Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический уровень научного познания




ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Вчувствование. Объяснение. Понимание

Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пониманию. Уже вчувст-

вование дает человеку обширную информацию: о хо­лодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в обще­нии с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.

Объяснение — это наращивание сведений о чем-ли­бо на основе мыслей. Очень часто используется дедук­тивное объяснение: факты оцениваются с позиций за­конов теории. Когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он под­вел переменные под закон. Это и есть объяснение.

Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике, оно представляет собой интерпретацию на основе ценностей поступков людей.

Что такое наука?

Наука — это деятельность человека по выработ­ке, систематизации и проверке знаний. Научным яв­ляется не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состо­янии, к тому же даже в этом состоянии оно было до­ступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко рас­пространенным явлением, появляется много образован­ных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда

оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.

В науке различают два уровня исследований — эмпирический и теоретический. Эмпирическое иссле­дование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и экс­перимента. Теоретическое исследование концентриру­ется вокруг универсальных законов и гипотез.

Наука начинается с непосредственных наблюде­ний отдельных событий, фактов, которые фиксиру­ются высказываниями. Эмпирическими высказыва­ниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущен­ные из рук, падают на землю» уже не является эмпи­рическим, поскольку невозможно проверить в экспе­рименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую ре­гулярность, ибо обнаруженная регулярность позволя­ет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболева­ют раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вы­вод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние гре­ки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела па­дают на землю с большей скоростью, чем легкие.

В XVII веке Галилей установил, что ускорение свобод­ного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда иска­жает картину падения тел существеннейшим образом. Знания о явлениях уточняются благодаря измере­ниям, различного рода подсчетам. Одно дело знать яв­ление только качественно, другое — иметь количест­венные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования — экспери­мент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Экспе­римент и есть испытание изучаемых явлений в контро­лируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Не­допустимо, например, и ясно почему, проводить хими­ческие эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной сре­де, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а за­тем уже в воздушной среде, регулируя давление воз­духа. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое зна­чение имеют приборы.

Длительное время считалось, что особенности при­боров не влияют на изучаемые явления. Например, ка­ким бы термометром не измеряли температуру атмосфе­ры, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными ча­стицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и лю-

ди. Все это означает, что приходится широко варьиро­вать условия эксперимента, использовать различные при­борные возможности.

Среди методов эмпирического познания часто назы­вают наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изуче­ния явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабора­торию. Соответственно наблюдение широко распростра­нено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.

Интересной возможностью развития метода экспе­риментирования является так называемое модельное экс­периментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образ­цово, как модель. Модель может иметь физическую, ма­тематическую, биологическую или иную природу. Важ­но, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирова­ние.

Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому экспе­рименту. Так, гидростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею по­экспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном институ­те (с «маленькой» плотиной и «маленькой» рекой).

Важнейшим экспериментальным методом являет­ся измерение, позволяющее получить количественные

данные. Измерение А и В предполагает: 1) установле­ние качественной одинаковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристи­кой, что А и В; 4) считывание показаний прибора. В слу­чае измерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на приме­ре измерения ценностей. Показателен в этом отноше­нии товарно-денежный механизм. Товарам приписыва­ют цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в процес­се экономической интерпретации. Без теории эксперимент слеп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.