КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буржуазное государство и право в XX в. 2 страница
ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел I Конституционный акт великого герцогства Баденского 22 августа 1818 г. Карл, Божьею Милостью, Великий Герцог Баденский, ГерцогЦерингенский, Ландграф Нелленбургский, Граф Ганауский и проч. Проникнутые искренним желанием укрепить узы взаимного доверия между Нами и Нашим народом и усовершенствовать на намеченном Нами пути все Наши государственные учреждения, Мы даровали нижеследующий конституционный акт и торжественно обещаем за Нас и за Наших наследников верно и по совести исполнять его и принуждать к исполнению его других. I О Великом Герцогстве и о правительстве вообще 1. Великое герцогство образует составную часть Германского Союза. 3. Территория великого герцогства нераздельна и неотчуждаема во всех своих частях. 5. Великий герцог объединяет в своем лице все права государственной власти и осуществляет их согласно конституционным постановлениям. Его личность священна и неприкосновенна. 6. Великое герцогство имеет основанное на сословном пред-ставительстве государственное устройство. II Гражданские и политические права баденцев и особые преимущества 7. За исключением точно определенных конституцией случаев, все баденские подданные признаются во всех отношениях равноправными. Министры великого герцога и все должностные лица от-ветственны за полное соблюдение конституции. 8. Несение государственных повинностей одинаковообязательно для всех граждан. Никто не может быть осво-божден от платежа прямых или косвенных налогов. 9. Все граждане, без различия вероисповедания,имеют одинаковые права на занятие гражданских и военныхдолжностей, а также и церковных должностей своего веро-исповедания. 10. Все граждане, без различия религии и происхож-дения, подлежат воинской повинности, за теми исключени-ями, которые сделаны союзным актом в пользу бывших вла-детельных фамилий. 11. Законом установлено будет справедливое вознаг-раждение за объявленные выкупу земельные повинности ибарщинные обязанности и за все оброки, вытекающие изкрепостной зависимости, ныне уничтоженной. 13. Частная собственность и личная свобода баден-цев, для всех в равной мере, ставится под охрану конс-титуции. 14. Суды независимы в пределах своей компетенции. Никто не может быть принуждаем к пожертвованиюсвоим имуществом ввиду общественной пользы, если делоне было обсуждено и решено министерством и если не быловыдано предварительного вознаграждения. 15. Никто не может быть по уголовному делу изъятиз ведения общего суда. Никто не может быть арестован иначе, как с соблюде-нием установленных в законе форм, равно как и задержанв тюрьме долее двух суток, без надлежащего извещения опричинах задержания. Великий герцог может смягчить наказание и даже вовсеот него освобождать; но он ни в каком случае не можетего усиливать. 16. Конфискация имущества должна быть отменена. 17. Свобода печати должна быть установленав согласии с будущими постановлениями союзного собра-ния. 18. Каждый житель страны пользуется полной свобо-дой совести и равным покровительством при совершенииобрядов своего вероисповедания. III Сословное собрание. Права и обязанности членов сословного собрания 26. Земские сословные чины разделены на две палаты. 27. Первая палата состоит из: принцев велико- герцегского дома; глав бывших владетельных фамилий;епископа страны и протестантского духовного лица,пожиз-ненно назначенного великим герцогом с чином прелата;восьми депутатов земельного дворянства; двух депутатов от университетов страны; лиц, назначаемых великим герцогом членами этой палаты независимо от сословия и рождения. 34. Депутаты избираются избранными населением выборщиками. 36. Все граждане, достигшие двадцатипятилетнего воз-раста, имеющие постоянное местожительство в пределахизбирательного округа, - за исключением предусмотренныхв законе случаев, - пользуются правом голоса и могутбыть избраны при избрании выборщиков. 37. Всякий гражданин, независимо от своего место-жительства, достигший тридцатилетнего возраста и имею-щий право быть выборщиком, может быть избран депутатом. 42. Великий герцог созывает палаты, отсрочивает ихзаседания и распускает их. 46. Сословное собрание созывается каждые два года. 50. Обсуждению сословных чинов подлежат вопросы,отне-сенные к их ведению настоящим основным законом или спе-циально им предоставленные властью великого герцога. IV Деятельность сословных чинов 53. Без согласия сословных чинов налоги не могут быть уста-навливаемы и взимаемы. 55. Одновременно с внесением законопроекта о налогах дол-жен быть представлен государственный бюджет и подробныйотчет об израсходовании разрешенных кредитов предыдуще-го сметного года. Статьи на секретные расходы могутбыть внесены в бюджет лишь в том случае, если по каждойиз них будет доставлено письменное, контрассигнованноеминистром удостоверение великого гер цога, что суммабыла или будет израсходована в истинных интересах стра-ны. 56. Сословные чины не могут ставить согласие своена взимание налогов в зависимость от каких бы то ни бы-ло условий. 57. Без согласия сословных чинов не может бытьзаключен ни один заем. 58. Без согласия сословных чинов не могут быть от-чуждаемы государственные имущества. 60. Каждый финансовый законопроект представляетсяпервоначально во вторую палату и, лишь после принятияею, может быть внесен в первую палату, которая решаетвопрос о принятии или непринятии его в целом, без вся-ких изменений. 62. В том случае, если сословное собрание былораспущено до установления бюджета или если обсуждениевопроса в палатах замедлилось, прежние, не имеющие пос-тоянного характера налоги могут быть взимаемы в течениешести месяцев сверх срока, на который они были установ-лены. 63. При приготовлениях к войне и во время ее веде-ния, великий герцог для быстрого и действительного вы-полнения своих союзных обязательств может без согласиясословных чинов заключать займы и устанавливать военныеналоги. 64. Все законы, дополняющие, разъясняющие и изме-няющие конституционный акт, должны быть приняты боль-шинством двух третей присутствующих в каждой палатечленов. 65-а. Право законодательной инициативы принадлежиткак великому герцогу, так и каждой из палат. 66. Великий герцог утверждает и обнародует законыи издает необходимые для их исполнения и приведения вдействие распоряжения, регламенты и общие указы, выте-кающие из его прав надзора и управления и необходимыедля охраны государственной безопасности. Он может своейвластью принимать меры, которые по своему значению от-носятся к компетенции сословного собрания, если оникрайне необходимы в видах государственной пользы и еслизапоздалое принятие их может повредить достижению техцелей, в интересах которых они принимаются. IV-a Об обвинениях против министров 67-а. Вторая палата имеет право возбуждать фор-мальное обвинение против министров и высших должностныхлиц за совершенные ими - действиями, упущениями или погрубой небрежно- сти - нарушения конституции, или установленных консти-туцией прав, или за тяжелое нарушение государственнойбезопасности и благосостояния. 67-в. Суд по обвинениям, упоминаемым в предыдущемпараграфе, образуется в качестве государственного судаиз первой палаты, с прибавлением президента верховногосуда и восьми судей, избранных по жребию из среды чле-нов коллегиальных судов. Обвиняемому и представителям обвинения принадлежитправо отвода. V Открытие заседаний сословных чинов; порядок обсуж дения дел 76. Министры, члены министерства и комиссары великогогерцога могут во всякое время присутствовать как наоткрытых, так и на тайных заседаниях обеих палат идолжны быть выслушаны, по требованию их, во всех проис-ходящих прениях. Конституции и законодательные акты буржуазных госу-дарств XVII-XIX вв. М., 1957. Конституция Германской империи 24 марта 1849 г. Отдел I Империя Статья 1 1.Германская империя состоит из территории прежнего Германского Союза. Установление отношений герцогства Шлезвига откладываетсяна будущее время. 2.Если какое-нибудь немецкое государство имеет с немецкимгосударством одного общего главу государства, то немец-кое государство должно иметь отдельную от немецкого го-сударства конституцию, правительство и администрацию. Вправительство и администрацию немецкого государства мо-гут быть назначаемы исключительно немецкие граждане. Имперская конституция и имперское законодательствоимеют в таком немецком государстве такую же обязатель-ную силу, как в остальных германских государствах. 3. Если какое-нибудь немецкое государство имеет сненемецким государством одного общего главу государс-тва, то он или должен жить в своем немецком государствеили же должен учредить в нем в конституционном порядкерегентство, в которое могут быть назначаемы только нем-цы. 4. Помимо уже существующих соединений немецких и не-немецких государств, никакой глава ненемецкого госу-дарства в то же время не может управлять немецким госу-дарством; также ни один в Германии правящий монарх неможет принять иностранной короны, не оставив свое гер-манское правление. 5. Отдельные немецкие государства сохраняют свою са-мостоятельность, поскольку последняя не ограничиваетсяимперской конституцией; они имеют все государственныепочести и права, поскольку такие прямо не переданы им-перской власти. Отдел II Имперская власть Статья 1 6.Исключительно имперская власть отправляет по отношению к загранице международно-правовое представительство Германии и отдельных государств. Имперская власть назначает имперских посланников иконсулов. Она ведет дипломатические сношения, заключаетсоюзы и договоры с заграницей, равно как и договорыторговые, о мореплавании. Она регулирует все меж-дународно-правовые мероприятия. 7. Отдельные германские правительства не имеют правапринимать и держать постоянных посланников. Они также не должны держать отдельных консулов. Кон-сулы иностранных государств получают свое утверждениеот имперской власти. Назначение уполномоченных при главе империи не отни-мается у отдельных правительств. 8. Отдельные немецкие правительства имеют право зак-лючать договоры с другими немецкими правительствами. Их право заключать договоры с ненемецкими правитель-ствами ограничивается предметами частного права, мест-ными сношениями и полицией. 9. Все договоры не чисто частно-правового содержа-ния, заключаемые одним немецким правительством с другимнемецким правительством, должны быть доводимы до сведе-ния, а поскольку при этом затронуты имперские интересы,то и для утверждения имперской власти. Статья 2 10. Имперской власти исключительно принадлежит право войны и мира. Статья 3 11. В распоряжении имперской власти находится вся вооруженная сила Германии. 12.Имперское войско состоит из всех сил,предназначенныхДля целей войны, отдельных немецких государств. Много-численность и состав немецкого войска определяются законом о военном устройстве. Государства, имеющие менее 500 000 жителей, присое-диняются имперской властью к более крупным военным еди-ницам, которые потом становятся под непосредственноеведение имперской власти или же должны быть включены впограничные с ними или более крупные государства. Подробные условия такого соединения в обоих случаяхустанавливаются соглашением участвующих государств, припосредстве и с согласия имперской власти. 13. Исключительно имперской власти принадлежит изда-ние законов и организация в военном деле; она наблюдаетза их проведением в отдельных государствах посредствомпостоянного контроля. Отдельным государствам предоставляется разработкасвоего военного дела на основе имперских законов и рас-поряжений имперской власти в границах соглашений, ука-занных в п. 12. Они располагают своей вооруженной си-лой, поскольку последняя не требуется для службы импе-рии. 14. В присяге знамени на первом месте должно бытьпоставлено обязательство верности главе империи и им-перской конституции. 15. Все издержки, совершаемые благодаря употреблениювойск для имперских целей и превышающие установленныеимперией для мирного времени размеры, падают на импе-рию. 16. Для общего, для всей Германии равного военногоустройства издается особый имперский закон. 17. Правительствам отдельных государств предоставля-ется право назначать командующих и офицеров своихвойск, если численность их этого требует. Для более крупных военных единиц, в которые соединя-ются войска нескольких государств, имперская властьназначает общего командующего.Для случаев войны имперская власть назначает коман-дующих генералов самостоятельных корпусов, равно как иперсонал главного штаба. 