Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 46 страница




переработать всю необходимую информацию. Наименее благоприятен он в командных

игровых видах спорта. Если такой игрок заранее наметил отдать пас конкретному

партнеру, а того в последний момент закрыли противники, ему трудно быстро

перестроиться и, не потеряв темпа игры, отдать пас другому игроку. Известный

баскетболист Уолт Фрезер сказал, что очень любит противников с таким типом

внимания. Обычно такой игрок так сильно концентрирует свое внимание на

находящемся перед ним сопернике, что не замечает, как другой противник

неожиданно отбирает у него мяч.

Спортсменам с узким внутренним типом внимания, т. е. с высокой

сосредоточенностью на выполнении конкретной частной задачи, на какой-то одной

мысли или на определенном ощущении, целесообразно специализироваться в видах

спорта "на выносливость", а также в видах спорта, требующих быстрых максимальных

усилий (тяжелой атлетике, толкании ядра). Тяжелоатлету или метателю такое

внимание позволяет сосредоточиться на одной мысли или одном ощущении,

максимально мобилизировать все свои силы на предельное физическое напряжение и

его правильную техническую реализацию; бегуну на средние и длинные дистанции -

сохранить необходимый ритм бега, несмотря на возрастающую усталость, а подчас и

болевые ощущения (дело в том, что физическая боль при длительной

высокоинтенсивной деятельности может иметь не только физиологический, но и

психологический аспект; бегун, умеющий сконцентрировать внимание на конкретной

мысли или ощущении, может в значительной мере снизить психологическое

воздействие боли, убедив себя в ее незначительности или в необходимости терпеть

или просто отвлекая внимание от болевых ощущений).

Умение отвлечь внимание от боли и тем самым уменьшить ее ощущение исключительно

важно не только в спорте. Такими приемами часто пользуются в общении с

пациентами стоматологи, гипнотизеры и представители других медицинских

специальностей. Некоторые стоматологи, например, просят пациента

сконцентрировать свое внимание на определенной мелодии или на звуке льющейся из

крана воды. Гипнотизеры, пользуясь словесными формулами, фокусируют внимание

больных на самых различных стимулах, как бы выводя боль из области их сознания.

Некоторые спортсмены-стайеры "уводят" свое сознание от чувства боли, направляя

внимание на контроль за движениями ног, за углом сгиба рук в локтевых суставах,

за ритмом дыхания.

Обычно спортсмены, обладающие узким внутренним типом внимания, демонстрируют

высокую способность к волевой мобилизации усилий на выполнении поставленной

задачи и сохраняют необходимую работоспособность, несмотря на значительное

противодействие внешних и внутренних факторов. Если такой спортсмен не замечает

среди зрителей переживающую за него девушку, это отнюдь не значит, что он

равнодушен к ней, просто в данный момент все его внимание сконцентрировано на

достижении победы, ну а девушки, как говорится, потом.

Тем не менее этот тип внимания, как и все другие, имеет не только достоинства,

но и недостатки. Допустим, что два пловца примерно равного класса обладают таким

типом внимания. Один из них имеет высокий уровень притязаний, мечтает об

установлении мирового рекорда и перед каждым заплывом настраивает себя на

приближение к этой цели. Такому спортсмену узкий внутренний тип внимания

помогает тренироваться более упорно и целеустремленно. Другой пловец не уверен в

себе, имеет низкий уровень притязаний. Данный тип внимания усугубляет его

неуверенность в себе, постоянно заставляя думать о возможных поражениях на

предстоящих соревнованиях. Такой спортсмен, узнав, что у его соперника более

высокий личный рекорд, уже заранее отдает ему победу, а после поражения еще

более укрепляется в мысли о своих невысоких способностях. Таким образом, один и

тот же тип внимания (узкий внутренний) помогает одному и мешает другому пловцу в

достижении высоких результатов.

Я позволил себе рассмотреть четыре основных типа внимания, встречающихся в

спорте. Разумеется, это разделение схематически упрощенное. Реальные

соревновательные ситуации значительно сложнее и многообразнее и требуют

проявления более тонко дифференцированных особенностей внимания, в свою очередь,

способствуя их развитию. Например, начинающему игроку в гольф необходимо иметь

внимание большого объема с внешней сосредоточенностью для одновременного

контроля за расстоянием, расположением лунок, силой и направлением ветра и т. д.

