Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема взаимосвязи государства и права




Проблема взаимосвязи государства и права,, власти и закона широко обсуждается в государственно-правовой литературе. Управленческий аспект этой проблемы сосредоточен в вопросе о взаимодействии права как особого - государственного - регулятива с другими регулятивами общественной жизни. Социальная жизнь повсюду, где она в следствие развития социальной гетерогенности и дифференциации начинает выходить за рамки действия естественных регулятивов (традиций, обычаев, привычек), неизбежно стремится выработать новые регулятивы, целерациональные по своей сути. Право есть основной государственный регулятив общественной жизни.

Основные проблемы в вопросе о взаимосвязи права и государства сосредоточены в выяснении верховенства государства или права.

Этот вопрос по-разному разрешался исследователями, но до работ Г. Кельзена [76] и представителей возглавляемой им венской школы права в правовой литературе господствовал дуализм: либо право подчиняется государству, либо наоборот. Кельзен отверг такое решение вопроса и утверждал тождество права и государства. Близок взглядам Кельзена и австрийский социолог Л. Гумплович.

Иной точки зрения придерживались сторонники теорий " правового государства " (Тимашев, Гирке, Еллинек, Иеринг, Дюркгейм, Вебер и др.), утверждающие, что право выше государства, поскольку оно исторически старше государства и относительно независимо от него.

В марксистской теории государства и права и то, и другое являются двумя тесно связанными элементами надстройки. Право не существует без государства. Они вместе возникли, вместе существуют и вместе отомрут - это первое фундаментальное положение теории. Второе, не менее фундаментальное, положение этой же теории - государство и право суть различные социальные явления. Государство - это определенная форма организации общества, а право - это система правил поведения, и в этом качестве оно служит регулятором общественных отношений. В этом смысле право есть средство в руках государства, а последнее служит единственным источником права. Но государство само рассматривается в марксистской теории как орудие классового господства собственников основных средств производства[77]. В этом отношении образуется путаная цепочка: государство и право - средства господствующего класса, право - средство в руках государства и право - средство организации самой государственной власти. В марксистской теории провозглашен примат государства над правом.

В процессе развития государства возникшее право не заменило существовавшие раньше социальные регулятивы в виде традиций, обычаев, нравов, а только дополнило их там, где они уже не были способны продолжать выполнять свою регулятивную функцию. Поэтому право всегда и везде связано исключительно с государственной формой и прежде всего - с формой государственного устройства и соответствующими ей властными и управленческими структурами. Это право получило название позитивного, в отличие от "обычного права" (common law), связанного с обычаями. Позитивное право, дополнив обычное, само стало источником новых противоречий, разрешение которых, их регулирование вызывают необходимость введения новых норм позитивного права. Как и для всяких регуляторов, вне зависимости от их конкретного содержания, создание одного из них неизбежно вызывает создание новых. Обычаи и традиции более устойчивы, более консервативны, менее лабильны, т.е. менее склонны к каким-либо изменениям. Позитивное право, как всякий целерациональный регулятив, менее устойчиво, более вариативно и более лабильно.

Бентам, Гегель, Иеринг, Кельзен выступали против смешения двух видов права, причем позитивному праву они отдавали приоритет перед обычным, т.е. в том случае, если они вступали в противоречие, позитивное право должно быть выше.

Вебер, Савиньи и др. отрицали монополию государства на право и считали, что субъектов права может быть несколько, при этом они ссылались на пример церкви и югославской "задруги". Естественно, что любая организация имеет определенное право, но это право не имеет юридической силы, оно "внутреннее" право их организации.

Большим вкладом социально-политических наук в теоретическое решение проблем управления явились теории о компромиссах, ведущие ко все более сложным компромиссным структурам (с точек зрения институциональной и процедурной), которые могут применяться в системах управления с противоположными интересами[78].

Концепции и теории государственного управления, исторически возникшие ранее других конкретно-объектных концепций и теорий управления и развивавшиеся долгое время относительно самостоятельно, начиная с ХХ века оказывают существенное влияние на формирование других концепций, в частности концепций менеджмента. В свою очередь они используют значительные заимствования отдельных принципов и положений других конкретно-объектных теорий, поскольку последние все больше расширяют объект и предмет собственного исследования. Концепции государственного управления вносят существенный вклад в конкретно-содержательное наполнение абстрактных моделей субъекта и органов управления, принципов иерархии, централизации и децентрализации, процедур принятия решений и поиска компромисса, в разработку подходов к разрешению противоречия "цель - средства", в исследование взаимодействия целерациональных и естественных регулятивов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.