18. Имперской власти принадлежит право сооружать им-перские крепости и прибрежные укрепления и, посколькубезопасность государства того требует, объявлять ужесуществующие крепости имперскими за недорогое, по сог-лашению, вознаграждение, особенно за передаваемый воен-ный материал. Имперские крепости и прибрежные укрепления содержат-ся за счет империи. 19. Морская сила исключительно принадлежит империи. Ниодному отдельному государству не дозволяется держатьдля себя военные суда и выдавать каперские свидетельст-ва. Вооружение военного флота составляет часть германс-кого войска. Оно независимо от сухопутной армии. Матросы, поставляемые отдельным государством для во-енного флота, отчисляются от того количества сухопутныхвойск, которое должно содержать это государство. Под-робности об этом, как и о распределении издержек междуимперией и отдельными государствами, устанавливает им-перский закон.Назначение офицеров и чинов флота всецело зависит от империи. На имперской власти лежит забота о вооруже- нии, развитии и содержании военного флота и оборудования, вооружении исодержании военных портов и морских арсеналов. Статья 4 20. Мореплавательные постройки у моря и при устьях германских рек (гавани, бакены, маяки, лоцманы, фарватеры и т. д.) остаются в ведении отдельных прибрежных государств. Эти государства содержат их на собственные средства. Имперский закон установит, как далеко нужно будетсчитать начало устьев отдельных рек. 21. Имперская власть устанавливает верховный надзорнад всеми этими учреждениями и приспособлениями. Она может принуждать соответствующие государства кнадлежащему их содержанию, а также на имперские средс-тва увеличивать и расширять их. 22. Пошлины, получаемые приморскими государствами ссудов и грузов за пользование мореплавательными приспо-соблениями, не должны превышать издержек, необходимыхдля содержания этих учреждений. Они вводятся с согласияимперской власти. 23. Все немецкие суда и их грузы по отношению к этимпошлинам должны быть в одинаковых условиях. Более высокое обложение иностранных судов может ис-ходить лишь от имперской власти. Добавочные пошлины с иностранных судов поступают вимперскую кассу. Статья 5 24.Имперская власть имеет право издавать законы и верховнонадзирать над реками и озерами, протекающими или разграничи-вающими несколько государств, входящих в ее судоходнуюобласть, и над устьями впадающих в нее рек, равно как инад эксплуатацией судоходства и сплавом по ним. Каким образом должно поддерживаться и улучшаться су-доходство этих рек, устанавливает имперский закон. Остальные водные пути остаются в ведении отдельныхгосударств.Однако имперской власти предоставляется право, еслиона в интересах общего сообщения найдет нужным издаватьобщие постановления по эксплуатации судоходства и посплаву по этим рекам.Имперская власть имеет право принуждать отдельныегосударства надлежаще поддерживать судоходность этихводных путей. 25. Все германские реки должны быть свободны от реч-ных пошлин для германского судоходства. Также сплавкапо судоходным рекам не подвергается обложению. Подроб-ности определит имперский закон. Для рек, протекающих или разграничивающих несколькогосударств, вместо уничтожения речных пошлин устанавли-вается справедливое вознаграждение. 26. Портовые, подъемные, весовые, складские, шлюзо-вые и тому подобные пошлины, взимаемые на общих реках ив устьях впадающих в них притоков, не должны превышатьиздержек, необходимых для содержания соответствующихучреждений. Они подлежат утверждению имперской власти. По отношению к этим пошлинам не должно быть преиму-щества членам одного германского государства перед чле-нами других германских государств. 27. Речные пошлины и сборы за речное судоходствоиностранных судов и за их грузы может вводить лишь им-перская власть. Статья 6 28. Имперская власть имеет право, поскольку этого требуетзащита империи или общие интересы, верховного надзора иправо издавать законы. Имперский закон установит, какие предметы сюда при-числяются. 29. Имперская власть имеет право, поскольку этоготребует защита империи или в интересах общего сообще-ния, разрешать проведение железных дорог, равно как исама проводить железные дороги, если отдельные госу-дарства, в область которых должна быть проведена дорога, откажутся от ее сооружения. Пользова-ние железной дорогой для имперских целей предоставляет-ся во всякое время за вознаграждение. 