КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товарный знак, фирменный стиль, бренд 2 страница
Одним из главных содержательных компонентов любого бренда является его априорная атрибуция качества, определенный залог качества — для брендового производителя репутация превыше всего. Бренд — это обещание продавца постоянно предоставлять покупателю специфический набор качества, ценностей и услуг. В этом контексте он является рыночным инструментом воздействия на сознание потребителей и на покупательский выбор [2]. Товарный знак, фирменный стиль, бренд________________________________ 37 Тезис в целом верный, однако современный потребительский мир существенно трансформировал категорию качества. Качество как безопасность продукта, как наличие определенных объективных потребительских свойств, удовлетворяющих потребителей — это, скорее, минимально необходимые требования для всех товаров, вне зависимости от силы их брендов. Остальное — это удел рекламы и других средств маркетинговой коммуникации, которые системно формируют четкие представления, что те или иные качества товара (истинные или виртуальные) являются критериями его качества. В сознании потребителей «паста для всей полости рта» более качественна, нежели просто зубная паста, даже при отсутствии серьезных объективных отличий этих двух продуктов. Очевидно, что за такое ценностное расширение продукта потребитель готов заплатить большие деньги, нежели за «обычную» зубную пасту. Сравните мегабренд «Coca-Cola» и марку «Квас». Сравнение можно провести по потребительским качествам, соответствующим товарной категории «тонизирующие напитки» (способность утолять жажду, тонизировать и т. д.). Такое сравнение, очевидно, будет не в пользу американского напитка. Сравнение уровня потребления этих продуктов покажет прямо противоположную тенденцию.
Или другой пример. В объективных дегустационных тестах (так называемая «слепая» дегустация, когда участники эксперимента не знают марки предлагаемых им для пробы напитков) люди предпочитают «Пепси» значительно чаще, нежели «Колу». Вероятно, это связано с тем, что первый напиток слаще. Однако, статистические показатели потребления с точностью до наоборот — «Колу» потребляют больше и чаще, нежели «Пепси». Все дело в силе бренда, в его большей целостности, позитивности и других важных параметрах, характеризующих его воздействующий потенциал. Вкус «Coca-Cola» не просто вкус прохладительного напитка, это определенный имидж, корпоративная идентичность. Не случайно, независимые исследования показывают, что товарный знак компании является одним из самых известных и узнаваемых в мире. Приведем еще один характерный пример из американской практики [6]. В середине 80-х гг. XX в. две автомобильные компании — американская Chrysler и японская Mitsubishi создали совместное предприятие в Калифорнии для выпуска спортивного автомобиля. Машины собирались на одном конвейере и были идентичными близнецами, отличным было лишь название. Одна брендировалась как «Mitsubishi Eclipse», другая как «Plymouth Laser». Первоначально машины были 38____________________________________________________ Глава II предложены потребителям практически по одинаковой цене и практически по одинаковой дилерской схеме. Однако уже в первый год существования совместного предприятия машин «Mitsubishi Eclipse» было продано на 52% больше, чем аналогичных «Plymouth Laser». В 1994 г. последний раз проводилась рекламная кампания этих машин и Mitsubishi выставляла цену на 24% выше, чем цена Plymouth. Почти невероятными оказались результаты исследования независимой исследовательской фирмы, которые свидетельствовали о том, что от владельцев Plymouth поступало в 6 раз больше жалоб и нареканий на качество машин, нежели от владельцев Mitsubishi. Сегодня бренд «Plymouth Laser» уже не существует, a «Mitsubishi Eclipse» занимает ведущие позиции, а машины под этим брендом прекрасно продаются в разных странах.
Как верно указывает А. С. Филюрин, по существу, на современном рынке идет борьба рекламных образов за место в сознании покупателей [18]. Результатом является присутствие в поведении индивидуальных потребителей эмоциональных мотивов, которые зачастую преобладают над рациональными. Вследствие этого, факторы успеха потребительских товаров и услуг базируются не на объективно задант ных, а на субъективно воспринимаемых потребителями преимуще* ствах. Эти преимущества заключаются в уникальности брендов, способности покупателей идентифицировать марки при совершении покупок. Чисто функциональная ценность изделия может при этом уходить на второй план [18]. Действительно, в большинстве отраслей различия между конкурентами практически отсутствуют. Поэтому необходимое условие существования бренда — это его уникальность, пусть даже виртуальная [6]. Иногда единственное отличие заложено не в товаре, а в том, как его представлять. В противном случае (отсутствие уникальности бренда) производитель вынужден снижать цены вплоть до отрицательной рентабельности бизнеса. Для эффективного формирования брендов необходимо руководствоваться рядом методологических принципов. К таковым мы относим следующие: целостность создаваемого образа, непротиворечивость его отдельных компонентов (как во внешнем контексте, так и что касается внутрифирменной целостности, непротиворечивости с корпоративной культурой и другими организационными феноменами), позитивность (для целевой аудитории), таргетизированность (от лат. target — мишень) — адресность знакового послания (четкое определение целевой аудитории), принцип выделения отдельных брендов в са- Товарный знак, фирменный стиль, бренд________________________________ 39 мостоятельные объекты маркетинга, охраноспособность соответствующих элементов бренда, рекламоспособость составляющих бренда (рекламоспособность концепции, фирменного стиля в целом и его элементов), необходимость выстраивать любой бренд на конкурентном преимуществе (истинном или виртуальном, но обязательно однозначно представленном в представлениях целевой аудитории), соответственность (соответствие потребностям целевой аудитории).
Таким образом, товарный знак, фирменный стиль и бренд являются, с одной стороны, различными феноменами, как по происхождению, так и по выполняемым функциям, с другой стороны — включены в общий процесс функционирования современного производства, когда бренд выстраивается на основе товарного знака и фирменного стиля и является наивысшей целью любого производителя. В табл. 2.2 представлены некоторые обобщения относительно содержания феноменов товарный знак, фирменный стиль и бренд. Эффективный рекламный образ строится на базе архетипа. Категория «архетип» до сих пор остается сложной и трудно операционализирован-ной. По мнению некоторых исследователей, скорее являющейся метафорой для обозначения различных феноменов индивидуального и коллективного бессознательного, специфического психического материала, в котором содержатся образы, чувства, ассоциации, телесные ощущения, либо выступающей как проявление общечеловеческой памяти. Архетипы в концепции К. Юнга имеют изначальное, архаическое происхождение и несут в себе общечеловеческий смысл [21]. Кроме эротических и танатических архетипических фигур в бессознательном представлены и иные архетипы: архетип Воды (Космические Воды, Космический Океан, Мировая Река), архетип Тени, архетип Движения, Времени и др. Существование и развитие брендов и имиджей достаточно сложно объяснить без архетипической привязки. Категория «архетип» достаточно полно восполняет понимание механизма интериоризации рекламных образов, понимание того, как образ товара, производителя, человека становится достоянием целевой аудитории, как формируется сначала узнаваемость, а затем и лояльность к определенной марке. В сильных брендах и имиджах на определенном этапе их развития происходит открепление образа от его прототипа. Образ начинает жить своей собственной жизнью, переселяясь в поле массового сознания и теряя «энергетическую» подпитку своего объекта. А заложенный в рекламный образ архетип является лучшей силовой установкой, обеспечивающей более или менее длительное его существование.
Глава II Таблица 2.2
Механизмы такой поддержки хорошо известны в психологии. Каждый человек взаимодействует с внешним миром и внутренним психическим материалом посредством двух основных способов, а именно — идентификации и проекции. Под идентификацией понимается отождествление человеческого сознания с какими-либо внутренними образами в бессознательной сфере или с внешними феноменами (например, имидж политика). Идентифицируясь с внутренним образом, человек на какое-то время, а иногда и на всю жизнь, как бы перевоплощается в обобщенные фигуры типа мудреца, служителя или воина и ведет себя соответственно скрытым переживаниям, не осознавая, откуда исходит подобное влияние [3]. С другой стороны, идентификация с внешним имиджем приводит, например, в случае с политическими выборами, к решению голосовать за Товарный знак, фирменный стиль, бренд того или иного кандидата или за ту или иную партию. Аналогичный процесс имеет место и в сфере потребительских предпочтений. Рекламные образы, функционирующие по идентификационному типу, широко распространены. Использование типизированных героев, типичных ситуаций, стратегий резонанса и другие способы позволяют запустить процессы идентификации у целевой аудитории. >' « Второй механизм — это проекция. Проекция предполагает процесс, при котором, наоборот, окружающая действительность (ее объекты, предметы, люди) наделяются чертами и признаками скры гых внутренних образов. Происходит как бы внутренняя достройка, перенос на внешний мир внутреннего содержания. Проекционные рекламные образы с точностью до наоборот задают идеальную планку, некий эталон, который также становится частью личности, но по типу идеального образа. Таким образом, архетипический фундамент рекламного образа создает заряженность для социальных групп, запускает и обеспечивает процессы идентификации и проекции. Следует отметить, что в различные исторические эпохи и периоды общественного развития сознание актуализирует различные архетипы, востребует различные образы для заполнения ниш в символическом пространстве. Так, например, по мнению Э. Н. Ожиганова, общественное сознание в последнее десятилетие развития России актуализирует архетип Спасителя. Шведский экономист Т. Гэд называет архетипический план бренда ментальным измерением, также подчеркивая его определяющее влияние на процессы построения и дальнейшее функционирование образа [6]. По мнению американского исследователя Ч. Петтиса, архетипы — это самый эффективный язык для создания фундамента прочного бренда. Автор приводит варианты использования архетипов в построении рекламных образов крупнейших мировых брендов. Coca-Cola — Невинный герой (чистый, здоровый, счастливый, оптимистичный, любящий простые удовольствия), Microsoft — Правитель, IBM — Мудрец (но с элементами Шутника, сознательная борьба IBM с обыденностью, стремление повысить интерес — старая реклама с Чарли Чапли-ном и т. д.), Nokia — Исследователь, Intel — Мудрец и др. Без понимания сложной структуры рекламного образа невозможно описать процессы его восприятия. На наш взгляд, перцептивные процессы (процессы восприятия) целесообразно рассматривать в качестве основополагающих для определения эффективности рекламы, поскольку именно в формате перцепции запускается воздействующий механизм Глава I рекламы: фигура структурируется из фона, понимаются и усваиваются смыслы, инициируются процессы идентификации и проекции, — или, другими словами, запускается рекламная коммуникация. По мнению отечественного психолога Д. А. Леонтьева, рекламу можно отнести к практикам направленной трансляции смыслов [12]. Рекламный текст представляет собой сложный феномен. В нем возможно выделить различные типы структур: логическую, синтаксическую, семантическую, временную и др. Специфика восприятия рекламных образов опосредована существенной и универсальной характеристикой любой рекламы, а именно имплицитным характером рекламного текста. Реклама объективно в целях оптимизации затрат вынуждена использовать малые формы свернутой, фрагментарной и подчас скрытой организации текста. Другими словами, авторы рекламных текстов используют специальные техники упаковки и архивации рекламных смыслов и образов. На наш взгляд, рекламный слоган можно рассматривать как типичный рекламный упаковщик смыслов. В данном контексте приобретает значимость проблема адекватного декодирования и восприятия рекламного образа.
В гештальт-психологии хорошо изучены «визуальные упаковщики», так называемые двусмысленные картинки, когда один и тот же образ можно воспринимать двояко. Данный феномен представлен на рис. 2.3, названный авторами «жена или теща». Смотрящий может увидеть в этой картинке как изображение привлекательной молодой особы, так и образ пожилой женщины. Товарный знак, фирменный стиль, бренд________________________________ 43 Данное изображение иллюстрирует ситуацию альтернативы между двумя конкурирующими организациями зрительного поля. А процесс изменения образа являет собой процесс смены фигуры, когда часть фона одной фигуры становится частью новой (второй фигуры) и наоборот. Стимульные факторы таких конструкций соревнуются между собой относительно того, что будет воспринято, а восприятие как таковое организуется исключительно благодаря приданию хаотическому визуальному полю определенного контекста. Полисемантичность рекламного образа — это способ повысить его продающий момент, повысить эффективность рекламных коммуникаций в целом. А достичь полисемантичное™ образа в жестко ограниченном рекламном формате возможно только посредством использования специальных техник упаковки и архивации. Описанная выше ситуация, на наш взгляд, является наиболее эффективной с точки зрения оптимальной организации рекламных текстов. На макроуровне смыслообразующие функции рекламного образа выполняет рекламируемый товар или услуга. Именно товар придает смысл (оформляет фигуру из фона в терминологии гештальт-психологии) клипированному видео-, аудиоряду в случае с теле-, радио- или текстовой рекламой. На микроуровне (уровень структуры рекламного сообщения) одним из самых лучших механизмов упаковки смыслов и образов в жестком имплицитном формате рекламы является метафора. Восприятие метафоры, как отмечает Д. Чендлер, всегда требует от реципиента «прыжка воображения», иначе — интеллектуальной (активной) обработки, осмысливания [22]. Метафора создает у воспринимающего четкую фигуру, очерчивает исходный образ. Поэтому понятна притягательная сила метафоры для рекламистов. В рекламных текстах используются как визуальные, так и вербальные и музыкальные метафоры. Одним из классических примеров использования визуальной метафоры в рекламе является рекламная кампания сигарет «Silk Cut» (в переводе на русский — отрез шелка). Производитель дал массированную наружную рекламу, когда по дорогам США с частотой в несколько миль были установлены щиты с фотографическим изображением отреза слегка колеблющегося фиолетового шелка, в котором имелся разрез, как будто материал рассекли бритвой [22]. Кроме правительственного предупреждения о вреде курения рекламный щит не содержал никакой вербальной информации. 44_____________________________________________________ Глава II Очевидно что данный образ не просто иллюстрирует название марки сигарет, но также направлен на смягчение представлений о сигаретах, использование которых может привести к воспаленному горлу, кашлю и другим негативным последствиям. Однако, данный рекламный образ в семиотической литературе по рекламе был проинтерпретирован и как метафора. Мерцающий шелк с чувственными кривыми должен символизировать женское начало. Очевидны из такого понимания и маркетинговые цели рекламистов (целевая аудитория, позиционирование товара и т. д.). Возможно представить и более сложные конструкции, такие как совмещение метафоры и метонимии. Относительно вербальной части рекламы варианты такого совмещения будут рассмотрены ниже. В качестве образной метонимии можно рассматривать рекламный образ сигарет «Marlboro» (одинокий ковбой как составная часть образа жизни сильного и свободного человека). Вербальная часть рекламного текста обладает определенной спецификой. Восприятие в данном случае имеет сукцессивный характер, или, другими словами, текст может восприниматься и зрением, и слухом. Однако и в данном случае возможно моделировать ситуацию двусмысленной организации, ситуацию полисемантичное™ рекламного образа. Принципиальное значение такая модель имеет относительно конструирования слоганов. Мы уже говорили, что слоган представляется нам упаковщиком смыслов. Основная задача рекламного слогана состоит в организации фигуры, образа, смысла рекламируемого объекта. В случае с корпоративной рекламой в слогане очевидно локализована имиджформирующая информация. По мнению отечественного исследователя Л. В. Матвеевой, имиджформирующая информация должна содержать в себе два разнонаправленных вектора: заостренность эмоциональной составляющей и неопределенность, размытость по когнитивной компоненте [14]. Другими словами, хороший слоган должен совмещать в себе четкую образную фигуру, несущую смысловое многообразие на дозированной информационной основе. Проиллюстрируем этот тезис следующим примером. В слоган компании Tefal «Ты всегда думаешь о нас» задано четкое эмоциональное состояние (позитивное чувство приятных отношений — контекст задается звуком и цветом рекламы) при неопределенности субъекта и объекта действия (непонятно, кто и о ком думает). Субъектом действия может выступать как