Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отречение




Как мы поняли, ванапрастха – это период подготовки к полному отречению, которое произойдет или еще при жизни или со смертью тела. У преданного, по милости Шрилы Прабхупады и Кришны, есть все шансы сдать последний экзамен досрочно, и последним этапом его жизни будет жизнь в отречении. Для большинства преданных это не будет сопровождаться какими-либо формальными ритуалами. Внешне они будут продолжать жизнь ванапрастхи, но их сознание будет свободно от материальных привязанностей и отождествлений. Слова: «я вечный слуга слуги слуги Кришны, повелителя сердец гопи» станут практической реалией. Кто-то из них будет больше проповедовать, кто-то будет больше сосредоточен на внутренней духовной жизни.

Формальное принятие санньясы, или отреченного уклада жизни, не является чем-то необходимым. Более того, в Кали-югу принятие санньясы запрещено, потому что современная культура никак не поддерживает строгие обеты отреченного уклада жизни. В соответствии с наставлениями Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, принятие санньясы оправдано только в целях проповеди. Санньяси, или отреченные странствующие монахи, естественным образом пользуются уважением людей. Поэтому в отдельных случаях принятие санньясы может увеличить эффективность проповеди. Так было в случае Господа Чайтаньи. Считая Его обыкновенным человеком, люди пренебрежительно относились к Его наставлениям. Но когда Он принял санньясу, все начали оказывать ему естественное почтение, что позволило Ему обратить на путь бхакти десятки и сотни тысячи людей. Поэтому формально принимать санньясу в ИСККОН будут лишь немногие, обладающие качествами подлинной отрешенности и занятые в активной проповеди. Вот критерии, которыми руководствуется Министерство Санньясы ИСККОН для определения того, целесообразно ли преданному принимать санньясу:

1. Насколько он свободен от сексуальных желаний? (Как давно он является брахмачари или живет отдельно от жены?).

2. Каковы его успехи в проповеди? Обладает ли он способностями сильного проповедника? Является ли он лидером-проповедником? Занимается ли он проповедью в течение значительного времени?

3. Очень ли строг и безукоризнен он в своем личном поведении?

4. Хорошо ли он разбирается в философии?

5. Желает ли он в полной мере принимать авторитет ДжиБиСи и действовать под его руководством?

6. Обладает ли он качествами лидера, необходимыми, чтобы обучать и вести за собой брахмачари?

7. Самодостаточен ли он? Обладает ли он способностью непрерывно заниматься той или иной деятельностью, вносящей позитивный вклад в нашу проповедническую деятельность?

8. Является ли поле его проповеди после принятия санньясы ясным и приемлемым для ДжиБиСи и других руководителей ИСККОН?

Санньяса буквально означает «полное отречение».Санньяси – это тот, кто уже полностью освободился от всехматериальных привязанностей. Существуют два вида санньяси: санньяси-преданные и санньяси-маявади. Санньяси-маявади считают себя достигшими безличного освобождения, то есть осознания себя как Брахман. Санньяси-преданные же погружены в любовное преданное служение Кришне и, таким образом, автоматически находятся на уровне, превосходящем любой из видов освобождения. Отречение санньяси-маявади очень неустойчиво и искусственно, в то время как преданный с легкостью поддерживает свое отречение за счет трансцендентного духовного вкуса. Таким образом, санньясу безопасно принимать, лишь находясь на зрелом уровне преданного служения – по крайней мере, асакти.

Санньяси – это тот, кто не имеет никаких привязанностей, кроме привязанности к Кришне. Удовлетворение Кришны – это его единственный интерес, это единственная цель, и он сводит к минимуму все телесные потребности, чтобы ни от кого не зависеть в достижении своей цели. К санньяси традиционно обращаются как Свами, Госвами или Махарадж, что обозначает «хозяин своих чувств». Санньяси – это тот, кто обуздал свои чувства, полностью заняв их в любовном служении Господу.

Санньяси должен постоянно странствовать, проповедуя сознание Кришны. Сам лично он должен довольствоваться самым малым, но он может собирать неограниченные пожертвования для проповеди. Мы уже отмечали, что Господь Чайтанья санкционировал санньясу, которая в целом запрещена в Кали-югу, только как средство распространения Его миссии. Санньяси должен омываться три раза в день и ходить в чистой одежде. Он может иметь маленькие Божества или шалаграма-шилы и поклоняться Им.

Санньясу в ИСККОН могут принимать лишь мужчины и брахманы, причем достигшие достаточно зрелого возраста: как правило, после 40-45 лет. Санньяси не должен поддерживать каких-либо отношений со своей бывшей женой. Когда муж принимает санньясу, жена официально становится вдовой. Санньясу можно принимать, только когда преданный практически способен игнорировать материальные телесные различия, видя единую духовную природу всех живых существ и то, как они связаны с Кришной. В контексте наставлений Шрилы Прабхупады это означает стремиться привести все живые существа к любовному трансцендентному служению лотосным стопам Господа Мадхавы.

Посвящение в санньясу может дать только другой санньяси – духовный учитель, или, в его отсутствие, духовный «дядя» или духовный брат. Санньяса считается третьим посвящением, и в это время преданный получает санньяса-мантру, одежду санньяси и посох – данду. Посох состоит из трех больших и одной маленькой бамбуковых палок, соединенных вместе и обозначающих, что живое существо приняло полное прибежище у Господа, посвятив Ему свое тело, ум и слова.

В отличие от ванапрастхи, который находится на пути интенсивного очищения от материальных привязанностей, для санньяси чувственные наслаждения в любых формах запрещены. Для него это падение. Санньяси должен строго следовать 4-м регулирующим принципам и постоянно повторять Харе Кришна маха-мантру, следуя минимальному обету 16 кругов. Санньяси категорически запрещается общаться с женщинами наедине или в легкомысленном настроении. Более того, он вообще должен свести общение с женщинами к минимуму даже в целях проповеди или служения. Санньяси должен питаться очень скромно, он не может тратить время, чтобы готовить для себя. Вместе с тем для Кришны он может готовить пиры в неограниченных количествах, но в его уме не должно быть ни мысли о личных чувственных удовольствиях. Точно так же все жертвуемые ему средства должны использоваться только в служении Кришне, даже в мыслях. Санньяси должен избегать общения с материалистичными людьми, ему безразлична какая-либо общественная жизнь или политика. Единственная причина, по которой он может в каких-то пределах соблюдать общественные обычаи – это в целях проповеди. Санньяси естественным образом является духовным учителем для представителей всех укладов и сословий человеческой жизни.

Среди качеств санньяси первым является бесстрашие.Преданный не должен давать обеты отрешенного уклада жизни, если он не убежден твердо в защите Господа. Благодаря своей чистоте, санньяси чувствует присутствие Кришны повсюду и, таким образом, не испытывает одиночества. Смирение и милосердие – это два других качества санньяси, которые побуждают его проповедовать. Санньяси должен одинаково относиться ко всем живым существам и любым ситуациям – это подразумевает само определение санньясы. Санньяси должен обладать парама-ништхой - непреклонной решимостью служить Господу. Простота, подвижничество, серьезность – это другие возвышенные качества санньяси.

Задание 34. Что такое ванапрастха?

Задание 35. Каковы цели принятия ванапрастхи?

Задание 36. Представьте, что к вам обратился преданный с просьбой помочь понять, готов ли он принять ванапрастху. Какие вопросы Вы бы ему задали?

Задание 37. Какие качества должен культивировать в себе ванапрастха?

Задание 38. Каковы основные занятия ванапрастхи?

Задание 39. Почему, приняв отрешенный образ жизни, человек сможет больше помочь своей семье в духовной жизни, нежели оставаясь с ней и лично давая наставления?

Задание 40. В каких случаях принятие отреченного образа жизни может сопровождаться формальным принятием санньясы?

Задание 41. Каковы основные качества и занятия санньяси?

Задание 42. Чем санньяса отличается от ванапрастхи?

 

Глава 2 Совершенство жизни.

На протяжении всего предшествующего раздела мы постоянно подчеркивали, что к какой бы варне и ашраму мы не принадлежали, нашей единственной дхармой, или обязанностью, является беспримесное преданное служение Господу. Все же остальные обязанности принимаются лишь в той мере, в которой они питают и поддерживают бхакти, и должны ограничиваться, если они начинают затмевать собой преданное служение. В этом разделе мы опишем цель, к которой стремится каждый преданный. Это кришна-према, или любовь к Богу, которая начинается с уровня освобождения. Этой цели невозможно достичь лишь одной садханой или практикой. Практика может подготовить нас, но в конечном итоге мы сможем достигнуть ее лишь по милости Кришны, которую Он обязательно прольет на нас, видя наши искренние усилия.

Логическое понимание и личное осознание тем, относящихся к уровню духовного совершенства – это различные вещи. Поэтому следует избегать «вымучивания» из себя образа мыслей, слов и поступков освобожденной души – это будет искусственным, материальным суррогатом духовной реальности. Нужно просто искренне повторять Харе Кришна маха-мантру, стараясь избегать оскорблений и следовать остальным аспектам практики преданного служения, и постепенно будет приходить все более и более ясное понимание этих возвышенных тем. Тогда все больше и больше аспектов высшей духовной реальности будут становиться частью нашей повседневной жизни, пока, наконец, на уровне совершенства, мы не осознаем их в полной мере. Поэтому описания тем духовного совершенства должны стать для нас источником вдохновения и маяком, к которому мы должны идти, следуя наставлениям Шрилы Прабхупады и духовного учителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.