Позже игрок должен развить у себя способность к восприятию информации большого

объема с внутренней сосредоточенностью. Это позволит научиться обобщать и

систематизировать получаемую информацию для выбора правильных тактических

решений с учетом как внешних, так и внутренних факторов, включая органические

ощущения и реальную оценку своих возможностей. После этого спортсмен должен

научиться переключаться на узкое внешнее внимание (т. е. полностью

концентрировать его, например, на мяче в момент подготовки и выполнения удара),

затем- на узкое внутреннее внимание, с тем чтобы оценить

создавшуюся ситуацию и предупредить возможные ошибки и т. д. 2.

Таким образом, исключительно важным качеством внимания является его

пластичность, т. е. способность к быстрому переключению с одного типа на другой.

Именно недостаточная пластичность внимания является его наиболее негативным

качеством, приводящим к многочисленным ошибкам. Как правило, из-за нее спортсмен

ошибочно "включает" тип внимания, не соответствующий данной соревновательной

ситуации. Например, при недостаточно развитом узком внутреннем типе внимания

трудно быстро проанализировать и учесть ошибку только что выполненного удара.

Это, в свою очередь, не позволяет внести оперативную коррекцию в выполнение

следующего удара, и ошибка повторяется.

Итак, можно сказать, что пластичность внимания характеризует в первую очередь

его способность переключаться с одного типа на другой ("сужаться",

"расширяться", сосредоточиваться на внешних объектах или на мыслях и ощущениях)

в зависимости от требований конкретной соревновательной ситуации. Именно

пластичность внимания более, чем какие-либо другие психологические особенности

спортсмена, говорит о возможностях его адаптации к изменяющимся условиям

спортивной борьбы. Разумеется, способности не беспредельны, и каждый из нас при

самонаблюдении может определить границы адаптационных возможностей своего

внимания. Легче всего это сделать, проанализировав свои типичные ошибки при

быстрой смене игровых ситуаций -именно они и будут характеризовать лимитирующие

границы особенностей внимания в данном виде спорта.

Если преимущественной характеристикой вашего внимания является его внешняя

сосредоточенность, то, как правило, вы сумеете быстро среагировать на несложные

изменения игровых ситуаций, на-

Автор сам понимает шаткость своих позиций при несколько механистическом

выделении им четырех типов внимания, якобы характерных для тех или иных

индивидуальных особенностей спортсменов. Может быть, и заманчиво "уложить" их в

подобную схему, но в действительности обнаружить такой тип внимания практически

невозможно. Любая черта внимания по-разному проявляется у человека не столько

из-за его субъективных особенностей, сколько из-за объективных условий

деятельности. В советской психологии обычно не принято выделять столь

категорично индивидуально обоснованные типы внимания, хотя и считается,

например, что особенности свойств нервной системы, в частности силы нервных

процессов, во многом определяют индивидуальные различия в помехоустойчивости, т.

е. способности человека удерживать сосредоточенное внимание, несмотря на

воздействие сбивающих факторов. Поэтому психологи обычно говорят о существовании

видов внимания, функций внимания, его свойств, но не типов.

25. Гиппенрейтер "Психология внимания"

пример отдать быстрый пас только что открывшемуся партнеру. Однако

сосредоточенность внимания на внешних факторах обычно затрудняет быстрый и

четкий внутренний анализ ситуаций и оценку правильности своих действий и

действий противника. Это не только затрудняет устранение своих недостатков, но и

дает возможность противнику с аналитическим типом внимания получить

представление о ваших типичных ошибках и навязать вам ситуации, в которых вы

будете их повторять.

Тренеры с внешним типом внимания, как правило, слишком эмоционально реагируют на

происходящее, часто теряя контроль за своим поведением. Они хотя и способны

заразить учеников своим порывом, но обычно не умеют быстро и правильно

анализировать соревновательную ситуацию и удачно корректировать действия

команды. В большинстве случаев их эмоциональные реакции проявляются

преждевременно, а интеллектуальные (принятие тактических решений) запаздывают.

Такие тренеры, когда игра складывается хорошо, находятся в отличном настроении,

поминутно похлопывают по спине своих подопечных, подбадривая их, а стоит только

игре разладиться, готовы послать к черту каждого, кто подвернется под руку.

Естественно, что подобный стиль поведения тренера редко приносит желаемый

эффект, так как его поощрения и порицания не всегда совпадают с мнением

спортсменов. Тренерам такого типа бывает трудно добиться прочного уважения и

доверия со стороны своих воспитанников.

Нередко приходится сталкиваться с противоположной особенностью-с преобладанием

внутреннего типа внимания. Направленность внимания главным образом на

размышления и анализ дает определенные преимущества при решении тактических

задач. Однако если она слишком устойчива, то может иметь и негативное

проявление, выражаясь в недостаточно быстром учете внешних факторов и перемен

ситуации. Тренер с ярко выраженным внутренним вниманием может принять правильное

тактическое решение, но запоздать с его реализацией, если тщательно

проанализированная ситуация за это время изменилась. Такой тренер настолько

поглощен своими размышлениями, что не всегда может правильно оценить действия

своих подопечных и их реакцию на свои указания. Разумеется, это затрудняет

контакт с командой. У спортсменов, работающих с таким тренером, часто возникает

ощущение, что ему безразличны их личные переживания и проблемы.

К преимуществам такого типа внимания следует отнести то, что обладающие им люди,

как правило, хорошо контролируют свои эмоции и точно анализируют ощущения.

Внешне это выглядит как некоторая холодность, но фактически является лишь

привычкой сдер-

живать проявление своих чувств. Такая черта не всегда импонирует окружающим,

создавая впечатление, что ими мало интересуются. Однако, обнаружив, что это не

так, они, как правило, положительно оценивают самоконтроль и сдержанность таких

людей. В заключение можно сказать, что тренерам и спортсменам следует знать о

недостатках этого типа внимания и стараться исправить их или компенсировать

другими качествами -это поможет им уважать друг друга.

Второе измерение внимания, о котором я говорил, характеризует его широту, или

объем, а также оказывает существенное влияние на эффективность спортивной

деятельности. Если вы относитесь к типу людей с широким кругом внимания

(независимо от его внешней или внутренней сосредоточенности) и не всегда умеете

сузить его до наиболее информативных показателей, это ставит вас перед целым

рядом серьезных проблем. Человек с широким вниманием обычно перерабатывает

значительно больше информации, чем необходимо. Это отнимает лишнее время и

затрудняет быстрое принятие правильного решения. Например, игрок такого типа,

готовясь к предстоящей встрече, старается учесть все возможные ситуации

предстоящего соревнования. А так как таких ситуаций бесчисленное множество, то

он практически теряется во всех вариантах решений, не умея сконцентрировать свое

внимание на двух-трех наиболее удачных. Как правило, такое изобилие возможных

решений приводит спортсмена в наиболее ответственные моменты соревнования в

состояние крайней нерешительности.

Спортсмены с широким кругом внимания бывают так же неэффективны, как и

спортсмены с излишней сосредоточенностью внимания. Различие между ними состоит в

том, что если первые медлят с принятием решения, перерабатывая слишком большой

объем информации, то вторые, напротив, принимают быстрое решение, не имея

четкого плана дальнейших действий.

Перед тренером или спортсменом, имеющими преимущественно широкий круг внимания,

часто возникают трудности общения с партнерами. Например, баскетбольный тренер с

таким вниманием, видя, что его игрок неудачно выполняет штрафные броски, обычно

не может быстро проанализировать причины этого явления. Если к тому же его

внимание имеет внешнюю ориентацию, он будет искать причину неудачи в положении

игрока перед броском. Такой тренер поспешит уже после первого неудачного броска

(в случае двух штрафных) подсказать спортсмену, чтобы тот переменил положение

рук, взяв мяч пониже или повыше, и т. п. Он не подумает о том, что неудача могла

быть случайной или вызванной психологическими причинами. Естественно, что в этом

случае изменение положения рук

25*

не принесет желаемого эффекта, а лишь повысит нервозность игрока, его

неуверенность в себе и в правильности тренерских указаний.

Главной причиной конфликтов между таким тренером и командой является то, что он

принимает много поверхностных решений, подчас противоположных, не умея убедить

команду в их правильности.

