КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура курсовой работы и методика ее выполнения
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Совершенствование структуры управления (курсовые работы по этой и всем ниже перечисленным темам выполняются на примере организации АПК). 2. Система управления качеством продукции отрасли растениеводства (животноводства) и пути ее совершенствования. 3. Система управления и пути ее совершенствования. 4. Совершенствование организации управления отраслью растениеводства (животноводства). 5. Совершенствование экономического механизма (экономических методов) управления. 6. Формирование управленческого персонала и обоснование затрат на его содержание. 7. Стратегический менеджмент и эффективные методы выбора стратегии. 8. Формирование эффективной стратегии развития организации. 9. Система управления конкурентоспособностью продукции (отрасли, хозяйства) и пути ее совершенствования. 10. Комплексное использование методов управления производством. 11. Рациональное построение организационных структур управления. 12. Разработка и реализация инновационной стратегии развития организации. 13. Совершенствование процесса принятия управленческих решений. 14. Стратегическое планирование и повышение его эффективности. 15. Разработка антикризисной стратегии функционирования организации. 16. Кадровый менеджмент организации и пути его совершенствования. 17. Управление рисками при реализации инновационных проектов организации. 18. Проектирование системы управления маркетингом. 19. Реализация основных функций менеджмента в организации. 20. Управление системой мотивации персонала организации. Примечание. По согласованию с ведущим преподавателем допускается замена тем на другие по выбору студента.
Структура курсовой работы рекомендуется следующая: Введение.
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика хозяйства. Аналитическая часть проекта с организационно-экономической оценкой современного состояния изучаемых вопросов.
Выводы и предложения Список использованной литературы Приложения Во введении обосновывается актуальность темы исследования; формулируется цель курсовой работы и раскрываются вытекающие из цели задачи, которые должны быть решены при выполнении работы; определяется объект и предмет исследования; отражаются приемы и методы исследования, использованные автором при выполнении работы; здесь также указываются материалы, на основе которых выполнялся курсовая работа: учредительные документы, годовые отчеты хозяйства, итоги работ его подразделений, первичная документация, текущие и перспективные планы развития хозяйства, личные наблюдения автора, опросы и др. В разделе 1. «Теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы» должны быть отражены теоретический обзор литературы по исследуемой теме, в том числе раскрыто понятие, сущность, состояние изученности вопроса, а также теоретические обобщения автора. При этом в тексте делаются ссылки на авторов изучаемых работ (статей, книг). Например: «По мнению Романова А.Е. (20), необходимо различать понятия «государственное управление» и «государственное регулирование». Это означает, что материалы Романова А.Е. помещены в списке литературы под номером 20. После рассмотрения различных точек зрения разных авторов, соответствующих законодательных актов, студент формирует и обосновывает свою точку зрения, которая может совпадать с мнением какого-либо автора. В этом разделе автор курсовой работы должен показать умение вести научную дискуссию. В том же разделе, в самостоятельном параграфе, целесообразно рассматривать отдельные методические вопросы, связанные с темой курсовой работы. Излагаются методические подходы к решению рассматриваемой проблемы, методика оценки эффективности мероприятий или отдельных решений и др. Выводы и предложенияформируются в виде кратких конкретных аргументированных обобщений и предложений по каждому подразделу курсовой работы, причем они должны отражать результаты проведенного исследования и подтверждаться соответствующим цифровым материалом. В конце работы студентом составляется список литературы, которая была использована им при написании работы, причем, список должен содержать литературу и того года издания, в котором была выполнена работа. По окончании списка студент в обязательном порядке ставит дату окончания курсовой работы (она же и означает дату сдачи работы на проверку) и свою подпись. Приложенияразмещаются после списка литературы. Они оформляются при необходимости, чтобы не загружать текст курсовой работы. В приложение целесообразно выносить материал, который является иллюстрацией к теме, в том числе организационно-правовые документы (устав, должностные инструкции и т.д.); подробные таблицы, доказательства; варианты схем организационной структуры и структуры управления, как фактических, так и проектируемых; штатное расписание аппарата управления сельскохозяйственного предприятия; организация и оплата труда работников управления (выписка из положения по оплате труда); хронометраж (фотография) рабочего дня руководителей и специалистов; опросные листы работников управления; описания различных методик и др. При выполнении курсовой работы следует помнить, что рекомендации по отдельным темам, предложенные ниже, не являются исчерпывающими.
Тема 1. Совершенствование структуры управления (на примере сельскохозяйственной организации).
Введение 1. Теоретические аспекты формирования и функционирования структуры управления. 1.1. Сущность структуры управления производством, их классификация. 1.2. Принципы и правила построения рациональных структур управления производством в АПК. 1.3. Показатели эффективности структуры управления.
2.1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства. В данном подразделе необходимо рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность его от областного и районного центров, пунктов материально-технического снабжения и реализации продукции; характеристику природных условий; размещение производства и населенных пунктов по территории хозяйства с указанием границ подразделений и расстояния между ними; состояние дорог, наличие средств связи и др. Экономическая характеристика предприятия должна включать краткий анализ показателей размера хозяйства, структуры товарной продукции, структуры и динамики численности работников на предприятии, экономической эффективности использования основных фондов, основных показателей эффективности производства, производительности труда, рентабельности производства продукции, финансовых результатов деятельности предприятия. Выводы по таблицам должны не только констатировать изменение фактических показателей, но и содержать причины, из-за которых произошли эти изменения.
2.2. Характеристика структуры управления. Данный подраздел следует начать с анализа организационной структуры хозяйства, который, в свою очередь, осуществляется на основе анализа общих сведений о хозяйстве, территориального размещения населенных пунктов и подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего назначений. Дать характеристику объектов производственного культурно-бытового назначения. В результате чего сделать вывод о размерах подразделений, выявить соответствие фактических размеров подразделений оптимальным. При этом использовать можно таблицы 1-3. Организационную структуру необходимо представить в виде схемы или в виде таблицы 3 и схемы. Далее на основе фактической схемы организационного устройства предприятия, результатов опросов работников аппарата управления, штатного расписания и т.д. следует начертить схему сложившейся структуры управления хозяйством. На схеме должны быть отражены руководители всех подразделений, система соподчинения и взаимосвязи всех служб, звеньев и лиц, участвующих в управлении. Управленческие работники, деятельность которых распространяется на хозяйство в целом, размещаются на верхней ступени вместе с руководителем организации. Равнозначные звенья аппарата управления – на одном уровне. Систему соподчинения на схеме отражают следующим образом: линейные (административные) связи – сплошными линиями; функциональные связи - пунктирными линиями (а не стрелками). К линейному управленческому персоналу относятся руководитель организации и руководители всех структурных подразделений хозяйства. Специалисты делятся на линейно-функциональный персонал (главные и старшие специалисты). Затем определяют тип структуры управления по признакам ступенчатости и организационному построению внутрихозяйственных подразделений. Схема структуры управления должна быть подвергнута тщательной характеристике, что позволит обнаружить преимущества и «слабые места», накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п.
Таблица 1 - Размеры производственных подразделений сельскохозяйственной организации
* Каждой теме соответствует своя нумерация таблиц.
Таблица 2 - Состав и размещение вспомогательных, обслуживающих подразделений, промышленных производств и культурно-бытовых объектов
Таблица 3 - Состав подразделений хозяйства
2.2. Количественный и качественный состав управленческого персонала. Расходы на его содержание.
При анализе численности управленческих работников путем сравнения фактического их количества с типовыми штатами выявляют возможные отклонения от штатных нормативов и вакантные должности (таблица 4). Методика определения нормативной численности аппарата управления отражены в приложениях 1-3.
Таблица 4 - Штатное расписание предприятия
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
Исходные данные для анализа качественного состава аппарата управления можно представить в виде таблицы (приложение 4). Качественный состав аппарата управления необходимо проанализировать по категориям: руководители, специалисты, технические исполнители (таблица 5)
Таблица 5 - Структура управленческого персонала по категориям
Анализируется также соотношение линейного, функционального и линейно-функционального персонала. Для более углубленной характеристики аппарата управления необходимо сделать анализ его состава по образованию, стажу работы в хозяйстве, возрасту и т.д. (таблицы 6, 7, 8).
Таблица 6 - Структура аппарата управления по образованию
Таблица 7 - Структура управленческого персонала по стажу работы
Таблица 8 - Структура аппарата управления по возрасту
Анализ расходов на содержание аппарата управления осуществляют на основе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые отражаются на счете 25 и 26 бухгалтерского учета. При этом выявляются итоговые результаты изменений общепроизводственных и общехозяйственных расходов (таблицы 9, 10). Устанавливают изменение себестоимости всей валовой продукции вследствие изменения этих затрат. Затем выявляют роль каждого подразделения в формировании общепроизводственных расходов и предприятия в целом – в формировании общепроизводственных издержек (таблица 11). Расчеты производятся на основании показателей калькуляции и данных отчетов. Далее выявляют, за счет каких статей и факторов произошли изменения в общепроизводственных и общехозяйственных расходах (таблица 12), а также какие изменения в организации производства и управления повлекли за собой эти сдвиги, при этом используются данные текущего учета, производственных отчетов подразделений и первичных документов. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению заканчиваются выводами.
Таблица 9 - Уровень общепроизводственных расходов, тыс. руб.
Таблица 10 - Уровень и структура общехозяйственных расходов
Продолжение таблицы 10
Таблица 11 - Удельный вес расходов по организации производства и управлению в прямых затратах
Таблица 12 - Влияние факторов на размер накладных расходов в расчете на 1 рубль валовой продукции
Продолжение таблицы 12
2.4. Анализ использования рабочего времени управленческими работниками.
При изучении и содержания и затрат рабочего времени работников аппарата управления целесообразно использовать наиболее достоверный и приемлемый способ – фотографию рабочего дня. Он заключается в наблюдении за трудом работника (руководителя предприятия, главного специалиста, специалиста, бригадира и т.д.) в течение всего рабочего дня с его начала до конца и хронологической регистрации в специальном наблюдательном листе всех без исключения затрат рабочего времени, включая и перерывы (приложения 5-6). Причем необходимо проводить трехдневные наблюдения. Время проставлять с точностью до 1 минуты. После окончания наблюдения следует определять продолжительность затрат рабочего времени по каждой выполненной операции. Затем однородные по содержанию элементы затрат рабочего времени суммируются и определяется трудоемкость отдельных операций (таблица 13).
Таблица 13 - Содержание труда и структура затрат рабочего времени
Продолжение таблицы 13
Анализ структуры затрат рабочего времени позволяет выделить: - работы, продолжительность которых сократить невозможно; - работы необходимые, но их продолжительность можно сократить путем проведения организационно-технических мероприятий; - работы, которые могут быть выполнены другими менее квалифицированными работниками; - излишние работы, не свойственные данной категории работников; - работы, которые дублируются, т.е. их выполняют данный работник и другие работники аппарата управления; - потери рабочего времени, связанные с ожиданием руководителя, линий связи, транспорта и т.д. Эти данные, согласно перечню элементов затрат времени, заносят в сводную таблицу анализа использования рабочего времени (приложение 7). В результате необходимо сделать конкретные выводы об использовании рабочего времени управленческими работниками и улучшении организации их труда. Структура примерных нормативных затрат труда на выполнение управленческих операций отражены в приложении 8.
2.5. Анализ системы построения аппарата управления и распределения полномочий и ответственности между его работниками. Критическая оценка состояния структуры управления.
В данном подразделе необходимо дать характеристику степени централизации управленческих функций, проанализировав соотношение централизованной (общехозяйственный персонал) части аппарата к децентрализованной, работников по ступеням аппарата; линейных, функциональных и линейно-функциональных связей; место, занимаемое каждым работником в аппарате, кто и кому подчинен; количество подчиненных у каждого руководителя. Также следует критически оценить систему распределения полномочий и ответственность между работниками аппарата управления, выявить происходит ли дублирование функций и т. д.
3. Основные направления совершенствования структуры управления.
3.1. Проектирование организационной и структуры управления.
Из всего многообразия конкретных мероприятий по совершенствованию структуры управления, несмотря на существенные различия в их типах, можно выделить 2 основных направления: 1) улучшение структуры управления на основе изменений в организационном устройстве предприятия (подраздел 3.1.); 2) совершенствование структуры управления на основе четкого разделения в деятельности аппарата управления, перестройки системы отношений между отдельными элементами, звеньями и внутри их (подраздел 3.2.). При проектировании организационной структуры целесообразно определить перспективные параметры хозяйства, рациональное сочетание отраслей, осуществить оптимизацию размеров и количеств подразделений основного производства как в растениеводстве, так и животноводстве, оптимизацию размеров и количества подразделений обслуживающего и подсобного производства. При этом следует иметь ввиду, что, например, в растениеводстве численность механизаторов и рабочих, их техническую оснащенность определяют по технологическим картам и графикам загрузки тракторов и работников в течение года. Далее необходимо представить проект схемы организационного устройства. На основе разработанного проекта организационной структуры, перспективного плана развития хозяйства, действующих штатных нормативов, норм управляемости, типовых структур, определенной в п.2.3. численности управленческих работников проектируют управленческий аппарат и структуру управления. При этом необходимо руководствоваться принципами и правилами построения рациональных структур управления. К главным требованиям проектирования относятся: - экономичность проектируемой структуры; - минимальное число ступеней в системе управления; - соответствие проекта организационно-производственной структуре; - соблюдение принципа единоначалия; - четкое распределение функций управления между управленческими звеньями и отдельными исполнителями; - соблюдение нормы управляемости. При проектировании можно руководствоваться нормами управляемости. В первичных трудовых коллективах с численностью до 8-10 человек назначают неосвобожденный руководителей – звеньевых или старших рабочих. При формировании первичного подразделения с освобожденным руководителем учитывают норму управляемости, которая составляет примерно 15-20 работников механизированного труда или 25-30 работников ручного труда. В более крупных подразделениях вводят помощников руководителей – по учету, технике и другим вопросам. В обычных тракторно-полеводческих бригадах с численностью работников более 25 человек, в том числе механизаторов более 12-15 человек, проектируется в управлении 3 человека: бригадир, его помощник по технике и помощник по учету. В бригадах механизаторов и подрядных коллективах численностью 12-20 человек управляют обычно бригадир и его помощник по учету (при этом бригадир совмещает функции общего руководства и организации технического обслуживания. При численности бригады механизаторов менее 15 человек бригадой управляет бригадир. В животноводстве ферма до 150 коров в большинстве случаев входит в состав либо ближайшей фермы, либо цеха. Возглавляет ее не освобожденный работник, а звеньевой или старший рабочий, который подчиняется начальнику цеха или заведующему более крупной фермы. Ферма на 150-200 коров является чаще всего самостоятельным подразделением, возглавляет которое освобожденный заведующий фермой (бригадир). Ферма на 200-300 коров является более распространенной, она возглавляется заведующим фермой и помощником по учету. На ферме на 400 коров при среднем уровне механизации может быть занято до 35 человек основного и обслуживающего персонала, управляют ею заведующий фермой и его помощники. Коллективы, обслуживающие фермы (комплексы) на 600 коров, не подразделяются в бригады, формируются как одно подразделение, в управлении которым занято 4-5 человек, в том числе заведующий фермой (бригадир), 2 помощника, а также ветврач (веттехник). В штат может быть включен техник по племенному учету или зоотехник-селекционер (при племенном стаде). Комплексы на 800 голов могут обслуживать 2 бригады, поэтому существует 2 уровня управления: бригада-комплекс, в штате управления – 5-6 человек. Начальника комплекса приравнивают по служебному положению к начальнику цеха, в его непосредственном подчинении 2 бригадира, ветврач и др., а в подчинении бригадира – помощники по учету. Комплекс на 1200 голов обслуживать могут 3 бригады также при двухступенчатой структуре, управлять им будут 7-8 человек, в том числе в его штат включают зоотехника, ветврача, инженера механика и др. Комплекс возглавляет главный зоотехник – начальник цеха, если в хозяйстве нет других видов животных, так как начальник комплекса приравнен к начальнику цеха по служебному положению. Ферма молодняка КРС до 500 голов чаще не является самостоятельным подразделением, может входить в состав молочно-товарной фермы, комплекса или цеха. В руководстве ею занят неосвобожденный звеньевой или старший рабочий. Ферма молодняка КРС на 500-1000 голов и более может быть самостоятельным подразделением с освобожденным руководителем – бригадиром. Специалистов в штат таких ферм или комплексов могут включать, если его размер обеспечивает их нормативную нагрузку по условному поголовью животных. В свиноводстве на фермах до 3тыс. свиней бригады формируются смешанные, а технологические стадии производства – репродукция, доращивание и откорм учитывают на фермах и комплексах более крупных размеров – на 6-21тыс. свиней. На фермах до 6 тыс. свиней обычно формируют 1 бригаду, на более крупных может быть 2 и более бригад, в этом случае формируют комплекс с двухступенчатой структурой. Специалистов в штат комплекса включают в случае, если его размеры обеспечивают соответствующие нагрузки на специалиста. Кроме выше приведенной информации следует отметить, что для Центрального района России рекомендован следующий размер тракторно-полеводческих бригад: площадь пашни – 1000-1300 га, тракторов 18-20 шт., количество рабочих – 25-30 человек. Примерные нормы управляемости для промышленного молочного скотоводства в границах трудовых формирований типа бригад составляют: при привязном содержании скота бригада основных работников – 20-25 человек, бригада обслуживающих работников – 10-15 человек; при беспривязном содержании скота соответственно – 15-20 и 7-10 человек. Все вышеприведенные нормы являются примерными. Руководитель отрасли, отделения (начальники цехов, управляющие отделениями), хозяйства в целом могут эффективно управлять 5-9 нижестоящими по подчиненности руководителями и специалистами, но норма управляемости для этой категории управленческих работников может составлять 8-12 подчиненных. Количество отделений, цехов, производственных участков проектируется исходя из предполагаемого количества первичных подразделений и нормы 3-6 бригад (ферм) в сумме на каждое вторичное подразделение. При отраслевой структуре в небольших хозяйствах, где растениеводство размещено в 4-6 бригадах организуется единый цех растениеводства, в более крупных выделяются цеха: овощеводства, полеводства и т. д. При наличии 2 и более цехов в отрасли начальник цеха возглавляет одни из крупных цехов и одновременно отвечает за технологическое руководство земледелием всего хозяйства. При наличии в животноводстве более 5-6 бригад выделяют специализированные цеха: крупного рогатого скота, свиноводства и др. Обосновать изменение штатного расписания, представленного в п. 2.3 (таблица 4). Обосновать целесообразность организации службы маркетинга на предприятии.
3.2. Разработка и уточнение регламентирующих документов.
В данном подразделе в проектируемой структуре управления следует предусмотреть четкое разделение в деятельности аппарата управления, перестройку системы отношений между отдельными звеньями управления и внутри их. В соответствии с разработанным проектом структуры управления уточнить регламентирующие документы: положения о службах управления, должностные инструкции управленческих работников, которых непосредственно коснулось проектирование, для чего следует внести соответствующие изменения в применяемые положения и должностные инструкции. Если же на предприятии нет в наличии вышеуказанных документов, должностей, то следует разработать положение на примере одной из управленческих служб, должностную инструкцию для одного управленческого работника.
3.3. Экономическая эффективность совершенствования структуры управления.
При выполнении данного подраздела следует ориентироваться на методику, изложенную в теме 3,п.3.4. Кроме того, экономическую эффективность совершенствования структуры управления можно выявить путем оптимизации численности работников аппарата управления и расчета экономического эффекта на основе оптимизации. На основе данных анализируемого хозяйства и ряда других сельскохозяйственных организаций (данные по другим хозяйствам можно взять на практических занятиях по дисциплине «Управление в АПК») с использованием корреляционного анализа зависимости численности аппарата управления от ряда факторов определить оптимальную численность аппарата управления для каждого предприятия. В таблице 14 представлены три фактора, которые влияют на численность аппарата управления. Критерием выбора можно использовать коэффициент корреляции между результативным и факторным признаками. Оптимизацию численности целесообразно провести на основе использования двухфакторной линейной зависимости управленческого персонала.
Таблица 14 - Исходные данные для оптимизации численности по ряду сельскохозяйственных организаций Орловской области.
Этап 1. При выполнении задания на микрокалькуляторе необходимо определить коэффициенты корреляции между результативным и каждым из факторных признаков. При расчете используются следующие формулы:
Где Хср - среднее значение факторного признака; Уср – среднее значение результативного признака; dх, dу – среднеквадратическое отклонение, соответственно, факторного и результативного признаков; Âху – коэффициент корреляции между факторным и результативным признаками. Результаты расчетов по первому этапу по формулам (1)-(6) рекомендуется оформить в трех таблицах следующего вида:
Таблица 15 - Определение тесноты связи между факторным Xi и результативным Y признаками.
Продолжение таблицы 15
Таблица 16 - Определение тесноты связи между факторным Х2 ирезультативным Y признаками.
Таблица 17- Определение тесноты связи между факторным X3 и результативным Y признаками.
Продолжение таблицы 17
Этап 2. На основе расчета коэффициентов корреляции из трех факторов необходимо отобрать два, которые оказывают наиболее существенное влияние на численность управленческого персонала предприятий, т. е. тех, у которых коэффициенты корреляции имеют наибольшее значение. Линейное уравнение связи будет иметь следующий вид:
Y=AO+Ai*Xi+A2*X2 (7)
где: Y (xi, x2) – функция зависимости численности аппарата управления от двух факторов; Хi, Х2 – факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на численность аппарата управления. Параметры уравнения рассчитываются по формулам: Уравнение связи и оптимальная численность аппарата управления по предприятиям определяется на основе использования для расчетов формул (7)-(10). Этап 3. Результаты расчетов по заданию целесообразно оформить в таблице следующего вида:
Таблица 18 - Определение экономического эффекта от оптимизации численности аппарата управления.
Генерация страницы за: 0.009 сек. |