Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 39 страница




- сведение к минимуму наказаний за беспорядок в комнате Ребенка или на его столе, если это связано с творческой рабо-мй и обнаруживается в то время, когда работа еще не закончена, - предоставление ребенку комнаты или ее части для занятий, - демонстрация ребенку того, что его любят таким, какой он ь, а не за достигнутые успехи,..

- поручение ребенку выполнения посильных для него дел, - оказание помощи ребенку в построении собственных планов и 'Ринятии решений,

 

- приглашение ребенка с собой в поездки по интересным мес-

 

~~ оказание помощи ребенку в улучшении результатов его рабо- оказание помощи ребенку в общении с детьми из разных со-ьных и культурных слоев,

 

установление для ребенка разумных поведенческих стандар-1 и слежение за тем, чтобы ребенок их соблюдал,

 

- отсутствие заявлений о том, что ваш ребенок хуже д{ детей,

 

- отсутствие действий, унижающих ребенка, - обеспечение ребенка книгами и материалами для его л> занятий,

 

- приучение ребенка мыслить самостоятельно, - регулярное чтение ребенку интересной в познавательно> не литературы,

 

- приучение ребенка к чтению с малых лет, - побуждение ребенка к фантазированию, придумыванию.) рий,

 

- внимательное отношение к личным потребностям р(- каждодневное нахождение времени для того, чтобы пс ребенком наедине,

 

- привлечение ребенка к участию в планировании семЦ дел,

 

- отсутствие наказаний ребенка за ненамеренно сдеЯ< ошибки,

 

- похвала ребенка за выученные стихи, рассказы, песни;1 - обучение ребенка свободному общению со взрослыми лц любого возраста,

 

- оказание помощи ребенку в его экспериментировании с жающей средой в познавательных целях, - позволение ребенку играть со всякими вещами, - побуждение ребенка к тому,, чтобы находить пробле> шать их, *.

- нахождение достойного похвалы в занятиях ребенка> - отсутствие неискренней и беспредметной похвалы, - честность в оценках своих чувств по отношению к - не исключение никаких тем из обсуждения с ребенко> - предоставление ребенку возможности принимать зш решения, - оказание ребенку помощи в его личностном развитии,* - оказание ребенку помощи в самостоятельном поиске и1 заслуживающих внимания телепрограмм, ''

 

- развитие у ребенка позитивного восприятия своих спое тей;.;

 

- поощрение ребенка к максимальной независимости от лых,

 

- отсутствке примиренческого отношения к неудачам сопровождаемого словами <я тоже не умею это делать>, - вера в здравый смысл ребенка и доверие к нему, - стимулирование самостоятельности ребенка. В работе с одаренными детьми и в педагогических усил< правленных на развитие детской одаренности, следует исхо того, что у каждого физически здорового и психически и ного ребенка есть определенные задатки к развитию неплр) собностей в какой-либо области человеческой деятельно

 

дз предположения о том, что каждый здоровый ребенок является дтенциально одаренным.

 

Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром " со временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить. Первую из задач решает райняя психо-"пагностика детей, вторую - такое построение учебных программ, "т-обы они в максимальной степени способствовали развитию детской ддаренности. Об основах построения таких программ далее пойдет

 

речь.

 

Развивающие программы должны быть нацелены на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, социальной адаптации и лидерства. Для выявления детской одаренности и ее развития учебный материал должен выходить за рамки общепринятой учебной программы и содержать в себе что-то сверх нее, интересное и новое для детей. Учащимся, кроме того, должна быть предоставлена возможность для глубокого проникновения в содержание и задания обычной программы, более широкое поле для самостоятельной деятельности, исследования и экспериментирования в учебном процессе. Такая учебная программа должна предоставлять детям возможность добиваться успехов и демонстрировать свои индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах. Развивающая программа должна строиться на базе тщательной предварительной психодиагностики детей, точного определения зоны их потенциального развития, целей и задач обучения преподаваемому предмету. Наконец, учебная программа, рассчитанная на выявление и развитие детской одаренности, должна быть достаточно гибкой для того, чтобы позволить каждому 'ребенку выявить свою творческую индивидуальность. В ней должны содержаться необходимые стимулы, мотивирующие учебную деятельность и полностью раскрывающие способности ребенка.

 

Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверен-ость в себе, воспитывает независимость взглядов.

 

Творческую активность детей повышает создание благоприятной Атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителей. Поощ-Рение оригинальных высказываний ребенка является хорошим сред-вом для развития творческой познавательной активности. Немало-жную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие ре-нка к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни * те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим детям зволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. 1 Развитие творческих способностей детей можно стимулировать 1ез введение их в необычную, гипотетическую ситуацию, через 1тановку перед ними вопросов типа <А что было бы,?сли...?>. 1том же направлении работают вопросы, при ответе на которые 1 Обходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения,

 

творчески их применять в возникшей ситуации. Неплохие " таты дают задания, предполагающие внимательное изучение кал либо объекта с целью увидеть и описать его особенности.

 

Существенно развивают детей и способствуют проявленн) интеллектуальной одаренности задачи, связанные с практиче применением полученных в школе знаний. Активизировать кц тельные процессы ребенка можно путем постановки перед ним ний познавательного характера (<соотнесите...>, <перечислвД <расскажите...>, <сформулируйте...>, <установите...>, <опишщ <назовите...>), заданий на понимание (<расскажите своими* ми...>, <опишите, что вы чувствуете...>, <покажите взаимосвц <объясните смысл...>), заданий на сферу применения (<{ монстрируйте...>, <объясните цель...>, <воспользуйтесь этим,", решить...>), заданий аналитического характера (<разложит составляющие...>, <объясните причины...>, <сравните...>, <расс1 по порядку...>, <классифицируйте...>, <объясните, почему...> ний синтетического характера (<создайте...>, <объедините а знаку...>, <что произойдет, если соединить...>, <придумайте дру[ риант...>, <есть ли иная причина...>), заданий оценочного (<определите...>, <установите нормы...>, <отберите и выберу, <выскажите замечания...>, <выберите то, что вам болыц1 нравится...>, <что вы думаете о...>).

 

Все сказанное о выявлении и путях развития детск ренности требует психодиагностики, которая должна пронд весь процесс работы с ребенком с начала и до конца, от л ния первых признаков его одаренности до оценки результат вивающего обучения.

 

Под психодиагностикой уровня познавательного развитеЦ собностей детей имеется в виду работа, направленная на оц? тигнутого уровня интеллектуального развития с целью совер вания обучения и воспитания, ускорения психосоциального ния и развития детей, включая их восприятие, внимание, во ние, память, мышление, речь, двигательные умения и навыки специальные способности.

 

Восприятие детей можно изучать с точки зрения его< свойств: предметности, константности, объективированносга ленности,- ставя и решая вопросы его развития в онтогенез годятся (при условии их адаптации к детям соответствуюид раста) практически все методы изучения аналогичных свойС рые применяются на взрослых. Особое внимание в процент ностики восприятия у детей уделяется становлению и развййЙ цептивных действий-тех внешних и внутренних операиЙ зультате которых складывается правильный образ предмет представляющий в голове человека его свойства.;)> При изучении такого познавательного процесса, каким внимание, прежде всего стараются выяснить, каким оно я ребенка: непроизвольным, произвольным, непосредственЙ средствованным, а также установить основные показатели

 

дбъем, устойчивость, переключаемость и распределение, способность "длительной концентрации, периодические колебания и ряд других.

 

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ре-(,енка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, одно-начных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сде-дать нельзя, так как художественно-изобразительные умения дегтей дще слабо развиты. Ребенок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить. О представлениях детей также можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям цли предметам. Однако и здесь желательно делать скидку на то, дасколько хорошо ребенок овладел речью. Особенно богатый материал для выводов о детских представлениях дает анализ продуктов их фантазии.

 

Для психологического изучения мышления детей разработано и применяется много различных методов. Это и тесты интеллекта, и специальные методики, направленные на изучение процесса формирования понятий, и разнообразные логические задачи, предлагаемые ребенку в наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-'логической форме. К тому, что уже говорилось о психодиагностике мышления ребенка при помощи этих методов, следует добавить, что такая психодиагностика должна быть комплексной. Судить об уровне развития мышления ребенка только на основе изучения процесса формирования понятий или, например, решения классических задач Ж. Пиаже нельзя. Наряду со словесно-логическим мышлением обязательно должно изучаться наглядно-образное мышление ребенка. Лишь совокупность показателей, характеризующих разные виды пышления, позволяет в целом судить об уровне общего интеллекту-мьного развития ребенка. Все мыслительные задачи, предлагаемые <стям, должны быть интересными для них. Только в этом случае Удастся полностью представить и описать детское мышление. Иногда №ти показывают низкие результаты по тестам интеллекта не потому, не способны думать, а по той причине, что тестовые задания "Росто для них неинтересны.

 

В процессе психодиагностического исследования речи ребенка Снимаются во внимание фонетика, грамматика, словарный запас, таксис и семантика, множество других частных показателей рече--"о развития, вытекающих из этих основных параметров речи. Осо- внимание уделяется исследованию речи как средства общения и

 

-бщения (мышления), а также использованию речи для произ-ьного управления психическими процессами и состояниями (старение произвольности познавательных процессов и поведения). Имеется серия специальных тестовых упражнений, направленных изучение двигательной активности ребенка и одновременно на чтие этой активности. Психологов особенно интересует произ-; ость движений, регулируемых речью, их использование ребенком в учении и в процессе решения различных творческих задач рактеристика двигательной активности ребенка, в особенное ручных движений, является одним из важнейших показателеЦ общего психологического развития наряду с мышлением и р

 

Когда говорят о психодиагностике способностей детей, н в виду их изучение и развитие под углом зрения существуюи ребенка задатков, а также исследование того, как идет пр формирования способностей под влиянием обучения и воспич Специальную психологическую задачу, связанную с изучение собностей ребенка, представляет определение зоны его потенц ного (ближайшего) развития (по Л. С. Выготскому). Для пр ческого выявления зоны потенциального развития методику диагностики 'необходимо создавать с учетом следующих ос< требований:

 

1. Серия задач, предлагаемых ребенку, должна быть лостИ сложной, но доступной для наиболее подготовленной части и дуемых детей данного возраста. 2. Система подсказок, даваемых взрослым, должна быть з продумана и одинакова для всех детей. В число подсказок не сЩ включать прямые указания на то, как решать предложенную з 3. Процедура ведения наблюдения за действиями ребенка на быть заранее определена. -1

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ 1 И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

При проведении психодкагностики уровня развития лв ребенка обращают внимание на сформированность потреС и мотивов, черт характера и нравственности, умения вест Психологический анализ мотивации предполагает выяснение) сов ребенка, мотивов его поведения и причин отдельных поС Изучение характера направлено на оценивание развитости отд его черт, в том числе динамических, волевых, стилистичесй? намические черты характеризуют силу и скорость реакции, у вость и изменчивость эмоционального настроя. К числу волев характера относятся настойчивость, целеустремленность н Стилистические черты характера включают в себя особенное)" дения и реагирования данного человека на разные жизненные ции, отличающие его. от других людей и составляющие ег" видуальность.

 

Из всевозможных методов изучения личности для иссле) детей, особенно в дошкольном и в младшем школьном возр< лее всего подходит психодиагностический эксперимент. Рас основные требования, предъявляемые к нему:

 

1. Еще до начала эксперимента психолог-исследователь Д тщательно продумать его детали, включая ситуацию, инст способ поведения экспериментатора и ведение наблюдения' ствиями испытуемых.

