Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения




Этой эпохе, охватывающей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием ценности человека как личности, достойной внимания и глубочайшего изучения. Исходной датой западного Возрождения при­нято считать 1453 г. Захват в этот период турками Констан­тинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали» античный платоновский взгляд на мир. Кроме того, развитие буржуазного общественного строя влекло за собой формирование иного миро­воззрения, в центре которого вставала активная личность, способная преобразить мир. Для осмысления места челове­ка в мире и обществе буржуазная интеллигенция обраща­лась к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества, искала в ней ответы на поставленные новой эпохой задачи. Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей культур­ного развития, на который можно опереться в создании соб­ственного мировоззрения и собственной культуры. Со стрем­лением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи — Возрождение.

Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, кото­рые составили содержание общественного течения Возрож­дения — гуманизма — оказали революционное влияние на развитие мировой науки и культуры. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, они открывали путь научному знанию о природе человека.

Сформулированный античностью идеал всесторонне раз­витой личности принимает соответствующее представлени­ям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, про­ектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, где анти­чные идеалы нашли самое яркое свое проявление, главным в формировании гармонической личности становится вос­питание гражданина. Представители так называемого «граж­данского» гуманизма, определившего важные общественные функции гуманистической идеологии, Л. Бруни, Л. Балла, Л. Альберти, считали основной функцией воспитания фор­мирование социальной личности, действующей на благо об­щества, а очагом воспитания — семью. Флорентийский гу­манист Леон Альберти (1404—1472) убедительно доказал, что именно оно дает основу воспитания общества в целом, и потому семейному воспитанию следует придать серьезное значение, уделив в нем особое место воспитанию женщины. Чуть позже Паоло Верджерио (1370—1444) дополнил эту мысль тем, что воспитание гражданина дело отнюдь не только ро­дительское, но прежде всего государственное.

Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, — подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, физическое воспитание как компонент формирования гармони­ческой личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. В его содержание включались те­перь не только гимнастика и военная подготовка, но и зака­ливание организма и гигиена отдыха, в организации кото­рой немалую роль играл эстетический компонент.

Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности. В созданном в начале XVI в. английским мыслителей Томасом Мором (1478—1535) утопическом проекте бесклассового общественного устройст­ва прозвучала идея об обязательном участии всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Предусматривалось, что ремесленный труд бу­дет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готови­лась к избранной профессии. В XIX в. эта идея нашла про­должение в некоторых концепциях трудового воспитания.

С конца XV в. новая политическая ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, подтолкну­ла к переосмыслению идеала воспитания. Человек, лишен­ный политической свободы, вместо гражданской активнос­ти стал стремиться к уединению, подчинив себя культу зна­ния. Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гума­нистической культуры становятся кружки ученых, центром которых для выдающихся деятелей науки и культуры всей Европы сделалась Платоновская академия в Италии во Фло­ренции, члены которой трактовали основополагающие про­блемы бытия, опираясь на философские идеи Платона.

Переводы литературных произведений классической древ­ности стали основным направлением развития культуры Воз­рождения, получившим название «филологического» гума­низма. Гуманизм становится отраслью гуманитарного зна­ния и утрачивает постепенно свое мировоззренческое значение. Гуманитарные знания, приобретаемые за счет до­суга и дававшие образованному человеку как бы внутрен­нюю свободу и свободу мысли, уводили его вместе с тем от гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманисти­ческий идеал всесторонне развитой, социально-активной личности вырождался в литературную образованность.

Все это прослеживается и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтак­сиса, тренировка в стилистике, подражая стилю Цицерона, становились основным содержанием среднего образования. Обучение, дающее одностороннее развитие, не могло не вы­звать критики прогрессивно мыслящих гуманистов. Сатира, направленная ранее на схоластическую школу средневеко­вья, теперь была прямо обращена к современной им школе. Нидерландский философ, оставивший за собой титул «гла­вы всемирной республики ученых», Эразм Роттердамский (1469—1536) в знаменитом сочинении «Цицеронианец» вы­смеял такую систему обучения. А поскольку диапазон его влияния на европейское мышление был чрезвычайно велик, эта филологическая направленность стала постепенно утра­чивать свою силу в системе образования.

Гуманистический образец обучения и всестороннего вос­питания, который в дальнейшем лег в основу развития ми­ровой педагогической теории и практики, родился в недрах частной школы. Первые шаги в практическом его осущест­влении были предприняты в 20-е годы XV в. талантливыми итальянскими педагогами Витторино да Фёльтре (1378—1446) и Гуарино Гуарини (1374—1460). В мантуанской школе на се­вере Италии, которую возглавил Витторйно и которая стала известной под названием «Школы радости», кроме детей гер­цога, в поместье которого и на чьи средства она содержа­лась, учились еще около семидесяти неимущих учеников по настоянию самого Витторино. В школе обучались как маль­чики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени. Школьная программа преследовала цель за­ложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать спе­циальными предметами. Владение навыками самообразова­ния гуманисты ставили превыше всего. Несмотря на то что основу школьной программы составляло изучение класси­ческих языков и литературы, в нее были включены предме­ты всех «семи свободных искусств». В методике преподава­ния было много заимствований у Квинтилиана. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием, предусматривающим даже оформление инте­рьера учебного помещения, отводилось много времени и физическому развитию — длительным прогулкам, спортив­ным играм, выработке грациозности в танцах, верховой езде. Таким образом, формирование личности учащихся сохра­няло у Витторйно элементы рыцарского воспитания.

Вместе с тем многое в быте учеников мантуанской шко­лы в соответствии с христианской традицией носило дух ас­кетизма, затем чтобы укрепить их в добродетели.

Близкой по гуманистическому духу, но отличающейся по цели образования явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания друг Витторино да Фельт-ре, педагог высочайшей культуры Гуарино из Вероны. В отли­чие от Витторино он ставил перед собой задачу подготовить своих питомцев к будущей профессии. При обучении каждого ученика он делал акцент на тех предметах, которые тот упот­ребит в своей профессиональной деятельности. Поэтому наряду с классическими языками в его учебном плане были широко представлены предметы естественного цикла. Через 20 лет своего существования эта школа получила статус университета, став центром гуманизма, культуры, искусства.

Различия в построении учебных программ, образователь­ных целях, методах воспитательной работы этих двух педа­гогов являли пример многообразия форм воспитания, бази­рующихся на общей гуманистической основе. Успех их дея­тельности объяснялся не только личными достоинствами и высочайшей эрудированностью но главным образом реали­зацией ими гуманистических идей. Эти школы явились про­образом классических гимназий последующих столетий.

Идея открытия колледжей нового типа принадлежит об­щепризнанному авторитету среди французских гуманистов Гийому Бюде (1468—1540). Учебная программа в них в отли­чие от итальянских школ была непосредственно связана с экономикой и политикой страны. Это объяснялось тем, что Франция, будучи недостаточно подготовленной к экономи­ческим и культурным запросам новой эпохи, нуждалась в квалифицированных специалистах. Программа реального об­разования, отвечающая требованиям времени, была разра­ботана Пьером Раму сем (1515—1572). В эту программу было включено также изучение языков и литературы. Бюде и Рамусу принадлежала заслуга и в составлении прекрасно изло­женных учебников по латинской, греческой, еврейской и французской грамматике.

Один из самых прогрессивных мыслителей Франции того времени Мишель Монтень (1533—1592) в сочинении «Опы­ты» представил концепцию человека нового времени — глу­боко образованного и критически мыслящего, основу зна­ний которого составляет опыт. Ребенку, писал он, внуша­ются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблю­дать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимен­та. Педагогическая философия Монтеня предвосхитила многое из того, что получило развитие у просветителей XVIII в.

Споры гуманистов о содержании образования, отвечаю­щего духу времени, сводились к разработке энциклопеди­ческой программы обучения, которая, с одной стороны, развивала бы личность, а с другой, удовлетворяла бы инте­ресам экономического развития общества. Попытку пред­ставить такую программу предпринял Франсуа Рабле (1494— 1553) в своем известном романе «Гаргантюа и Пантагрю­эль». Однако показать реальные пути ее реализации не удалось ни одному из гуманистов-практиков.

Одной из самых значительных фигур в передаче «луча света» от Италии к Северной Европе и популяризации но­вого гуманистического воспитания в Германии считался Рудольф Агрикола (1444—1485). Этому «немыслимой эруди­ции» гуманисту, по выражению Эразма Роттердамского, и другому, столь же талантливому, слывшему «наставником Германии», Якобу Вимфелингу (1450—1528) принадлежит за­слуга в подготовке фундамента немецкой системы воспита­ния, на котором позже педагоги Реформации построили учебные заведения гуманистического образца типа Страсбургской гимназии. Агрикола обосновал программу гумани­тарного образования, состоящую из трех усложняющихся ступеней обучения: элементарной, грамматической и логи­ческой. Именно эта программа и послужила основанием знаменитого учебного плана Ф. Меланхтона, одного из пре­подавателей Страсбургской гимназии.

Я. Вимфелинг, ректор Гейдельбергского университета, являвшегося в то время центром немецкой культуры, при­нимал самое деятельное участие в основании школ нового типа. Он был первым из немецких гуманистов, написавшим педагогический трактат о воспитании молодежи, в котором потребовал введения в учебную программу истории родного народа. Для этой цели он специально составил учебник под названием «Очерк деяний германских» (1505). Позже эти идеи мы обнаружим в деятельности Дистервега.

И наконец, едва ли не самой значительной личностью среди гуманистов был Эразм Роттердамский. Преобразова­ние мира, изменение государственного и церковного укла­да, достижение счастья он связывал прежде всего с воспита­нием. Одним из первых Эразм заговорил о народном обра­зовании, а провозглашение труда критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных представителей эпохи. Основные педагогические идеи изложены в его рабо­тах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529), «О методе обучения» (1511). По его мнению, с семилетнего возраста ребенок независимо от пола готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Эразм не при­знавал, считая, что специальные методы, приспосабливае­мые к особенностям женского характера — капризам, люб­ви к интригам и т. д., только усугубляют эти отрицательные качества. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание морального долга и религиоз­ного послушания.

Вершиной педагогической мысли гуманизма стала кон­цепция испанского философа, психолога и педагога Хуана Луиса Вивеса (1492—1540), заключающаяся в том, что про­цесс обучения невозможен без проникновения в закономер­ности процесса познания, а воспитание немыслимо без по­нимания и учета психофизических закономерностей роста ребенка.

Университетский скиталец, оставивший огромное коли­чество учеников почти во всех странах Европы, Вивес внес неоценимый вклад в формирование научного педагогичес­кого знания. Ученые последующих столетий высоко оцени­ли его исследования механизма работы памяти, из которых Вивес делал важные для организации процесса обучения вы­воды. Ему первому принадлежит и обоснование принципа природосообразности в развитии детей, в дальнейшем по­дробно разработанного Я. А. Коменским. Требовать от ре­бенка больше того, что он может дать на определенном эта­пе развития, так же нелепо, заявлял он, как «требовать от дерева плода весной, когда оно только начинает расцветать». Готовя по просьбе городских властей учебную программу для «школ для бедных», организованных при работных до­мах, и проект их финансирования, Вивес понимал тщет­ность подобной попытки избавить народ от обнищания. Но тем не менее его представления о школах для бедноты были значительно гуманнее того проекта, с которым по аналогич­ной проблеме столетием позже выступил известный англий­ский философ Джон Локк.

Влияние Вивеса и Эразма более всего ощущалось в среде английских педагогов. Гуманистический идеал воспитания в Англии, Возрождение которой датируется лишь началом XVI в., складывался под воздействием европейской передо­вой мысли. Открытие школ гуманистического образца, та­ких как школа св. Павла в Лондоне, проводилось при непо­средственном содействии Эразма. Он помогал основателю светской грамматической школы при лондонском кафедраль­ном соборе Джону Колету (1466/67—1519) не только в со­ставлении учебной программы, но и в подборе соответству­ющих учительских кадров.

Творчески переработав накопленный предшественника­ми опыт организации гуманистического воспитания, Дж. Колет сумел создать в своей школе атмосферу высоконрав­ственных отношений, сформировать в мальчиках стремле­ние к самосовершенствованию и овладению культурным наследием человечества.

В кружке «оксфордских реформаторов», объединившем Дж. Колета, Эразма Роттердамского, Томаса Мора и других гуманистов, вынашивалась идея обновления общества пу­тем просвещения и пропаганды христианской нравственнос­ти. Разработки этого направления вошли в историю под на­званием деятельности «христианского гуманизма».

Как показывает история, гуманизм сложился не в позднесредневековых университетах, где царила схоластика, а в торгово-ремесленной обстановке итальянских городов-рес­публик. На первых порах новое гуманистическое образова­ние существовало в силу жизненной необходимости как само­образование, выступая показателем новой системы социаль­ных ценностей. Человека начинали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции и степени участия в создании гуманистичес­кой культуры. Самым ценным в человеке выступало уме­ние самовыражения личности. И не случайно, провозгла­шая человека центром мироздания, гуманизм Возрожде­ния отразил стремление эпохи к идеалу гармонического его развития.

Вместе с тем уже к началу XV в. обнаружилось противо­речие между идеалом и реальными возможностями его до­стижения. Гармонический идеал оборачивался иллюзией. На смену социально-активной духовно-нравственной творчес­кой личности приходит деловой человек — нарождающийся буржуа, — для которого идеал, созданный Возрождением, представлялся абсолютно ненужным в достижении постав­ленных им целей. Трагическая обреченность гуманизма Воз­рождения была предугадана последними могиканами эпо­хи — Монтенем и Вивесом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.