30. При проведении или разрешении железных дорог от-дельными государствами имперская власть имеет право де-лать распоряжения для защиты империи и в интересах об-щего сообщения. 31. Имперской власти принадлежит верховное наблюде-ние и право издавать законы относительно сухопутных до-рог, поскольку того требует защита империи и интересыобщего сообщения. Имперский закон установит, какиепредметы сюда относятся. 32. Имперская власть имеет право, поскольку этоготребует защита империи или общие интересы сообщения,распоряжаться проводить сухопутные железные дороги иканалы, делать реки судоходными или расширять их судо-ходность. Распоряжение о необходимых для этого строительныхработах делается имперской властью после предваритель-ных сношений с соответствующими отдельными государства-ми. Введение и содержание новых сооружений берет на себяимперия за имперский счет, если соглашения с отдельнымигосударствами не достигнуто. Статья 7 33. Германская империя должна образоватьодну таможеннуюи торговую область, окруженную общей таможенной грани-цей с отпадением всех внутренних таможенных границ. Выделение отдельных мест и областей из таможеннойлинии предоставляется имперской власти. Имперской власти предоставляется далее путем особыхдоговоров включать в германскую таможенную область непринадлежащие империи места и части стран. 34. Исключительно имперская власть имеет право изда-вать законы относительно всего таможенного дела, а так-же об общих налогах на производство и потребление. Ка-кие налоги на производство и потребление должны счи-таться общими, определяет имперское законодательство. 35. Взыскание и управление пошлинами, равно и общиминалогами на производство и потребление, производятся пораспоряжению и под верховным наблюдением имперскойвласти. Определенная часть доходов в размере обыкновенногобюджета снимается прежде всего для имперских расходов,остальное распределяется между отдельными государства-ми. Особый имперский закон установит дальнейшие подробностиотносительно этого. 36. Какие предметы могут отдельные государства обла-гать налогами на производство и потребление в своюпользу или в пользу отдельных общин, и какие условия иограничения при этом нужно соблюдать, определяет им-перское законодательство. 37. Отдельные германские государства имеют право об-лагать пошлинами товары, ввозимые через имперскую гра-ницу.38. Имперская власть имеет право издавать законы от-носительно торговли и судоходства и наблюдает за выпол-нением изданных относительно этого законов. 39. Имперской власти предоставляется издавать законыотносительно промышленности, наблюдать за их выполнени-ем. 40. Патенты на изобретение выдаются исключительноимперией на основе имперского закона; также исключи-тельно имперской власти предоставлено право издаватьзаконы против перепечатки книг, против каждого неразре-шенного подражания произведениям искусства, фабричныммаркам, образцам и формам против других нарушений ав-торской собственности. Статья 8 41. Имперской власти принадлежит право издания законов и верховного наблюдения над почтовым делом, особенно надорганизацией, тарифом, транзитом, франкировкой и отно-шениями между отдельными почтовыми управлениями. Она же заботится об однообразном исполнении законапутем обязательных постановлений и наблюдает за их при-менением в отдельных государствах посредством постоян-ного контроля. Имперской власти предоставляется, в интересах общегосообщения, установить почтовые сообщения несколькихпочтовых областей. 42. Почтовые договоры с иностранными почтовыми уп-равлениями могут заключаться только имперской властьюили с ее согласия.43. Имперская власть имеет право, если она найдетэто нужным, присвоить империи почтовое дело на основеимперского закона, предварительно справедливо вознагра-див имеющих на это право. 44. Имперская власть имеет право проводить телеграф-ные линии и пользоваться уже имеющимися за вознагражде-ние или приобретать их в порядке отчуждения. Дальнейшие постановления об этом, равно как и о пользо-вании телеграфами для частного сообщения, предоставля-ются имперскому закону. Статья 9 45. Исключительно имперской власти принад- лежит издание законов и верховный надзор над монетным делом. Она обязана ввести единую монетную систему для всей Германии.