизацией в русле мангышлакских петроглифов.

Борис Пак (1935-1992)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.