Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Манназ— Я 5 страница




Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит, они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение — все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе — так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!

Слишком поразительно для случайного совпадения — в первом «совете» в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядя­щие столь практичными, не связаны с конкретными руна­ми Футарка. Эта связь перед нами.

Восемь групп, объединяющие три руны, имеющие оди­наковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название «групп Сигрдривы»13. Вот эти группы:

 

1.Руны Победы

2.Руны Пива

3.Руны Волшбы

4.Повивальные Руны

5.Руны Прибоя

6.Целебные Руны

7.Руны Речи

8.Руны Мысли

При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о «группах Сигрдривы», но о своего рода группах рунической магии и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...

Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной Теме, — это песнь «Речи Высокого», самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по проис­хождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.

Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное про­изведение и даже присваивают ему собственное имя — «Перечисление заклятий Одином». Начинается он так:

Заклинанья я знаюне знает никто их, даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

 

Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что «Перечисление заклятий Одином» — это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда, описанного в 9-й теме первой части курса. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в «Перечне», мало сопоставимы с известными руническими рядами.

На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем «тематика» многих заклятий оказывается аналогичной «тематике» групп Сигрдривы. Поэтому мы считаем необходимым использовать заклятья «Перечня» при рассмотрении данной Темы.

Итак, восемь групп рунической магии.

 

Этим рунам посвящена следующая строфа «Речей Сигрдривы»:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем именем Тюра!

 

Головная руна в этой группе — , Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инстру­менты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклина­ние Одина:

Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою,побеждают они, б боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.

«Речи Сигрдривы»:

Руны пива

познай, чтоб обман тебе не был страшен1. Нанеси их на рог, на руке начертай,руну Наудна ногте.

Основное назначение Рун Пива — магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна — , Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков3. С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:

Знаю шестое,коль недруг корнями вздумал вредить мне,немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет.

В «Речах Сигрдривы» нет фрагмента, жестко привязанно­го к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной «группе Сигрдривы». Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:

Рог освяти,

опасайся коварства, лук брось во влагу, тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят.

Головная руна — , Туре/Врата. В ряде источников эта Руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирам и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто, искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.

С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина:

Пятнадцатое

Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почестиалъвам,

а Одинудух.

Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песни «Поездка Скирнира», где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:

Безумье и муки, бред и тревога, отчаянье, боль пусть возрастают! Сядь предо мнойнашлю на тебя черную похоть и горе сугубое! Руны я режу«турс» и еще три:

похоть, безумье и беспокойство; но истреблю их,

Так же -как резал,

когда захочу.

(Поездка Скирнира, 29, 36)

Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. ), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установле­ния связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет.

Владение Type-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

«Речи Сигрдривы»:

Повивальные руны познай, если хочешь

быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к духам взывая.

Название группы связано с именем Берхты, богини деторождения, а также — с именем руны , Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы — родовспоможение и благословениеноворожденного; кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний..

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

Тринадцатым я водою младенца могу освятить,не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.

«Речи Сигрдривы»:

Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах,пусть грозен прибой и черны валы,невредимым причалишь.

Головная руна — , Эйваз. С рунами этой группь связано девятое заклинание Одина:

Знаю девятое,если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.

«Речи Сигрдривы»:

Целебные руны для врачеванъя ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их.

Головная руна — , Кано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имею­щее отношение к целительству. Заклинание Одина:

Знаю второе,оно брачвванъю пользу приносит.

«Речи Сигрдривы»:

Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудие.

Руны Речи — мало понятная ныне группа, объединяю­щая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Maл-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.

«Речи Сигрдривы»:

Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт разгадал их, он их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира.

Название этой группы — Хуг-руны — связано с именем одного из священных воронов Одина — Huginn, что и означает «мысль». Это руны силы ума. Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция — приносить ментальную силу и способствовать умственной концентрации, однако мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее.

С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое закли­нание Одина:

Четырнадцатым число я открою асов и алъвов, прозванье богов

поведаю людям,

то может лишь мудрый.

* * *

Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и, тем более, не исчерпы­вают всей полноты рунической магии.

Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я,один сбережет сокровеннее тайну,тут песнь пресекласьоткроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу...

(Речи Высокого, 163)

* * *

Рекомендуемая практика

Отмечу, что значение указаний Сигрдривы очень велико и отнюдь не ограничивается чисто практической стороной. Да, конечно, восемь советов валькирии — это восемь прямых указаний по практическому использованию магии рун, но — не только. Потому и рекомендацией по практике в данной теме будет прежде всего размышление («медитация», если угодно) о структуре Футарка и значе­нии групп Сигрдривы. Это действительно важно.