Когда у спортсмена преобладает узкое внимание, он встречается с рядом трудностей

противоположного свойства -он оказывается не в состоянии оценить несколько

альтернатив возможного решения возникшей ситуации. Такой спортсмен принимает

решения лишь по ограниченной части информации, реагируя на небольшое число

стимулов несколькими заученными движениями. Это делает его эффективным в тех

ситуациях, когда необходимы быстрые действия в стандартных ситуациях. Однако в

случае резкой перемены ситуации, когда требуется быстро оценить обстановку и

принять нестандартное решение, такой спортсмен малоэффективен, ему не хватает

гибкости мышления для перестройки привычной стратегии.

Спортсмены с таким типом внимания также испытывают значительные трудности

взаимодействия с партнерами и противниками, не умея своевременно распознать и

учесть их намерения и действия. В свое время, занимаясь прыжками в воду, я попал

к тренеру, который все наше и свое внимание фиксировал на том, чтобы во время

прыжка были максимально оттянуты носки. Разумеется, оттянутые носки -непременное

условие правильной техники прыжка в воду. Однако в поминутном напоминании об

этом нуждался только один спортсмен, поэтому остальным прыгунам эти указания

давно надоели и только раздражали их.

Таким образом, характеризуя внимание с позиции его широты и сосредоточенности,

следует учитывать особенности соревновательных ситуаций и то, какой тип внимания

находит в них свое преимущественное проявление. В соответствии с этим может быть

выбран оптимальный тип внимания и рекомендован для подбора спортсменов.

Например, если у игрока в гольф узкое внимание с внешней сосредоточенностью, то

можно прогнозировать, что он лучше проявит себя в ситуации, требующей точного

попадания мяча в лунку. Разумеется, что это его преимущество перед другими

игроками проявится лишь в случае их равной технической подготовленности, т. е.

оно не отрицает необходимости кропотливой отработки и совершенствования

соответствующих двигательных навыков.

В противном случае, если требования к конкретной соревновательной ситуации не

совпадают с доминирующим у спортсмена типом внимания, это создает значительные

трудности. Например, ситуация требует быстрой оценки большого количества

информации

для последующего учета ее в соревновательном выступлении или в тренировке,

однако присущее спортсмену узкое внешнее внимание не позволяет эффективно решить

данную задачу, так как она требует противоположного -широкого внутреннего - типа

внимания. Определить, какие соревновательные ситуации и спортивные упражнения

требуют того или иного типа внимания, поможет табл. 1.

Требования к вниманию в различных соревновательных ситуациях

Таблица 1

Вид спортивной деятельности Тип внимания

широкий внешний узкий внутренний узкий внешний широкий внутренний

Баскетбол:

свободный бросок Да

быстрый порыв Да

пас открывшемуся

партнеру Да

добивание мяча Да

Легкая атлетика:

прыжок с шестом Да Да

прыжок в длину Да Да

прыжок в высоту Да Да

толкание ядра Да

метание диска Да

метание молота Да

метание копья Да Да

тройной прыжок Да Да

бег на короткие дистанции Да

бег на средние дистанции Да Да

бег на длинные дистанции Да Да

Гимнастика:

составление программ Да

исполнение Да Да

Плавание:

короткие дистанции Да

средние дистанции Да Да

длинные дистанции Да Да

Продолжение табл. 1

Вид спортивной деятельности Тип внимания

широкий внешний узкий внутренний узкий внешний широкий внутренний

Функции тренера в

спортивных играх:

разработка плана игры

анализ сильных и слабых Да

сторон игроков Да Да

способность предвидеть

реакции игроков на указания.

поощрения и порицания Да Да

Теннис:

разработка стратегии Да

выполнение ударов Да

Типичные требования

соревновательных ситуаций:

разработка стратегии игры Да

анализ собственных действий Да

финальное усилие Да Да

анализ действий противника Да Да

психология и самонастройка Да

повышение мотивации Да Да

восприятие указаний тренера Да

освоение новых приемов Да Да

снижение страха

(возбуждения) Да Да

Примечание. Пустые места не означают "не существует", а лишь "не доминирует".

В таблице представлены индивидуальные особенности внимания по параметрам его

объема и сосредоточенности с целью отбора и контроля за спортсменами в

зависимости от их спортивного амплуа. По моему мнению, особенности внимания

(внешнее или внутреннее, широкое или узкое) необходимо учитывать при

характеристике спортсмена так же, как и особенности его мышления и морально-

волевой сферы. Однако поскольку любой нормальный человек имеет большую или

меньшую способность ко всем перечисленным типам внимания, то речь идет о том,

какой тип внимания ему наиболее присущ и насколько он соответствует требованиям

конкретного вида спорта

или спортивного упражнения. Разумеется, особенности процессов внимания

значительно шире и многограннее, но я считаю, что к их описанию надо переходить

после того, как будут определены его основные характеристики: объем и

сосредоточенность.

В лаборатории Рочестерского университета мы уже предприняли значительные шаги в

этом направлении - в разработке тестов определения данных характеристик и других

особенностей внимания. Я верю, что благодаря подобным тестам и одновременному

изучению требований конкретных соревновательных ситуаций мы сможем научить

спортсменов лучше управлять своим вниманием, что исключительно важно практически

в любом виде спорта. Это поможет вооружить тренеров и спортсменов

соответствующими методами развития и совершенствования необходимых особенностей

внимания. Так, в результате проведенного анализа я могу объяснить спортсмену,

какие из допущенных ошибок связаны с недостатками развития у него определенных

качеств внимания. Такие знания помогут ему понять, в каких ситуациях он наименее

успешно действует, и по возможности избегать таких ситуаций или быть готовым

компенсировать недостатки внимания хорошим развитием других качеств

(интеллектуальных, моральных, волевых, физических). Он будет стремиться

создавать ситуации, наиболее благоприятные для проявления преимуществ присущих

ему особенностей внимания.

Сейчас я хотел бы предоставить вам возможность оценить ваши собственные

особенности внимания. Однако, прежде чем приступить к оценке эффективности

особенностей своего внимания в условиях соревновательных ситуаций, следует

уяснить, что они сопровождаются рядом психологических факторов, от которых в

значительной мере зависит эффективность реализации способностей внимания.

Тревожность и эмоциональное возбуждение являются неотъемлемыми компонентами

большинства спортивных соревнований и оказывают определенное воздействие на

протекание процессов внимания. Поэтому анализ особенностей внимания и требований

к ним в конкретных соревновательных ситуациях еще не позволяет с достаточной

достоверностью прогнозировать успешность выступления в предстоящих

соревнованиях. Если вы хотите лучше узнать, при каких обстоятельствах ваши

способности к управлению своим психическим состоянием повышаются, а при каких

понижаются, вам сначала необходимо ознакомиться с тем, какое воздействие на

особенности протекания процессов внимания оказывают такие свойства психики

человека, как тревожность или беспокойство, вызванные у спортсмена

соревновательными ситуациями.

Повышение эмоционального возбуждения как фактор, способствующий улучшению

соревновательной деятельности

Как я уже подчеркивал, каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень

эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать

свои технико-тактические навыки в психологически напряженных условиях

ответственных соревнований. Причем у одного спортсмена этот уровень может

оказаться значительно ниже или, напротив, значительно выше, чем у другого. На

основании определенных наблюдений и исследований можно с достаточной

достоверностью, хотя и в самых общих чертах, сказать не только какой уровень

эмоционального возбуждения спортсмен имеет в данный момент, но и какой уровень

этого состояния является для него оптимальным. Такая информация исключительно

важна для тренера и для самого спортсмена, так как позволяет внести коррективы в

его психологический настрой до того момента, когда эмоциональное возбуждение

возрастет настолько, что выйдет из-под контроля и расстроит нормальное

функционирование внимания.

Исследования показывают, что большинство людей могут расширять или сужать свое

внимание независимо от уровня эмоционального возбуждения или тревожности. Вместе

с тем имеется ряд таких типов личности, представители которых могут сузить

фокусировку внимания только как рефлекторную реакцию на повышение тревожности.

Применительно к спортивной деятельности можно сказать, что атлеты такого типа

постоянно отвлекаются мысленно на объекты и явления, происходящие вокруг них,

независимо от того, насколько эта информация им полезна или вредна. Переработка

излишней информации приводит к тому, что эти спортсмены чаще других жалуются на

психическую усталость. Следовательно, для них некоторое повышение эмоционального

возбуждения в его физиологическом аспекте может быть оценено положительно.

Бывают и такие случаи, когда спортсмены понимают, что должны сузить фокус

внимания на значимых внутренних или внешних факторах, однако какое-то непонятное

равнодушие или безразличие мешает им проявить необходимое волевое усилие и

сделать это. В таких ситуациях может оказаться полезным даже такой старый

тренерский прием, как разговор "при закрытых дверях". Например, спортсмены очень

плохо сыграли первую половину матча и направляются в раздевальню, чувствуя себя

совершенно разбитыми. Те чувства, которые они испытывают при этом, каждый может

выразить примерно следующими словами: "Что за неудачный день! Я не могу

дождаться, когда эта игра наконец кончится. Мы проигрываем, а меня это

как будто не касается. Никак не могу почувствовать ответственность и должным

образом мобилизоваться". Состояние подобного разочарования и неправильной

внутренней фокусировки внимания может быть преодолено двумя путями. Тренер может

попытаться воздействовать на спортсменов с помощью специально заготовленной для

таких случаев речи, имеющей авторитарную направленность, с целью как следует

встряхнуть их. Такое выступление должно поднять уровень возбуждения и помочь

спортсменам переориентировать фокусировку внимания на наиболее важные для

достижения победы детали игры. Конечно, тренер должен предварительно

разобраться, находятся ли игроки в состоянии апатии или, напротив, испытывают

повышенное эмоциональное возбуждение. Дело в том, что если он обратится с

подобной речью к спортсменам, находящимся в состоянии излишнего возбуждения и

тревожности, это лишь усилит негативные процессы и их пагубное влияние на

дальнейшую игру. К сожалению, тренер не всегда может определить, что мешает

нормальной игре спортсменов: излишняя пассивность или тревожность. В обеих

ситуациях они чаще всего выглядят депрессивными: войдя в раздевальню, тяжело

опускаются на стулья, не слышно шуток, и вообще никто не хочет разговаривать

друг с другом. В такой момент для тренера исключительно важно знать, о чем

думают его воспитанники. Конечно, в подобных ситуациях некоторыми тренерами

может быть использован и приказной тон, однако не теми, кто хорошо знает своих

игроков и понимает важность учета их индивидуальных особенностей.

Другой ситуацией, в которой эмоциональное возбуждение может оказать

благоприятное воздействие на результативность соревновательной деятельности даже

тех спортсменов, которые умеют произвольно концентрировать свое внимание,

является ситуация, когда от них требуется так называемый взрыв энергии.

Дополнительное выделение в кровь адреналина, происходящее при резком

эмоциональном возбуждении, может моментально повысить энергию и силу спортсмена.

Чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо научиться точно рассчитывать

то время, когда потребуется максимальное усилие. Например,

высококвалифицированному прыгуну с шестом нецелесообразно входить в состояние

высокого эмоционального возбуждения в самом начале соревнования, так как оно

обычно длится в течение многих часов и сохранять все это время значительное

эмоциональное возбуждение, не дезорганизующее внимание, практически невозможно.

Многие из представленных далее методов контроля и регуляции состояния

эмоционального возбуждения предложены на основании глубокого их изучения и могут

быть успешно использованы для совершенствования способностей к эффективному

выступлению в

условиях ответственных соревнований. Тем не менее я хотел бы заметить, что

возможностей негативного влияния высокого уровня эмоционального возбуждения и

тревожности на результат выступления атлетов значительно больше, чем

возможностей положительного воздействия. Можно утверждать, что в большинстве

соревновательных ситуаций гораздо более полезным для деятельности спортсменов

является состояние расслабления. Причины, определяющие важность релаксации,

будут более ясны при описании воздействия на соревновательную деятельность

атлетов состояния повышенной тревожности. На этом следует остановиться более

подробно.

По мере повышения уровня тревожности у людей в большинстве случаев сужается

фокус внимания. Таким образом, высокая тревожность, соответствующая

психологически напряженным соревновательным ситуациям, создает для атлетов

большие трудности, так как узкий фокус внимания не позволяет реагировать на все

нужные раздражители, резко снижая способность к восприятию всей необходимой

информации. Однако трудности, возникающие в соревновательной деятельности атлета

по мере повышения уровня тревожности, связаны не только с сужением круга

воспринимаемых объектов и явлений, но и с невозможностью правильно осознавать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.