Они имеет право чеканить имперскую монету. 46. Имперская власть должна ввести единую для всей Германии систему меры и веса, равно как и установить пробы золотых и серебряных товаров. 47. Имперская власть имеет право регулировать бан-ковское дело и выпуск бумажных денег посредством им-перского законодательства. Она наблюдает за исполнениемизданных по этому поводу имперских законов.* Статья 10 48.Издержки на мероприятия и учреждения,вводимые для империи покрываются имперской властью из средств империи. 49. Покрытие своих издержек империя обеспечивает преждевсего долей в доходах от пошлин и общих налогов на про-изводство и потребление. 50. Императорская власть имеет право, если прочиедоходы недостаточны, взимать дополнительные взносы. 51. Имперская власть имеет право в чрезвычайных слу-чаях вводить имперские налоги, взимать их или распоря-диться об их взимании, равно как и заключать займы илииные долговые обязательства. Статья 11 52. Область юрисдикции империи определяет отдел об имперском суде. Статья 12 53. Имперская власть обязана своим верховным надзором охранять гарантированный силой имперской конституции права всех немцев. 54. На имперскую власть возлагается охранение мира в империи. Она должна для поддержания внутренней безопасности испокойствия принимать необходимые меры: 1) если одно немецкое государство нарушает или гро-зит нарушить мир по отношению к другому немецкому госу-дарству; 2) если в каком-нибудь немецком государстве безопас-ность и спокойствие нарушаются или грозят быть нарушен-ными местными жителями или иностранцами. Однако даже вэтом случае лишь тогда имперская власть вмешивается:если соответствующее правительство само об этом просит,не считая тех случаев, когда последнее явно не в состо-янии этого сделать или если опасность угрожает общеим-перскому миру; 3) если конституция какого-нибудь немецкого госу-дарства насильственно или односторонне отменена или из-менена и путем обращения к императорскому суду не можетбыть достигнута немедленная помощь. 55. Могущие исходить от имперской власти меры дляохраныимперского мира таковы: 1) указы; 2) отправка комиссаров; 3) применение воо- руженной силы. Имперский закон установит основания, на которых названные этими мерами расходы должны покрываться. 56. Имперская власть должна определить случаи и формы,когда должна применяться вооруженная сила против нару-шений общественного порядка. 57. Имперская власть должна установить законные нор-мы относительно приобретения и утраты гражданских правв империи и в отдельных государствах. 58. Имперской власти предоставляется право издаватьимперские законы о правах уроженцев и следить за их вы-полнением. 59. Имперской власти предоставляется право, несмотряна основные законы страны, гарантирующие свободу союзови свободу собраний, издавать имперские законы об ассо-циациях. 60. Имперское законодательство должно установить та-кие положения для официальных документов, которые моглибы обеспечить признание их подлинности во всей Герма-нии. 61. Имперская власть уполномочена, во имя обществен-ного блага, издавать общие меры для охранения народногоздравия. Статья 13 62. Имперская власть имеет право законодательства постоль-ку, поскольку это необходимо для выполнения предостав-ленных ей конституционных функций и защиты перешедших кней учреждений. 63. Имперская власть уполномочена, если она найдетнеобходимым, на пользу общих интересов Германии, созда-вать общие учреждения и мероприятия, издавать для ихобоснования законы в пределах форм, предоставленных дляизменения конституции. 64. Имперской власти вменяется в обязанность, изда-нием общих уложений гражданского, торгового, вексельно-го и уголовного права, осуществить правовое единствогерманского народа.65. Все законы и распоряжения имперской власти полу-чают законную силу посредством опубликования их от име-ни империи. 66. Имперские законы стоят выше законов отдельныхгосударств, если за ними точно не оговорено их подчи-ненное значение. Статья 14 67. Назначение имперских чиновников исхо дит от империи.Условия имперской службы устанавливаются имперским за-коном.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |