Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука




830.7 1 3

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Издание третье, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru www.koob.ru

«Феникс» Ростов-на-Дону 2000

ББК 22. ЗЯ72 С 81

Рецензенты:

профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН)

профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)

Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

ISBN 5-222-00483-Х

ББК 22. ЗЯ72

цгаБим.Н.А.Некрасова

' Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop... ___,-------------

© Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 1

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ... 6

1. Психология как наука. 6

Происхождение слова «психология». 6

основные этапы ее развития. 7

1.1. Задачи и место психологии в системе наук. 7

1.2. Отрасли психологии. 8

1.3. Методы психологии. 10

2. Понятие психики. 11

Соотношение субъективной и объективной реальности. 13

Развитие психики в филогенезе. 14

Структура психики человека. 16

Психические процессы. 16

Психические состояния. 16

Психические свойства. 16

2.1. Психика и организм.. 17

Психика, нервная система, мозг 20

Таблица 1. 21

2.2. Психика, поведение и деятельность. 23

Деятельность. 23

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 27

ЛИТЕРАТУРА. 27

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.. 28

1. Краткий экскурс в историю психологии. 28

2. Фрейдизм, психоанализ. 34

Теория сексуального развития 3. Фрейда. 38

3. Бихевиоризм.. 40

3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера. 41

3.2. Теория социального научения. 42

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения. 43

4. Когнитивный подход в психологии. 44

4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли) 46

5. Гуманистические теории личности. 49

5.1. Феноменологический подход Роджерса. 51

5.2. Теория личности Г. Тома. 55

6. Аналитическая психология К. Юнга. 56

Структура психики человека в концепции К. Юнга. 56

6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.. 58

7. Трансперсональная психология. 63

7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. 64

8. Психогенетический подход Ч. Тойча. 71

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 75

ЛИТЕРАТУРА. 75

Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 76

1. Ощущения и восприятия. 76

Познавательные психические процессы.. 77

Основные характеристики анализаторов. 79

1.1. Восприятие. 80

Свойства восприятия: 81

Виды восприятия. 84

Сознательное и подсознательное восприятие. 85

Преднамеренное и непреднамеренное. 85

Нарушение восприятия ПРИ. 86

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 87

ЛИТЕРАТУРА. 87

1.2. Внимание. 88

Виды внимания. 89

2. Закономерности памяти. 92

Виды памяти. 96

2.1. Расстройства памяти. 97

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 99

ЛИТЕРАТУРА. 99

3. Мышление. 99

3.1. Развитие мышления в персоногенезе. 100

Виды мышления: 102

Структура мыслительного процесса решения проблемы: 104

Операции мыслительной деятельности. 105

3.2. Понятие и представление. 105

Мотивация мышления. 107

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей. 107

Синтетический стиль мышления. 108

3.3. Способы активизации мышления. 109

Основные правила проведения «мозгового штурма»: 109

3.4. Расстройства мышления. 109

классификацию расстройств мышлени-я созданную Б. В. Зейгарник. 110

4. Воображение. 113

4.1. Виды воображения. 114

Мысленный эксперимент. 115

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 116

ЛИТЕРАТУРА. 117

5. Речь. 117

5.1. Виды речевой деятельности и их особенности. 118

6. Интеллект. 119

6.1. Оценка интеллекта. 122

6.2. Креативность, или творческая одаренность. 124

6.3. Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками. 126

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 127

ЛИТЕРАТУРА. 127

Глава 4 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.. 127

1. Сознание как высшая ступень развития психики. 127

2. Самосознание. 131

Критерии самосознания: 132

2.1. Нарушения самосознания. 133

3. Взаимодействие сознания и подсознания. 134

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 135

4.1. Теории эмоций. 137

4.2. Стресс и фрустрация. 139

4.3. Физиологические механизмы стресса. 140

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 141

5. Воля как характеристика сознания. 142

5.1. Структура волевого действия. 143

6. Состояния сознания. 144

Результаты деятельности. 145

6.1. Нарушения сознания. 151

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 151

ЛИТЕРАТУРА. 151

Глава 5 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Б ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 152

1. Индивидуальность и личность. 152

1.1. Свобода воли. 155

1.2. Общее и индивидуальное. 156

1.3. Психологическая структура личности. 156

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову): 157

2. Способности как проявление индивидуального в психике. 157

Способности можно классифицировать на: 158

3. Типология темперамента. 159

3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 160

3.2. Роль темперамента в деятельности. 162

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. 162

4. Конституционные типологии. 163

5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности. 165

факторы второго порядка (по Кэттелу): 168

Приведем список мотивационных факторов (по ГилфорДУ): 168

5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией. 169

список поверхностных черт личности по Кэттелу: 170

6. Типологический подход. 171

7. Характер, акцентуации характера и неврозы.. 172

7.1. Акцентуации характера. 175

7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. 176

7.3. Неврозы.. 180

Социокультурная концепция К. Хорни о природе неврозов. 181

8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. 182

Оргоническая энергия обладает следующими свойствами: 183

9. Типологии характера. 183

9.1. Классификация А. Ф. Лазурского. 184

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 184

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. 184

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. 184

9.2. Типология социальных характеров Фромма. 185

Неплодотворные ориентации: 185

9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь) 189

9.4. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром) 190

Можно выделить четыре основных манипулятивных системы. 191

9.5. Типологические модели индивидуальных характеров. 192

Психоаналитические типологии. 192

9.6. Типологическая модель К. Юнга. 195

9.7. Типология психосоциотипов. 198

Существуют четыре основных предпочтения: 198

Таблица 5.1. 199

9.8. Сенсорная типология. 200

Таблица 5.2. Типология психосоциотипов. 201

9.9. Психогеометрическая типология. 202

Основные психологические характеристики поведения. 203

9.10. Клинические типологии личности. 203

Типологическая модель психопатий (П. Б. Ганнушкин) 203

Группа астеников. 204

Группа Шизоидов. 204

Группа параноиков. 204

Группа эпилептоидов. 205

Группа истерических психопатий. 205

Группа неустойчивых психопатов. 205

Группа конституционно глупых. 206

9.11. От «комплекса неполноценности» к личностному росту. 206

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. 207

9.12. Типы людей и «локус контроля». 209

9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. 209

личностные характеристики в рамках данной типологии. 210

10. Мотивация. 212

Выделяют классификацию потребностей: 213

11. Психические состояния. 220

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение. 221

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 226

ЛИТЕРАТУРА. 227

Глава 6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ... 227

1. Психология общения. 227

1.1. Функции и структура общения. 227

В процедуре общения выделяют следующие этапы: 228

Стратегии общения: 229

Виды общения. 229

1.2. Трансактный анализ общения. 230

1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 231

1.4. Общение как восприятие людьми друг друга. 233

1.5. Синтоническая модель общения. 237

1.6. Виды и техники слушания. 242

Процесс слушания. 242

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: 243

Виды слушания. 243

Правила эмпатического слушания: 245

Знаки внимания в общении. 246

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения. 247

2.1. Межличностные отношения и взаимодействия. 248

2.2. Взаимодействие в группе. 254

2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. 262

Сфера руководства включает три блока: 268

Выделяют следующие стили управления. 269

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 271

ЛИТЕРАТУРА. 272

Глава 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 273

1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики. 273

1.1. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы.. 277

Педагогические принципы.. 278

1.2. Основные понятия дидактики. 279

2. Психологические особенности обучения. 282

2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей. 285

Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации. 285

2.2. Стратегия экстериоризации. 288

Стратегия проблематизации и рефлексии. 288

2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 289

3. Структура педагогической деятельности. 295

3.1. Методологическая структура педагогической деятельности. 295

3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 296

Таблица 7.1. 297

3.3. Основные дидактические концепции. 299

4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения. 300

Таблица 7.2. Классификация методов по характеру деятель' ности обучаемых. 301

4.1. Программированное обучение. 303

4.2. Проблемное обучение и деловые игры.. 304

4.3. Производственно-профессиональное обучение. 306

ОБРАЗЕЦ УЧЕБНОЙ КАРТЫ.. 308

4.4. Инновационное обучение. 309

5. Педагогическое общение. 311

5.1. Стили педагогического общения. 312

Диалог и монолог в педагогичееком общении. 313

Основные психолого- педагогические приемы обучения при педагогическом оптимальном общении 317

5.2. Воспитание и его закономерности. 317

Гуманистическая педагогика. 318

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 323

ЛИТЕРАТУРА. 323

Глава 8 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 324

1. Жизненный цикл развития человека. 324

1.1. Развитие нервной системы.. 326

1.2. Физическое развитие. 326

1.3. Половое развитие. 327

1.4. Когнитивное развитие. 328

Согласно концепции Пиаже (1966 г.), 328

Стадия конкретных операций включает: 329

1.5. Нравственное развитие. 331

Теория III. интпенционалъности (намерений) 332

2. Формирование и развитие личности. 332

2.1. Социализация личности. 332

Социальная роль. 333

Социальный статус. Систематизация социалъных ролей. 334

Ролевые и вну'триличностные -конфликты.. 335

Различия между социализацией детей и взрослых. 336

2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона. 337

Жизненные кризисы.. 337

Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 338

3. Психологические особенности возрастных периодов. 338

1. Моторный этап развития психики. 339

2. Сенсомоторный период развития психики. 339

3. Аффекпшный этап развития психики. 339

4. Идеаторпый этап развития психики. 339

3.1. Кризис новорожденное-™... 340

3.2. Стадия младенчества. 341

3.3. Ранний возраст. 341

3.4. Кризис трех лет. 342

3.5. Дошкольный возраст. 343

3.6. Младший школьный возраст. 345

3.7. Подростковый возраст. 347

3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 351

Особенности развития личности студента. 354

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 365

ЛИТЕРАТУРА. 366

 

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым onределением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевсаверховное божество грековпревратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психеясмертная, обретшая бессмертие,стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.