 

2. Экспериментальная ситуация должна побуждать ребенка к определенным действиям, на основе которых можно будет однозначно 1 удить о наличии и степени развитости у ребенка исследуемого ка-1ства. Эта ситуация должна одинаково пониматься всеми без исклю-1ния детьми, так как в противном случае они будут реагировать на 1"ее по-разному.

 

1 3. Инструкция, предлагаемая испытуемым до начала эксперимента, должна быть краткой и понятной. ' 1 4. Своим собственным поведением в отношении детей экспериментатор не должен влиять на их действия, связанные с изучаемой ха-1рактеристикой личности, так как иначе невозможно будет отмечаемые действия и высказывания однозначно отнести к личности испытуемого.

 

1 Основные трудности, связанные с психодиагностикой личност-1дых качеств детей, состоят в том, что в течение определенного 1периода времени процесс развития этих качеств может быть скрыт 1от внешнего наблюдения. Вплоть до начала ранней юности дети могут не осознавать существование у них тех или других личностных качеств, поэтому применение к ним самооценочных опросных 1тестов может не дать валидных и надежных результатов. 1 Психодиагностика межличностных отношений предполагает их 1изучение в различных группах (формальных и неформальных), в об-1щении с разными людьми (сверстниками, детьми более младшего и 1более старшего возраста, взрослыми-учителями и родителями). аблюдение, опрос и эксперимент являются тремя основными метода-1ми, которые используются для изучения межличностных отношений 1детей разного возраста. Начиная с подросткового возраста к ним Дможно добавить опросники и тесты.

 

1 Промежуточное положение между качествами личности ребенка 1) его межличностными отношениями занимают те способности, которые проявляются в общении и взаимодействии с людьми. Психо-уиагностика таких способностей у детей может проводиться путем самонаблюдения. Однако такое самонаблюдение должно быть заранее Подготовленным, продуманным и организованным, проводиться по Определенной программе. В процессе наблюдения за развитием у 1<?тей способности к общению необходимо подбирать ситуации, где 1и могли бы достаточно полно проявить эти способности. Такие 1"туации должны включать те специфические трудности, с которыми алкиваются дети. При наблюдении за общением надо фиксировать что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия Поступки сверстников, на обращения взрослых. В процессе наблюдения за учащимися оценке в первую очередь "Длежат поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) поненты общения. Среди поведенческих компонентов первосте-"ное внимание следует обратить на вербально-экспрессивные пока-(и, характеризующие речь: громкость голоса, тон и темп речи, Ражение лица, жесты, мимику, пантомимику. В числе других под-эщих оценке психологических компонентов общения находятся

 

мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акт < ния и завершающие его. Важно установить, в какой мере вер ное и невербальное поведение ребенка соответствуют друг др задачам общения.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики

 

1. Задачи психодиагностики в системе образования.

 

2. Функции практического психолога в системе образования.

 

3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики.

 

4. Норма теста, способы ее установления.

 

5. Основные проблемы психодиагностики интеллекта и способностей детей.

 

6. Этапы разработки и апробации психодиагностических методик.

 

Тема 2. Виды психодиагностических методик, особенности их применения.

 

1. Виды психодиагностических методик, используемых в системе образована

 

2. Тесты и условия их правильного применения.

 

3. Использование различных видов опроса в практической психодиагностша

 

4. Анализ документов и продуктов деятельности как средство психодиап

 

5. Особенности наблюдения, проводимого в психодиагностических целях.

 

Тема 3. Психодиагиостика уровня познавательного развития и способно

 

Понятие одаренности. Проявления одаренности.

 

Пути выявления и развития детской одаренности. Психодиагностика восприятия у детей. Средства изучения внимания.

 

Основные подходы к психодиагностике воображения. Проблемы и трудности, возникающие при изучении мышления детей. Психодиагностика общих способностей.

 

Тема 4. Психодиагностика уровня развития личности и межличностных 1

 

1. Свойства личности ребенка, изучаемые в психодиагностических целях.

 

2. Подготовка и проведение личностного психодиагностического эксперимеЙ

 

3. Особенности психодиагностики личности в младенческом и раннем возр''

 

4. Психодиагностика межличноетных отношений.

 

5. Психодиагностика способности к общению.

 

Темы для рефератов

 

1. Понятие и проявление одаренности у детей.

 

2. Психодиагностика в работе практического психолога. Ц

 

3. Методы психодиагностики познавательных процессов и способностей

 

4. Психодиагностика личности ребенка.

 

5. Психодиагностика межличностных отношений.

 

1 Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

Психологические проблемы детской одаренности. Основны этапы разработки и адаптации психологических тестов ДЛЯ детьми в психологической службе системы образования. Организация и процедура психодиагностического изучения зоны потея (ближайшего) развития ребенка.

 

Подготовка и проведение психодиагностического эксперимента для из ности ребенка.

 

Литература

 

1днастази А. Психологическое тестирование.-Кн. 1.-М., 1982. 1 (Содержание психологического тестирования: 17-31.)

 

днастази А. Психологическое тестирование.-Кн. 2.-М., 1982. 1 (Психологическое тестирование: 36-70.) (рлейхер В. М" Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

 

1 (Психодиагностика: история, теория: 7-24. Теоретические проблемы тестового исследования личности: 79-84.)

 

Долер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм - ]М" 1982.... 1 (Надежность и валидность интеллектуальных тестов: 77-96) Одаренные дети. М., 1991.

 

1 (Многогранность одаренности: 15-26. Открытие ребенка: 31-40. Развитие интересов 1 и постановка задач: 96-II 1. Развитие творческих способностей: III-124 Одарен-1юсть, ее выявление и развитие: 149-367.)

 

1 Психологическая диагностика: проблемы и исследования. М., 1981. 1 (Психодиагностика, ее задачи: 19-23. Тестология, тесты и тестирование Надежность и валидность тестов: 24-35. Обзор развития тестов: 35-49 Интеллекту-1альные тесты. История и современное состояние: 49-74. Диагностика специальных способностей, профессиональных достижений: 79-95. Диагностика личности:

 

1 Психология индивидуальных различий. Тесты.-М., 1982.

 

1!°""" '"""'" ич"ости (Р. Мейли): 84-100. Интеллектуальные тесты: ш-~ 120.)

 

1Стоунс Э. Психопедагогика. ПсихЬлогическая теория и практика Обучения. М., 1984. 1 (Разработка теста: 377-401.)

 

рромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. Психологические тесты: 223-225. Тест интеллекта: 285-287.)

 

II

 

Диагностика умственного развития дошкольников. М" 1978. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников: 7-31.)

 

диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития Гей.-М" 1981.

 

сиходиагностика развития детей: 3-10.)

 

лхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются (общество и особности человека): Книга для учителя.-М., 1989. 1"ирование интеллекта: 24-31, 37-г39.)

 

1ьконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения 1 семи лет).-М.. 1960. 1 "оды исследования психического развития детей: 23-30.)

 

III

 

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностик теллекта и личности. Киев, 1978.

 

(Методы исследования интеллекта: 46-79. Методы исследования личности Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психе ческой диагностике. Киев, 1989. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. (Как изучать ребенка: 24-38.)

 

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.-М., 1973. (Методы изучения памяти: 73-98.)

 

Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973. (Измерение способностей: II-20.)

 

Диагностика умственного развития дошкольников. М" 197 (Методики обследования умственного развития детей: 181-240.) Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развит

 

тей.-М., 1981.

 

(Методика диагностики учебной деятельности младших школьников: 13-401 ностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте:. Опыт диагностики зоны ближайшего развития: 130-152.), Земска М. Семья и личность. М., 1986. 1 (Семейное консультирование: 108-124.). Изучение учителем психического развития шестилетних уча1 методические рекомендации.-Киев, 1984, (Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29-57. Изучение эмоци волевого развития шестилетнего ребенка: 58-71.) Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессио> консультации. М., 1983.

 

(Выбор профессии: 7-15. Профориентация и профконсультация: 15-29. Пуп мы практического консультирования по выбору профессии: 81-94.) ' Мельников В. М" Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимента психологию личности. М., 1985.

 

(Принципы конструирования психодиагностических тестов и их описание: 16} Мерлин В. С. Личность как предмет психологического иссл ния.- Пермь, 1988. (Методы психологического исследования личности: 41-56.) Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: КниМ учителей о психологии ученического коллектива.-М., 1988. (Методы изучения коллектива: 59-88.) т Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития верб способности учащихся // Вопросы психологии.-1983.-№ 46-50.

 

Норакидае В. Г. Методы исследования характера. Тбилиси (Методы исследования характера: 18-87. Опросник Айзенка: 96-104. О изучения уровня эмоционального стресса: 105-115. ТАТ как метод изучения тера личности: 122-150. Тесты Роршаха как метод исследования личности: 1а

 

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. (Метод семантического дифференциала: 53-68.) Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности 1980.

 

щая характеристика и классификация проективных методик: 10-18. ТАТ (опи-1це): 71-101. Тест Роршаха (описание): 102-151.)

 

[столп" В' Самосознание личности.--М., 1983. 1дмосознание и проблема психологической помощи: 231-269.) (фраселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности: {руководство по репертуарным личностным методикам.-М., 1987. теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик: 5-26.)

 

Глава 28.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Краткое содержание

 

Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования. (Необходимость создания психологической службы в системе образования, ее основные 1дачи. Структура психологической службы, ее составляющие. Органы управления и (исполнения в психологической службе. Место практического психолога в психологической службе и его профессиональные специализации: психодиагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция. Взаимодействие в работе органов [управления психологической службой и практических психологов. Состояние и тенденции развития психологической службы в системе образования. 1 Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога. (Квалификационные характеристики и требования, предъявляемые практическому пси-(хологу в системе образования. Общее и специфическое в этих требованиях. Обязан-(юсти практического психолога. Приоритет обязанностей над правами в исполнении (профессиональных функций практическими психологами. Права практического психо-(лога, формы реализации и способы юридической, социальной и моральной защиты (этих прав. Вопросы, решаемые практическими психологами самостоятельной во взаимодействии с другими лицами, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс. Спор-(1ые вопросы, возникающие в работе практического психолога в системе образова-(ия, пути их решения.

 

1 Этический кодекс практического психолога. Понятие о профессиональном этическом кодексе. Необходимость его введения и использования в психологической служ-1 системы образования. Источники норм и правил, включаемых в этический кодекс Практического психолога. Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами 1>ического кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия практи-ского психолога в различных социальных ситуациях.

 

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

 

И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования соз-1тся и функционирует психологическая служба. Ее основными ра-У°тниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом 1 окончании высших учебных заведений по специальности <Психология>. Они принимают участие в решении вопросов, касающихся рДьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенчес-°"о и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность). На м протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до нчания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого вр занимающего в среднем от 16 До 18 лет, должно вестись систед ческое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В хо проводят регулярные психодиагностические обследования, оце ют характер и темпы психического развития ребенка, дают рец дации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализ)

 

Психологическая служба является органическим компоц современной системы образования, обеспечивающим своеврец выявление и максимально полное использование в обучении ид(тании детей их интеллектуального-и личностного потенциала ющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склону

 

Психологическая служба призвана также обеспечить своев ное выявление резервов психологического развития детей, их 1 зацию в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отст в своем развитии от большинства других детей, то задача щ ческого психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить иц нить возможные причины задержек в развитии. Если дело к одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с уско1 психического развития, трансформируется-в проблему, кото уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего вы задатков и их превращения в высокоразвитые способности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.