Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус Прокуратуры РФ




Институт мировых судей и его правовое регулирование в Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Судебная система субъектов Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Решение, принятое Конституционным Судом Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, рассматриваемых Конституционным Судом, именуется, как правило, постановлением.

Итоговое же решение Конституционного Суда РФ. по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

1) наименование решения, дата и место его принятия;

2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;

3) необходимые данные о сторонах;

4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

6) требования, содержащиеся в обращении;

7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

8) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;

9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

10) формулировка решения;

11) указание на окончательность и обязательность решения;

12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

судьям Конституционного Суда Российской Федерации;

сторонам;

Президенту Российской Федерации;

Совету Федерации;

Государственной Думе;

Правительству Российской Федерации;

Уполномоченному по правам человека;

Верховному Суду Российской Федерации;

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации;

Генеральному прокурору Российской Федерации;

министру юстиции Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.

О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

В соответствие со ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Деятельность мировых судей регламентируется Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998).

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

 

Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, право субъектов в составе России принимать конституции и уставы предполагает необходимость создания на уровне всех субъектов Федерации конституционных (уставных) судов, обеспечивающих в рамках региона правовую защиту статуса субъектов Федерации и их законов.

В Конституции РФ не предусмотрена непосредственно возможность создания судов субъектов Федерации и местных судебных органов. Речь идет только о федеральных судах. До принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» субъекты Федерации снизу, самостийно решали проблемы правовой защиты конституций (уставов) и учреждали в своих основных законах конституционные (уставные) суды. Так, уже до принятия данного Федерального конституционного закона конституционные суды были учреждены в республиках Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Кабардино-Балкарской Республике; в республиках Татарстан и Северная Осетия — Алания были созданы комитеты конституционного надзора.

Признание Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 №1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ) права субъектов Федерации создавать конституционные, уставные суды не означало создания двойной системы судопроизводства. Подведомственность Конституционного Суда Российской Федерации и конституцион­ных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не совпадает по действующему законодательству.

В соответствии со ст. 27 названного Федерального закона: «Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом[197]».

Законодательством субъектов Федерации компетенция их конституционных (уставных) судов расширяется, однако в ос­новном она касается отношений, возникающих в рамках регио­нального регулирования. Как правило, компетенция устанавли­вается по аналогии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации.

Например, согласно ст. 1 Закона СПб от 5 июня 2000 г. №241- 21 «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» Уставный суд Санкт-Петербурга - судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть.

Уставной Суд СПб:

а) рассматривает дела о соответствии законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга;
б) осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга. (Ст. 3 Закона СПб «Об уставном Суде СПб»)

Постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.(Ст. 68).

Устав города Санкт-Петербурга закрепляет основные положения, касающиеся Уставного Суда СПб. Так, порядок создания, организации деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга, проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, наделения полномочиями и прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, других судей Уставного суда Санкт-Петербурга, рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга вопросов, отнесенных к его компетенции, пересмотра решений Уставного суда Санкт-Петербурга, срок полномочий председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга определяются законом Санкт-Петербурга в соответствии с Уставом) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года N 423-51.

Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей (абзац первый в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 года N 95-32, - см. предыдущую редакцию).

Уставный суд Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее четырех судей (абзац второй в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 года N 95-32,.
Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга).
Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. (Абзац дополнительно включен с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года № 423-51).

Губернатор Санкт-Петербурга, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее семи депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга выдвигают кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. (Абзац дополнительно включен с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года № 423-51).
Судья Уставного суда Санкт-Петербурга назначается на должность сроком на шесть лет (абзац первый в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 года № 95-32, - см. предыдущую редакцию).
Одно и то же лицо может быть назначено на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга не более трех раз подряд.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга - 70 лет (пункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 года N 95-32,

Срок полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга исчисляется со дня принятия постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга. Полномочия судьи Уставного суда Санкт-Петербурга прекращаются:

- в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий;
- в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи;
- на следующий день после вступления в силу решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о досрочном прекращении полномочий судьи.
Прекращение полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга в связи с истечением срока полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга или достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга влечет его немедленную отставку и открытие вакансии. (Абзац дополнительно включен с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года N 423-51)
Уставный суд Санкт-Петербурга:

- по обращениям Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, представительных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, за исключением нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга (абзац второй в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2007 года Законом Санкт-Петербурга от 13 декабря 2007 года N 650-126.

- по обращениям граждан рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого по существу начато или завершено в суде, за исключением законов Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда; (Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года № 423-51, - см. предыдущую редакцию).

- по запросам Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, осуществляет толкование Устава Санкт-Петербурга, за исключением положений Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга. (Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года № 423-51, - см. предыдущую редакцию)

Должностной оклад председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, а также иные гарантии их деятельности устанавливаются законом Санкт-Петербурга).
Уставный суд Санкт-Петербурга является юридическим лицом. (Статья в редакции, введенной в действие с 15 июня 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 2 июня 2005 года № 274-29.

Статус конституционных судов Республик в составе РФ можно рассмотреть на примере статуса Конституционного Суда Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд в соответствии с федеральным законодательством входит в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и настоящим Законом.

Конституционный Суд Республики Карелия:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Карелия:
а) законов Республики Карелия и их отдельных положений;
б) нормативных правовых актов (их отдельных положений) Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, иных органов исполнительной власти Республики Карелия и их должностных лиц;
в) уставов муниципальных образований и их отдельных положений, нормативных правовых актов (их отдельных положений) органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) дает толкование Конституции Республики Карелия.

Конституционный Суд разрешает исключительно вопросы права, обладает правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Карелия, ежегодно направляет Законодательному Собранию Республики Карелия послание о состоянии конституционной законности в Республике Карелия.

Наряду с закреплением собственной компетенции конститу­ционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации их самостоятельность от федеральной судебной системы прояв­ляется в том, что финансирование данных судов производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федера­ции, порядок деятельности определяется законом субъекта Фе­дерации; решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Практически в каждом федеративном государстве, где субъ­екты Федерации наделены правом принимать свои учредитель­ные акты — основные законы, создана и действует система судов, осуществляющих государственную защиту данных актов. Однако важно, чтобы эти акты, их отдельные положения защищались в случаях их соответствия федеральной Конституции, иначе их правовая защита становится неконституционной.

Можно предположить такую ситуацию, когда, например, орган местного самоуправления принимает правовой акт, противоречащий конституции или уставу субъекта Федерации, но соответствующий Конституции РФ. В этой ситуации орган государственной власти, обратившись за государственной защитой конституции или устава в свой конституционный (уставной) суд, ставит последний в затруднительное положение, так как суд не рассматривает конституции (уставы) на предмет их соответствия федеральной Конституции.

По официальным данным в 2008 году конституционные (уставные суды) действовали в 24 субъектах РФ. По различным причинам некоторые суды прекратили свою деятельность

В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и действуют в 17 субъектах Российской Федерации. Процесс развития региональной конституционной юстиции продолжается. В январе 2010 года начал свою деятельность Конституционный Суд Республики Ингушетия. В то же время большая часть субъектов Российской Федерации предпочитает обходиться без региональной конституционной юстиции, в том числе при наличии соответствующей правовой базы в их конституциях, уставах и даже принятых специальных законах.

Для реализации полноценного конституционного права на судебную защиту и обеспечения более полного и беспрепятственного доступа к правосудию в тех субъектах Российской Федерации, в которых законы о конституционных (уставных) судах не содержат нормы о праве граждан и их объединений на обращение с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, необходимо дополнить региональное законодательство соответствующими правовыми положениями.
Практика применения конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации европейских и иных международных стандартов обеспечения прав и свобод человека и гражданина доказывает свою востребованность и эффективность. Она способствует более полной защите и восстановлению конституционных прав и свобод. В связи с этим является оправданным и подлежащим расширению как прямое применение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, решений Европейского Суда по правам человека и иных правовых актов органов Совета Европы, так и использование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на европейских стандартах защиты прав и свобод.
В целях оптимизации взаимодействия судов в рамках единой судебной системы Российской Федерации целесообразно обсудить вопрос о расширении перечня вновь открывшихся обстоятельств, дающих основания для пересмотра судебных дел, указанием на решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Ориентиром для этого может служить порядок закрепления указанных вопросов применительно к Конституционному Суду Российской Федерации.
Деятельность региональных органов конституционной юстиции показывает, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации еще не в полной мере используют свой потенциал. Имеются суды, которые в достаточной степени реализуют возможности конституционного судопроизводства и вполне эффективно осуществляют предоставленные им полномочия. Вместе с тем некоторые конституционные (уставные) суды субъектов Федерации имеют низкие показатели своей деятельности. Это проявляется в неоправданно малом количестве рассмотренных дел, а также в неприемлемом качестве принятых итоговых решений (отсутствие должного обоснования полученных выводов, недостаточное использование конституционно-правовых критериев на основе их комплексной интерпретации, непоследовательное применение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации).

Подобный подход к осуществлению конституционного правосудия на региональном уровне требует корректировки. В связи с этим деятельность таких судов имеет резервы оптимизации, среди которых - повышение качества предварительного рассмотрения обращений, распространение сведений о состоянии и возможностях регионального конституционного правосудия через СМИ и иные источники информации, развитие сотрудничества между конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации на основе взаимных соглашений, использование научно обоснованных рекомендаций (содержащихся в том числе в соответствующих периодических изданиях и выводах научно-консультативных советов, действующих при некоторых конституционных и уставных судах), активизация взаимодействия с Конституционным Судом Российской Федерации.

Исходя из изложенного, в целях совершенствования конституционного правосудия в Российской Федерации Консультативный Совет председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендует[198]:

1. В тех субъектах Российской Федерации, в которых не установлена возможность обращения граждан и их объединений в конституционный (уставный) суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, предусмотреть подобную норму в законе о конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации.

2. Поддержать и расширить практику применения конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерация европейских и иных международных стандартов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в которой их интерпретация не затрагивает государственный суверенитет Российской Федерации.

3. Рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о дополнении Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормами о включении в перечень вновь открывшихся обстоятельств, дающих основания для пересмотра судебных дел, признание конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации не соответствующим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации.

4. Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации:

- активно использовать имеющийся в субъектах Российской Федерации научный потенциал, включая деятельность созданных при судах научно-консультативных советов;
- принимать участие в освещении практики деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в Журнале конституционного правосудия;
- принять необходимые меры для полной реализации в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации положений Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";
- рассматривать в качестве приоритета своей деятельности четкую и постоянную систему обмена информацией между конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.

5. Принять к сведению информацию о создании и действии в пилотном режиме информационной системы "Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации". Для дополнения и уточнения параметров учитываемого материала и поддержания указанной информационной системы в актуальном состоянии в отношении каждого отдельного конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации предложить конституционным (уставным) судам в срок до 1 января 2011 года предоставить Конституционному Суду Российской Федерации сведения о принятых за истекший период решениях, кадровых перестановках, а также изменениях в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность органов региональной конституционной юстиции, а в дальнейшем направлять такие изменения регулярно.

6. В целях дальнейшего осуществления Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации мониторинга решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации своевременно направлять в его адрес информацию о деятельности указанных судов.

7. Одобрить инициативу Конституционного суда Республики Татарстан по заключению двусторонних соглашений о сотрудничестве между конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, являющихся дополнительной к Консультативному Совету председателей формой сотрудничества, осуществляемого посредством обмена положительным опытом, организации совместных научно-практических мероприятий, выпуска печатных изданий, а также проведения стажировок для профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и сотрудников аппаратов судов.

8. Привлекать к проведению мероприятий по обмену опытом конституционной юстиции на базе действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых не образованы такие суды.

9. Опубликовать настоящее решение в Журнале конституционного правосудия и Специальном выпуске "Вестника Конституционного суда Республики Татарстан".

 

Институт мировых судей регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010), Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998), Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ (ред. от 29.06.2010) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.1999), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.11.2010). Раздел XI. Особенности производства у мирового судьи, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010) Глава 39. Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Обеспечение качественной работы мирового судьи способствует наличие аппарата мирового судьи.

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

прокуратуры субъектов РФ;

районные, городские прокуратуры;

специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.451 сек.