КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практика образования и воспитания 2 страница
Оригинальный эксперимент осуществляют школы, исповедующие концепции "диалога культур", автор которой B.C. Библер исходит из посылки об интенсивном сближении (встрече) воспитательных и образовательных ценностей различных культур. Этот процесс, отражающийся в сознании, быту каждого человека Земли, должен пронизывать школьное обучение и воспитание. На рубеже 1980-1990-х гг. около 10 учебных заведений пытались воспроизвести модель школы диалога культур (ШДК). Одна из удачных попыток - деятельность школы под руководством С. Курганова (Красноярск). Эксперимент выглядел так. В 1-2 классах дети, осваивая письмо, чтение, математику, естествознание, историю, включались в так называемые "точки удивления" (что такое число? что такое слово? что такое звук? что такое температура? что такое басня? и т.п.). В ходе учебных диалогов ученики и учитель строили фантастические образы (образы - "монстры") числа, звука, слова, события, сказки, мифа и т.д. Таким способом предполагалось заронить в детское сознание зародыши различных культур мышления. В 3-4 классах предметом учебной деятельности становилась античная культура. Детей погружали в античность, знакомя на уроках математики с фрагментами учения Пифагора, читая на занятиях по истории сочинения Плутарха и Геродота и т.п. После 1987 г. на базе общеобразовательных общественных учебных заведений возникают средние школы нового типа - лицеи, гимназии и колледжи. Они учреждались по инициативе педагогов-новаторов (А.С. Бубман, А. Кспржак, Е.С. Токалер, С.А. Померанцев, A.M. Чикирев, Е. Ямбург и др.). В работе экспериментальных школ приняли участие преподаватели высших учебных заведений. Новые учреждения получили право на инновации - корректировку учебных программ и планов, форм и методов занятий, способов проверки и оценки знаний учащихся, принципов комплектации учебных групп и пр. Изменения осуществлялись коллегиальными усилиями. Первых лицеев и гимназий было немного. В Москве, например, к началу 1990-х гг. их насчитывалось около 20. Новизна этих учебных заведений состояла прежде всего в диверсификации программ. В отличие от традиционно единообразного образования, в этих экспериментальных школах практиковали систему выбора учебных курсов сверх обязательной программы. Программы лицеев, гимназий и колледжей оказались более насыщенными и сложными, нежели в обычных школах. Так, в гимназии Киевского района г. Москвы в старших классах наряду с обязательной программой предлагались углубленные курсы на выбор (физика, химия, математика, иностранные языки и др.). В Московском классическом лицее сочетание обязательного и элективного образования начиналось раньше -с 6 класса. В числе курсов на выбор были информатика, маркетинг, латынь. В Московском лицее Теплого Стана в 8-11 классах обучали по стандартным и нетрадиционным программам (медицина, биология, история, литература и др.). В начальных классах Московской гимназии вводилось обучение музыке и живописи, в старших классах - изучение вместо одного иностранного языка - двух. В лицее Северного Чертанова (Москва) сверх обычной программы были введены философия, психология, история религии и другие нетрадиционные школьные дисциплины. Некоторые гимназии, лицеи и колледжи нетрадиционно организовали преподавание и учение. Так, в гимназии г. Сургута практиковали так называемые "индивидуально-ориентированные планы". Были разработаны 4 варианта таких планов. Индивидуально-ориентированные планы учитывали уровни и интересы различных групп школьников, в частности, их намерения поступать в те или иные вузы. Вместо традиционных методических объединений по учебным дисциплинам в сургутской гимназии были созданы 9 кафедр (математики, гуманитарных дисциплин, психологии, эстетического воспитания, физического воспитания, трудового и профессионального обучения, начального образования, иностранных языков). Кафедры занимались не только методическим обеспечением учебного процесса, но и исследованием перспектив развития образования. К середине 1990-х гг. государственные лицеи, гимназии, колледжи постепенно утрачивают новизну и превращаются в образцово-показательные учреждения. Подобные учреждения возникли во всех крупных городах, областях и регионах, сделавшись ориентирами при освоении трехкомпонентной программы образования. Например, гимназия № 6 в Пензе и школа-гимназия № 16 в Брянске избрали в качестве школьного компонента только один профиль - англоязычную литературу и английский язык. В Кирово-Чепецком и Воронежском лицеях школьный компонент многопрофильный (иностранные языки, искусство, риторика, прикладная экономика и др.). В начале 1990-х гг. в России возник новый центр школьного экспериментирования - частные школы, само создание которых после более чем 70-летнего перерыва выглядело нетрадиционно. Частные школы нередко применяют собственные нетрадиционные программы обучения. Например, Краснодарская школа "Джулия", созданная в 1992 г., в качестве школьного компонента избрала углубленные программы английского, французского и немецкого языков. Хабаровская средняя школа "Аист", созданная в 1993 г., в дополнение к общеобразовательному стандарту предложила многопрофильную программу: хореография, информатика, дизайн, плавание, спорт, прикладная экономика и др. Московская православная классическая гимназия в 1992 г. избрала школьный компонент программы, отразивший христианство, древнюю культуру и историю: Закон Божий, литургика, искусство древнего мира, древнегреческий язык, латынь, мифология и античная культура, история музыки, краеведение, изобразительное искусство, история древнего мира, старославянский язык. Некоторые частные школы идут новым путем при организации обучения. Так, в начальных классах открытой в 1992 г. школы в Черноголовке (Подмосковье) внедрялись интегрированные курсы. Одна из частных гимназий в Москве отказалась от совместного обучения и принимает только девочек. Кроме общеобразовательного стандарта, гимназия организует занятия двумя иностранными языками, уроки поведения и хороших манер. В частной школе "Мыслитель" (Москва) (открыта в 1993 г.) каникулы делятся на "домашние", которые дети проводят в семье, и творческие, во время которых учащиеся посещают театры, выставки, музеи, выполняют творческие работы. Российский вариант "альтернативной школы" предложил московский частный лицей "Ключ" (создан в 1990 г.). Дети занимались в двух группах по 15 человек в каждой. В каждой группе работали два педагога-воспитателя, что позволяло, по замыслу организаторов школы, строить диалогическую модель общения и совместное освоение детьми картины мира. Кроме двух воспитателей с детьми занимались специалисты-мастера, которых приглашали по мере надобности. Занятия проводились пять раз в неделю, по 8 ч в день. Каникулы предусматривались в январе, мае, июле и августе. В июне и сентябре организовывались выездные занятия. Родители были активными и заинтересованными участники жизни "Ключа". Они помогали при обычных и выездных занятиях. Устроители "Ключа" предложили методики, сходные с декролистским "методом центров интереса" ("легенды недели", "темы года"), штайнеровским обучением по биологическим ритмам ("ритмы недели" и "ритмы года"), а также ввели преподавание в разновозрастных группах. Им удалось организовать мотивированный для детей и педагогов учебно-воспитательный процесс. Вот, например, как выглядел день младшего школьника. Он начинался с ритуала встречи, включавшего игровую разминку, ритмические упражнения, обсуждение предстоявших событий дня. Далее зажигалась свеча и следовал рассказ - часть "еженедельной легенды". Рассказ повествовал о новых приключениях героев легенды. Детям предлагалось прокомментировать приключения. До обеда проводились два занятия с перерывом на чай, после обеда -факультативы в виде различной прикладной деятельности. Обучение концентрировалось вокруг "темы года"("Дом", "Сад", "Путь" и т.п.). Тема "Дом", например, расширяла понятия дома - от жилища до дома-города, дома-государства, дома-Земли, дома-Мира. Работа с детьми среднего возраста (10-12 лет) строилась также вокруг произвольно избираемых "тем года". Это было эпизодическое преподавание путем интенсивного погружения в нетрадиционные курсы интегративного характера ("зерно", "узор" и пр.). Систематическое преподавание стандартных общеобразовательных дисциплин предусматривалось лишь с 13 лет. Школы России постепенно оснащаются новейшей техникой, но темпы оснащения ниже, чем на Западе и в Японии. Так, к 1991 г. кабинеты информатики и вычислительной техники были созданы только в 14 % средних школ бывшего СССР. Немалый опыт накоплен учебным телевидением. До 1996 г. Москва регулярно выходила в телеэфир по каналу "Российские университеты" с учебно-образовательными передачами на самые разные темы. Сегодня поддерживаются и по-новому осмысливаются традиции внешкольного образования и воспитания. В 1990-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных учреждений. Ведущее место среди них занимали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образованию. Так, была пересмотрена концепция школы как координатора воспитательной работы по месту