Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. До недавнего времени преобладала мысль, что между понятиями руководство, лидерство и власть нет существенной разницы




3.

1.

До недавнего времени преобладала мысль, что между понятиями руководство, лидерство и власть нет существенной разницы, т.к. лицо наделенное полномочиями осуществлять руководящие функции, автоматически считается лидером коллектива и имеет власть над подчиненными. Однако на практике эти три составляющие управленческого влияния не обязательно сосредоточены в одних руках.

Руководство – это процесс использования власти для достижения влияния на людей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Быть менеджером (руководителем) и быть лидером в организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации.

Отличия между статусом лидера и формального руководителя выплывают из особенностей функций, которые ими выполняются.

Ø Руководство предусматривает монополию на принятие решений и контроль за ходом их выполнения. Лидер наоборот предлагает принять участие в этом процессе каждого сотрудника.

Ø Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Ø Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в формальном процессе принятия и реализации решений. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции.

Ø Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни редко.

Феномен лидерства основывается на авторитете руководителя. Различают формальный, личный и полный авторитет.

2. Власть инструмент социального управления, который осуществляет целенаправленное влияние на поведение людей. Власть – право наказывать, требовать выполнения, принимать решения. Распределять ресурсы, действовать как организатор, руководитель и контроль одновременно.

Влияние – это любое поведение одного человека или группы людей, которое активно действует на поведение, чувства, отношения других людей.

Инструментом влияния на деятельность подчиненных выступает возможность руководителя влиять на уровень удовлетворения их потребностей (классификация Маслоу).

Способность лидера осуществлять влияние определяется уровнем управленческого потенциала, реализовать который руководитель обязан в определенных ситуациях. Источники руководящей силы лидера заключаются в том, что занимая должность, он получает определенные права и полномочия, а также в приобретенном опыте, авторитете и профессиональных достижениях.

Власть может выступать в различных формах. Американские исследователи разработали классификацию основных форм власти.

1. Власть, основанная на принуждении, штрафных санкциях и угрозе наказаний. В ее основе лежат боязни подчиненных, разные по происхождению (страх потерять работу, попасть в черный список и т.д.). Руководитель стремится подавлять тех работников, которые от него зависят.

2. Власть, основанная на вознаграждениях – проявляется тем отчетливее, чем четче наблюдается связь между стараниями, настойчивостью и достижением результатов с одной стороны, и позитивной реакцией лидера (признание, премирование, служебная карьера) – с другой стороны.

3. Экспертная власть (власть специалиста) – предусматривает уникальный опыт, высокую квалификацию, специальные глубокие знания и практические навыки. Действия такого руководителя воспринимаются как «истина в последней инстанции». Его слово не подвергается сомнению, он решает споры, указывает правильный путь.

4. Эталонная власть – базируется на личных качествах лидера, которые стремятся копировать подчиненные. Руководитель, который владеет харизматическим влиянием, воспринимается подчиненными как образец. Каждый из них стремится завоевать его симпатию, обратить на себя внимание, выполнять свою работу максимально качественно.

5. Законная или традиционная власть – следует из статуса руководителя в организации. Руководящая должность предусматривает осуществление большинства управленческих функций, а подчиненный считает вполне естественным подчиняться приказам и указаниям. Законная власть – это неотъемлемый атрибут формального лидера.

6. Власть, основанная на участии – требует таланта переложить часть своих функций на подчиненных, помощников. Составить перечень обязанностей, которые требуют личного выполнения, и таких, которые могут выполняться другими, достаточно сложно. Зато это позволит сосредоточиться на основном, начать действительно управлять.

7. Информационная власть – исходит из знания руководителем всех подробнейших аспектов деятельности подразделения или организации. Такая целостная картина дает возможность управлять коллективом.

Попытки определить, какими чертами характера или качествами должен владеть идеальный руководитель, составляют основу различных теорий о стилях руководства.

Каждый руководитель отличается своей индивидуальностью, т.е. имеющимися у него деловыми, моральными, социальными и психологическими качествами. Однако все разнообразие индивидуальных особенностей руководителя можно свести к определенным типам, используя такой классификационный признак, как отношение руководителя с подчиненными. Соответственно выделяют три вида руководителей:

1. Автократический тип руководителя отличается склонностью к одноличному руководству в гипертрофированных формах, чрезмерной централизацией власти, личным решением абсолютного большинства вопросов, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Стремится подчинить весь коллектив своей воле, не выносит возражений и не прислушивается к мнению других, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия. Совещания проводит только для формальностей, т.к. решение у него заготовлено заранее.

Критику и свои ошибки не признает, однако сам любит критиковать. Считает, что административное взыскание – лучший способ влияния на подчиненных, с целью достижения высоких показателей труда. Работает много, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Требует от подчиненных все, что считает необходимым, невзирая на то, что его требования нередко выходят за рамки служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства.

2. Демократический тип руководителя, в отличие от автократа, стремится дать подчиненным самостоятельность соответственно с их квалификацией и функциями, которые они выполняют. Привлекает их к таким видам деятельности, как определение целей организации, оценка работы, подготовка и принятие решений. Справедливо оценивает усилия, с уважением относится к людям, заботится о них.

Руководитель демократического типа лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя право подчиненным решать все остальные. Прислушивается к мыслям коллег. Считает своей обязанностью постоянно и основательно информировать подчиненных о положении дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных перед ними заданий.

Таким образом, руководитель-демократ ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению своего интеллектуального и профессионального потенциала.

3. Либеральный тип руководителя.

Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и их последствия. Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет достаточной активности. Такой руководитель непредсказуем в своих действиях, легко поддается влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить принятое решение. Во взаимоотношениях с подчиненными вежливый и добродушный, относится к ним с уважением, пытается помочь в решении проблем. Недостаточно требователен к подчиненным. Не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер.

Руководитель-либерал не проявляет организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует деятельность подчиненных.

Руководитель, который стремится работать наиболее эффективно, получать максимум полезного эффекта от деятельности подчиненных должен научиться владеть всеми стилями, методами и типами власти и влияния, и уметь выбирать среди них тот, который наиболее подходит к данной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.