Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шри Нитьянанда Прабху. 1 страница




Наконец, Рамананда Рай процитировал стих из Шримад Бхагаватам, который Махапрабху принял в качестве основы для духовного продвижения: «Мой дорогой Господь, человеку следует оставить стремление развивать сухое знание и начать смиренно слушать о святом имени, облике, качествах и играх Господа из уст чистого преданного. Он должен тщательно следовать практике преданного служения и воздерживаться от греховных поступков. Полностью посвятив преданному служению свое тело, ум и речь, он может жить в любом ашраме. Такой человек воистину может покорить Тебя, хотя Тебя и называют Аджитой, непобедимым!».

После этого Рамананда Рай начал описывать все более возвышенные уровни чистого преданного служения: от регламентированного служения к спонтанной преданности и к чистой любви к Богу, кульминирующей в любовном служении Шримати Радхарани и Кришне во Вриндаване. При этом он цитировал стихи из «Шримад Бхагаватам», «Гиты Говинды» Джаядевы Госвами и других священных писаний. Довольный Раманандой, Господь Чайтанья явил перед ним Свой облик как совместного воплощения Радхи и Кришны. Для нас заключения Рамананды Рая могут не показаться чем-то особенным, но если мы вспомним историческую обстановку того времени, описанную в предыдущей главе (засилье майявады, кастовость, ритуализм), мы поймем их беспрецедентность. Как Рамананда Рай мог прийти к подобным выводам – совершенно непостижимо, и единственное объяснение этому – это то, что Сам Шриман Махапрабху говорил его устами. Так через Рамананду Рая Господь впервые открыл миру сокрытые до тех пор истины науки чистой любви к Кришне.

Расставшись с Раманандой Раем, Махапрабху исходил весь юг, посещая храмы и очищая души, которым посчастливилось с Ним встретиться. Через какое-то время Он достиг Шри Рангама, главного центра династии Шри-вайшнавов, и встретился там с Вьенкатой Бхаттой, Прабодханандой Сарасвати и юным Гопалом Бхаттой. Он остался там на четыре месяца и затем продолжил свое путешествие на юг, обращая буддистов, маявади и бесчисленное число других душ в Своих последователей. Через два года, завершив свое паломничество по Южной Индии, во время которого Он прошел 6400 км, Махапрабху возвратился в Пури.

Первый раз Он останавливался в Ориссе сравнительно ненадолго, но теперь обосновался там почти на два года. Пури, как и просила Его мать, стал Его штаб-квартирой, и многие Его последователи из Навадвипы могли туда либо переселиться, либо совершать регулярное паломничество. Когда Махапрабху вернулся из Южной Индии и поселился в Пури, царь Ориссы Махараджа Пратапарудра, наслышанный о Его славе от Сарвабхаумы Бхаттачарьи, загорелся желанием получить Его даршан. Тем не менее, Господь Чайтанья избрал роль саньяси, чтобы учить чистому преданному служению, и строго соблюдал предписания, запрещающие саньяси встречаться с людьми, погруженными в материальные дела. Поэтому, хотя царь и был великим преданным, Махапрабху решил использовать его в качестве примера и упорно отказывался его видеть. Однако Сарвабхаума Бхаттачарья смело обратился к Махапрабху от имени царя и сказал: «Царь Пратапарудра очень хочет с Тобой встретиться. Он хотел, чтобы я спросил Тебя, не сможешь ли Ты с ним увидеться».

Не успел Махапрабху услышать это предложение, как Он закрыл ладонями уши и сказал: «Мой дорогой Бхаттачарья, почему ты обращаешься ко Мне с такой нежелательной просьбой? Я принадлежу к отрешенному укладу жизни, и для Меня встречаться с царем столь же опасно, как и с женщиной. Для саньяси встретиться с кем-либо из них – это то же самое, что выпить яд. Для человека, который серьезно настроен пересечь океан материальных страданий и обрести милость Господа, увидеть материалиста или похотливую женщину еще более ужасно, чем выпить яд».

Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: «Мой дорогой Господь, то, что Ты сейчас сказал, конечно же, правильно. Но этот царь – необычный царь. Он – великий преданный и слуга Господа Джаганнатхи».

«Хотя царь и в самом деле великий преданный, – молвил Господь Чайтанья, – я все равно должен считать его ядовитой змеей, потому что я саньяси. Бхаттачарья, если ты будешь продолжать говорить со Мной в таком духе, ты никогда Меня больше не увидишь». Боясь еще больше разгневать Господа, Бхаттачарья возвратился домой и глубоко над этим задумался. Тем временем царь Пратапарудра, отправившийся в свой стольный град Куттак, прислал оттуда Бхаттачарье письмо, в котором просил его получить согласие Господа на встречу. Бхаттачарья тут же написал царю ответ, в котором уведомил его о том, что Господь Чайтанья не дал своего разрешения. В свою очередь царь немедленно прислал ответное письмо: «Попроси, пожалуйста, всех преданных, связанных с Чайтаньей Махапрабху, подтвердить мою мольбу у лотосных стоп Господа. Обрести убежище у лотосных стоп Господа можно по милости преданных. Если Господь Чайтанья не прольет на меня свою милость, я оставлю свой трон, стану нищим монахом и буду просить подаяние, ходя от двери к двери».

Сарвабхаума Бхаттачарья решил встретиться со всеми преданными и рассказать им о чаяниях царя, показав каждому его письмо. Все были изумлены, узнав, что царь Пратапарудра настолько предан Господу Чайтанье, что собирался уйти с престола. Однако один преданный сказал: «Господь никогда не согласится на встречу с царем, а если мы попросим Его это сделать, Он почувствует себя совершенно несчастным».

«Давайте еще раз сходим к Господу, – предложил Бхаттачарья, – но не будем Его просить о встрече с царем. Лучше просто расскажем Ему, как хорошо царь себя ведет». Придя к такому решению, все они отправились к тому месту, где остановился Господь Чайтанья. Увидев их, Господь Чайтанья спросил: «Зачем вы все пришли сюда?». И хотя они намеревались поговорить с Ним, никто не мог вымолвить ни слова. «Я вижу, что вы хотите что-то сказать, – обратился к ним Господь Чайтанья, – но не говорите. И какая же тому причина?».

Нитьянанда Прабху, самый близкий из спутников Господа, ответил: «Мы хотим Тебе кое-что сказать, но мы боимся говорить, потому что дело весьма деликатное. Тем не менее, мы обязаны поставить Тебя в известность, что если Ты не встретишься с царем Пратапарудрой, он станет нищим. Для привязанного человека естественно расставаться с жизнью, если он не обретает то, чего хочет». Зная, насколько серьезна была преданность царя, другие преданные пытались спасти его от совершения самоубийства. Тогда Нитьянанда Прабху предложил следующее: «Есть способ уберечь царя от самоубийства, при котором Ты можешь с ним не встречаться. Если бы Ты милостиво согласился отправить ему что-либо из своих одеяний, то он бы остался жив, надеясь, что когда-нибудь в будущем сможет Тебя увидеть».

Господь Чайтанья согласился на такое предложение, и Нитьянанда получил от Него одежды, которые Он носил, и передал их Сарвабхауме Бхаттачарье, а тот, в свою очередь, отослал их царю. Когда царь получил эти священные одеяния, он стал поклоняться им, как будто перед ним был сам Господь.

Вскоре царь Пратапарудра прибыл из Куттака в Джаганнатха Пури, окруженный свитой секретарей, министров и военачальников. Также с ним был один из его правителей, Рамананда Рай, который, как мы уже рассказывали, встретился с Господом Чайтаньей во время Его путешествия по Южной Индии, и с которым у Господа завязалась тесная дружба. Фактически, Махапрабху попросил Рамананду Рая уйти со своего правительственного поста и присоединиться к Нему в Джаганнатха Пури, где они смогли бы ежедневно обсуждать деяния Господа Кришны и делиться друг с другом своим пониманием. Поэтому, появившись в Джаганнатха Пури, Рамананда был полон нетерпения, предвкушая свою встречу с Господом Чайтаньей. После того, как они поприветствовали друг друга, он сказал: «Я передал царю Пратапарудре Твое повеление. Я сказал: «Ваше величество, я не могу больше продолжать заниматься политикой. Я хочу только одного – оставаться у лотосных стоп Чайтаньи Махапрабху. Будь добр, позволь мне сделать это». Услышав Твое имя, он тут же поднялся со своего трона и обнял меня. Мой дорогой Господь, как только он услышал Твое имя, им тут же овладела невероятная восторженная любовь. Он выдал все, что мне причиталось в качестве пенсии, и попросил меня ни о чем не беспокоиться и заняться служением Тебе. Затем Он безо всякой гордости сказал: «Я самый падший и отвратительный человек, и поэтому я не могу встретиться с Господом. Господь Чайтанья Махапрабху – это сам Кришна, и служение Ему делает жизнь успешной. Он очень милостив, и я надеюсь, что Он позволит мне увидеться с Ним в одной из моих последующих жизней». Мой Господь, – сказал в заключение Рамананда Рай, – я думаю, что у меня нет даже крупицы того любовного восторга к Тебе, который есть у царя Пратапарудры, и, тем не менее, меня Ты хочешь видеть, а его отвергаешь».

«Мой дорогой Рамананда, – ответил Господь, – ты лучший среди преданных Кришны, и Кришна благословляет каждого, кто служит тебе. Царь выказал тебе такую преданность, что, конечно же, Кришна примет его».

В последующие дни Господь наслаждался обществом Рамананды Рая, беседуя с ним о Господе Кришне и Его развлечениях. Пока они были заняты беседой, царь Пратапарудра послал за Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Усадив его в изящное кресло, и с уважением ему поклонившись, царь стал сокрушаться: «Господь Чайтанья снизошел просто для того, чтобы освободить всех низкорожденных грешников. Но неужели Господь Чайтанья воплотился для того, чтобы дать освобождение всем грешникам, кроме царя по имени Пратапарудра? Если Он с такой решимостью избегает встречи со мной, – говорил царь сквозь слезы, – тогда я с такой же решимостью распрощаюсь со своей жизнью». Под конец этой мольбы в глазах Пратапарудры стояли слезы. «Если я не получу милости Махапрабху, то кому нужны мое тело и мое царство?».

Бхаттачарья был изумлен, увидев, как велика целеустремленность царя. Он подумал, что обычный мирянин не может быть столь решительным. Сочувствуя Пратапарудре, Бхаттачарья сказал: «Мой дорогой царь, не беспокойся. Твоя непоколебимая решимость, безусловно, вдохновит Господа Чайтанью пролить на тебя свою милость. Верховного Господа можно привлечь только чистой любовью, и твоя любовь к Махапрабху настолько сильна, что, без сомнения, по отношению к тебе Он будет милостив». Бхаттачарья испытывал к царю глубокое сострадание и изо всех сил хотел ему помочь. Следующим своим предложением он благословил царя, дав ему надежду получить милость Господа: «Есть один способ для тебя увидеть Господа Чайтанью лично. Во время фестиваля Ратха-ятра Он, исполненный великого любовного восторга, будет танцевать перед Божеством, а потом отправится в сад Гундича. В это время тебе следует попроще одеться и отправиться туда, читая пять глав из «Шримад Бхагаватам», в которых рассказывается о том, как Кришна танцевал с гопи. Махапрабху придет в любовный восторг и обнимет тебя, зная, что ты – чистый преданный. Не волнуйся: Господь уже изменил свое мнение о тебе, когда Рамананда Рай рассказал о твоей чистой любви к Нему».

Поддержав таким образом царя, Сарвабхаума Бхаттачарья возвратился домой. В последующие дни Рамананда Рай хотел напомнить Господу о том, что царь хочет с Ним встретиться. Будучи опытным дипломатом, Рамананда Рай сделал так, что сердце Господа потихоньку растаяло. «Мой Господь, – сказал Шри Рамананда, – Ты Верховная Личность Бога. Тебе нечего кого-либо бояться». На это Господь Чайтанья возразил: «Я не Верховная Личность Бога. Я простой обычный человек, и я боюсь общественного мнения. Стоит людям найти малейший недостаток в саньяси, как весть об этом разлетится со скоростью лесного пожара. Пятно чернил на белой одежде не скроешь – оно всегда бросается в глаза».

«Мой дорогой Господь, – продолжал Рамананда Рай, – Ты освободил так много грешников. Но царь Пратапарудра вовсе не грешник. В действительности, он преданный слуга Господа».

«В большом горшке может быть много молока, – ответил Господь Чайтанья, – но если оно осквернено хотя бы каплей спиртного, прикасаться к нему уже нельзя. Конечно же, царю присущи многие славные качества, но своим царским титулом он заразил все. Но если ты все же очень хочешь, чтобы Я с ним встретился, приведи Мне сначала его сына. В Ведах говорится, что сын – это представитель отца. Поэтому встретиться с сыном царя Пратапарудры было бы столь же неплохо, как и с самим царем».

Тогда Рамананда Рай отправился к царю, чтобы поведать ему о своей беседе с Господом Чайтаньей Махапрабху, после чего, выполняя волю Господа, привел Ему царского наследника. Темный цвет кожи юного принца, его огромные глаза, подобные лотосу, его желтые одеяния и драгоценные украшения каждому напоминали о Кришне. «Это великий преданный, – сказал Господь Чайтанья, – потому что всякий, кто его видит, вспоминает о Верховной Личности Бога, Кришне. Просто отправив ко мне этого мальчика, царь сделал Меня своим большим должником». Преданные, видя все это, превозносили мальчика, потому что ему выпала огромная духовная удача. Шри Рамананда привел мальчика назад во дворец. Царь был очень рад, когда услышал, что произошло с его сыном, и, обняв его, он также почувствовал экстатическую любовь, как будто прикоснулся непосредственно к Господу Чайтанье Махапрабху.

Настал день ежегодного праздника Господа Джаганнатхи – Ратха-­ятры. Искупавшись рано утром, Господь Чайтанья Махапрабху увидел, как Божество Джаганнатхи переносят с трона на колесницу. В это время музыканты играли различные мелодии, и десятки тысяч людей собрались на это посмотреть. И хотя царь Пратапарудра занимал столь высокое положение и восседал на троне, он, тем не менее, захотел как-нибудь услужить Господу Джаганнатхе. Поэтому он лично мел дорогу метлой с золоченой ручкой и сбрызгивал ее водой, ароматизированной сандалом. Видя, как царь метет улицу и окропляет ее водой, Господь Чайтанья очень обрадовался.

Огромные колесницы катились по дороге в храм Гундича, и преданные в большом восторге танцевали и пели «Харе Кришна». Господь Чайтанья разделил преданных на семь групп, в каждой из которых было по два барабана. Царь Пратапарудра был изумлен, когда услышал бурный и чарующий звук, исходивший от группы санкиртаны. Все преданные в большом восторге пели святые имена, по их щекам катились слезы, а Господь Чайтанья ходил от одной группы к другой и пел: «Хари! Хари!». Подняв кверху свои руки, Он кричал: «Вся слава Господу Джаганнатхе!».

Вдруг царь Пратапарудра перестал верить своим глазам. Он увидел, как Господь Чайтанья появился одновременно во всех семи группах санкиртаны! Царь был ошеломлен мистическим могуществом Господа и экстазом любви. И хотя не так давно Махапрабху наотрез отказал царю, сейчас Он проявил к нему свою благосклонность, показав Ему свое трансцендентное могущество. И хотя большинство других преданных не могли видеть, что Господь появился одновременно в семи местах, их также затопил духовный экстаз, когда они увидели, как Он танцует. Все пели и танцевали, и эхо раздавалось повсюду. Посреди толпы танцевал Господь Чайтанья.

