Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология половых различий. Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнения




Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнения. Однако, эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

Э. Маккоби и К. Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, мотивации, самосознания, уровня активности и эмоциональности, общительности и т. д. Достоверно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны.

Напротив, существуют мнения, что девочки «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее усвоенных реакций; мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда; у девочек слабо развита потребность в достижении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Эти утверждения, однако, недостаточно обоснованы.

А. Анастази, анализируя данные американских авторов, касающиеся психологии половых различий, отмечает, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математическим рассуждениям, а женщины – по ловкости рук, скорости восприятия, счету, памяти, беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотивы достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин – социальная ориентация. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от культурных факторов. Влияние биологических условий может быть совсем прямым, например, роль мужских половых гормонов в агрессивном поведении, или косвенным, например, влияние социальных условий и образования на более быстрое развитие девочек по сравнению с мальчиками.

На нормативном уровне издавна шел спор: считать ли более желательной поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина) или, напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но одновременно самостоятельная женщина)? На более высоком уровне развития культуры и философской рефлексии предпочтение отдается второй модели, ориентированной на большую степень взаимопонимания полов, тогда как в первом случае их отношения мыслятся как иерархические, основанные на господстве и подчинении.

Максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, то есть высокая маскулинность (выраженность мужских черт) у мужчин и высокая фемининность (выраженность традиционных женских черт характера) у женщин не является гарантией психического благополучия. Высокая фемининность у женщин часто коррелирует с тревожностью и пониженным самоуважением; высокомускулинные мужчины после 30 лет оказываются менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.