Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент как искусство




6.

5.

4.

3.

2.

1.

Тема №1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента.

1. Сущность менеджмента.

2. Менеджмент в рыночной экономике: цели и задачи.

3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация

4. Уровни менеджмента: институциональный, административный, технический.

5. Уровни менеджмента в корпорациях.

6. Менеджмент как система научных знаний

Основная литература: № 6, 9, 10, 13, 21..

Дополнительная литература: № 4, 18.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан с переходом экономики Украины к рыночным отношениям. Переход к цивилизованному рынку, высокопрофессиональному бизнесу невозможен без освоения специальных знаний и заимствования лучшего из мирового опыта.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние, «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем), а также разным сферам деятельности (управление государством, подразделениями в государственных и общественных организациях). В отличие же от термина «управление», термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Мы в дальнейшем будем применять термин «управление» в том же значении, что и менеджмент.

Управление - это целенаправленное действие на объект с целью изменения его состояния, или поведения в связи с изменением определенных обстоятельств.

Менеджмент является составной частью управления. Он реализуется лишь людьми, руководителями, тогда как управление возможно и с помощью технических средств (роботов, электронных систем, например, если речь идет об управлении определенным технологическим процессом, машиной и т.п.).

1. В зарубежной литературе существует немало определений менеджмента, но все они объединении одной основой - человеческими отношениями в процессе работы, организаторскими способностями руководителей, построением органов управления предприятиями, организациями.

В упрощенном понимании, менеджмент (от англ. to manage - управлять) – это умение достигать поставленных задач, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

! Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

! Менеджмент – это также область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

Наконец! Менеджмент – это производная от «менеджер», т.е. это определенная категория людей, реализующих и осуществляющих на практике работу по управлению.

Оксфордский словарь английского языка дает такие толкования менеджмента:

  1. менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками);
  2. менеджмент - это власть и искусство руководства;

4. менеджмент - это умение организовывать эффективную работу аппарата
управление (служб работников);

менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и
подразделы.

Менеджеры – это люди, ответственные за получение результатов конкретных усилий других людей, работающих как индивидуально, так и объединенных в группы или организации.

Из приведенных выше определений менеджмента можно сделать заключение о том, что это понятие является многомерным и характеризуется организационной, функциональной и личной составляющими.

Организационная составная менеджмента - это иерархия управления предприятием. в которой выделяется высшая, средняя и низовая ступень.

Функциональная составная - это текущий процесс выполнения функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

Личная составная - это искусство руководителя управлять производственными процессами посредством конкретных людей, его собственные нравственно-психологические качества и уровень знаний.

Понятие менеджмента часто связано с понятием бизнеса.

Бизнес – это деятельность направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции, работ или услуг.

Бизнесмен и менеджер – понятия не тождественные.

Бизнесмен – это тот, кто «делает деньги», собственник капитала, который находится в обороте и приносит доход. Им может быть деловой человек, у которого нет подчиненных, или собственник, который не имеет никакой постоянной должности в организации, но является владельцем акций, или членом правления.

Менеджер обязательно занимает постоянную должность и в его подчинении находятся люди.

 

Менеджмент, как управление в условиях рыночной экономики означает:

1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме предполагаемую прибыль;

2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами.

3. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений.

4. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.

5. Выявление конечного результата деятельности фирмы на рынке.

6. Использование современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

7. Изменение функций планирования – от текущего к перспективному

8. Осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений

9. Опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения.

10. Способность разумно рисковать и управлять риском.

11. Возрастание роли маркетинга до ключевой.

Упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Сегодня в менеджменте происходят существенные изменения. Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменения рыночной ситуации, то сейчас хорошим менеджером считается тот, кто для своего предприятия создает новые рынки, кто сам изменяет рынок.

- Основной задачей менеджмента необходимо считать обеспечение существования предприятия (фирмы) на рынке. В соответствии с этой задачей, менеджмент должен обеспечивать рентабельность фирмы на основе имеющихся ресурсов. Менеджмент должен создавать условия фирме для выпуска товаров лучшего качества по более низким ценам, или предоставлять лучшие услуги, чем у конкурентов.

- Менеджмент исходит из того, что рабочие и служащие - это ценнейший капитал фирмы.. Цель современного менеджмента - такое развитие человека, при котором все заложенные в нем природой способности могли бы реализоваться в бизнесе.

- Одна из задач менеджмента состоит в создании новых рынков для фирмы и обеспечении быстрого реагирования на все изменения в социальной сфере рынка. Эта задача реализуется через функцию маркетинга и функцию инновации (разработку новых товаров и услуг).

- Следующая задача менеджмента состоит в глубоком анализе деятельности фирмы. Анализировать деятельность предприятия следует прежде всего с позиций потребителя и рынка. После завершения анализа всех сторон деятельности предприятия его руководству необходимо сбалансировать кратко- и долгосрочные цели своего развития.

- Еще одной задачей менеджмента является доведение до сотрудников фирмы конкретных задач, предоставление им возможности контролировать собственную работу, а также видеть, какой взнос в общие результаты деятельности сделала их работа. Сотрудник, независимо от того, является ли он обычным работником или директором, должен понимать, что от его работы зависит дальнейшая судьба предприятия.

 

Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций. Все современные исследователи процесса управления производством считают классический подход, предложенный А. Файолем, основой классификации функций менеджмента.

На сегодня наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой процесс менеджмента состоит из пяти взаимосвязанных функций: планирование, организация, координация, контроль и мотивация. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и их составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Планирование включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение планов до всех тех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Организация – это вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и другими.

Организовывать – это значит создать определенную структуру, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения целей.

Функцию организации в менеджменте рассматривают как процесс создания объекта управления (производственной структуры) и субъекта управления с регламентацией их функций, подфункций, работ, операций, прав и обязанностей, а также подбор и размещение кадров, формирование штата работников.

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого числа заданий и какие для этого потребуются средства.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно работать для выполнения целей, поставленных в планах. Поведение людей всегда мотивировано. Мотивацию определяют как силу, которая побуждает к действию. Заданием функции мотивации является создание такой мотивационной системы, при которой персонал продуктивно выполняет работу соответственно с делегированными ему обязанностями согласно с планом организации.

Процесс мотивации включает:

- установление или оценка неудовлетворенных потребностей;

- формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;

- определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Менеджеры должны влиять на следующие факторы результативной работы: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.

Создание эффективных мотивационных систем – актуальный вопрос для отечественных организаций (предприятий). Новые экономические условия, при которых люди становятся учредителями, совладельцами предприятий, потребуют коренных изменений традиционных мотивационных систем, т.к. людям нравится ощущать свою значимость, они стремятся реализовать свои права, самореализоваться.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

- контроль за выполнением работ, намеченных планом;

- меры по коррекции всех значительных отклонений от планов.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным. Могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, интервьюировании и т.д. Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласованность всех стадий процесса управления.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.

Таким образом управленческий труд также разделяется. Одна из форм такого распределения имеет горизонтальный характер: размещение конкретных руководителей по отдельным подразделениям (финансовый отдел, производственный отдел, служба маркетинга и т.д.). Вторая форма разделения труда имеет вертикальный характер и образует уровни управления.

 

 

 
 

Рис. 1. Уровни управления

 

Форма пирамиды показывает. Что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Управляющие высшего звена – это представители высшего уровня управления, которые обладают наибольшей властью и несут ответственность за деятельность всей компании. Высший уровень может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций. Вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. Они определяют общие направления функционирования и развития организации в целом или ее крупных составляющих, разрабатывают долгосрочные планы, и представляют компанию за ее пределами.

Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической и перспективной направленности, наибольшей связью с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Средний уровень управления включает в себя менеджеров предприятия, менеджеров отделов и служб, начальники функциональных отделов, а также других подразделений (нач. цеха, директор филиала, управляющий по продукту, региону, проекту).

Руководитель среднего звена: проводит в жизнь политику высшего руководства, исполняет его приказы, распоряжения; представляет интересы возглавляемого им коллектива перед высшим руководством, вносит предложения по улучшению его деятельности, а также организации в целом, по улучшению условий труда коллектива; направляет, координирует и контролирует деятельность руководителей низшего звена.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов, контролируют работу исполнителей и претворяют в жизнь планы, разработанные на более высоких уровнях управления. Этот уровень объединяет следующие должности: цеховой мастер, мастер участка, руководитель группы и заведующие подразделениями конторского типа.

Работа связана с решением преимущественно оперативных, тактических задач и характеризуется разнообразием выполняемых действий, постоянным общением с непосредственными производителями (рабочими).

Руководитель низшего звена проводит в жизнь политику высшего руководства, представляет интересы непосредственных работников перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению деятельности и условий труда возглавляемого коллектива, управляет непосредственно работниками.

 
 

Современные мощные концерны характеризуются четырехступенчатой структурой уровней управления.

Рис. 2. Уровни управления в концернах и в больших фирмах.

Основой выделения управленческих звеньев является определение круга вопросов, которые должны решаться на разных ступенях управлениях. Так, например, при четырехступенчатой структуре высший уровень управления определяет общую политику фирмы, второй осуществляет распорядительные и координационные функции, на третьем уровне функциональные службы разрабатывают рекомендации, четвертый уровень – исполнительский.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце 19в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в 18в.

Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и эффективным.

На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом в конце 19 – начало 20 века. Это было ответом на потребности промышленного развития. Предприятия гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами и стандартами.

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента. (Рассмотрим их подробно на след.занят.)

Научный фундамент управления продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми современные организации связывают надежды на будущее.

Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письменности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов которого стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.

! Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней так и внутренней среды. Люди работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому менеджмент рассматриваются как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет объединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.


Тема №2. История и развитие менеджмента

 

1. Историческое развитие предпосылок современного менеджмента

2. Школа научного управления. (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт)

3. Классическая (административная) школа. (А.Файоль)

4. Школа человеческих отношений. (А. Маслоу, М. П. Фоллет, Ч. Бернард)

5. Количественная школа (Р. Акофф, Д. Томпсон, Н. Лоуренс)

6. Процессный, системный и ситуационный поход в менеджменте

Основная литература: № 10,13, 21

Дополнительная литература: № 9,18, 20,26.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.