реципиент, думающий о компании Tefal (в данном случае суггестивная формула), так и Товарный знак, фирменный стиль, бренд________________________________ 45 компания Tefal, думающая о нас — потребителях. Фигура и фон меняются местами, а потребители рекламы получают слоган с большим идентификационным потенциалом (каждый осмысливает текст исходя из центральных факторов: установки, личного опыта, личных смыслов и т. д.). Следующий пример иллюстрирует вариант совмещения в слогане метафоры и метонимии (предыдущий слоган также можно рассматривать как такое совмещение). Компания Stanley предложила своим потребителям слоган «Stanley — в порядке вещей». С одной стороны, это метафора — иметь стенные шкафы «Stanley» в порядке вещей (все равно, что иметь телевизор), с другой, — метонимия (стенные шкафы представлены посредством части предмета — вещи будут в порядке). Совмещение данных тропов является, на наш взгляд, аналогом рассмотренной выше двусмысленной картинки, когда фигура и фон поочередно меняются местами. Слоган рекламной кампании Южно-Российского гуманитарного института — «ЮРГИ — образование нового поколения!» — также является примером полисемантического рекламного образа.1 Первый смысл конструкции — образование как творческий процесс, буквально творение нового поколения. Второй смысл — образование нового поколения как родовая функция любого вуза — обучение. Третий смысл — обучение именно нового поколения. И четвертый смысл — поколение как слово, отражающее качественное состояние объекта (например, телевизоры четвертого поколения). Ценность подобных конструкций состоит, во-первых, в большем смысловом диапазоне, инициирующем интеллектуальную переработку информации, во-вторых, в развертывании имиджформирующей информации (заостренность аффекта при диффузной когниции), в-третьих, — слоган обладает большим идентификационным и проекционным потенциалом (включает в рекламную коммуникацию максимальное количество потребителей рекламы). Важно отметить, что восприятие таких конструкций очевидно разворачивается в активном режиме, с подключением смысловых образований реципиента, а значит более эффективными будут процессы запоминания и воспроизведения рекламной информации. Конструирование полисемантичных рекламных образов предполагает построение нескольких фигур и запускает коммуникативный про- ' Данный слоган создан профессором МГУ Д. А. Леонтьевым и любезно подарен институту, за что авторы книги выражают Дмитрию Алексеевичу признательность и благодарность. 46_____________________________________________________ Глава И цесс как активное интеллектуальное овладение значениями, что, в ко* нечном счете, определяет те или иные реакции потребителя рекламы (покупки, обращения, обсуждение с референтными лидерами полученной информации и т. д.). В заключение стоит отметить, что как в теоретическом плане, так и в многочисленных практиках создания рекламного образа, требуются сложные гуманитарные технологии, включающие диагностические и проекционные этапы и являющиеся по своей методологической сути технологиями междисциплинарными, маркетингово-психологически-ми. Определение архетипа образа, придание рекламному образу поли-семантичности — все это процессы, подобные закладке фундамента, от которого зависит, насколько построенное здание сможет быть устойчивым, а его владельцы — достигать поставленных целей. Используемая литература 1. Башев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Экономика, 1999. 2. Багпра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М., СПб., К.: 3. Выгонский С. И. Практика экзистенциальной психотерапии. Ростов-на- 4. Голубков Е. П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. С. 287. 5. Гузеев Г., Челенков A. Marketing in English//MapKeTnnr. 1997. № 3. С. 110. 6. Гэд Т. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. 7. Диксон П. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998. С. 308. 8. Иевлев В. Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рын- 9. Индустрия рекламы. 2001. N°. 2. С. 8.
10. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. М.: Изд-во «Центр», 11. Лпмбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. 12. Леонтьев Д. А., Конарева Л. В. Восприятие образа персонажа и образа 13. Маркетинг/Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИГИ, 1995. С. 127. 14. Матвеева Л. В. Рекламный имидж в бизнесе и политике//Реклама. Товарный знак, фирменный стиль, бренд________________________________ 47 15. Минакова Е. В. Интеллектуальная собственность. Ростов-на-Дону: Изд- 16. ОвруцкийА. В. Маркировка как вид рекламной коммуникации//Марке- 17. РосситерДж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб: Питер, 18. Филюрин А. С. Управление торговыми марками российских фирм-про 19. Шредер В. Л. Визуальный облик торговой марки//Мир упаковки. 2001. 20. Элвуд И. Торговая марка и ее правовая защита//Креатив. 2002. № 4. 21. Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного//Психология бес 22. ChandlerD. Semiotics for Beginners Routledge. London, 2002. Глава III
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |