Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические права человека




Исторически идея экологических прав нашла вначале отра­жение в международно-правовых документах. Хотя Всеобщая декларация прав человека еще не выделяла право человека на благоприятную окружающую среду, однако наряду с правом человека на жизнь (ст. 3) Декларация предусматривает также право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния (ст. 25), который в свое содержание, несомненно, включает и экологические характеристики[81].

На Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. впервые на международном уровне была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. Принцип 1 Стокгольмской декларации гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей сре­де, качество которой позволяет вести достойную и процветаю­щую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улуч­шение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений»[82].

Ряд положений о месте человека в природе, роли и принци­пах человеческой деятельности содержит Всемирная хартия природы, принятая в 1982 г. на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Здесь провозглашено, в частности, что «именно жизнь в гармоничном согласии с природой предоставляет че­ловеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга». Каждый человек в соответствии с законодательством своей страны должен иметь возможность участвовать индивидуально или коллективно в процессе разработки решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ей ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления (п. 23 Хартии). Право человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей природной среды было зафиксировано в одобренном Генеральной Ас­самблеей ООН в 1987 г. Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»[83].

Международно-правовые акты, бесспорно, оказали свое влияние на развитие научных исследований, а так же законодательное оформление концепции экологических прав человека в нормах российского законодательства.

Впервые они прозвучали еще до принятия Конституции СССР 1977 года. Так, О. С. Колбасов писал о том, что «возникла необходимость наряду с традиционно существующими и юридически оформленными правами человека — политическими, экономическими, культурными и т. п. — поставить вопрос о четком определении прав на благоприятные природные условия жизни, труда и отдыха людей»[84]. Однако в те времена такое право в советском законодательстве не было закреплено.

Конституция СССР 1977 года содержала статьи о необходимости охраны природы как функции государства, об обязанности граждан беречь природу, охранять ее богатства и о праве граждан на охрану здоровья, одной из гарантий которого стало принятие мер по оздоровлению окружающей среды (ст. 18, 42, 67). Из совокупности этих норм исследователи делали вывод о наличии законных интересов граждан в сфере окружающей среды. Однако статус законных интересов не сопоставим со статусом конституционного права личности, а кроме того, это было всего лишь доктринальное толкование закона. Отсутствие статьи о праве на благоприятную окружающую среду и даже прямого указания на законные интересы граждан в существовании здоровой среды резко снижало возможности их юридической защиты.

Декларация прав и свобод человека, принятая в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР, провозгласила в ст. 29: «Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями[85].

Однако Декларация прав и свобод человека гражданина, принятая чуть позже в том же 1991 г. Верховным Советом РСФСР, не содержит соответствующего права граждан. Это трудно объяснимо, особенно с учетом того, что месяцем позже был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», закрепивший право граждан «на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды» (ст. 11). Здесь же, в ст. 12 и 13, перечислены полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Впоследствии круг этих полномочий стали называть экологическими правами.

Появление в Конституции РФ 1993 г. соответствующей нормы (ст. 42) означало возведение права человека на благоприятную окружающую среду в ранг конституционного. С этого момента начинается следующий этап его научного осмысления и формируется опыт практической реализации. Вокруг права на благоприятную окружающую среду складывается комплексный институт экологических прав человека.

Признание и регулирование экологических прав индивида в 90-е гг. прошлого века — одна из существенных новаций развиваю­щегося российского законодательства. Можно утверждать, что воп­рос об экологических правах человека является центральным в со­временном экологическом праве России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно права каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Понятие и содержание экологических прав является объектом дискуссий в эколого-правовой литературе. В свое время В. В. Петров писал, что «современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект — право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект — право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий — право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды»[86]. Сегодня экологические права — это, по существу, собирательное наименование для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в ст. 11—13, 79 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 19—25 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экс­пертизе»[87] и ряде других нормативных актов.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право (ст. 11):

а) создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти
РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной, информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными законодательными актами Рос­сии. Так, по Федеральному закону от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[88] граждане имеют право (ст. 8):

на благоприятную среду обитания, факторы которой не
оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, со­стоянии среды обитания;

осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; вносить в органы государственной власти,

органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российс­кой Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в по­рядке, установленном законодательством.

Градостроительный кодекс РФ, принятый 8 апреля 1998 г.[89], закрепил право граждан на благоприятную среду жизнедеятель­ности в ст. 7. Осуществление такого права предусматривает:

градостроительное планирование развития территорий и поселений;

участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности;

государственное нормирование градостроительной деятельности;

лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов;

сертификацию строительных материалов и отдельных услуг;

государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства
РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;

возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве, и др.

С учетом высокой социальной и экологической опасности ради­ационного загрязнения окружающей среды Федеральным законом от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»[90] также установлен ряд прав граждан (ст. 22 — 26). Так, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют право на радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют также право на по­лучение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Представителям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных основных пределов доз, а также в случае радиационной аварии, в соответствии с законодательством РФ.

Возможны разные подходы к определению экологических прав. В широком смысле под экологическими правами человека по­нимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потреб­ностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды. Так, основными конституционными являются права каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Право каждого на благоприятную окружающую среду представляет собой не только имеющее конституционный статус субъективное право человека, но также важнейший принцип охраны окружающей среды, закрепленный в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» как «соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду».

Широкое признание экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Этот феномен важно оценивать в контексте положения Конституции Российской Федерации о демократическом и правовом характере российского государства.

Наряду с признанием экологических прав перед государством стоит задача создания системы правовых мер, гарантирующих их соблюдение. Прежде всего, к этой системе относятся предусмотренные экологическим законодательством меры, направленные на обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.