Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика системы характеров




Основой классификации характеров являются установив­шиеся акты поведения человека, стереотипы которых хорошо изучены.

Система характеров интернациональна. Это значит, что все типы характеров без исключения имеют место в каждой нации и каждой народности.

Нет плохих и нет хороших характеров. Все характеры имеют свои недостатки и свои достоинства. Как правило, чем ярче и привлекательнее достоинства какого-то характера, тем оказы­вается глубже и серьезнее его недостатки. К примеру, гипер-тимный тип характера - жизнерадостный, энергичный, с зара­зительным энтузиазмом, создает вокруг себя замечательный микроклимат. Однако из-за быстрой смены своих интересов не способен ни одно серьезное начинание довести до конца.

Или сенситивный тип характера - легко психологически ранимый, ему кажется, что он какой-то не такой, делает все как-то не так и по нескольку раз переделывает работу, "шлифует" до идеального блеска - всю жизнь самосовершенствуется, вырабатывает исключительную настойчивость и трудолюбие.

Нет мужских и нет женских характеров. Все характеры в одинаковой мере свойственны и мужчинам и женщинам, хотя поведение мужчин и женщин одного и того же характера раз-


лично. (В мужском коллективе женщина может вести себя иначе, чем в женском.)

Перечислим несколько типов характеров.

1. Истероидный (показной, демонстративный). Человек
с таким характером старается любыми способами обратить
на себя внимание. Для завоевания к себе внимания он не
щадит ни сил, ни времени. Его девиз: "Все внимание мне".

На плечах истероидов лежит значительная часть обще­ственного и научно-технического прогресса. Основным не­достатком истероида является спад работоспособности на некоторое время из-за публичного поражения его самолю­бия. Истероидность нельзя сводить к истеричности, которая проявляется у многих других типов характеров.

2. Неустойчивый. Человек с таким характером строит
серьезные, грандиозные планы, но они часто не выполняют­
ся. У него глубокая потребность во внешнем жестком уп­
равлении поведением. Иначе говоря, ему нужна жесткая, вла­
стная "рука", которая бы регулировала его режим труда и
отдыха. Человек с таким характером любит рискованную работу.
Он неприхотлив, не требует уюта. Это он с удовольствием уезжает
в экспедиции, на стройки. Неустойчивый тип личности отказы­
вается от лидерства, предпочитая исполнительские функции. Его
девиз: "все за компанию". За компанию он может совершить и
подвиг и преступление.

3. Конформный. Конформизм - подсознательное согла­
шательство в условиях постоянства. Однако, как только сре­
да меняется, он становится воинствующим консерватором и
теряет надолго свои замечательные качества.

В постоянной среде это человек очень общительный, доб­родушный; его любят окружающие. В отличие от неустойчи­вого типа обдумывает каждый свой шаг; не любит риска, ре­организации и перемен. Он хотел бы, чтобы все текло, как вчера и позавчера.

4. Гипертимный. "Гипер" означает сверх, "тиме" - себя.
Интимный - в себе, гипертимный - сверх себя. Если со сто-


роны посмотреть на такого человека, то кажется, что он мо­жет горы сдвинуть. Его отличает неиссякаемая энергия, за­разительный энтузиазм. Его девиз: "все по плечу". Его трудно застать в печальном состоянии - он вечно шутит и смеется. Почти не реагирует на малые обиды, косые взгляды, тонкие намеки. Однако, если ему прямо в глаза высказаны обиды, он "закипает", возмущается 20-30 мин очень бурно, а через час уже обнимает обидчика. Он не злопамятен. У такого человека независимый характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Сам оценивает и уверен в правильности своей оценки. В отличие от истероида (который ждет публичной похвалы за хорошо вы­полненную работу) гипертим всегда доволен своей работой, не ожидая ничьей оценки. Это упорная натура, его трудно пере­убедить. Основной его недостаток - быстрая перемена инте­ресов.

5. Циклоидный. В основном этот тип характера такой же,
как и гипертим. Однако гипертимная основа этого типа ха­
рактера прерывается цикличностью психологической деятель­
ности. Фазы спада называют часто "черными неделями".

6. Лабильный. Сходен с гипертимным. Однако спады здесь
носят не циклический, а календарный характер. Такие спады
часто называют состоянием транса; они образуются в случай­
ные моменты времени по слабо мотивированным поводам.

Человек с лабильным характером делит коллектив на друзей и врагов. (Одни крайности - середины нет.) Говорят, что, если друг лабильный, вы счастливчик - он ничего не пожа­леет для друга. С "врагами" он холоден, суров, придирчив. Старается от них поскорее избавиться. Его девиз: "друзья" и "враги".

7. Сенситивный. Чувственный тип характера. Сильно раз­
вита впечатлительность. Поэтому человек строит "хрусталь­
ную" модель всего происходящего и всякая логика такой мо­
дели впоследствии вызывает большое психологическое напряжение
и страдания. Ему кажется, что он не такой, как все. Он предъяв­
ляет к себе и другим очень высокие требования и часто из-за
этого выглядит "белой вороной". Очень раним, психика его слабо


защищена. Очень разборчив в выборе друзей, не любит интен­сивных общений.

8. Психолого-астенический Он формируется на слабой
(астено) психике (флегматик-меланхолик). Все реакции у него
имеют малую амплитуду. Его трудно вывести из себя, у него
удивительное упорство. Он талантлив в мелкой, кропотли­
вой работе. Его девиз: "никто кроме меня". Недостатки -
полная нерешительность, боязнь ответственности, самоана­
лиз без ограничения.

9. Шизоидный. Скрытный. Никакого отношения к ши­
зофрении не имеет. Обладает замечательными организа­
торскими способностями. Рано присваивает право коман­
довать другими (в детском возрасте). Его девиз: "только
власть".

10. Эпилептоидный. "Бесчувственный". Никакого от­
ношения к болезни эпилепсии не имеет. Действия такого
человека часто граничат с жестокостью. Обладает заме­
чательными творческими способностями, постоянно разви­
вает свой интеллект. Он возглавляет в большей части твор­
ческие организации. Отлично учится. На его долю приходится
множество открытий. Девиз эпилептоида: "мне все можно".

9.3. Авторитет менеджера

Как уже отмечалось, успех в управленческой деятельнос­ти зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям отно­сится авторитет менеджера.

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользу­ется руководитель у подчиненных, вышестоящего руко­водства и коллег по работе. Это признание личности, оцен­ка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет сле­дует рассматривать как систему отношений, ценности и результат работы (рис. 9.6).


Рис 9 6 Авторитет как система


Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);

реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различ­но. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима.

Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызы­вают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.

Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководи­теля - не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, кото­рые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повыша­ющий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчинен­ных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авто­ритет (псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния — руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он "дальше" от подчиненных и дер­жится с ними официально;


авторитет доброты - "всегда быть добрым" - таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "мед­вежью" услугу;

авторитет педантизма - в этом случае менеджер при­бегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии вы­полнения задания подчиненным, тем самым сковывая их твор­чество и инициативу;

авторитет чванства - руководитель высокомерен, гор­дится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мни­мые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестра­ховку и даже нечестность.

Задания

1.Разработайте модель влияния менеджера на подчиненных, используя
способы эмоционального и рассудочного влияния.

2. Вы - начальник коммерческого отдела. За последний год резко
упал спрос на средства оргтехники. Попытайтесь убедить руководство
фирмы приобрести партию средств передачи информации одной из
зарубежных фирм, использовав различные "усиливающие" аргументы
убеждения.

3. Попытайтесь на конкретном примере определить, авторитетен
ли Ваш руководитель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.