Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руна 1 Руна 2 Руна 3 3 страница




То же самое молено было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.

Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом опи­сания мужских инициации германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю функцию оружия.

Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч, и нож являются универсальными магическими инструмента­ми, широко используемыми как в профессиональной, так и в бытовой магии.

По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная магия (известны, например, раннесредневековые славянские же­лезные амулеты-подвески, выполненные в форме неболь­шого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами.

Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект также присущ магии холодного оружия. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта обрамляет магический круг. Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магичес­кого нападения, выступая, подобно посоху, «направляю­щей» для магической энергии.

Отметим, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим обра­зом). Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфичес­ких ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня.

Однако вернемся к основной теме. Не следует думать, что в качестве рабочего материала металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеется, древесину и кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее в Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до н.э.!

Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древней­шая в Северной Европе мастерская по обработке само­родной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металличес­ким сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.

Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перене­сены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее представление о том, что самородный или «звездный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим.

Как процесс добычи металлов, так и процесс их обра­ботки традиционно осмыслялись как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой евро­пейской традиционной культуре.

Несмотря на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I тысячелетии до н.э., этот металл очень долго почитался обладающим волшебными свой­ствами не менее, чем, например, золото. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изго­нять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный пред­мет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в

дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.

Итак, уже сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, обладает определенной магией, точнее — магическими свойствами. Дополнительную магию придает оружию и сама его форма: как и посох, меч или нож может быть использован для направления магической энергии, свободно «стекающей» по клинку. Очень часто в сакраль­ной Традиции оружие украшалось магическими символа­ми, как о том говорит, например, Скирнир в одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра:

Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками?..

(Поездка Скирнира, 23)

Таких «изукрашенных знаками» древних клинков нема­ло сохранила земля. На многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом — серединой прошлого тыся­челетия мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе — и руны. И очень часто вместе с магическими изображениями мы находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия.

Действительно, в древности многие клинки имели соб­ственные имена. Так, например, саги рассказывают о короле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гарда кото­рого была сработана из моржового клыка, а рукоять — покрыта золотом. Имя меча было , что значит «Ногокусатель». Среди других известных нам имен мечей можно назвать: «Пламя Одина», «Лед Битвы», «Огонь Щитов», «Огонь Князя Моря», «факел Крови», «Змей Раны», «Молот Вязи Боя», «Пес Шлемов» и т.д. Точно так же собственные имена часто имели и ножи, и копья.

Прекрасным примером нанесения имени на клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш. СССР) и датируемый III в. н.э. По стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись — — «Нападающий», представляющая собой имя наконечника.

Еще один пример — наконечник копья из Овре-Стабю (Скандинавия, II в. н.э.), имя которого звучит как ,

что означает, по разным версиям, либо «Ранящий» (т.е. «наносящий ранения»), либо — «Испытывающий». Дру­гие начертанные на клинках рунами имена орркия звучат как — «Нападатель» или «Пронзающий» (Германия, III в.), — «Лаятель» (т.е. «тот, кто лает»),

— «Могучий-в-Храбрости» и т.д.

Нужно также сказать, что известны предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневеко-вых мечей-можно видеть руническую надпись, гласящую: «Да не щадит никого Марр»; «Марр» здесь как раз является именем меча.

* * *

Рекомендуемая практика

Прежде чем предложить читателю ту или иную практи­ку по данной теме, следует оговориться (пусть и повторя­ясь) о двух принципиальной важности моментах.

Итак, во-первых, холодное -оружие, обладающее теми или иными магическими свойствами — а оно обладает таковыми уже в силу самой своей природы! — может принадлежать к одному из двух классов:

1) боевое (или охотничье) оружие, магически измененное для придания ему нужных качеств; такое оружие может, помимо основной своей функции, высту­пать

в качестве своего рода волшебного предмета, «талис­мана»;

2) оружие с магическими свойствами, используе­мое в качестве магического инструмента и не находящее себе иного применения.

Во-вторых, следует помнить о том, что любое оружие, будь оно магическим или боевым, требует искусства и мудрости в применении; вот как говорит об одном из древних священных мечей Старшая Эдда устами Скирни-ра, слуги бога Фрейра:

...меч, разящий ётунов род,

если мудрый им бьется...

(Поездка Скирнира, 9)

Вывод, который читатель должен сделать для себя из последнего замечания, прост: не умеешь — не берись. (И мы просим прощения за несколько нарочитую грубость.)

Что же касается первого замечания (относительно двух классов холодного оружия, обладающего магическими свойствами), то здесь мы должны отметить, что собствен­но технологии создания магических инструментов выхо­дят за рамки данного курса. Несколько подробнее мы остановимся здесь лишь на вопросе придания желаемых магических качеств боевому и/или охотничьему холодно­му оружию.

Прежде всего нужно сказать, что для достижения данной пели подходят все те практические техники руни­ческого Искусства, которые были рассмотрены в этом курсе. В дополнение к этим техникам — или независимо от них — можно использовать нанесение на оружие его имени, записанного рунами; однако при этом следует учитывать магическую нагрузку каждой отдельной руны, входящей в имя.

Отметим также, что для оружия боевого традиционным является использование рун Тейваз и Альгиз; для оружия сугубо охотничьего — рун Альгиз, Иер, Эваз и Феху; для оружия иного назначения — рун Альгиз, Райдо и, иногда, Ансуз. Кроме того, для гравировки на клинках холодного оружия любого назначения прекрасно подходят гальдраставы группы Шлемов Ужаса.


Тема 11.

 

Рунические тексты

«Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит одна шведская руническая надпись VI в. Эрилями в древней Скандинавии назывались маги, владевшие искусством создания комбинаций рун и целых рунических текстов. Точная датировка появления этого раздела рунического Искусства в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые устойчивые рунические заклинательные формулы (alu, например) были созданы не раньше чем через столетие после формирования Футарка.

Суть этого сложного искусства связана с тем, что действие рун не аддитивно — например, две руны, вырезанные вместе, могут иметь действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом. О некоторой части случайным образом подобранных комбинаций из нескольких рун можно сказать, что действие этих комбинаций отличается от сум­марного действия слагающих их рун незначительно. Осталь­ная — большая — часть таких комбинаций (так же, как и почти все комбинации большого числа рун) или имеют действие совершенно непрогнозируемое, или вообще ника­кого — в таком случае говорят, что руны «гасят друг друга». В то же время можно, при желании и умении, подобрать комбинацию рун, имеющую любое или почти любое необхот димое действие.

Некоторые примеры использования искусства построе­ния рунических заклинательных слов мы приводили в 4-й и 5-й темах этой части данного курса. Здесь же речь пойдет о дальнейшем развитии данной области рунической магии — об искусстве построения больших рунических текстов.

Многие замечательные примеры искусства эрилей дают нам заклинательные рунические надписи на камнях. Так, чрезвычайно интересен Бьоркеторпский камень, несущий две надписи — на лицевой и задней поверхностях. Заметим, что рунические надписи, сделанные на разных сторонах одного предмета (камня, клинка и т.д.), во избежание путаницы принято обозначать буквами латинского алфавита. На при­водимой здесь фотографии Бьоркеторпский камень обращен к зрителю стороной А.

Нас прежде всего интересует надпись Bjorketorp В. Она представляет собой достаточно длинную (10 позиций) комби­нацию рун. Надпись Bjorketorp А является чем-то вроде пояснительной записки. Вот ее перевод (трактовка А.Платова):

Я укрыл здесь могучие руны,

упокоил злые чары.

Силой моего магического искусства

умрет в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

Над надписью В работали многие специалисты разных стран; как правило, ее переводят словосочетаниями вроде «приносящее разрушение пророчество» или «зловещее пред­знаменование». На наш же взгляд, это и есть рабочая комбинация рун, о которой эриль говорит: «Я укрыл здесь могучие рунър>. Впрочем, мы, разумеется, вовсе не отрицаем, что эта комбинация рун может иметь и смысловое, лексичес­кое значение — тем лишь больше наше уважение к мастер­ству ее создателя.

При тщательном рассмотрении и надпись А оказывается совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо отметить (хотя само по себе к магии это не относится), что в надписи употреблен Футарк, немного отличный от классического. Руна Кено заменена здесь на знак, похожий на букву «Y», руна Гебо — на знак, похожий на греческую «лямбда» или на перевернутый «Y». Вместо руны Ансуз, несущей звук «а», также употреблен иной знак. Это не единичный случай примене­ния такого набора знаков — этот алфавит, мало отличающийся от Футарка и так же называемый, употреблялся наравне с классическим. Современные ученые не считают его самостоятель­ным и не отличают от Футарка.

Сколько же знаков содержал этот алфавит? Не меньше 24 — число рун Футарка и число знаков алфавита, в котором просто заменены три названные руны. Не больше 27 — число знаков алфавита, в котором все три названные руны не заменены, а сохранены наравне со старыми.

Всмотримся теперь в надпись Bjorketorp А. Она сбстоит из 6 строк, число знаков в которых меняется, но не хаотично: 13, 13, 14, 12, 14, 12 — в среднем 13. И это не случайность: строки искусственно подогнаны под нужную длину. Так:, в строке 2 опущена руна, грамматически необходимая — после 10-го знака должна стоять руна Эваз. Кроме того, текст разбит на строки таким образом, что начала слов оказыва­ются на одной строке, а концы — на другой. Например, ginArunAR записано так, что g осталось на строке 2, а остальное попало в строку 3. Зачем?

Итак, две строки по 12, две строки по 13, две строки по 14 рун. Итого — 78 рун, т.е. трижды по 26 — трижды вероятное число знаков примененного здесь Футарка. Это — магия. Там, где употребляется обычный Футарк, мы встре­тимся со строфами и фразами длиной 72 знака — трижды число входящих в него рун. Таким образом, надпись Bjorketorp А — заклинание, построенное по несколько иным принци­пам, чем Bjorketorp В, тем же эрилем.

Сколько внутренних взаимосвязей в рунах одного камня! Эриль создает магическую комбинацию рун (надпись В), имеющую одновременно и лексическое значение «зловещее предзнаменование», упоминает о ней в заклинании (надпись А), тоже построенном по определенным принципам — и ведь нам пока еще неизвестно, зачем такие сложности с длиной строк! Если бы эриль хотел только соблюсти общее число рун, он мог бы записать 6 строк по 13 знаков — так ведь нет, что-то еще скрыто здесь.

Бьоркеторпский камень является не единственным столь сложным памятником искусства эрилей. Не менее инте­ресны надписи Стентофленского камня.

Stentoflen А содержит 5 строк неравной длины. Вот перевод первых трех строк:

Жителям Ниухи, гостям Ниухи, Хатуволафор дал...

Далее в третьей строке начертана руна Йер. По всей видимости здесь мы сталкиваемся с элементами идеогра­фической письменности в рунике. Имя этой руны означает «урожай». Вероятно, имеется в виду, что Хатуволафор дал людям урожай или урожайный год. Кто такой Хатувола­фор, совершенно неясно — это может быть какой-то эриль, маг, а может быть, и некое местное божество.

Четвертая строка, содержащая около 20 знаков, из которых не менее четырех утеряны (стерты) и еще два вызывают сомнения в прочтении, переводу не поддается. Строка содержит явное имя собственное, допускающее точное чтение, и является, возможно, рабочей комбина­цией рун, что, ввиду плохой сохранности, ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Пятая строка, в которой стерты две руны,

является началом надписи на другой стороне камня.

Stentoflen В вкупе с пятой строкой первой надписи представляет собой рунической заклинание, аналогичное надписи Bjorketorp А. Поражает, что надписи практичес­ки совпадают, за исключением перестановки некоторых слов и грамматических вариаций (hideR — haidR и др.)' Перевод (со строкой 5 надписи А) полностью совпадает с переводом Бьоркеторпской надписи. Видимо, это было распространенное заклинание, зафиксированное в устной форме и записываемое эрилями по-разному. Так, Стентоф-ленское заклинание, в отличие от Бьеркеторпского, содер­жит не 78, а 75 знаков — видимо, стентофленский эриль владел 25-рунным Футарком.


Вообще, отношение к Футарку, как к явлению боже­ственному и магическому, определяло для древних магов тот факт, что любое слово, записанное рунами, уже становилось пусть чуть-чуть, но заклинанием. Более того, существуют рунические надписи, в которых Футарк сам по себе выступает как некое магическое заклинательное средство: известно, по меньшей мере, полдесятка памят­ников, содержащих в качестве действующей комбинации рун простое перечисление рун Футарка.

Говоря о рунических камнях, нельзя не упомянуть о таких замечательных памятниках, как языческие алтари — жертвенные камни. Ярким примером может послужить «плита Хрорара», надпись на которой гласит:

Я, эрилъ Хрорар,

сын Хрорара,

сделал эту жертвенную плиту.

(Конец надписи не совсем ясен.) На другой стороне надписи нанесена комбинация из четырех рун: Современные специалисты безуспешно бьются над ее пере­водом, но, боюсь, достичь успеха здесь не удастся — это сочетание вряд ли имеет лексическое значение, о чем говорит хотя бы употребление руны Эйваз, руны сугубо магической, в текстах встречающейся крайне редко. Несомненно, это магическая комбинация рун, составленная и вырезанная эрилем Хрораром, но воздействие и назначение ее не ясно.

Интересно, что надпись Хрорара содержит ровно 40 знаков. Число это не случайно, так как в тексте дважды употреблены так называемые «совмещенные руны», т.е. знаки, несущие в себе сразу две руны, — явный признак того, что длина надписи подгонялась под необходимую. Кроме того, это ровно в 10 раз больше, чем число рун в рабочей комбинации. Что все это значит и какой в этом смысл — остается загадкой, так же как и назначение рабочей комбинации рун на другой стороне камня.

Приведенные выше примеры могут создать впечатление, что большинство рунических надписей, в том числе и маги­ческих, расшифрованы и поняты, если не специалистами по прагерманским языкам, то хотя бы современными магами. На самом деле это далеко не так. Многие рунические памятники представляют собой абсолютную загадку, подо

браться к решению которой на настоящий момент еще не удалось, многие надписи поддаются прочтению и пониманию лишь отчасти, и, наконец, большое количество надписей, даже переведенных, до сих пор скрывают от нас свой смысл. Таков, например, веттеландский камень, надпись на котором лишилась под действием времени почти полуде­сятка рун. То, что осталось, поддается, в целом, переводу, который ничего не объясняет:

Устрашенный злыми силами, камень моего сына начертал.

Также совершенно неясны смысл и содержание надписи Nordendorf I, первая (А) часть которой содержит имена трех богов: Логатора, Бодана (Одина) и Донара-Освяти-теля (Wigithonar), а вторая (В) — непереведенную комбинацию из 11 рун, имеющую, на наш взгляд, лекси­ческое значение, так как она включает в себя вполне

осмысленный корень (или, может быть, в данном случае — слово) leub — «дорогой, любимый». Наконец, приве­дем пример надписи, текст которой не поддается вообще никакому анализу, а некоторые знаки, несомненно руни­ческие, отсутствуют в Футарке и в любом другом руничес­ком строе того времени. Это надпись на брактеате из Линдкаэра.

 

* * *

Рекомендуемая практика

Необходимо сказать несколько слов о самой работе эриля в процессе создания магических комбинаций рун и рунических текстов.

Как и другие направления рунической магии, данное искусство опирается, прежде всего, на «эгрегоры», сдвиги точки сборки, соответствующие отдельным рунам. Маг, применяющий отдельные руны, должен четко осознавать сдвиг точки сборки, задаваемый используемой руной (грубо говоря, ее «настроение»). Эриль же, создавая сакральное слово, осознает и совершает в себе комплексный сдвиг точки сборки, обеспечиваемый всей комбинацией рун. Таким образом, искусство эриля, вернее, его часть, связанная именно с созданием сакральных слов и рунических текстов, требует и прекрасного знания рун, и четкой связи с их «эгрегорами», и, с другой стороны, отлаженной работы тренированной психики. В то время как люди, не обладаю­щие названными необходимыми качествами эриля, могут преуспеть в применении готовых комбинаций рун (что, по всей вероятности, было широко распространено и в древно­сти), искусство создания рунических текстов с заданными магическими характеристиками остается искусством «эли­тарным» даже внутри самой рунической традиции.

Что касается практики, которую можно было бы реко­мендовать читателям, изучающим наш курс рунического искусства, то в данном конкретном случае следует, вероятно, рекомендовать тем из них, кто не полностью уверен в своих силах, вообще воздержаться от практики. Однако для тех, кто решит не прислушиваться к этому совету, приведем и некоторые конкретные практические соображения, кото­рые, возможно, окажутся полезными для стремящихся овладеть данной областью рунического Искусства.

Во-первых, курс ориентирован на русскоязычного чита­теля, который, вероятно, малознаком с древнескандинав­скими языками. Посему, во избежание ненужных про­блем, первая рекомендация — использовать для составле­ния рунических текстов только славянские руны, рассмот­ренные в 7-й теме первой части.

Во-вторых, не следует стремиться к составлению длин­ных текстов — по крайней мере, поначалу.

В-третьих, учитывайте количество рун в словах, строках и в тексте в целом — это важно!

И наконец, в тех случаях, когда из-под вашего карандаша или резца выйдут творения, скажем так, не совсем гениаль­ные, не забывайте уничтожать их путем сжигания или соскабливания...


Тема 12.

 

Несколько слов о рунической «йоге»

Очевидно, еще в очень древние времена человек заметил, что существуют определенные положения тела и определен­ные движения, которые оказывают некое тонкое магическое воздействие — прежде всего, на самого человека, который принимает эти позы или совершает эти движения, на состояние его сознания, на его способность совершать магию. В конечном итоге это наблюдение вылилось в возникновение самостоятельных систем и практик, таких, как хатха-йога, гимнастика ушу, гимнастика, связанная с системой цигун, и т.д.

Мы, европейцы, привыкли считать эту дисциплину, это искусство исключительным достоянием Востока. Однако это не так — искусство владения естественной магией человечес­кого тела было не только известно, но и широко развито в Европе; по крайней мере, это было так в конце прошлой — начале нашей эры. Тому немало свидетельств, которые, при желании, молено обнаружить как в древних текстах, так и в сохранившихся до нашего времени реликтах Традиции.

Индийские йоги умеют лежать на гвоздях? В Ирландии первых веков нашей эры одним из воинских умений было умение стоять на острие копья, воткнутого в землю.

В деревнях Центральной России еще в прошлом веке были зафиксированы обряды, восходящие к воинской магии дви­жения и позы: деревенские парни собирались ночью в избе, где гасили весь свет, и с ножами в руках затевали общую потасовку — каждый против всех. Удары наносились в полную силу, но серьезных ранений и тем более смертей, как правило, не было. Весь обряд, как мы можем сейчас предпо­лагать, представлял собой магический воинский танец, учас­тникам которого удавалось в абсолютной темноте строго координировать свои движения и ощущать движения осталь­ных, наносить удары точно в цель и парировать удары противников.

Все же кое-что из этого искусства нам известно или может быть реконструировано. Так, например, в кельтс­ких сагах можно найти описания одной из традиционных магических поз — ее принимают Луг, Кухулин и другие герои сказаний для совершения определенной магии. Принимая эту позу, человек встает на одну ногу и прикры­вает один глаз. Мифологические параллели найти неслож­но: в индоевропейской мифологии асимметрия внешнего облика всегда указывает на связь с Иным Миром1. Одноглаз сам скандинавский Один (и кельтский Луг, когда принима­ет эту позу); одна костяная нога у славянской Бабы Яги, стерегущей переходы между мирами; скандинавская боги­ня смерти Хель имеет лицо, одна половина которого синяя, а другая — цвета сырого мяса... К слову, в Скандинавии нередко говорили, что одним своим глазом Один видит то, что явлено, а другим (тем, которого нет) — то, что сокрыто. Примерно так же трактовался в древней Ирлан­дии и смысл закрытия одного глаза в стойке Луга.

Изображения богов или людей в определенных магичес­ких позах сохраняют древние камни и ритуальные предме­ты. Невозможно также не обратить внимание на то, что

некоторые руны напоминают человека, занимающего оп­ределенное положение. Так, например, Иса, руна льда, замораживания, скованности, стеснения — чем не изоб­ражение стоящего человека, связанного по рукам и ногам? А руна Альгиз, руна защиты и защищенности, разве не похожа она на человека, простершего руки к Небу в просьбе о защите? Или на человека, удерживающего невидимую угрозу ладонями вытянутых вперед и вверх рук?

В свое время мысль, высказанная нами несколькими строками выше, дала жизнь целому направлению исследо­ваний, у истоков которого стоял Фридрих Берхард Марби, выдающийся немещсий исследователь рунической тради­ции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. Мы не беремся в этом кратком обзоре подробно рассматривать данную технику, но приводим в качестве иллюстрации несколько рунических магических поз, предложенных и разработанных как самим Марби и его последователями, так и Платовым в его книгах.

Как магическая поза является статическим аспектом данного искусства, так магическое движение являет собой его динамический аспект. Удивительным образом традици­онные представления о движениях человеческого тела аналогичны представлению о двух кругах магии (см. работы А.Платова).

 


 


Для мага, работающего в русле Традиции, движение может быть истинным — магическим — и не­истинным, ненастоящим, не несущим магии. Истинное движение — как и магия внутреннего круга — с рождения присутствует в человеке, но задавлено множеством мы­шечных зажимов — «двигательных наузов», имеющих как физическое, так и магическое происхождение. Убиранием этих «наузов» можно достигнуть высвобождения истинно­го движения, которое является изначально магическим. Иногда это истинное движение — как и магия внутреннего круга — может спонтанно пробиваться наружу, и в таких случаях человеческое тело «как бы само по себе» соверша­ет движения, обладающие великолепной пластикой и удивительной красотой.

Человек, в значительной степени высвободивший истин­ное движение из-под оков двигательных зажимов, может приблизиться к высшему уровню этого искусства — к магическому танцу, все элементы которого являются воплощением истинного движения...

* * *

Рекомендуемая практика

Данная тема является последней в настоящем курсе рунического Искусства и имеет скорее ознакомительный, нежели прикладной, характер. Б связи с этим мы не станем рекомендовать читателям практику конкретных «руничес­ких поз», хотя и отметим, что данное направление руни­ческого Искусства имеет вполне самостоятельное значе­ние и может быть плодотворно использовано в практичес­кой работе...





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.