Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы борьбы с коррупцией в органах государственной власти




Институт муниципальной службы в Российской Федерации.

Государственная и служебная тайна в Российской Федерации. Основные обязанности государственного служащего по ее сохранению.

Происходящие в нашей стране перемены, связанные с построением подлинно правового, демократического государства, настоятельно требуют научного обоснования и правового обеспечения проблемы оптимального соотношения интересов личности, общества, государства, частного и публичного начала, определение пределов вмешательства в сферу частного и личного интереса, защиты информационной, государственной и национальной безопасности России.

Одним из критериев, определяющих это соотношение, является институт тайны, который существовал на всем протяжении истории человечества. Он охватывает достаточно однородные общественные отношения, возникающие в различных сферах деятельности личности, общества, государства. Содержание любой тайны заключается в том, что предмет тайны образует сведения, не предназначенные для широкого круга лиц.

В последнее время принято множество законодательных актов, направленных на защиту различных видов тайн. Приоритет при выборе степени защиты какой - либо тайны определяется, прежде всего, значимостью общественных отношений, в которые включена тайна и возможностью причинения вреда личности, обществу, государству в результате неправомерного воздействия на эти отношения. Разумеется, что степень правовой защищенности разных тайн не может быть одинаковой, ибо различны содержание и основание их появления, различно их влияние на те, или иные правоотношения.

Рассматривая понятие тайны с юридической точки зрения, Л.О. Красавчикова дает следующее определение: "Определенная информация о действиях (состоянии и иных обстоятельствах) определенного лица (гражданина, организации, государства) не подлежащая разглашению»[263]. Совершенно очевидно, что это определение не полно, поскольку не включает ряд существенных признаков тайны, связанных с обязанностями хранить тайну, особым порядком обращения с ней и ответственностью за ее разглашение. Для того, чтобы определить суть термина "тайна" можно обратиться к словарям русского языка. В то же время В. Даль рассматривает слово "тайна" как "все сокрытое, неизвестное, неведомое, нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят»[264]. С. Ожегов определял тайну как "нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет"[265].

Приведенные понятия отражают общераспространенный житейский смысл термина "тайн". Однако с юридической точки зрения он не достаточен, поскольку чрезмерно расширяет пределы тайны.

При рассмотрении вопроса о содержании информации, которая может быть отнесена к охраняемой законом тайне, необходимо обратиться к ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[266] которая гласит, что в Российской Федерации

распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа". В соответствии со ст.2 указанного закона под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. При этом согласно ч.2 ст.5 названного закона информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В свою очередь ст. 9 рассматриваемого закона указывает на цели ограничения доступа к информации, которыми являются: защита

основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, конфиденциальность информации. Анализ содержания данной статьи позволяет определить видовое разнообразие информации ограниченного пользования, относящейся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

При этом, конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

 

Очевидно, что в данной классификации проведена определенная линия между интересами государства в целом и интересами отдельных лиц в частности, поэтому, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть данные виды информации с ограниченным доступом раздельно друг от друга.

Государственной тайной являются те сведения, в отношении которых соответствующие органы государства ограничили режим пользования в установленном законом порядке. Так в ст.2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года №5485-1 (в ред. от 15.11.2010)[267] закреплено следующее определение: "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

На основании вышеуказанного закона, Президент РФ своим Указом от 30 ноября 1995 года №1203 (в ред. от 11.02.2006 г. №90) утвердил "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»[268], определив тем самым, какие сведения являются наиболее значимыми для государства в приоритетных областях его деятельности.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 (от 04.09.1995 N 870 (в ред. от 22.05.2008 года).[269]

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В Уголовном Кодексе РФ предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны. Часть 1 ст.283 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены либо стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены. Эта дополнительная гарантия защиты государственной тайны оказывает, прежде всего, предупреждающее воздействие, под страхом привлечения к уголовной ответственности, на возможность разглашения охраняемых государством сведений лицами, в компетенцию которых входит обращение с такими сведениями.

Наряду с государственной тайной в последнее время все более широкую популярность приобретает служебная, коммерческая и профессиональная тайны.

Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебную тайну) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Следует учесть, что в законодательстве однозначно понятие служебной тайны не определено. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

К признакам служебной тайны относится следующее: соответствующая информация должна быть неизвестна третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладателем информации приняты меры к ее охране.К служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения, возложенных на него функций.

Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изм. от 23.09.2005 г. №1111) разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Данным нормативным правовым актом к сведениям конфиденциального характера, отнесены:.

1.Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1233 Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду, ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (п.9 ст. 17 Федерального закона №79-ФЗ №О государственной гражданской службе Российской Федерации») относят запрет на разглашение государственным гражданским служащим или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая ее разглашение.

Кроме того, государственный служащий, замещая должность государственной гражданской службы, исполнение обязанностей по которой связано со сведениями, составляющими государственную тайну, обязан:

а) оформить допуск для работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне, а также подписать подписку о не разглашении, ставших ему известными сведений о государственной тайне;

б) дать согласие на частичные, временные ограничения своих прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона «О государственной тайне»;

в) письменное согласие на проведение в отношении государственного служащего полномочными органами проверочных мероприятий;

г) ознакомиться с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

д) ознакомиться с ведомственными нормативными правовыми актами, предусматривающими порядок работы с документами, составляющими сведения государственной и служебной тайны и т.п.

 

Местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции также всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, независимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой едины

Не включение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Так, впервые в истории российского государства была организована самостоятельная муниципальная служба.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

 

Правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009)"О муниципальной службе в Российской Федерации»[270], Трудовой Кодекс Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Институт муниципальной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения местного самоуправления, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике органов власти, то есть он обеспечивает функционирование местного самоуправления.

Институт муниципальной службы состоит из первичных единичных юридических положений – правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости служебные отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, устанавливающие все его основные элементы. Деятельность муниципальных служащих, как субъектов административного права характеризуется применением не только регулятивных, но и административных методов; она опосредуется нормами материального и процессуального права, а также нормами одной отрасли права и правовыми установлениями многих других правовых отраслей и институтов.

Итак, институт муниципальной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы.

Муниципальная служба является определенным элементом общества. Как элемент общественной системы она является одним ее из социальных институтов, представляющим собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе органов местного самоуправления. Правовое начало муниципальной службы составляют юридические нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики ее осуществления. В юридическом смысле муниципальная служба принадлежит к публично – правовой сфере, регулирующей общественную и государственную жизнь человека. Кроме того, муниципальная служба всегда связана с властью, что определяет специфику ее правового опосредования и организации. Поэтому муниципальную службу можно рассматривать и как публично - правовой институт, представляющий собой нормативно установленный механизм профессионального обеспечения реализации властных полномочий по исполнению законодательства в интересах местного населения, защиты их прав и свобод. Главная цель муниципальной службы как публично - правового института – создание правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе формирования муниципальной службы, создания статуса муниципального служащего и прохождения муниципальной службы.

Таким образом, муниципальная служба является сложным социально-правовыминститутом, представляющим собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

Исходя из вышеприведенного определения, можно выделить следующие признакимуниципальной службы:

а) это особый вид публичной власти, т.е. служба в органах местной публичной власти;

б) это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);

в) это деятельность по исполнению полномочий этих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;

г) это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течении определенного периода времени (постоянно или временно).

Основными задачами муниципальной службы являются:

а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

г) защита прав и законных интересов муниципального образования.

 

 

Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Ввиду того, что все принципы взаимосвязаны, то соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Основными принципами муниципальной службы являются:

 

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

 

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

 

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

 

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

 

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

 

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

 

10) внепартийность муниципальной службы.

 

Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

К функциям муниципальной службы относится:

а) разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета;

б) разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации;

в) разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью;

г) руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями;

д) осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и т.д.

Муниципальная служба, несмотря на свое самостоятельное правовое оформление, тесным образом взаимосвязана с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) посредством:

 

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

 

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

 

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

 

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

 

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности, социально-экономического и политического развития общества. Государство, пораженное коррупцией из представителей интересов граждан, из защитника превращается в источник опасности.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова Corruptio (коррупцио), означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции. «Хотя понятие коррупция, — говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., — должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». Здесь, таким образом, под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Впервые в России легальное определение коррупции было закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[271], в ч.1 ст.1 которого указано, что:

коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Вместе с тем, представляется, что коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившемся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который никак не подкреплялся так необходимой правовой базой и не только неэффективной, но и негативной во многом деятельностью исполнительной власти.

Высокие государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство и общественное благо, вторичны по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством.

Политическая система сформировала укоренившуюся элиту, объединенную коррупцией и взаимной порукой, которая никоим образом не заинтересована в прозрачности этой политической системы или же, основанных на законе государстве и экономике. Криминализация экономики и коррумпированность государственного сектора — это две стороны медали. Коррупция является одновременно и причиной и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

Коррупция представляет собой опаснейший вид социальной патологии, поражающий систему государственного и муниципального управления. Сложность преодоления коррупции заключается в том, что она реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческим решением) наделяет ее способностью самоорганизации и, следовательно, устойчивого самосохранения.

Коррупция увеличивает диспропорцию социальной структуры общества, усиливает имущественную дифференциацию граждан, социальную напряженность.

Социальная цена коррупции и прямая стоимость коррупционной сделки зависят от уровня управления, на котором принимается решение, подвергаемое продаже. Чем выше этот уровень, тем тяжелее и распространеннее негативные социальные последствия, больше коррупционный риск и, соответственно, компенсирующая его цена подкупа.

На сегодняшний день проблема коррупции в России далеко переступила этические и правовые границы. Это не просто отсутствие морали или игнорирование этических ценностей, приводящее высокопоставленных государственных чиновников и лидеров бизнеса к взяточничеству и обману общественности. Главный корень проблемы и его разветвления заключаются в отсутствии реально действующих институтов жизнеспособного гражданского общества, включая: правовые нормы, независимую судебную систему, публичный аудит, способные к принципиальному расследованию средства массовой информации и многое другое.

Осознавая проблему коррупции в государстве, угрожающую существованию Российской государственности, Президент Российской Федерации, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, обращал внимание, прежде всего законодателей, на несовершенство действующего законодательства по вопросам борьбы с коррупцией и принятие действенных мер по ее противодействию

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В этой связи, необходимо различать коррупционное действие и коррупцию как явление. Это различие принципиально важно при определении причин и условий коррупции, ее диагностике, а также при разработке и реализации антикоррупционных мер и оценке их результативности. Коррупционное действие – это конкретный случай взаимодействия субъекта и объекта подкупа, процесс реализации в этой форме их частных интересов. Коррупция как явление раскрывается совокупностью распространенных, устойчиво повторяющихся коррупционных действий, производимых и обусловленных общими в системах социального управления факторами.

На сегодняшний день проблема борьбы с коррупцией в органах государственной власти Российской Федерации заключается в том, что реформировать всю систему государственного управления и бороться с коррупцией должны все те же государственные служащие, которых общество считает главными коррупционерами, не желающими расставаться со своими привилегиями, обусловленными этой самой властью. Наглядной иллюстрацией сказанному свидетельствует тот факт, что в Российской Федерации не принят закон о лоббизме; депутатский корпус не отказался от своего иммунитета (неприкосновенности); отсутствует федеральный закон о «Федеральном министре», который бы предусматривал критерии подбора лиц на указанные должности; по отношению к высшим должностным лицам страны практически не реализуется конституционный принцип равенства всех перед законом и судом; система материального вознаграждения указанных лиц не связана с результатами их труда; принципом замещения ими должностей на государственной службе является не профессионализм и компетентность, не служение государству, а принцип преданности и верности вышестоящему должностному лицу и т.д.

Для преодоления этих негативных тенденций в нашем обществе, связанных с коррупцией, и построением подлинно правового, демократического государства необходимо осуществить, предусмотренные ст.7 Федерального закона «О противодействии коррупции», основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которыми являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

За нарушение законодательства о коррупции граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Приложение 1.

Терминологический словарь

 

Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, обозначающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.

Автономная Область - в конституционном праве один из 6 видов субъектов Российской Федерации. В России на сегодня одна автономная область. Согласно Конституции России 1993 года, автономная область имеет свой устав и законодательство.

Автономный округ - один из 6 видов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в состав России входит 4 автономных округов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Административно-территориальные единицы - структурные части (элементы) административно-территориального устройства Российской Федерации.

Администрация (от лат. administratio - управление) - наиболее распространенное в России название исполнительных органов госу­дарственной власти на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Администрация президента российской федерации - конституционный орган, исполнительный аппарат Президента России, обеспечивающий выполнение им полномочий главы государства.

Активное избирательное право (право голоса) - право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, только российские граждане имеют право избирать Президента страны и депутатов в представительные органы, а также участвовать в референдуме.

Альтернативные выборы - избрание должностного лица в какой-либо орган из двух и большего числа конкурирующих между собой кандидатов на должность.

Апатриды - лица без гражданства. Состояние, при котором лицо, находящееся на территории государства, не является гражданином этого государства и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Арбитражный суд - в Российской Федерации разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции Конституцией России и законодательством.

Аутентичный (гр. autenticos) - подлинный, исходящий из первоисточника.

Беженец - по российскому законодательству прибывшее или желающее прибыть на территорию России лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах.

Билль о правах - в США первые десять поправок к Конституции 1787 года, составляющие собой основы конституционно-правового статуса личности.

Блок избирательный (блокирование) - соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах.

Большинство голосов - в конституционном праве основной способ принятия коллективных (и коллегиальных) решений. Различается относительное и абсолютное большинство голосов.

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета.

Ведение - понятие, используемое в Конституции Российской Федерации 1993 года для предметного разграничения компетенции между Россией и ее субъектами (ст. 71, 72,), а также между палатами Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 102, 103).

Верховный главнокомандующий - высший начальник вооруженных сил страны. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года (п.I ст.87) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент России.

Вето (лат. veto - запрещаю) - в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. В конституционном праве России право главы государства - Президента Российской Федерации - не согласиться с законом, принятым Федеральным Собранием страны, но не всту­пившим в силу.

Внутренняя компетенция государства - совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не являющихся предметом международно-правового регулирования.

Военное положение - особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. В России может быть введено согласно Конституции Российской Федерации (ст.87, ч.2) на территории всей страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военные суды - суды общей юрисдикции, действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации и входящие в единую судебную систему России.

Вотум доверия (недоверия) (от лат. votum - желание, воля) - постановка на голосование парламента (его нижней палаты) вопроса об оценке деятельности правительства, которое в случае неблагоприятного для правительства решения влечет за собой его отставку. Основная форма реализации принципа ответственности правительства перед парламентом.

Вступление закона в силу - заключительная стадия законодательного процесса, когда принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания России, подписанный и обнародованный Президентом Российской Федерации закон вступает в действие, т.е. должен исполняться, применяться на практике.

Выборы - важнейший институт современной российской демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (например, парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых государственных должностей (например, Президента России).

Высший арбитражный суд российской федерации - высший судебный орган России по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Генеральный прокурор - высшее должностное лицо в системе Прокуратуры Российской Федерации. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания России по представлению Президента Российской Федерации (срок в Конституции России не определен).

Гипотеза - в теории права структурный элемент нормы права, ко­торый указывает на условия ее действия.

Глава администрации - глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (конкретное наименование должности устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Например, губернатор, мэр Москвы и т.д.). В ряде случаев - наименование должности руководителя исполнительной структуры местного самоуправления.

Глава государства - должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство государства внутри страны и в международных отношениях. По Конституции Российской Федерации 1993 года главой государства является Президент России.

Голосование - подача голоса на выборах, референдуме и при принятии решения в коллегии. В избирательном праве - решающая стадия избирательного процесса.

Город федерального значения - один из 6 видов субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.65, ч.1) в составе России два подобных субъекта - Москва и Санкт-Петербург.

Государственная безопасность - система гарантий государства от угроз извне и основ конституционного строя внутри страны.

Государственная власть - важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной. По Конституции Российской Федерации 1993 года (ст.11, ч.1), государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, суды России. В систему органов государственной власти входят исполнительные и представительные органы субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.12) органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти.

Государственная дума - 1.В Российской Империи в 1906-1917 года являла собой представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами. Избиралась по куриальной системе; выборы были неравными и непрямыми. Государственная Дума не имела права изменять основные государствен­ные законы Российской Империи; ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). 2. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, одна из двух палат российского парламента - Федерального Собрания Российской Федерации. Нижняя палата российского парламента, формируемая путем общенациональных прямых выборов, представляет интересы населения всей страны в целом. По Конституции России (ст.105, ч.2), ее основная функция - законотворчество.

Государственная награда, почетное звание - высшая форма поощрения государством граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества и в других сферах общественной жизни.

Государственное право - термин, в основном аналогичный термину "конституционное право", употребляется в Российской Федерации, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, закрепляющей основные права и свободы граждан и определяющей систему органов государственной власти данного государства.

Государственный герб - официальная эмблема государства. Один из символов государства.

Государственный гимн - торжественная музыкальная мелодия, принятая как символ государственного единства: текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю. Один из символов государства.

Государственный строй - система социальных, экономических и политических отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.

Государственный флаг - один из отличительных знаков (символов) государства. Устанавливается конституцией страны; его описание, порядок использования определяются, как правило, законом.

Государственный язык - национальный язык или язык межнационального общения, на котором в юридически обязательном порядке ведется работа в законодательном и других органах, учреждениях, официальное делопроизводство, судопроизводство, публикуются нормативно-правовые акты и официальные издания. Статус того или иного языка как государственного устанавливается Конституцией. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года (ст.68, ч.1), государственным языком России на всей территории является русский язык. Республики, входящие в состав России, вправе иметь свои государственные языки, которые наряду с русским употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях (ст. 68, ч.2).

Государство - в конституционном праве - совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром.

Гражданство - принадлежность человека к государству; устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Граница государства - линия, определяющая границы государственной территории, отделяющая ее от территории другого государства или международного пространства.

Декларация (фр. declaration - заявление) - в конституционном значении - юридико-политический документ, констатирующий принципиальное изменение в государственном строе страны.

Демократия (от гр. demos - народ + kratos - власть; власть народа) - в современном мире ведущая форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина.

Денонсация - одностороннее правомерное расторжение международного договора одним из участников.

Депутат (лат. deputatus - посланный) - лицо, избранное членом представительного органа власти, представительного органа местного самоуправления, имеющее особый статус и полномочия, определяемые законом.

Децентрализация - процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства.

Диспозиция - структурный элемент нормы права, ее ядро, раскрывающее содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер.

Достоинство личности - критерии отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности.

Естественное право - в теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованной самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом; регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. В Конституции Российской Федерации 1993 года последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.15, ч.1), закон не может противоречить Конституции страны. Законодательным органом России является Федеральное Собрание Российской Федерации. Только оно вправе принимать законы, действующие на территории всей России.

Законность - строгое соблюдение и исполнение конституции и федеральных законов; один из важнейших элементов правового государства.

Законодательная инициатива - первый, начальный этап законодательного процесса; внесение подготовленного законопроекта на рассмотрение парламента.

Законодательный процесс - строго регламентированная процедура принятия закона, закрепленная в Конституции государства и регламенте представительного органа. Включает в себя пять стадий.

Законодательство - совокупность всех правовых актов, принятых уполномоченными на то Конституцией органами государства и регулирующих общественные отношения в целом, или один из видов общественных отношений.

Законопроект - текст закона, предлагаемого законодательному органу к принятию в установленном порядке.

Избирательная система - порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования, установленный законом.

Избирательное право - 1.(Объективная характеристика). Один из институтов конституционного права. Система правых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных и муниципальных органов, т.е. избирательную систему. 2. (Субъективная характеристика). Конституционное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в выборные государственные и муниципальные органы, а также участвовать в референдуме.

Инаугурация (от англ. inauguration) - церемония вступления в должность главы государства.

Инвеститура - в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными Конституцией.

Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Источники конституционного права - правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Коалиция - в конституционном праве соглашение нескольких политических партий о совместных действиях.

Коллизия законов - расхождение содержания (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Компетенция - определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. Решая вопрос о компетенции, Конституция Российской Федерации 1993 года самого понятия "компетенция" не использует и либо просто перечисляет полномочия соответствующего органа государственной власти, либо употребляет синонимическое понятие "ведение".

Конституционализм - 1. Правление, ограниченное Конституцией, политическая система, опирающаяся на Конституцию и конституционные методы правления. 2. Политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя.

Конституционная жалоба - право гражданина обратиться в органы судебного конституционного контроля с просьбой о проверке конституционности властных актов, нарушающих, по его мнению, какое-либо из его конституционных прав.

Конституционная законность - режим неукоснительного соблюдения Конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений.

Конституционная ответственность - особый вид социальной ответственности, имеющий сложный политико-правовой характер и наступающий за ним конституционным деликт (правонарушение). Выражается в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения (например, импичмент).

Конституционная юстиция (конституционное правосудие) - одна из основных форм осуществления конституционного надзора в виде конституционного судопроизводства особого рода судебными органами.

Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы. Система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина.

Конституционность - соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства Конституции страны; важнейший элемент законности.

Конституционные гарантии - конституционные положения, обеспечивающие правовую защиту институтов и принципов, закрепляемых Конституцией.

Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) 1. В материальном смысле: писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 2. В формальном смысле: закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.

Конституция российской федерации - основной закон России, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов. Закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти, местного самоуправления.

Контрольная власть - согласно одной их теорий конституционного права - власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей на




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.264 сек.