Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно–правовые стандарты в области прав человека




В современном мире проблемы защиты прав человека выходят далеко за пределы ведения отдельного государства. Сформировались и получили всеобщее признание международные нормы и принципы в области прав человека, являющиеся стандартом, к достижению которого должны стремиться все государства. Эти нормы и принципы содержатся в важнейших международно-правовых документах в области прав человека.

В настоящее время международное сообщество признает в качестве международных стандартов совокупность принятых и закрепленных на международном уровне документов, процедур и организаций, которые в своей деятельности руководствуются принципом уважения прав человека и обязательством государств не только представлять лицам определенные права, но и не посягать на них.

Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров. Ратификация международных договоров влечет за собой важные правовые последствия - они приобретают характер норм прямого действия и становятся общеобязательными для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Систему международных стандартов в области прав человека составляют два вида норм международного права:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных.

2) международные договоры между государствами, которые наряду с конституцией страны, ее законами могут регулировать отношения в области прав человека.

С точки зрения предмета правового регулирования международные договоры о правах человека можно разделить на два вида:

а) многосторонние - основополагающие документы, закрепляющие основные принципы, базовые положения, руководствуясь которыми государства строят свое внутреннее законодательство в указанной области;

б) двухсторонние - регулирующие определенные межгосударственные взаимоотношения в области прав человека, например договоры о двойном гражданстве.

Начиная с момента принятия этого документа, государства стремятся конкретизировать существующую нормативно-правовую базу в данной сфере.

Основные международные нормы и стандарты в области прав человека содержатся в следующих международно-правовых актах

- в Уставе ООН, в котором заложены основы сотрудничества государств в области обеспечения прав человека. В этом акте закреплены принципы, на основании которых в последующих документах и были сформулированы международно-правовые стандарты в области прав человека. Под такими стандартами понимаются, прежде всего, международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на их права (например, не допускать национальной и другой дискриминации, применения пыток). Целью выработки международных стандартов в этой области является не унификация национального законодательства, а разработка стандартов, которые служили бы своеобразной отправной точкой для выработки государствами собственного национального законодательства, касающегося прав человека;

- во Всеобщей декларация прав человека, которая была первым международным универсальным документом, закрепившим конкретный перечень основных прав и свобод человека, подлежащих обязательному соблюдению и защите всеми государствами без исключения. При этом Декларация исходит из теории естественного права, в соответствии с которой человек представляет собой самостоятельную ценность. Утвердив принцип равенства и уважения прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, Декларация провозгласила в качестве высшей ценности право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. В Декларации специально оговариваются положения, гарантирующие свободное волеизъявление, признание права человека на свободу мыслей, совести, участие в управлении своей страной непосредственно или через посредников, свободно избранных представителей.

Декларация послужила основой для последующей разработки ряда международных правовых актов в области прав и свобод человека: международных пактов о правах человека (1966г.); Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.) и др.

Последняя, имеет особое значение для Российской Федерации, которая, став членом Совета Европы, взяла на себя обязательства соответствовать закрепленным в Конвенции стандартам.

Важнейшим достоинством этого документа является то, что, во-первых, она вобрала в себя практически все нормы, касающиеся личных прав человека, содержащиеся в документах универсального характера, детализировала их и предусмотрела юридические механизмы их реализации, ограничительные меры по отношению к государству и властям. Во-вторых, она очерчивает определенные границы деятельности государства, предостерегает его органы от неоправданного вмешательства в сферу личных прав и свобод человека от всевластия и произвола.

Кроме того, в отличие от Всеобщей декларации, Европейская конвенция содержит правовой механизм обеспечения соблюдения прав человека - Европейский Суд по правам человека, наделенный правом толкования Европейской конвенции. Тем самым он создает прецедентное право, развивая уже признанные стандарты в области прав человека;

- в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.Оба этих пакта были разработаны в 70-е годы прошлого века, а вступили в силу через 10 лет после того, как Генеральная Ассамблея открыла их для подписания, ратификации и присоединения.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах делается серьезное предупреждение о том, что ни одно его положение не может трактоваться так, будто какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заняться какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или ограничивать их в большей мере, чем предусмотрено в настоящем документе. В Пакте закрепляются право человека на труд (ст. 6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, относящихся к его имплементации.

Долгие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Так, в 1986 году Государственный департамент США направил ноту своим дипломатическим и консульским представителям за рубежом, в которой предложил им исключить из представляемых ежегодно докладов о правах человека в странах пребывания раздел, озаглавленный «Экономическая, социальная и культурная ситуация». В этой ноте, в частности, отмечалось, что США «придерживаются взгляда», согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами. Поэтому они не включаются в понятие «международно-признаваемые права человека».

В последние годы изменилась позиция США и многих других стран, которые стали признавать юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, «которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте» (п. 2 ст. 2). «Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона» (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться «своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

Все эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер «jus cogens» (неоспоримое право) и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.

В последующие годы работа по созданию и совершенствованию международных документов по защите прав и свобод человека продолжилась. Так, были приняты: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (1981 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения или наказания (1987 г.), Второй факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах, целью которого ставилась отмена смертной казни и др. Во всех указанных документах провозглашается в качестве высшей ценности равенство людей между собой, содержатся обязательства государств по реализации положений указанных документов;

- в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральная Ассамблея ООН17 декабря 1979 года и по праву отнесен к категории Международных стандартов. Заложенные в нем положения по обеспечению и защите прав человека не имеют обязательной силы и носят декларативный характер. Но они в значительной степени воздействуют на практическую деятельность полицейских, которые руководствуются принципами, сформулированными в кодексе:

а) Особое внимание следует обращать потенциально уязвимым группам населения (дети, старики, беженцы, переселенцы, жертвы работорговли, представители национальных меньшинств).

б) Если полицейский общается с жертвами преступлений, то необходимо проявлять сострадание, уважение, особое внимание уделять их безопасности и частной жизни.

в) Если необходимо применить силу, то это должно быть сделано в соответствии с законом и в минимально необходимой степени, вытекающей из обстановки.

г) Избегать использование силы при мирных шествиях, митингах и т.п.

д) Огнестрельное оружие применять только для защиты жизни полицейских и других лиц.

е) Арест или задержание можно проводить только при наличии достаточных оснований в соответствии с законом.

ж) Всем задержанным и арестованным необходимо обеспечить возможность немедленно сообщить семье об их месте нахождения, пригласить адвоката и воспользоваться медицинской помощью.

з) С задержанными и арестованными нужно обращаться гуманно. Не причинять, не подстрекать и не допускать любых актов пыток или жестокости.

и) Полицейский имеет право не выполнять незаконные приказы, иначе понесет юридическую ответственность

к) Если полицейскому стали известны нарушения, указанные в предыдущих стандартах, он обязан доложить вышестоящему начальнику.

Немаловажное значение для формирования и развития профессиональной этики в области расследования преступлений и отправления правосудия в настоящее время также играют Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты Экономическим и Социальным Советом ООН 24 мая 1989г.), Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996г.), Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.