Когда слуги Господа Джаганнатхи дотащили колесницы уже до сада Гундича, они остановились, и все преданные предложили Божествам простую еду. Царь со своими царицами, министры и все обитатели Джаганнатха Пури преподнесли Господу приготовленные ими яства, и огромная толпа собралась на это посмотреть. В это время Господь Чайтанья перестал танцевать и отправился в сад отдохнуть. Господь весь взмок, и прохладный ароматный ветерок в саду доставил Ему удовольствие. Все преданные, которые пели и танцевали вместе с Ним, также отправились туда и расположились отдохнуть под сенью множества деревьев.

Пока Господь Чайтанья мирно отдыхал, в сад вошел царь Пратапарудра. Следуя наставлениям Сарвабхаумы Бхаттачарьи, он сменил свои царские одеяния на простые одежды преданного. Царь был настолько смиренен, что, сложив ладони, выразил вначале свое почтение всем преданным, находившимся в саду. Затем, набравшись смелости, он упал наземь и прикоснулся к лотосным стопам Господа. И, наконец, царь начал декламировать стихи о том, как Кришна танцевал с гопи. Когда Господь Чайтанья услышал эти строки, счастью Его не было границ, и Он снова и снова говорил: «Продолжай! Продолжай!». В этот момент царь Пратапарудра декламировал очень особенный стих: «Мой Господь, нектар Твоих слов и рассказы о Твоих деяниях – это жизнь и душа всех, кто страдает в материальном мире. Их пересказывают возвышенные души, и они способны с корнем вырвать все последствия греховных поступков. Любому, кто слушает такие повествования, повезет во всем. Их пересказывают по всему миру, и они полны духовной силы. Те, кто распространяет послание Бога, безусловно, самые щедрые из всех, кто творит добро».

Не успел царь произнести этот стих, как Господь Чайтанья обнял его и воскликнул: «Ты самый щедрый! Ты дал Мне бесценные бриллианты, а Мне дать тебе взамен нечего». Сказав это, Господь начал повторять этот стих снова и снова. И царя, и Господа Чайтанью охватила дрожь, и на глазах обоих выступили слезы. Наконец, Господь спросил: «Кто ты? Ты так много для Меня сделал. Ты совершенно неожиданно пришел сюда и заставил Меня выпить нектар игр Господа Кришны».

Царь ответил: «Мой Господь, я - Твой самый покорный слуга. Прими меня в качестве слуги Твоего слуги – вот о чем я мечтаю». Тогда Господь Чайтанья явил царю некоторые из своих божественных достояний, показав свою тождественность с Богом, но запретил ему раскрывать эти тайны кому бы то ни было. И хотя Махапрабху было известно, что это царь, Он притворялся, будто не знает этого. Увидев, что царь получил особую милость Господа, преданные испытали блаженство и воздали хвалу удаче. Смиренно вознеся молитвы преданным и почтительно склонившись перед Господом Чайтаньей, царь покинул сад.

Так царь Пратапарудра получил милость Господа. Просто так у царя не было никаких шансов увидеть Господа, но когда Чайтанья Махапрабху увидел, что он смиренно служит Господу Джаганнатхе, подметая перед Ним улицу, и что он получил милость преданных, Господь Сам пролил на него Свою милость в полной мере. Сделав царя Пратапарудру Своим беспримесным преданным, Господь Чайтанья придал еще больший вес Своему движению санкиртаны, которое теперь находилось под покровительством царя Ориссы. Это было подобно тому, как в свое время, находясь под покровительством Махараджи Ашоки, смог получить широкое распространение буддизм.

Спустя почти два года после этих событий, умноживших число Его последователей, Господь снова собрался в путешествие, в первую очередь, чтобы посетить Вриндаван - место, где проходили игры Кришны. Однако этому не суждено было случиться. Два ученых брата, Амара и Сантош, которые служили в мусульманском правительстве как Дабир Кхас и Сакар Маллик (личный секретарь и финансовый инспектор), написали Ему, умоляя о милости. Поэтому Господь дошел лишь до Рамакели, где Он встретил обоих братьев и принял их в качестве Своих последователей. Они стали известны под именами Рупы и Санатаны Госвами.

Их встреча с Махапрабху стала великим поворотным моментом в истории движения Господа Чайтаньи. Именно тогда Махапрабху велел им писать книги, в которых сложная наука сознания Кришны подтверждалась бы цитатами из писаний, а также искать забытые святые места, где происходили развлечения Кришны во Врадже. Все это они сделали, и их труды стали грандиозным достижением, лежащим в основе движения гаудия-вайшнавизма.

Дав наставления Рупе и Санатане и вдохновив их, Махапрабху возвратился в Пури, но вскоре снова отправился во Вриндаван. Сопровождаемый единственным слугой, на этот раз брахманом по имени Балабхадра, Чайтанья Махапрабху путешествовал по непроходимым джунглям Джхадакханды в сторону Ганги, к Бенаресу. Если бы Балабхадра не видел всего этого своими глазами, он вряд ли смог бы поверить в то, что произошло в лесу, когда он сопровождал Господа. Придя в совершенный экстаз, Махапрабху заставлял львов, тигров и слонов танцевать и петь вместе с Ним святое имя. Действительно, говорится, что Его сладкий мелодичный голос оказывал воздействие на души всех живых существ, встречавшихся у Него на пути, и благодаря этому они быстро достигали уровня совершенного сознания Бога.

Спустя некоторое время Он достиг Бенареса и совершил омовение в притоке Ганги Маникарнике Гхате. Там он повстречал Тапана Мишру, который несколько лет назад получил от Него наставления в Восточной Бенгалии. Теперь Мишра жил в Бенаресе в соответствии с теми указаниями, которые дал ему когда-то сам Махапрабху, и он приютил у себя Господа на то время, которое Он там оставался. Но Господь пробыл в Бенаресе лишь десять дней, поскольку Ему очень хотелось попасть во Вриндаван. По пути Он остановился в Праяге и принял омовение в Тривени Сангаме – месте, где Ганга сливается с Сарасвати и Ямуной. Господь впал в экстаз и начал петь, и ничто не могло удержать Его от этого блаженства, когда Он купался вместе с Балабхадрой в любимой реке Господа Кришны.

Вскоре Махапрабху достиг Матхуры. Здесь Господь Чайтанья распростерся в святой пыли, выразив свое глубочайшее почтение Господу своей жизни. Затем он совершил омовение в знаменитом Вишрам Гхате. Согласно Вайшнавской традиции, Господь Кришна отдыхал в этом месте после того, как убил демона Камсу. В «Сканда Пуране» говорится, что, однажды совершив в этом месте омовение, человек может смыть с себя больше грехов, чем в состоянии сделать. Из Вишрам Гхата Махапрабху отправился в Джанма Бхуми - место, где родился Господь Кришна. Там Он вознес молитвы Божеству Кешавадевы. Так Махапрабху путешествовал по всей Врадже, вновь открывая такие святые места, как Радха-кунда, и испытывая восторг близости к Кришне. Хотя Вриндаван был невероятно привлекателен для Господа в духовном отношении, Он не остался там надолго. Вскоре Махапрабху и Его слуга Балабхадра покинули Акрура Гхат и отправились обратно в путешествие в Пури через Праяг. Там Господь повстречался с Рупой Госвами, которого Он инициировал до этого в Рамакели и которому Он хотел дать теперь бесценные наставления.

Открыв тайны любви к Богу Рупе Госвами и отправив его во Вриндаван продолжать работу Господа по открытию святых мест, Махапрабху направился в Пури через Бенарес. Здесь Господь повстречал Санатану Госвами и дал ему примерно такие же наставления по чистому преданному служению, какие давал недавно его младшему брату Рупе.

В Бенаресе Махапрабху увиделся с Пракашанандой Сарасвати, лидером десятков тысяч отшельников-имперсоналистов, и вступил с ним в продолжительные дебаты. Центральной темой их дискуссии была «Веданта», величайшее духовное произведение Шрилы Вьясадевы, автора ведической литературы, божественным образом вдохновленного на ее написание. Дословно «Веданта» означает «цель знания», и поэтому Господь Чайтанья объяснил, что настоящая цель знания – это Кришна и преданное служение Кришне. Он объяснил, что об этой истине более подробно рассказано в «Бхагавата Пуране» и затем приступил к научному описанию процесса воспевания, с помощью которого в нынешнюю эпоху можно достичь самоосознания. Он цитировал из ведических произведений: «Воспевайте святое имя! Воспевайте святое имя! Воспевайте святое имя! В этом веке нет иного способа духовного развития». Используя писания и логику, Махапрабху убедительно и вместе с тем вежливо уверил маявади в Вайшнавизме на уровне интеллекта.

Споров было немного. Благодаря удивительным и обезоруживающим объяснениям Господа Чайтаньи сердца маявади стали меняться. Все были настолько тронуты, что в состоянии говорить был только сам Пракашананда: «Мой дорогой Господь, Ты действительно объяснил «Веданту» непосредственно, живо и удивительно. Ты - Верховная Личность Бога, и поэтому Ты всеведущ, и могущество Твое невероятно». И Пракашананда и все его последователи, число которых доходило до десятков тысяч, присоединились к Господу Чайтанье в изумительном киртане, и все они в восторге пели и танцевали по всем улицам Бенареса. Имя Кришны во всей своей славе звучало повсюду, а Господь Чайтанья вел шествие по всему святому городу, ставшему теперь еще более святым благодаря движению санкиртаны. Когда Господь Чайтанья Махапрабху проходил мимо людей, Он воздевал руки кверху и говорил: «Пойте, пожалуйста, «Кришна»! Пойте, пожалуйста, «Хари»!». Все люди принимали это и пели «Харе Кришна», выражая Ему свое самое искреннее почтение, и воспевали с великим энтузиазмом.

Наконец, Господь Чайтанья возвратился в Ориссу и жил в Пури все последние восемнадцать лет своих развлечений, которые Он явил на этой земле. Первые шесть лет Он без устали проповедовал всем жителям Пури, которые отвечали Ему тем, что искренне присоединялись к Его миссии санкиртаны. Затем, когда Ему было тридцать шесть лет, Махапрабху удостоверился в том, что Его старшие последователи могут продолжать Его движение, и вошел в состояние полного самадхи.

До самого окончания Своих проявленных игр Господь почти все свое время проводил в садовом домике («Гамбхире») Каши Мишры, который является сейчас в Пури местом паломничества. Близкие спутники Господа часто запирали Его на замок, особенно ночью, потому что Он был склонен впадать в мистический транс и у Него были судорожные приступы экстаза. Однажды, поздно ночью воспевая святое имя Кришны, Он вдруг пришел в экстаз от того, что услышал мелодию флейты Шри Кришны. Несмотря на то, что все три двери Гамбихры были заперты снаружи и этот небольшой дом даже охранялся Его слугами: Говиндой, Сварупой Дамодарой и Раманандой Раем – Господь как-то ухитрился оттуда исчезнуть совершенно непонятным образом. Заметив, что воспевание святого имени внутри Гамбхиры прекратилось, Говинда и Сварупа Дамодара открыли дверь и увидели, что Махапрабху исчез.

Не на шутку встревожившись, они отправились Его искать, и нашли лежащим в обмороке среди небольшого стада коров у Ворот Льва храма Джаганнатхи. Облик Его был необычен, руки и ноги были втянуты внутрь тела, как у черепахи. Изо рта у Него шла пена, волосы встали дыбом и из глаз неудержимо текли потоки слез. И хотя внешне Он походил на огромную тыкву, Господь был в совершенном восторге от любви к Господу. Будучи не в состоянии вернуть Его к жизни, последователи принесли Его в Гамбхиру и только там, громко воспевая имя Кришны, вернули Его к внешнему сознанию. Его руки и ноги вышли из туловища, и Он начал объяснять, что произошло. Во время слушания истории о блаженном видении развлечений Кришны всех преданных охватили трансцендентные эмоции. Этот случай полностью описан Рагхунатхой Дасом в его наиболее сокровенных трудах.

Находясь в Гамбхире, Господь проявлял высочайшие трансцендентные эмоции, известные как према-виласа-виварта, когда обычные явления ошибочно принимаются за духовную реальность. Как объяснял уже ранее Рамананда Рай, према-виласа-виварта возникает вследствие сильных любовных переживаний в разлуке. Например, однажды Махапрабху увидел большую песочную дюну и по ошибке принял ее за холм Говардхана. Будучи абсолютно уверен, что это и есть святая гора, где развлекался Господь Кришна, Он побежал к ней, проявляя при этом признаки экстатической любви. Его преданные побежали за Ним, но не могли угнаться. В конце концов, они настигли Его, когда Он вскоре упал в обморок из-за полного экстаза.

В другой раз, гуляя вдоль морского берега у храма Аитоты, Он по ошибке принял море за реку Ямуну. Испытывая невероятное блаженство, Он прыгнул в нее, пытаясь погрузиться в ее священные воды. Когда бурные волны с силой вынесли Его тело, Он явно ощущал, что Радха и Кришна должны купаться где-то поблизости. Но затем Он купался в нескольких милях от храма Конарки, где рыбак, по ошибке приняв Его тело за огромную рыбу, поймал Его в сеть и вытащил на берег. Рыбак тут же увидел, что это было необычное живое существо, и как только он дотронулся до тела Господа, он обезумел от экстатической любви к Кришне. Однако это безумие напугало рыбака, и, сочтя себя одержимым, он отправился на поиски кого-нибудь, кто мог бы изгнать из него нечистую силу. Слоняясь таким образом вдоль берега, он наткнулся на Сварупу Дамодару и других преданных, которые, словно безумные, разыскивали Господа Чайтанью. После объяснений внезапно остановившегося рыбака Сварупа Дамодара понял, что тот, кого он поймал в свои сети, на самом деле и был Господом. Сварупе Дамодаре удалось, громко воспевая имя Кришны над бессознательным телом Господа Чайтаньи, вернуть Его к жизни, а также убедить рыбака в том, что он вовсе не помешанный.

За то время, пока Господь находился в Гамбхире Каши Мишры, таких случаев было множество. И каждый раз умиротворить Его и успокоить в Нем сильные духовные переживания можно было лишь с помощью громкого воспевания святого имени. Находясь в Гамбхире, Господь был постоянно и всецело погружен в духовное, воскрешая в памяти и медитируя на самые сокровенные трансцендентные игры Кришны с девушками Враджа. Всё Его существо все сильней и сильней захлестывала и поглощала Радха-бхава, или «умонастроение Радхи». Господь Чайтанья подавал пример того, каким образом мы можем проникнуть в умонастроение Шримати Радхарани, приняв исключительное прибежище у Ее лотосных стоп в Ее служении Шри Кришне. Говорится, что Господь Чайтанья, охваченный столь сильными стремлениями и духовными желаниями, декламировал свои молитвы, «Шикшаштаку», и объяснял их своим близким преданным, Сварупе Дамодаре и Рамананде Раю. «Шикшаштака» – единственное произведение, которое оставил после себя Господь. Предание гласит, что Он непроизвольно произнес ее, находясь в состоянии духовного блаженства, и Сварупа Дамодара Госвами записал ее для потомков.

Свои последние месяцы в этом мире Махапрабху провел, полностью погрузившись в трансцендентное, день и ночь наслаждаясь с двумя наиболее близкими своими спутниками вкусом значения написанных Им стихов. Настоящие преданные не любят говорить об уходе Господа, потому что это приносит им огромную боль разлуки с Ним. Конечно, уход Господа удивителен. Поскольку тело Господа совершенно духовно, уходя в Свою обитель, Он не оставляет после Себя ничего, никакой внешней оболочки. С другой стороны, когда мы сбрасываем с себя свое бренное тело, его закапывают или сжигают, в то время как наша душа настойчиво добивается нового тела. Но тело Господа трансцендентно, поэтому Он просто «исчезает» из этого мира. Таким образом, Его игры существуют вечно, и в соответствии с Его доброй волей они могут либо проявляться, либо нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.