Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы снижения финансовых рисков




Методы управления финансовыми рисками

 

Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами управления финансовыми рисками являются: мониторинг, моделирование, объединение риска, распределение риска, избежание риска, диверсификация.

Мониторинг – выявление рисков, расчет их величины и динамики изменения, анализ причин возникновения и изменения. Мониторинг предшествует использованию других методов и приемов риск-менеджмента, позволяет отладить взаимодействие различных подразделений, отработать технологии сбора информации, расчета величины риска и анализа ее динамики. Мониторинг проводится на регулярной основе.

Моделирование – прогнозирование возможных сценариев развития текущей ситуации. В процессе анализа сценариев вырабатываются способы реакции организации на неблагоприятное изменение внешних и внутренних условий.

Объединение риска – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно невысокие постоянные издержки.

Разделение риска – метод, при котором риск делится между участниками проекта (программы, процесса и пр.) таким образом, чтобы возможные потери каждого стали относительно невелики.

Избежание риска – метод управления финансовыми рисками, направленный на полное исключение конкретных видов риска (разработка организационно-правовых мероприятий, отказ от осуществления финансовых вложений с высоким уровнем риска, отказ от использования больших объемов заемного капитала, отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах и т.д.).

Диверсификация – метод управления финансовыми рисками, заключающийся в распределении рисков по различным видам активов с целью снижения их концентрации (диверсификация видов финансовой деятельности, диверсификация кредитного и депозитного портфеля, диверсификация финансовых активов организации, подбор активов, доходы по которым слабо коррелируют между собой).

 

Лимитирование – подразумевает установление ограничений на величины рисков и последующий контроль их выполнений. Величина лимита отражает готовность принимать на себя отдельный риск, но при этом не превысить потребностей при каждодневной деятельности подразделений. Лимитирование предусматривает разработку внутренней документации и методик (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов), устанавливающих предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности, а также четкое распределение функций и ответственности персонала (максимальный размер заемных средств, максимальный размер вложения средств в отдельные финансовые инструменты, минимальный размер активов в высоколиквидной форме, максимальный размер вклада в одном банке и др.). Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе, а также в особых случаях.

Страхование – совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и его использования для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.

Хеджирование – способ уменьшения рисков, вызванных неопределенностью будущих колебаний цен на активы (сырье, ценные бумаги, иностранная валюта). Хеджирование заключается в совершении форвардных продаж или покупок актива на фьючерсном рынке. При хеджировании в качестве финансовых инструментов могут использоваться опционы, фьючерсы, свопы и т.д.

Хеджирование всех рисков – единственный способ их полностью избежать. Однако финансовые директора многих компаний отдают предпочтение выборочному хеджированию. Если они считают, что курсы валют или процентные ставки изменятся неблагоприятно для них, то они хеджируют риск, а если движение будет в их пользу – оставляют риск непокрытым.

Одним из недостатков общего хеджирования (т.е. уменьшения всех рисков) являются довольно существенные суммарные затраты на комиссионные брокерам и премии опционов. Выборочное хеджирование можно рассматривать как один из способов снижения общих затрат. Другой способ – страховать риски только после того, как курсы или ставки изменились до определенного уровня. Можно считать, что в какой-то степени организация может выдержать неблагоприятные изменения, но когда они достигнут допустимого предела, позицию следует полностью хеджировать для предотвращения дальнейших убытков. Такой подход позволяет избежать затрат на страхование рисков в ситуациях, когда обменные курсы или процентные ставки остаются стабильными или изменяются в благоприятном направлении.

Резервирование – создание резервных фондов (самострахование), предназначенных для возмещения убытков в случае возникновения различных непредвиденных ситуаций за счет полученной прибыли.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском.

Резервирование становится необходимым в следующих случаях:

· очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению с другими способами снижения рисков (в частности, размер премии, которую необходимо заплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим, а проведение предупредительных мероприятий дает малый эффект при больших затратах);

· невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков организации в рамках других способов снижения рисков.

Важной задачей при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта или финансовой операции в зависимости от этапа реализации, на котором проводилась эта оценка. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

Первый подход предполагает, что резерв делится на две части:

· общий – должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы;

· специальный – включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

 

Второй подход предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов. Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету. Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

Преимущества резервирования можно разделить на экономические и управленческие.

Экономические преимущества состоят в следующем:

· экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и увеличить прибыль;

· получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;

· экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков.

 

Экономия, которую можно получить при отказе от уплаты страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая выгода при страховании небольших, но частых убытков, которые достаточно хорошо прогнозируемы за разумный промежуток времени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль страховщика, которые могут составить более 50% суммы страховой премии.

С точки зрения эффективности менеджмента резервирование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением гибкости управления риском, сохранением контроля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.