Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации и оборудования




Второй период развития микробиологии физиологический связан с именами ученых Луи Пастера (1822-1895) и Роберта Коха (1843-1910). Л. Пастер установил, что молочнокислое и маслянокислое брожение, процесс разложения белковых продуктов есть результат жизнедеятельности микроорганизмов. Он доказал, что микроорганизмы являются возбудителями ряда заболеваний, и выделил бактерии куриной холеры, остеомиелита, разработал методы профилактики инфекционных заболеваний путем вакцинации, которые успешно используются до настоящего времени. Л. Пастер разработал не только принципы вакцинации, но и способ приготовления вакцин. Предложенный им способ приготовления вакцины против бешенства позволили в 1886 году И.И. Мечникову и Н.Ф. Гамалея организовать в России лабораторию, в которой проводили прививки против этого заболевания.

Основные этапы развития микробиологии

Томск, 2002

Издание второе, переработанное и дополненное

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

РУКОВОДСТВО

Томск, 2002

ПО МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

РУКОВОДСТВО


 

 

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Сибирский государственный медицинский университет

«Утверждаю»

Директор ГОУ ВУН МЦ МЗ РФ

П.А. Душенков ______________

«___» ______________ 200 г.

 

 

ПО ОБЩЕМУ КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

 

Рекомендовано Министерством здравоохранения

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов лечебно-профилактического,

медико-биологического и фармацевтического факультетов

 

 

 

 


Руководство составлено профессорами Е.П. Красноженовым, М.Р. Карповой, И.Н. Ильинских, доцентами Ю.Н. Одинцовым, В.Г. Пехенько, Л.С. Муштоватовой, ст. преподавателем Т.Л. Мирютовой, ассистентом М.В. Шамис.

 

Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. Под ред. проф. Е.П. Красноженова. Томск, 2002.

 

Руководство представляет собой обзор современной литературы по вопросам морфологии и физиологии, генетике микроорганизмов, в том числе и вирусов, инфекции и иммунитета, иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний и является дополнением к теоретическому курсу «Медицинская микробиология». Приведены сведения, позволяющие овладеть практическими навыками выполнения различных лабораторных методов исследования. Составлено в соответствии с программой, утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России.

 

 

Руководство предназначено для студентов врачебных, фармацевтического и медико-биологического факультетов.

 

Рецензенты:

 

 

Томск, Сибирский государственный медицинский университет, 2002


 


ВВЕДЕНИЕ

Открытие мира микроорганизмов связано с именем Антония Левенгука (1632-1723). А. Левенгук создал свой микроскоп, дающий увеличение до 300 раз, что позволило ему обнаружить, описать и зарисовать основные формы бактерий и клеток. Этот период назван – морфологическим, так как исследования в области микробиологии сводились к описанию форм бактерий.

Открытие возбудителей болезней сопровождалось изучением их биологических свойств и их этиологической роли в возникновении инфекционных заболеваний. Огромный вклад в этом направлении сделан немецким микробиологом Р. Кохом. Он разработал и, в дальнейшем, сформулировал триаду Генле-Коха:

1) предполагаемый микроорганизм - возбудитель данного заболевания не может быть выделен при других инфекционных заболеваниях;

2) микроорганизм должен быть выделен в чистой культуре;

3) чистая культура возбудителя должна вызывать у экспериментальных животных специфическую болезнь.

Немецкая школа микробиологов во главе с Р. Кохом внесла большой вклад в развитие микробиологии, разработав способы получения чистых культур микроорганизмов, методы окраски бактерий анилиновыми красителями.

Благодаря методам, предложенным Р. Кохом, были изучены обмен веществ, дыхание, ферментативная активность, рост и размножение, культивирование на искусственных питательных средах, экзотоксины бактерий.

За короткий промежуток времени было открыто большое количество возбудителей инфекционных заболеваний человека (гонореи – А. Нейссер, брюшного тифа – К. Эберт, туберкулеза - Р. Кох, холеры – Р. Кох, стафилококк – Л. Пастер, дифтерия – Леффлер и др.).

Третий период микробиологии ознаменовался созданием нового направления в микробиологии - иммунологией. Русский ученый И.И. Мечников (1845-1916) и немецкий ученый П. Эрлих (1854-1915) считаются основоположниками иммунологии. И.И. Мечников разработал фагоцитарную теорию иммунитета и впервые ввел понятие «Клеточный иммунитет». И.И. Мечников рассматривал фагоцитоз, как основной фактор защиты организма человека от возбудителей инфекционных заболеваний.

П. Эрлих предложил гуморальную теорию иммунитета и положил начало учению об антителах. К концу ХIХ века выяснилось, что эти две точки зрения ученых дополняют друг друга. За эти исследования И.И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии 1908 г. в области иммунологии.

В 1892 г. Д.И. Ивановский сообщил об открытии им возбудителя мозаичной болезни табака - фильтрующегося вируса. Этот год считается датой рождения нового направления в микробиологии – вирусологии, которая в настоящее время стала фундаментальной биологической наукой. Затем были открыты вирусы полиомиелита – 1909 г. К. Ландштейнер и Е. Поппер; бешенства –1892 г. В. Бабеш и 1903 г. Негри; кори – 1911 г. Дж. Гольдбергер и Дж. Андерсон; паротита – 1934 г. К. Джонсон и Э. Гудпасчер; вируса гриппа – 1933 г. В. Смит и К. Эндрюс; вирус клещевого энцефалита – 1937 г. Л. Зильбер, Е. Левкович, Т. Чумаков; вирус ВИЧ - 1982 г. Р.Гало, 1983 г. Л. Монтанье; вирус гепатита – 1970 г. Д. Дейн.

В конце ХIХ века было установлено, что болезни человека могут вызывать не только бактерии, но и простейшие: амебы, лейшмании, плазмодии малярии и т.д. Возникло учение – протозоология.

Для лечения и профилактики инфекционных заболеваний наряду с созданием и применением вакцин и сывороток развивается новое направление – химиотерапия. Одним из основоположников этих исследований был П. Эрлих. Им было установлено губительное действие ряда красителей на трипаносомы, создан препарат «Сальварсан», бактерицидно действующий на спирохеты – возбудителя сифилиса. Начиная с 30-х годов, были разработаны препараты против малярии – хинин, сульфаниламид, стрептоцид и т.д.

Английский ученый А. Флеминг в 1928 г. положил начало созданию антибиотиков. Он установил экспериментально, что вокруг зеленой плесени – гриба рода Penicillium – отсутствует рост стафилококков. В 1940 г. Х. Флори и Э. Чейн получили стабильный препарат очищенного пенициллина для лечения многих инфекционных заболеваний.

Молекулярно-генетический этап развития микробиологии начинается с 40-50 годов ХХ века. Огромные успехи в области молекулярной биологии, генетики, биотехнологии, биохимии позволили расшифровать геном бактерий и вирусов, создать рекомбинантные штаммы микроорганизмов и использовать их для получения разнообразных биологически активных веществ (антибиотиков, гормонов, ферментов, витаминов), установить химическую структуру иммуноглобулинов и разработать способ получения моноклональных антител, изучить принцип функционирования иммунной системы, разработать диагностические системы к вирусам и бактериям, основанные на иммунологических и генетических принципах, создать генно-инженерные вакцины. Научные достижения ученых мира создали реальные предпосылки к развитию биотехнологии и ликвидации ряда инфекционных заболеваний. Благодаря иммунопрофилактике ликвидирована натуральная оспа, снижена заболеваемость корью, коклюшем, дифтерией, туляремией, сибирской язвой и т.д.

В настоящее время широкие исследования ведутся в области борьбы с такими распространенными заболеваниями как гепатиты, туберкулез, ВИЧ - инфекция.

 

Структура микробиологической службы Российской Федерации

В России в 1999 году принят закон «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения». В этом законе предусмотрены меры по предупреждению, возникновения и распространения инфекционных заболеваний. С этой целью должны своевременно проводится санитарно-противоэпидемические мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской федерации, введения при необходимости карантинных мер в отношении больных инфекционным заболеванием, проведении профилактических прививок.

Для контроля за исполнением закона и своевременном проведении предусмотренных мероприятий создана государственная санитарно - эпидемиологическая служба Российской федерации, которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ осуществляется, Главным государственным санитарным врачом – в ранге зам. министра Здравоохранения РФ. В субъектах РФ организацию деятельности санитарно - эпидемиологической службы осуществляют Главные санитарные врачи республик, областей, городов и районов.

Кроме того, в состав санитарно-эпидемиологической службы включены структурные подразделения железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, служб безопасности, налоговой и пограничной службы, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в вооруженных силах и др. указанных выше подразделениях.

Все структурные подразделения Госсанэпиднадзора осуществляют в своих субъектах или подразделениях контроль за выполнением санитарного законодательства. Проводят санитарно-профилактические мероприятия, санитарный карантин, контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведение санитарно-эпидемических расследований, направленных на установление причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний, государственный учет инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний, связанных с вредным воздействием факторов среды обитания.

Таким образом, в каждом субъекте РФ имеется соответственный Госсанэпиднадзор (ранее именовались СЭС), который осуществляет на своей территории контроль за санитарно-эпидемической обстановкой, разрабатывает и выполняет санитарно-противоэпидемические мероприятия, вводит и отменяет карантин, информирует население об инфекционных заболеваниях и массовых отравлениях, а также о проводимых мероприятиях. В составе каждой структуры Госсанэпиднадзора имеются лаборатории (бактериологическая, вирусологическая, иммунологическая и т.д.) выполняющие контроль за санитарно - эпидемической обстановкой на соответствующей территории. Все нижестоящие структуры Госсанэпиднадзора подчиняются и отчитываются только перед федеральным центром РФ.

Для проведения санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий в Российской федерации в структуре Министерства Здравоохранения имеются государственные научно-производственные объединения и НИИ, которые осуществляют научные исследования по отраслевым проблемам, разрабатывают новые препараты для лечения, профилактики и диагностики инфекционных заболеваний, а также осуществляют производство и выпуск бактерийных и вирусных препаратов.

В системе здравоохранения имеются клинико-диагностические лаборатории общего назначения и специального типа (бактериологическая, вирусологическая, иммунологическая), входящие в состав больниц, поликлиник и других лечебных учреждений. Кроме этого, существуют центральные, проблемные, отраслевые и учебные лаборатории ВУЗов – кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии, а также специализированные лаборатории, выполняющие работу с особо опасными инфекциями.

В соответствии с делением микроорганизмов на группы по степени биологической опасности лаборатории подразделяются на 3 категории:

1) базовые (общего типа); 2) режимные; 3) лаборатории особого режима.

Безопасность работы в лабораториях всех категорий обеспечивается выполнением распорядка и правил работ, оснащением лаборатории соответствующим оборудованием, а также наличием лицензии на право работы с инфекционным материалом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.