Присмотримся — троично-восьмеричное разбиение Футарка таит в себе огромные потенциальные возмож­ности, в частности — связанные с наработкой «тропи­нок к рунам», к связанным с ними концептам и ассоци­ативным рядам. Нераскрытые связи внутри приведен­ной выше схемы расположения Футарка столь сложны и многочисленны, что сама эта схема действительно может послужить предметом своего рода ментальной медитации. Обратите, например, внимание: некоторые оттенки некоторых рун в каждой тройке как бы дополняют друг друга. Так, в Рунах Победы — руна Фе (Файху) имеет значение сохранение, а руна Хагалаз — разрушение. В Рунах Речи: руна Гебо — единение, руна Отал — разделение... Почему так?

С другой стороны имеет смысл поразмыслить, чем вообще объединены руны в пределах одной тройки, одной группы Сигрдривы. Для некоторых групп это очевидно. Вот, например, Руны Прибоя:

Как видим, все три руны оказываются «завязанными» на один и тот же мотив — дорога, движение, странствие. Значительно сложнее дело обстоит с некоторыми другими группами. Так, возьмем, к примеру, четвертые руны в аттах, т.е. Повивальные Руны:

Казалось бы, между тремя этими рунами нет никакой связи. Но, присмотревшись, ее вполне молено увидеть: руна Йер — рождение, завершение цикла действия сил плодородия; руна Ансуз — получение, проявление в физическом мире; руна Манназ — человек, конечный результат!


Тема 4.

 

Таув и хлут. Рунетейнн

Охарактеризовав в общих чертах магическое содержа­ние рун, мы переходим к рассмотрению практических методов их применения.

Прежде всего следует сказать о том, что магическое применение рун может иметь две формы. Первая из них — нанесение рун на предметы, имеющие собственные функции (например, на оружие или орудия производства, на утварь и т.д.). Второй формой прикладной рунической магии является изготовление специального амулета, несу­щего те или иные рунические символы и предназначенного для достижения определенной цели магическим образом. Такой талисман назывался в Скандинавии таув (др.-исл. ) или хлут (др.-исл. ). Различие между терми­нами таув и хлут заключается в том, что под первым из них, как правило, понимается именно рунический амулет, в то время как словом хлут нередко обозначается амулет или священный предмет вообще, вне зависимости от того, какого рода знаки на него нанесены и нанесены ли вообще. Термином таув назывались также и пластинки с нанесен­ными на них отдельными рунами Футарка, предназначен­ные для гадания, а также — и сама магия рунических талисманов.

Материалы археологических раскопок дают нам немало примеров применения обоих этих разделов рунической магии. Нам известны и амулеты, специально изготовленные как носители отдельных рун или их комбинаций, и
предметы, на которые нанесены руны или рунические
рисунки-гальдраставы (см. 6-ю тему этой части курса) для <
придания им волшебных качеств.

Простейшей, как неоднократно уже упоминалось, формой прикладной рунической магии является использова­ние отдельных рун. Следующей по сложности формой, которая, так же как и одиночные руны, может быть применена и для создания талисманов-таувов, и для нане­сения на любые иные предметы, является составление рунических заклинательных формул. Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется руне-тейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др.-исл. — «палочка» или «священное слово»). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое слово действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.

Отметим, что сочетание в одном слове значений «палочка» и «слово» далеко не случайно. Дело в том, что некогда руны — будь то магическое заклинание или простое письмо — вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем «рунической палоч­кой», рунетейнном.

Скандинавские маги, владевшие искусством составле­ния и применения заклинательных рунических слов, назы­вали себя эрилями. Это слово (само по себе магическое В записи рунами) мы нередко встречаем на древних бракте-атах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам.

Таков, например, известный линдхольм-ский амулет из кости (Швеция, VI век), руническая надпись на котором гласит:

что в переводе означает: «я, эриль, — хитрым прозыва­юсь».

Примеры использования искусства построения руни­ческих заклинательных слов молено найти в древнесканди­навской литературе. В «Саге об Эгиле», самом, пожалуй, знаменитом скандинавском скальде, эриле и воине, расска­зывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках у Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки амулет-таув: рыбную кость с рунической надписью, кото-РУЮ, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела еще тяжелее. Тогда Эгиль сказал такую вису (строфу):

Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках Всякий может сбиться, десятъ знаков тайных Я прочел и знаю, Что они причина Хвори этой долгой.

(пер. В. Кошкина)

Затем эриль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Археологические находки и письменные источники пред­ставляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить по крайней мере три типа рунетейннов, извест­ных по данным археологии и эпиграфики. Во-первых, это использование рунических сакральных слов — стандарт­ных комбинаций рун. Такие сакральные слова обнаружи­ваются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда. Вторым вариантом рунетейннов является составление рунических комбинаций, имеющих требуемое воздействие, по одной из стандартных схем. Примером такой схемы является традиция трехрунных заклятий, которой будет посвящена следующая Тема этого курса. Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связан­ные с магией слова.

Рассмотрим эти три формы магии рунетейннов поочередно.

Итак, первая форма — использование сакральных руни­ческих слов. Ниже мы приведем описания и вероятные трактовки самые известных из них, встречаемых на многих древних украшениях и предметах быта и вооружения.

Самое распространенное — и самое, как принято считать, мощное — заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, озна­чающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы рке не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова — «Посвящение; магическая сила и власть; мудрость».

Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них: — вариант, дополненный руной могущества и победы; — сложный вариант,

известный по брактеату из Факсе; еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.

Также весьма распространенное сакральное слово. Воз­можная реконструкция значения — «странствие в поисках Силы», что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

Самое это слово означает «удача». Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу. Пример применения этого сакрального слова см. в теме 7 этой части курса.

Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение «давать удачу» или «дающий удачу». Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.

Очень распространенное заклинательное слово; однако в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбина­циями. Возможна связь слова с древней основой со значением «приглашение», «призывание». Вероятно, это одно из сакральных слов, входивших в состав призывающих закля­тий.

Это сакральное слово многими исследователями ассоци­ируется с др.-сканд «дикий лук», который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном — защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную на­правленность действия. Однако следует иметь в виду, что — это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.

 

Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинав­ского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является «утроение рун» — составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов — триадные заклинания и заклинания палиндромические будут подробно рассмотрены в следующей Теме этого курса.

Третий варинт — использование в качестве заклина-тельных слова, имеющие сакральный смысл, — широко используется западными авторами; так, например, Найд-жел Пенник в своей «Магии Севера» указывает на магичес­кое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора14:

«Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: , повелитель рун; , служитель культа, жрец; , маг, колдун, повели­тель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи — добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: , «присутствие, влияние»... , «удача»... , «наделенный божественным могуществом»... , «исполненный божественного могущества»... .«объятый солнцем, здоровье»... ,«неуязвимый для магического нападения» [и т.д.]».

Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескрип-тов — один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам — по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практи­ка была используема, например, в I тыс. н.э., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разуме­ется, вполне могло существовать, но в какую форму это «подобное» было облекаемо и по каким законам состав­лялись действительно традиционные рунескрипты — нам неизвестно.

По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт — это «группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указы­вающих своим расположением на определенный результат»15. В большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, — последнее. На наш взгляд, такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляет собой более чем уязвимое место в магии данного типа и, повторимся, остаегся неизвестным, насколько такая операция вообще имеет отношение к сакральной рунической Традиции.

Действительно, рунескрипты многим, специалистам пред­ставляются весьма неоднозначными и неустойчивыми об­разованиями. И уж тем более мы никак не можем согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что «все, что требуется для эффективного конструирова­ния рунескрипта-талисмана, — это знание магических свойств каждой руны и немного здравого смысла».

Впрочем, «знания рун» и «здравого смысла» недостаточ­но не только для создания рунескриптов...

* * *

Рекомендуемая практика

Не следует, на наш взгляд, начинать знакомство с техниками изготовления амулетов-таувов с создания соб­ственных заклинательных комбинаций рун. В качестве практики к этой Теме мы рекомендовали бы тем, кто осваивает руническое искусство, начать с изготовления небольшого таува в виде деревянной (дерево «ллягче» в магическом отношении, чем кость или металл) пластинки с одной руной или одним стандартным сакральным руни­ческим словом. В отношении выбора рун мы, опять-таки, рекомендовали бы использовать сначала «мягкие» руны (Альгиз, Беркана, Ингуз и т.д.) и избегать, по возможно­сти, «жестких» рун (Иса, Хагалаз, Науд, Перт и т.д.). При освоении искусства весьма полезным мог бы оказаться таув с тейнном , сочетающий охранные свойства, магию общего благоприятствования и «магию-для-магии» — при­влечение магической силы.


Тема 5.

 

Триадные заклинания. Палиндромы

Из всего многообразия древних технологий создания рунетейннов с заданными магическими свойствами тех­ника триадных (трехрунных) заклинаний была, вероят­на, одной из наиболее распространенных. Сейчас по данным эпиграфики мы можем насчитать десятки различ­ных сакральных рунических слов этого типа. Данная техника сочетает очевидную простоту с требуемой эф­фективностью, и потому триадным заклятьям в этом курсе посвящена отдельная тема.

Не вдаваясь здесь в подробности исторического анализа структуры и назначения триадных заклинаний, приведем лишь конечный его результат. Реконструированная струк­тура трехчастного рунического заклинания выглядит сле­дующим образом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.