Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный курс




СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Учебно-методические материалы по дисциплине

ТІРКЕУ ДЕРЕКТЕРІ

КУРС САЯСАТЫ МЕН ТАЛАПТАРЫ

Сабаққа кешікпей келу керек; оқытушының тапсырмаларын тиянақты орындау керек; сабақ уақытында тәртіп сақтап, ортаға кедергі келтірмеу керек; зертханалық жұмыстар өз уақытында өткізілуі керек (негізгі және қосымша).

Сабақ уақытында төмендегідей тыс жұмыстармен айналысуға тыйым салынады:

Ø ұялы телефонды қолдануға;

Ø сабақ тақырыптарынан тыс тақырыптарға сөйлесуге;

Ø музыка тыңдауға;

Ø ойнауға;

Ø сабаққа қатысы жоқ әдебиеттерді оқуға;

Қатаң тыйым салынады:

ü кабельдер мен тоқтарға тиісуге;

ü оқытушының рұқсатынсыз компьютерге дисктерді салуға;

ü өз бетінше программаларды орнатуға;

ü сабаққа тамақтар мен ішімдіктерді әкелуге;

ü оқытушының рұқсатынсыз компьютерді қосуға, өшіруге тыйым салынады.

Аталған ішкі ережелерді бұзған студент сабақтан (аудиториядан) шығарылады.

 

Білімді бағалау туралы ақпарат әдістемелік нұсқауларда көрсетіледі

БЕКІТІЛДІ:

Экономика факультетінің деканы,

э.ғ.к., профессор _______________ Маргацкая Г.С.

 

Дәрістер жинағы «Ақпараттық технологиялар» кафедрасы отырысында талқыланды

«Ақпараттық технологиялар»

кафедрасының меңгерушісі

ф.-м.ғ.к., профессор _____________ Түсіпова С.А.

 

Хаттама № __ «___» __________ 200__ жыл.

 

Экономика факультетінің әдістемелік бюросымен келісілді

Әдістемелік бюро төрағасы,

э.ғ.к., профессор ______________ Маргацкая Г.С.

 

Хаттама № __ «___» __________ 200__ жыл.

 

Количество часов
Тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела и темы    
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия СРС всего В т. ч. СРСП  
  Раздел 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»     -      
  Основные понятия качества и управления качеством   - -      
  Показатели качества продукции     -      
  Методы измерения показателей свойств качества     -      
  Оценка уровня качества     -      
  Раздел 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ     -      
  Развитие систем управления качеством     -      
  Система всеобщего управления качеством TQM     -      
  Основы менеджмента качества на предприятии     -      
  РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ     -      
  Система качества на машиностроительном предприятии     -      
  Сертификация системы качества на предприятии     -      
  Новые методы управления качеством     -      
  Новейшие методы управления качеством     -      
  Затраты на повышение качества и оценка их эффективности     -      
  РАЗДЕЛ 5. УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНО-ЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ     -      
  Технический контроль в системе управления качеством на предприятии и у поставщика     -      
  Основные инструменты управления качеством на предприятии     -      
  Итого     -      
Лекция 1 Тема 1 Основные понятия качества и управления качеством. Введение. Понятия: характеристика, свойство, объект, потребность, менеджмент и др. Основная литература: [ 2 ], [ 3 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 6,7,13 ]  
Лекция 2 Тема Показатели качества продукции. Факторы, влияющие на качество продукции. Направления повышения качества продукции. Показатели качества: экономические, эксплуатационные, производственно-технологические, эстетические, эргономические и др. Практическая работа. Определение показателей качества Цель работы: Ознакомиться с классификацией показателей качества, определение показателей качества для предлагаемого изделия. Основная литература: [ 2 ], [ 3 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 7,8 ]  
Лекция 3 Тема Методы измерения показателей свойств качества. Метрологическая оценка качества. Методы и средства измерения. Экспертная оценка качества. Область использования экспертного метода и этапы его проведения. Практическая работа. Оценка уровня качества продукции. Цель работы: Ознакомиться с целями и методами оценки уровня качества продукции. Основная литература: [ 1 ], [ 2 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 6,7,8 ]
Лекция 4 Тема Оценка уровня качества. Последовательность оценки уровня качества. Методы определения величины показателей качества: инструментальные, расчетно-аналити-ческие, опытные, лабораторные, органолептические, экспертные. Дифференцированный, обобщенный и интегральный методы оценки показателей. Практическая работа. Квалиметрическая оценка Цель работы: Ознакомиться с объектами, а также задачами квалиметрии на стадии жизненного цикла продукции. Основная литература: [ 4 ], [ 5 ], [ 6 ], Дополнительная литература: [ 7,12 ]  
Лекция 5 Тема Развитие систем управления качеством Этапы развития систем качества. Башня качества. Семь главных «инструментов» японского управления качеством. Особенности японской системы управления качеством. Элементы японского подхода к управлению качеством. Советский период в управлении качеством и современные проблемы качества казахстанских предприятий. Влияние внешних и внутренних причин на внедрение систем качества. Практическая работа. Контроль качества продукции технологических процессов. Цель работы: Ознакомиться с классификацией контроля качества. Основная литература: [ 2 ], [ 3 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 6,7,8 ]  
Лекция 6 Тема Система всеобщего управления качеством. Общие принципы TQM и его структура. Концепция непрерывного совершенствования качества. Цикл Э. Деминга. Основные национальные отличия системы TQM. Десять этапов для повышения качества по Д. Джурану. 14 принципов Э. Деминга. Практическая работа. Инжиниринг качества. Цель работы: Ознакомиться с методами инжиниринга и научиться их использовать на практике. Основная литература: [ 5 ], [ 7 ], [ 9 ], Дополнительная литература: [ 10,12,13 ]
Лекция 7 Тема Основы менеджмента качества Принципы менеджмента качества. Процессный метод в СМК. Основные положения системы менеджмента качества. Практическая работа. Системы обеспечения качества. Цель работы: Ознакомиться с этапами развития и методами систем обеспечения качества. Основная литература: [ 1 ], [ 2 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 14,15,16 ]
Лекция 8 Тема Система качества на машиностроительном предприятии Структура системы качества. Элементы системы качества и технология управления качеством. Задачи составляющих системы качества. Практическая работа. Комплексная система обеспечения качества. Цель работы: ознакомиться с задачами и функциями комплексной системы обеспечения качества. Основная литература: [ 1 ], [ 2 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 15,16 ]
Лекция 9 Тема Сертификация системы качества на предприятии Цели и порядок сертификации системы качества на машиностроительном предприятии. Этапы сертификации и задачи, решаемые при их проведении. Основная литература: [ 12 ] Дополнительная литература: [ 7,8 ]
Лекция 10 Тема Новые методы управления качеством. Мозговой штурм, диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, таблица качества, стрелочная диаграмма, поточная диаграмма, матрица приоритетов. Основная литература: [ 1 ], [ 2 ], [ 10 ], Дополнительная литература: [ 7,8 ]  
Лекция 11 Тема Новейшие методы управления качеством. QFD-анализ, бенчмаркинг, FMEA-анализ, анализ деятельности подразделений, система «ноль дефектов», функционально-стоимостной анализ (ФСА). Основная литература: [ 2 ], [ 3 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 6,7,8 ]
Лекция 12 Тема Затраты на повышение качества и оценка их эффективности. Затраты на предупредительные мероприятия, на контроль, Внутренние и внешние затраты на дефект на исправление дефекта. Схема оптимизации затрат на качество. Формула индекса эффективности затрат на качество. Модель затрат на обеспечение качества. Области оптимальных значений затрат. Практическая работа. Затраты на повышение качества и расчет их элементов. Цель работы: Научиться рассчитывать элементы затрат на качество на предприятии. Основная литература: [ 3 ], [ 5 ], [ 7 ], Дополнительная литература: [ 11,12 ]  
Лекция 13 Тема Технический контроль в системе управления качеством. Система контроля на промышленных предприятиях: функции, задачи и структурные подразделения ОТК. Процессы технического контроля. Основные принципы рациональной организации технического контроля. Классификация видов технического контроля. Практическая работа. Качество составления документов Цель работы: Приобретение навыков составления резюме с учетом требований, предъявляемых должностью и личных характеристик кандидата. Основная литература: [ 3 ], [ 4 ], Дополнительная литература: [ 6,7,8 ]  
Лекция 14 Тема Основные инструменты управления качеством на предприятии. Контрольный листок, гистограмма, метод стратификации, диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, диаграмма рассеивания, контрольные карты процессов. Практическая работа. Освоение методов построения диаграмм. Цель работы: Приобретение навыков построения диаграмм Парето. Основная литература: [ 1 ], [ 2 ], [ 5 ], Дополнительная литература: [ 11 ]  

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СК И УТП»

Раздел 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

 

Тема 1. Основные понятия качества и управления качеством

 

Цель лекции: ознакомиться с базовыми понятиями качества и управление качеством.

Ключевые слова: качество продукции, менеджмент, управление качеством.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме – альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.

С выходом Казахстанских предприятий на международные рынки и открытием российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-94 имеем: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Это последнее, официальное определение понятия качества. Нет сомнения, что и в дальнейшем понятие термина «качества» будет обогащаться и уточняться.

«Характеристика» - это, буквально, взаимосвязь между зависимыми и независимыми и временными. выраженная формулами, таблицами, графиками Под «характеристикой» в широком смысле понимаются показатели качества, которые можно измерить, вычислить или, в крайнем случае, ощутить (например, дизайн машины).

«Свойство» - это больше философская категория, которая выражает ту сторону предмета, которая определяет различие с другим предметом или общность между ними (например, свойства эстетичности, технологичности, надежности, ремонтопригодности, экологичности и т. д.). В отдельных случаях свойство можно выразить численно, но с какой-то степенью вероятности (например, безотказность авиационного двигателя).

«Объект» - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. К объектам можно отнести любую деятельность или процесс, продукцию, услуги, систему или отдельное лицо, а также любые комбинации из них.

«Потребность» - это состояние неудовлетворенности требований организма, личности или общества, необходимых для его нормального функционирования.

Управление - широко распространенный, но не стандартизированный термин. То же относится и к термину менеджмент.

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы и целей..

Управление качеством в стандарте ИСО определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Повсеместное вытеснение термина управление термином менеджмент не везде обосновано.

Менеджмент - это, в большей степени практическое руководство и методы управления. Управление качеством имеет свои исторические научные корни, идущие в конец 19-го века, в то время как практика менеджмента - относительно новое понятие, введенное американскими и японскими учеными при внедрении тотального (всеобщего) менеджмента в конце 50-х годов 20-го столетия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение «качеству продукции»

2. Чем отличаются понятия «управление» и «менеджмент»?

3. В чем заключается управление качеством?

Рекомендуемая литература:[ 1,2 ]

 

Тема2. Показатели качества продукции

 

Цель лекции: изучение показателей качества продукции и их классификация.

Ключевые слова: качество продукции, показатели качества продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции.

Качество является важнейшим показателем продукции, так как находится в прямом отношении к ее цене. Качество зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов:

- инженерные (технические), определяющие технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого изделия; состояние технической документации;

- производственные (технологические), определяющие уровень и состояние технологической подготовки производства (оборудование, оснастка, технологическая документация); состояние испытательного оборудования и качество средств измерения и контроля;

- снабженческие, определяющие обеспеченность и качество поставляемых сырья, материалов и комплектующих изделий;

- социальные, характеризующие квалификацию занятых в производственном процессе работников; подбор, расстановку и перемещение кадров; взаимоотношения в коллективе; жилищно-бытовые условия; организацию отдыха в нерабочее время;

организационные, характеризующие состояние технологической дисциплины; соблюдение принципов и методов научной организации труда; глубину изучения рынка продукции; политику руководства по качеству; организацию информационного обеспечения; организацию питания и отдыха на предприятии;

- экономические, характеризующие соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой; формы оплаты труда и величину зарплаты; организацию и проведение хозрасчета; порядок кредитования и финансирования средств на повышение качества; систему моральных и материальных стимулов изготовления качественной продукции.

Повышение качества продукции осуществляется по двум основным на­правлениям:

-совершенствование качества выпускаемой продукции в рамках ранее ос­военной техники без принципиального ее изменения;

- создание новых видов продукции, основанной на использовании принци­пиально новых конструктивных идей и рабочих процессов, на применении новых материалов.

Все показатели качества подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся на эксплуатационные и производственно-технологические.

К эксплуатационным показателям относятся: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; экологические показатели; патентно-правовые показатели; прочие.

К производственно-технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, стандартизация и унификация, блочность.

К экономическим показателям относятся капиталовложения в производство, капиталовложения в эксплуатацию, себестоимость единицы продукции, отпускная или рыночная цена.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.

Показатели надежности. Безотказность свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.). Долговечность - свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (например, ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.). Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (например, среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).

Сохраняемость - свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (например, срок сохраняемости).

Эргономические показатели характеризуют в целом систему «машина-человек», учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся при эксплуатации объекта или в производственном процессе.

Требования технической эстетики характеризуются композиционной це­лостностью формы, функциональной целесообразностью формы (например, обтекаемость), товарным видом объекта.

Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.

Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.

В машиностроении применяются следующие методы определения величины показателей

- инструментальные, с использованием различных измерительных и контрольных приборов;

- расчетно-аналитические, путем расчета показателей и установления взаимосвязи между ними (например, определение производительности станочного оборудования по величине подачи);

- опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значение показателей, найденных другими методами (например, испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т. д);

- лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов и испытаний;

- органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью органов чувств (например, контроль окраски, наличие царапин и т.д.);

- социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса потребителей;

- балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие общепринятых размерностей, с помощью баллов;

- экспертные, с использованием экспертов в анкетных опросах, с целью получения более точных значений величины показателя

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и дайте определение экономическим показателям качества

2. Перечислите и дайте определение эксплуатационным показателям качества

3. Дайте определение показателям надежности

Рекомендуемая литература:[2,3]

 

Тема 3. Методы измерения показателей свойств качества

 

Цель лекции: ознакомление со способами, методами и средствами измерения показателей качества.

Ключевые слова: метрология, методы измерения, средства измерения, показатель качества.

 

Способы измерения абсолютных показателей свойств качества делятся на метрологические и экспертные

Метрологические методы — это методы определения значений показателей качества продукции, осуществляемые посредством технических средств измерения и контроля.

Метрологические методы можно разделить на физические, химические и биологические.

Физические методы применяются для определения физических свойств продукции — плотности, коэффициента преломления, вязкости, липкости, температуры и т.д.

Физические методы — это микроскопия, поляриметрия, колориметрия, спектроскопия, реология, люминесцентный анализ и др.

Химические методы применяют для определения состава и количества входящих в продукцию веществ. Химические — это методы аналитической, органической, физической и биологической химии.

Биологические методы используют дляопределения пищевой и биологической ценности продукции, ее усвояемости и перевариваемости, безвредности, степени обсемененности различными организмами и пр. Экспертная оценка качества осуществляется на основе решения, применяемого экспертами. Экспертный метод применяют, когда невозможно или нецелесообразно, исходя из конкретных условий оценки качества продукции, применять метрологические методы.

Спомощью данного метода: определяют номенклатуру и коэффициенты весомости показателей качества выбирают базовые образцы и определяют базовые показатели оценивают единичные показатели качества которые не возможно оценить метрологическими методами (органолептические, эстетические), определяют комплексные показатели, выбирают наилучшие решения. реализуемые в управлении качеством продукции и т.д.

Процедуру экспертной оценки можно разбить на четыре этапа: формирование экспертной группы подготовка анкет и пояснительных записок, необходимых для опроса экспертный опрос экспертов; обработка экспертных опенок и анализ полученных результатов.

Оценка квалификации экспертов от которой в основном зависит объективность, точность и надежность экспертного метода, может быть произведена следующими способами: по критерию близости оценки экспертов к средней оценке группы экспертов, которая условно принимается за истинную (чем больше погрешность, тем ниже вес. эксперта); по критерию качества решения специальных тестовых задач, тождественным реальным (например, тестовая задача о кратчайшей связывающей сети И.Б. Монкуса.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «метрология»

2. Перечислите метрологические методы измерения показателей качества

3. Дайте характеристику химическим методам оценки качества

4. В чем заключается экспертная оценка качества?

Рекомендуемая литература: [2,4]

 

Тема 4 Оценка уровня качества

 

Цель лекции: Изучение показателей качества и методов их оценки.

Ключевые слова: показатели качества, экспертная оценка.

 

На предприятии уровень качества определяется после длительного простоя производства, при аттестации или сертификации продукции, при периодическом или выборочном контроле и т.д.

Порядок оценки уровня качества Замкнутость блок-схемы необходима для того, чтобы убедиться, что выполненные действия по оценке качества продукции достигли поставленной цели.

Определение цели оценки уровня качества

Выбор номенклатуры показателей качества и способа их определения
Определение показателей качества
 
Выбор базовых показателей (аналога)
Выбор метода оценки уровня качества
Оценка уровня качества

Рисунок 2. Блок - схема последовательности оценки уровня качества

 

Наиболее ответственным этапом оценки уровня качества является выбор базовых показателей аналога на этапе проектирования нового изделия.

В качестве аналога выбираются:

- реально выпушенные в продажу в России или за рубежом изделия аналогичного назначения;

- изделия, находящиеся в разработке;

- нормативно - техническую документацию и стандарты (отечественные и международные).

Оптимальным вариантом является выбор в качестве аналога изделий, находящихся в стадии разработки или освоения. При отсутствии действующих и разрабатываемых аналогов в качестве базовых показателей последнего могут выступить требования стандартов и прогрессивные нормативы

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.

Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и \ или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методом. Расчетные методы позволяют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определение коэффициентов весомости при расчете комплексных показателей качества и др. Результатом экспертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точности измерительного метода зависит от точности используемых средств измерений.

Органолептический метод – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений.

Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. Этот метод наиболее распространен при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов измерений; недостатки – в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрешающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей.

Ценность этого метода состоит в возможности получения информации о свойствах товаров непосредственно от потребителей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготовители продукции или фирмы, осуществляющие ее реализацию, выясняя следующие вопросы:

Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация, унификация.

Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.

Дифференциальный метод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.

Дифференциальный метод оценки уровня потребительских показателей качества применяется на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуатации товаров.

Комплексный метод - метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Определение значений показателей единичных свойств. Осуществляют измерительным, сенсорным, расчетным, регистрационным, социологическим, экспертным методами.

Расчет коэффициентов весомости (значимости) показателей свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности показателей каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Для определения весомости показателей чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последовательных и попарных сопоставлений и др.

Расчет комплексных показателей качества осуществляют по формулам средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Таким образом, показатель уровня качества, рассчитываемый в виде среднего взвешенного показателя, позволяет с помощью одной формулы учесть все выбранные для оценки показатели свойств товара.

Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.

Этот метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.

Обобщенный показатель - заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.

Интегральный показатель применяется чаще всего для оценки сложных экономических показателей, например, эффективности изделия Обычно под эффективностью изделия понимают отношение суммарного полезного эффекта от работы изделия к сумме затрат на его создание и эксплуатацию. Чаще всего интегральные показатели используются для оценки эффективности машин, станков, сложных механизмов и аппаратов, совершающих определенную работу.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите достоинства и недостатки измерительного метода оценки качества

2. В чем заключается социологический метод оценки качества

3. Как проводится комплексный метод оценки качества

4. Дайте определению понятия дифференциальному методу оценки качества

Рекомендуемая литература: [3,7]

 

Раздел 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Тема 5. Развитие систем управления качеством

 

Цель лекции: ознакомиться с этапами развития систем качества в СССР, Японии, Европе и в Казахстане.

Ключевые слова: система управления качеством, башня качества, петля качества

 

В 1920 году на заводе Белл Телефон (США) доктор Джонс впервые предложил использовать математико-статистические методы при контроле качества телефонной аппаратуры. Основоположником повсеместного применения статистических методов в управлении качеством продукции в серийном производстве можно считать американского математика У. Шухарта, который первым ввел контрольные карты, диаграммы, таблицы дефектов и т.д

Методы статистиче­ского контроля качества были шагом вперед в системе управления качеством, но они, так же как и новации Форда-Тэйлора, не пошли дальше технических (или технологических) приемов в повышении качества продукции, не преду­сматривали возможность привлечения к управлению качеством человеческий ресурс - самих работников, занятых в изготовлении продукции.

Во второй половине 50-х годов в Японии, очень зависящей от экспорта своей продукции, началось движение к постоянному улучшению качества. Агитатором этого движения стал американский ученый Э.Деминг, не нашедший у себя на родине сторонников и уехавший в Японию для реализации своих идей. Вместе с учеными Д. Джураном (США) и К. Исикава (Япония) он разработал новую систему управления качеством, которая в дальнейшем получила название TQC -система тотального контроля качества.

Новая обогащенная мировым опытом система управления качеством получила в 80-х годах во многих литературных источниках название TQM - тотальный менеджмент качества или система всеобщего управления качеством

В 90-х годах на первый план в обеспечении качества продукции начали выходить понятия «система качества» и «сертификация систем качества».

Рассматриваемую в ретроспективе стадию развития научных систем управления качеством продукции можно условно разделить на следующие этапы:

1900 —1920 годы - отбраковки дефектной продукции,

1920-1950 годы- статистических методов управления качеством,

1950 -1980 годы - TQC (тотальный контроль качества),

1980 -1990 годы - всеобщего управления качеством (TQM),

1990 - 2000 годы - сертификации систем качества.

Современное предприятие, выходящее со своей продукцией на междуна­родный рынок, использует при достижении запланированного качества изделия элементы всех перечисленных выше систем управления качеством. Схематически это можно выразить в виде «башни качества» (см. рис.1).

 

Рисунок 1. «Башня качества»: 1 - контроль качества; 2 - управление качеством; 3 - планирование качества; 4 - экология качества

На первом этаже «башни» располагается контроль качества, цель которого не допустить негодные изделия к потребителю, в том числе с помощью методов. статистического контроля.

На втором этаже располагается управление качеством, цель которого увеличить выход годных изделий.

На третьем этаже располагается планирование качества, цель которого обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителя.

На четвертом этаже располагается экология качества, цель которого эф­фективно сочетать требования обеспечения качества и экологические требования к продукции предприятия.

Характеристика жизненного цикла продукции в соответствии с международными стандартами.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11.Утилизация после испытания.

Перечисленные этапы представлены на рисунке и носят название “петля качества”.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто разработал систему TQC?

2. Когда была разработана система TQM?

3. Дайте характеристику элементам башни качества

4. Перечислите этапы “петли качества”

Рекомендуемая литература:[1,5]

 

Тема 6. Система всеобщего управления качеством

 

Цель лекции: изучение общих принципов восточных и западных системы всеобщего управления качеством

Ключевые слова: система TQM, цикл Деминга, этапы Джурана.

 

В понятие TQM «всеобщее управление качеством» вкладывается не только ру­ководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами, ресур­сами, персоналом и т.д. Всеобщее управление качеством - это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и слу­жащих всех уровней и при рациональном использовании технических возмож­ностей. Эта система вобрала в себя все лучшее, что было отобрано мировой практикой при создании высококачественной продукции

В целях эффективного управления качеством и повышения его уровня Э. Демингом и Д. Джураном были разработаны следующие постулаты:

10 этапов для повышения качества, по Д. Джурану

1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.

2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.

3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.

4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.

5. Выполняйте проекты для решения проблем.

6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.

7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

8. Сообщайте о результатах.

9. Регистрируйте успехи.

10.Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функцио­нирующие в организации, тем самым закрепляя их.

14 принципов В. Эдвардса Деминга

1. Постоянство цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства то­варов и оказания услуг.

2. Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху, основы которой были за­ложены в Японии.

3. Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества.

4. Прекратите практику заключения контрактов по самым низким ценам. Не практикуйте ведение бизнеса, основываясь исключительно на цене.

5. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения плани­рования, производства и обслуживания.

6. Введите обучение на работе.

7. Установите благоприятный стиль руководства. Утверждайте стиль руководства, направленный на то, чтобы помочь людям лучше выполнять свою работу.

8. Поощряйте эффективные двусторонние коммуникации и другие способы, позволяющие избавиться от страха в ор­ганизации.

9. Разрушайте барьеры между отделами и людьми.

10. Исключите использование лозунгов, плакатов и призывов.

11.Устраните цифровые показатели, по которым выносится суждение.

12.Гордитесь мастерством.

13.Поощряйте образование.

14.Приверженность высшего руководства. Добейтесь четкой приверженности высшего руководства идее постоянного улучшения качества и производительности.

Главные отличия восточного (Япония) и запад­ного (Европа и США) подходов к качеству, которые в значительной степени отражают национальные особенности народов.

Западный подход:

- качество основывается на низком уровне цен;

- первая цель - прибыль, качество - категория случайная;

- по вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика.

Восточный подход:

-качество основывается на низком уровне дефектов;

- первая цель-качество, прибыль не замедлит последовать;

- согласие с требованиями покупателя по вопросам качества.

Несмотря на наличие отдельных национальных различий в подходах к качеству, выработанные специалистами ведущих промышленных стран мира единые принципы обеспечения качества привели к созданию обще­признанной системы Всеобщего управления качеством (TQM).

Семь главных «инструментов» японского управления качеством:

  1. организация кружков качества и поддержание низшей иерархической ступени управления;
  2. организация временных коллективов, объединяющих специалистов уча­стков» заинтересованных в проблемах качества;
  3. достижение консенсуса при принятии решения о внедрении того или иного усовершенствования;
  4. проведение самоконтроля каждым работником на своем рабочем месте;
  5. достижение того, чтобы каждый работник стремился сделать свою работу качественно, укрепляя тем самым собственный престиж;
  6. установление прямой связи продвижения работника по службе и получения иных экономических стимулов с повышением качества выполняемой работы;
  7. щедрое выделение средств на образование, подготовку кадров, повышение квалификации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите 10 этапов повышения качества Д Джурана

2. В чем заключаются принципы Деминга

3. Перечислите семь главных инструментов японского управления качеством

Рекомендуемая литература:[3,9]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.267 сек.