жительства, педагогических усилий семьи и общественности. Перспективная, на первый взгляд, концепция оказалась несостоятельной. Погруженные в учебную рутину учителя были не в силах брать на себя всю тяжесть внешкольной работы. У школ не оказалось и финансовых, и организационных рычагов, чтобы сделаться центрами внешкольного воспитания и обучения. Поэтому было решено организовать межведомственные воспитательные центры. Предполагалось, что они будут привлекать к работе с детьми не только профессионалов, но и общественность. Интересный опыт деятельности подобных центров был осуществлен в конце 1980-х гг. в г. Альметьевске. Здесь в каждом микрорайоне были учреждены социально-педагогические комплексы. Возглавили комплексы руководители предприятий. Членами советов комплексов стали руководители школ, различных учреждений микрорайона. В комплексах оборудовали "семейные мастерские", помещения для спортивных занятий, клубы "Хозяюшка", куда приходили родители с детьми. Учителя давали консультации по вопросам воспитания, выступали с лекциями, руководили подростковыми клубами. На рубеже 1980-1990-х гг. в школах появились ученические кооперативы. В бывшем Советском Союзе в 1989 г. их насчитывалось около 2 тыс. Их членами являлись обычно учащиеся 7-13 лет. Руководили кооперативами учителя труда или родители. Школьники изготовляли одежду, обувь, тренажеры и пр. В течение учебного года учащиеся работали 2-3 раза в неделю, а в каникулы ежедневно. Кооперативы продавали свою продукцию, часть прибыли шла на нужды школ. Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых. В течение 1991-1992 гг. возникло объединение "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций". На протяжении 1990-х гг. появились скаутские и другие детские организации. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 г. в организациях скаутов, пионеров и юнногвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новые содержание и формы работы. Скауты проводят слеты-джамбори. Например, летом 1997 г. состоялся слет по поводу 850-летия Москвы. Скаутов ждали культурная программа и оздоровительный лагерь под Ногинском. Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков. В числе программ - "Возрождение", "Я сам" и "Четыре плюс три". Так, программа "Возрождение" предусматривает девять взаимосвязанных проектов. Один из них - "Сталкер" преследует цели помочь детям и подросткам освоить методы предвидения и преодоления трудностей, познакомить с аномальными явлениями. Вопросы и задания
1. В чем, на ваш взгляд, заключаются перемены в понимании демократизма образования в постсоветской России? 2. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI вв. 3. Расскажите об учителях и педагогическом образовании в России на современном этапе. 4. Какие идеи гуманистического воспитания предлагают современные отечественные педагоги? В чем вы усматриваете обновление стратегии воспитания в России? 5. С какими проблемами сталкивается современная российская школа при обучении и воспитании молодого поколения? 6. Расскажите о реформах программ общеобразовательной школы России в 1990-х гг. 7. Как осуществляется дифференциация обучения в российской школе? 8. Расскажите об авторитарном и демократическом проявлениях воспитания в отечественной школе. 9. Как осуществляются нравственное, поликультурное, гражданское, физическое воспитание в российской школе? 10. Что вы можете рассказать о деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений России 1980–1990-х гг.? 11. Расскажите о месте внешкольного воспитания в системе формирования молодого поколения россиян. Укажите способы и возможности такого воспитания, которые существуют у нас в стране. Литература Гершунский Б.C. Философия образования для XXI века. - М., 1998. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994. Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". - М., 1996. Доктрина образования в России / Е.П. Белозерцев и др. – М., 1996. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. - М., 1997. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. - М., 1996. Содержание Предисловие. 3 Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.. 4 Глава 1. Возникновение воспитания. 4 К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания. 4 Концепции происхождения воспитания. 4 Зарождение воспитания как особого вида деятельности. 4 Возникновение семьи. Воспитание детей в семье. 5 Появление организованных форм воспитания. 5 Вопросы и задания. 6 Литература. 6 Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.. 6 Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока. 6 Общий взгляд. 6 "Дома табличек". 8 Школа в Древнем Египте. 10 Воспитание и обучение в Древней Индии. 12 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае. 15 Вопросы и задания. 17 Литература. 17 Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья. 18 Воспитание и школа в Древней Греции. 18 Философы Древней Греции о воспитании. 21 Воспитание и образование в эпоху Эллинизма. 25 Воспитание и школа в Древнем Риме. 26 Педагогические идеи Древнего Рима. 27 Воспитание и обучение у ранних христиан. 29 Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира. 30 Вопросы и задания. 30 Литература. 31 Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31 Общий взгляд. 31 Воспитание у восточных славян. 32 Вопросы и задания. 33 Литература. 33 Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 33 Глава 5. Воспитание и школа в Византии. 33 Общий взгляд. 33 Педагогическая мысль. 34 Система воспитания и образования. 35 Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение. 37 Вопросы и задания. 38 Литература. 38 Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке. 38 Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38 Воспитание и обучение в Средневековой Индии. 42 Воспитание и школа в Средневековом Китае. 44 Вопросы и задания. 46 Литература. 46 Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья. 46 Общий взгляд. 46 Философско-педагогическая мысль. 47 Воспитание и обучение. 48 Вопросы и задания. 56 Литература. 56 Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. 56 Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. 56 Школа в XV – начале XVII в. 62 Вопросы и здания. 68 Литература. 68 Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68 Общий взгляд. 68 Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69 Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72 Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77 Вопросы и задания. 79 Литература. 79 Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ.. 79 Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79 Общий взгляд. 79 Педагогическая мысль начала Нового времени. 80 Педагогическая мысль эпохи Просвещения. 84 Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции. 92 Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. 93 Вопросы и задания. 97 Литература. 98 Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98 Общий взгляд. 98 Школьные реформы первой половины XVIII в. 99 Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102 Вопросы и задания. 105 Литература. 106 Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106 Общий взгляд. 106 Педагогические идеи в философии. 107 Классики педагогики ХIХв. 109 Полемика вокруг школы.. 112 Главные направления развития школы.. 115 Вопросы и задания. 123 Литература. 124 Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124 Общий взгляд. 124 Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124 Школьная политика второй четверти ХIХв. 126 Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128 Вопросы и задания. 130 Литература. 130 Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130 Общий взгляд. 130 Школьные реформы 1860-х гг. 131 Период реакции в школьной политике. 132 Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133 Вопросы и задания. 143 Литература. 143 Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.. 143 Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143 Общий взгляд. 144 Основные педагогические течения. 144 Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150 Попытки модернизации общеобразовательной школы.. 151 Вопросы и задания. 154 Литература. 154 Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом.. 155 Общий взгляд. 155 Основные направления развития педагогической мысли. 155 Приоритеты и проблемы воспитания и образования. 156 Школьные системы.. 157 Практика школьного обучения и воспитания. 158 Реформирование обучения и воспитания. 161 Вопросы и задания. 163 Литература. 163 Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164 Общий взгляд. 164 Школьные реформы.. 164 Педагогические направления и идеи. 169 Вопросы и задания. 172 Литература. 173 Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода. 173 Общий взгляд. 173 Школа и школьная политика. 173 Развитие педагогической науки. 177 Вопросы и задания. 183 Литература. 183 Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184 Общий взгляд. 184 Школьная система. 184 Полемика о путях образования и воспитания. 187 Практика образования и воспитания. 189 Вопросы и задания. 198 Литература. 198
Учебное издание
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |