КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста
Связи профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики Современный образованный специалист в любой сфере жизни общества — политической, государственного управления, хозяйственной, рынка, финансовой, образовательной, правовой, инженерно-технической, медицинской, сервиса и других — не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это обусловлено объективно общественным характером труда. Есть четыре области соприкосновения большинства видов профессиональной деятельности с проблемами человека, определяющими необходимость использовать положения и рекомендации психологии и педагогики. Первая область соприкосновения — связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды. Специалисту надо понимать зависимость от них, понимать и влияния, которые оказывает на них его профессиональная деятельность, хотеть и уметь оказывать социально благоприятные влияния. Внешняя среда — не только материальные объекты и условия, но и социальные, человеческие. Работник, ориентированный на меркантильные интересы достижения «чисто профессионального» результата («профессиональный технарь»), думающий только о личной выгоде, приносит людям, стране, природе больше вреда, чем пользы. Побочные и отсроченные негативные результаты его деятельности часто проявляются как социальные, психологические, педагогические (возникают и нагнетаются отрицательные настроения у людей, чувства несправедливости и неравенства, массовые недовольства, конфликты, утрачивается вера в идеалы и ценности общества, распространяются пьянство и наркомания, миграция населения, растут преступность, Заказные убийства и др.) и техногенные (загрязнение среды, возникновение аварий и катастроф, рост их числа, нанесение вреда здоровью людей, снижение темпов технического прогресса, устаревание оборудования и пр.) последствия (результаты), которые в свою очередь негативны для людей. Эти последствия обычно много масштабнее, глубже и устойчивее, чем частный сиюминутный «профессиональный успех». Опыт новой России 90-х годов содержит многочисленные примеры, когда люди, с пафосом именовавшие себя «технарями», «профессионалами», «демократами», «гуманистами», горячими сторонниками «свободы слова», на самом деле приносили стране и народу бедствия и страдания, порождали новые и более сложные социальные и человеческие проблемы своими социально, психологически и педагогически непродуманными, нерасчетливыми, авантюрными действиями. Для общества, провозгласившего своим исходным принципом заботу о каждом человеке, такое совершенно нетерпимо. В эпоху лавинообразно ускоряющегося научно-технического прогресса многие новации в экономике и техносфере становятся опасными для людей и существования человечества вообще, а поэтому гуманитарные вопросы профессиональной деятельности приобрели огромное значение. Внешняя среда — это всегда и конкретные люди, особенности населения (в том числе психологические и педагогические). Они — пользователи услуг профессиональной деятельности специалиста (например, врача), покупатели его продукции, объекты внимания и воздействий (например, сотрудника правоохранительного органа) или партнеры, конкуренты. Надо понимать их особенности, умело строить общение и взаимоотношения с ними, ладить с партнерами. Вторая область соприкосновения — профессиональные проблемы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и методов психологии и педагогики в профессиональной работе. Понять глубоко политические, экономические, управленческие, правоохранительные, производственные и иные проблемы невозможно, не понимая людей в совокупности их особенностей, не умея выявлять и оценивать их психологические и педагогические особенности — интересы, желания, характер, образованность, подготовленность к тем или иным вопросам. Зачастую при решении профессиональных проблем приходится решать задачи мотивирования людей, возбуждения интереса, повышения их профессионализма, урегулирования взаимоотношений, прибегать к убеждению, разъяснениям, показу и использовать другие методы. Третья область соприкосновения — влияние на деятельность профессионала и ее результаты его собственных психологических и педагогических особенностей — психологических свойств и качеств, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мастерства и опыта и др. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем более всесторонне и лучше подготовлен специалист, тем выше успехи его профессиональной деятельности. Четвертая область соприкосновения — влияние на деятельность специалиста и ее результаты личных качеств и профессионализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними. В подавляющем большинстве профессиональный труд — это не труд одиночки, а труд совместный. Трудовые группы, коллективы — это тоже не сборища одиночек, а групповые субъекты деятельности, в которых действия каждого должны быть умело соразмерены с действиями других, а итоговый продукт — коллективный продукт, который не создается трудом одного, пусть самого классного специалиста. Психология групп, настроения и взаимоотношения в них, мастерство взаимодействия, трудовая дисциплинированность и добросовестность — все, что изучают психология и педагогика, имеет здесь важнейшее значение. Каждый специалист должен обладать умением трудиться в коллективе, правильно строить взаимоотношения с коллегами, обладать навыками делового общения. Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.
Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста—выпускника высшей школы Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, понимает ли он роль и влияние факторов, относящихся к психологическим и педагогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех психологических и педагогических результатов. Это определяется наличием у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую составляющую, нужную образованному человеку для достойной жизни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудовой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы». Психологическая подготовленность любого специалиста— выпускника высшей школы как минимум включает: а) общую психологическую подготовленность: • знание предмета психологической науки; системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности; • знание основ методологии психологической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности; • представление о природе психики человека, связях с физиологией высшей нервной деятельности, закономерностях развития; • знание основных психических явлений, процессов, качеств, состояний, свойств личности; • знание роли и закономерностей освоения опыта предшествующих поколений людей, сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности; • представление о психологии групп, социально-психологических механизмах и закономерностях их формирования и функционирования, особенностях поведения человека в группах, межличностных отношениях в быту и организованном коллективе; • представление о психологии современного общества, проблемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества; • убежденность в необходимости личной активной гражданской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутверждении в условиях современного общества, использования психологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построения отношений полов и учета психологии семейной жизни; • умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка; • умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств; • умение осуществлять выборы оценок, отношений, решений и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влияния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний; • умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, общения, наблюдения; • проявление зарождения психологического мышления, интереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую подготовленность; б) профессионально-психологическую подготовленность — это: • знание психологических особенностей труда, трудового коллектива; • умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать его значимость, учитывать при разработке путей повышения эффективности труда; • умение создавать психологические условия для эффективного личного труда в образовательном учреждении; • умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в трудовом коллективе; • умение отбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач; • владение элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом; • умение определять психологические пути профессионального развития своей личности; • установка на непрерывное расширение и углубление своей профессионально-психологической подготовленности. Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум: а) общая педагогическая подготовленность: • знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности; • знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности; • знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений; • знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни; • понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании; • знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей; • представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой; • ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни; • представление о психологических и педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к поведению в экстремальных жизненных ситуациях; • умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций; • умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости; • умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, ее достоинств и педагогической запущенности; • умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью; • умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.); • умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития; • умение осмысленно, элементарно корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности; • проявление зарождения педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою психологическую подготовленность; б) профессионально-педагогическая подготовленность включает: • понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности; • знание педагогических основ управления; • знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях; • понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления; • умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам; • желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность. Этот основательный минимум психологической и педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.
Основные виды психологической и педагогической подготовки специалистов Изучение психологии и педагогики в системе профессионального образования на его разных уровнях и ступенях естественно не может быть абсолютно стандартным, а должно осуществляться дифференцирование. Этот императив задается не директивами, а объективными требованиями профессии, к которой готовятся студенты. В частности — особенностями областей и степенью соприкосновения конкретной профессиональной деятельности с психологией и педагогикой. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно четыре основных вида подготовленности специалистов и необходимой подготовки их. Первый вид — обязательная минимальная психологическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому образованному человеку, для любой профессиональной деятельности. Нет таких людей и профессий, которые были бы не связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологической и педагогической природы, не зависели от их решения, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно этой объективной связи и отвечает минимальная подготовка, цели, задачи и предназначение которой рассмотрены выше. Второй вид — углубленная функциональная психологическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями имеют и психологическую или педагогическую функцию или обе в одинаковом или разном соотношении. Выполнять такую функцию, значит вести в профессиональной деятельности особую линию работы, ориентированную на достижение определенного психологического или(и) педагогического результата, который выступает необходимым условием достижения высокого специального, специфического результата. Кроме того, она имеет и самостоятельную социальную, гуманную, индивидуальную ценность. Такая функция объективно необходима в политической деятельности, управленческой, юридической, деятельности социального работника, работе с персоналом, в средствах массовой информации и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Правильно говорят, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Помимо применения общеукрепляющих организм средств это предполагает и проведение психологической и педагогической работы: формирование полного доверия больного к врачу, укрепление его веры в безусловное выздоровление, поддержку его в бодром состоянии, психологическую помощь в перенесении страданий, обучение способам поведения при болезни, самоконтроля за своим состоянием и др. Не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополнительно медицинская психология. Другой пример: в образовательных учреждениях юридического профиля с 1907 г. изучается помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых — еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности надо видеть человека и проявлять к нему не «инструментальный» подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству в своих руках для достижения личных целей), но как к личности, требующей понимания, уважения и учета его интересов. Третий вид — дополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Немалое число профессий, по названию не являющихся психологическими или педагогическими, по существу основного объекта своих воздействий, главным целям и задачам, методам и результатам, которые должны достигаться, являются по преимуществу психологическими или педагогическими, разновидностью их. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, работников учебных отделов и деканатов, часть работников кадровых аппаратов, работников профилактических служб правоохранительных органов, сотрудников органов исполнения наказаний Министерства юстиции и др. Их образование должно сочетать специальное и юридическое. Четвертый вид — основное (базовое) психологическое или педагогическое образование. Оно необходимо специалистам высшей квалификации, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи-практики, социальные педагоги, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологических и педагогических служб, лабораторий профессионального отбора и обеспечения учебного процесса, научно-исследовательских учреждений и др. Рассмотрение трех последних видов подготовки выходит за рамки учебной дисциплины «Психология и педагогика» как обязательного минимума. Вопросы и задания для самопроверки и размышлений
1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и педагогика» в профессиональном вузе? 2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогические функции изучения данного курса. 3. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях. 4. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем? 5. Раскройте связи профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики, прокомментируйте четыре области их соприкосновения. 6. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы? 7. В чем заключается педагогическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы? 8. Чем обусловлена необходимость четырех основных видов психологической и педагогической подготовки специалистов, чем они различаются? Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии? Литература
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 1997. Брайан С. Общество и образование. — М., 1989. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Журавлева В.И. — М., 1990. Глисс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 1997. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд.— М., 2000. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.— М., 1991. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М., 1990. Глава 2. Основы научно-психологического знания
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |