Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведение растворимости малорастворимых веществ




Сера

ХОД РАБОТЫ:

1. Плавление серы.

Сухую пробирку заполнить на 1/3 кусочками серы и, взяв пробирку деревянным держателем, медленно нагревать её до расплавления серы, всё время встряхивая (так как сера обладает плохой электропроводностью). Наклонить слегка пробирку: подвижная янтарная жидкость течет по стенке. При дальнейшем нагревании изменение цвета жидкости и увеличение её вязкости: из опрокинутой сверху дном пробирки жидкость не выливается (температура около 200 оС). Продолжать нагревание до температуры кипения; сера при этом темнеет и вновь становиться подвижной. Кипящую серу вылить тонкой струёй в стакан с холодной водой. Через 1-2 минуты вынуть серу из воды и убедиться в ее пластичности. Дать объяснения всем наблюдаемым изменениям.

2. Восстановительные свойства серы.

Налить в пробирку 2-3 мл концентрированной азотной кислоты, всыпать немного порошка серы и нагревать смесь до кипения. К оставшемуся раствору прибавить раствор хлорида бария. На наличие какого иона указывает образование белого осадка? Составьте уравнение реакции окисления серы азотной кислотой.

3. Окислительные свойства серы.

На кусок асбеста поместить немного смеси серы и цинка (1:2) и в вытяжном шкафу поджечь (осторожно) горячей лучинкой. Доказать опытом, что образовавшийся белый порошок содержит в своем составе ион S2--. Составьте уравнения проведенных реакций.

4. Восстановительные свойства тиосульфата.

К 2-3 мл раствора тиосульфата натрия прилить 1 мл раствора крахмала и приливать по каплям раствор йода. Почему не получается синего окрашивания? Составьте уравнения реакции между тиосульфатом йода и йодом. К 2 мл раствора тиосульфата прибавить хлорную воду. Что наблюдается? Составьте уравнения реакции. Докажите что в растворе имеются ионы SO42-, получающиеся при окислении ионов S2O32-.

5.Окислительные свойства серной кислоты.

Испытать действие разбавленной серной кислоты на металлический цинк и концентрированной серной кислоты на металлическую медь при нагревании. Как определить продукты восстановления серной кислоты? Составьте уравнения реакций.

6. Обугливание органических веществ серной кислотой.

Стеклянной палочкой, смоченной концентрированной H2SO4, написать что-нибудь на бумаге. Бумагу слегка прогреть, держа её высоко над пламенем. Что наблюдается? Дать объяснение. На кусочек ткани нанести стеклянной палочкой каплю концентрированной H2SO4. Через некоторое время испытать ткань на прочность.

 

 

Азот и фосфор.

 

ПРИБОРЫ, ПОСУДА И РЕАКТИВЫ: пробирки, держатель для пробирок, пипетка ёмкостью 2 мл, стеклянные палочки, стакан емкостью 100 мл, растворы: аммиака (концентрированный), соляной кислоты (концентрированной), роданида калия (0,1М), нитрата натрия (насыщенный), серной кислоты (1:4), сульфата железа (II) (насыщенный), серной кислоты (концентрированной), азотной кислоты (1:1), фенолфталеина, кристаллический красный фосфор, хлорид аммония, сульфат железа (II).

ХОД РАБОТЫ:

Превращение красного фосфора в белый.

В сухую пробирку поместить несколько крупинок красного фосфора, закрыть ватным тампоном и осторожно нагревать на слабом пламени. Наблюдать кристаллизацию вещества на холодных стенках пробирки и описать процесс, лежащий в основе опыта.

Равновесие в растворе аммиака.

Отобрать пипеткой 2 мл концентрированного аммиака и разбавить водой, содержащей 3-4 капли раствора фенолфталеина, до 50 мл. Разлить окрашенный раствор в три колбы. Одну поставить на печку кипятить раствор, а в другую высыпать щепотку твердого хлорида аммония и взболтать. Сравнить окраску во всех трех колбах и описать равновесия и смещение равновесия в растворе аммиака.

Образование солей аммония.

Стеклянную палочку смочить концентрированной соляной кислотой и поднести к склянке с концентрированным раствором аммиака. Описать наблюдаемые изменения и составить уравнение реакции.

Получение аммиакатов.

В двух пробирках получить осадки гидроксидов цинка и никеля, и прилить к ним раствор аммиака. Описать происходящие изменения и составить уравнения реакций.

Окислительные свойства азотной кислоты.

В 5 мл дистиллированной воды растворить 3-4 кристалла свежеперекристаллизованной соли железа (II). Раствор разлить поровну в две пробирки. В одну из них добавить 5 капель концентрированной азотной кислоты и кипятить 2-3 минуты. После охлаждения прилить в обе пробирки по несколько капель раствора роданида калия и наблюдать за изменением окраски.

Образование азотной кислоты и ее разложение.

К 3-4 мл концентрированного раствора NaNO2 прилить разбавленную серную кислоту. Наблюдать изменение окраски раствора (на фоне белой бумаги) и записать уравнения реакций.

Реакция открытия азотной кислоты.

Налить в пробирку 1 мл. насыщенного раствора сульфата железа (II), 3 мл концентрированной серной кислоты, охладить смесь. Наклонив пробирку, осторожно влить по стенке 1-2 мл раствора азотной кислоты (1:1). В месте соприкосновения двух жидкостей образуется бурое кольцо [Fe(NO)]SO4. Записать уравнение реакции в две стадии: восстановление азотной кислоты до оксида азота (II) и образование комплексного соединения.

Контрольные вопросы

1. Как расположены неметаллы в Периодической системе? Как меняются их свойства в периодах и группах?

2. Напишите электронные формулы для атомов галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и бора. Укажите степени окисления, характерные для них в соединениях.

3. Приведите примеры реакций получения неметаллов.

4. Какими физическими свойствами обладают неметаллы, каково строение молекул галогенов, халькогенов и т.д.?

5. Какими химическими свойствами обладают неметаллы? Приведите примеры реакций.

6. Исходя из величин электроотрицательности, укажите, как в приведенном ряду F, Cl, Br, I изменяется способность атомов принимать электроны? Напишите электронные формулы этих элементов.

7. Приведите формулы высших оксидов и гидроксидов (кислот), отвечающих элементам с ns2np5 валентными электронами. Как меняется сила кислот HЭ в ряду этих элементов?

8. Объясните механизм образования водородной связи в молекуле HF.

9. Напишите электронные формулы Р и Ві. Определите квантовые числа всех валентных электронов атома фосфора. Определите суммарный спин ns2np3 электронов и объясните характерные степени окисления у р-элементов V группы.

10. Приведите общую электронную формулу валентных орбиталей р-элементов III группы. Укажите изменение электроортрицательности в этой группе.

11. Приведите формулы высших оксидов и гидроксидов (кислот), которые отвечают элементам с ns2np1 валентными электронами. Как меняются свойства гидроксидов в группе этих элементов?

12. Как изменяются кислотные и окислительные свойства кислородсодержащих кислот хлора в ряду: HClO, HClO2, HClO3, HClO4? Дайте объяснение. Чем объясняется, что растворимость иода в воде увеличивается в присутствии KJ?

13. Назовите соединения серы, которые в химических реакциях являются: а) только восстановителями; б) только окислителями; в) восстановителями и окислителями. Напишите уравнения реакций.

14. Напишите структурную формулу серной кислоты. Укажите характер химических связей, тип гибридизации, координационное число серы в анионе.

15. Почему синтез аммиака NH3 + 3H2 «2NH3 + Q проводят при повышенном давлении и температуре?

16. Составьте уравнения реакций получения азотной кислоты из азота воздуха.

17. Объясните причину различия в основности ортофосфорной, фосфористой и фосфорноватистой кислот.

 

10.4. Общая характеристика металлов

Периодическая система элементов включает в себя только 22 неметалла, а все остальные элементы – металлы. К ним относятся s- и d-элементы (кроме водорода и гелия) и некоторые р-элементы (Al, Ga, In, Tl, Ge, Sn, Pb, Sb, Bi, Po). Следует обратить внимание на то, что большинство из металлов содержит на внешней электронной оболочке небольшое количество электронов, поэтому характеризуется относительно малыми значениями потенциалов ионизации. В связи с этим для металлов, в отличие от неметаллов, характерно образование катионов и катионных комплексов в низших степенях окисления (1÷4). В высших степенях окисления (5÷8) металлы проявляют кислотные свойства и образуют анионы и анионные комплексы. Таким образом, металлы в большинстве случаев могут проявлять как основные, так и кислотные свойства, то есть относиться к амфотерным простым веществам. Среди всех металлов лишь s-элементы, кроме бериллия, проявляют только основные свойства и называются типическими, а все остальные металлы – амфотерные.

Низкие значения потенциалов ионизации и нулевое или отрицательное значение сродства к электрону определяют положительные степени окисления металлов в соединениях. В связи с этим металлы в свободном состоянии являются восстановителями. Для реакции в водных растворах восстановительная активность металла определяется величиной его стандартного электродного потенциала (Е0), положением в ряду напряжений металлов, составленного, исходя из общего уравнения Меп+ + пē → Ме. Наименьшее значение электродного потенциала (-3,045 в) у лития, а наибольшее (+1,692 в) – у золота, нулевое значение – у водорода.

В зависимости от положения в ряду напряжения, можно выделить три группы металлов: 1)с Е0 < - 2,3 в; 2) с - 2,3 в < Е0 < 0; 3) с Е0 > 0. Металлы 1-й группы при обычных условиях реагируют с водой и кислотами, вытесняя из них водород. Они легко окисляются неметаллами и плохо восстанавливаются из соединений. Металлы 2-й группы могут вытеснять водород из воды и щелочей при нагревании, а из кислот – при обычных условиях, если - 2,3 в < Е0 < - 0,25 в. Если - 0,25 в < Е0 < 0 в, то они с водой и щелочами не реагируют, а водород из кислот вытесняют при нагревании. Эти металлы относительно легко окисляются большинством неметаллов при нагревании и сравнительно легко могут быть получены восстановлением соединений. Металлы 3-й группы (Е0 > 0) водород из соединений не вытесняют, относительно плохо окисляются при нагревании, но легко восстанавливаются из соединений. Для растворения этих металлов используют кислородсодержащие кислоты-окислители, такие как НNО3 и Н24 (конц.), а в ряде случаев – очень сильные окислители – «царская водка»; соляная кислота, насыщенная хлором; селеновая кислота и другие.

Все металлы, проявляющие амфотерные свойства, независимо от их положения в ряду напряжения, могут растворяться в щелочной среде в присутствии окислителей с образованием анионных комплексов.

Типические металлы, к которым относятся щелочные и щелочноземельные элементы, проявляют только основные свойства и являются сильными восстановителями, окисляясь до степени окисления +1 (щелочные металлы) и +2 (щелочноземельные металлы и Мg):

Mg + H2SO4 (разб.) = MgSO4 + H2;

2Na + H2O = 2NaOH + H2; Mg + H2O = не реагирует;

5Ca + 12HNO3 (разб.) = 5Са(NO3)2 + N2 + 6H2O;

4Mg + 5H2SO4 (конц.) = 4MgSO + H2S + 4H2O.

Со щелочами эти металлы не взаимодействуют, так как не проявляют кислотных свойств. При окислении на воздухе образуются Li2O; Na2O2; K(Rb,Cs)O2; ЭО (Э – щелочноземельный металл). При нагревании металлов с азотом, серой, галогенами и фосфором образуются нитриды, сульфиды, галогениды и фосфиды соответственно.

Оксиды типических металлов проявляют только основные свойства. Они легко взаимодействуют с водой с образованием щелочей (ЭОН и Э(ОН)2), с кислотными оксидами и кислотами с образованием солей. Получение металлов из оксидов крайне затруднено. Так, при восстановлении оксида натрия водородом, образуется гидрид натрия.

Na2O + H2 = NaOH + NaH.

А для восстановления можно использовать металлы, стоящие в ряду напряжения левее получаемого металла.

Гидроксиды типических металлов (щёлочи) относятся к хорошо растворимым сильным электролитам, диссоциирующим в растворе практически полностью. Они легко взаимодействуют с кислотными оксидами и кислотами с образованием солей.

Ca(OH)2 + 2H2SO4 = Ca(HSO4)2 + 2H2O;

Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2O;

Ba(OH)2 + SiO2 = BaSiO3 + H2O;

NaOH + CO2 = NaHCO3; 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O.

В щелочах растворяются амфотерные металлы, а большинство неметаллов диспропорционируют.

NaOH + Be + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2;

2S + 6NaOH = Na2SO3 + 3Na2S + 3H2O.

При действии щелочей на соли образуются малорастворимые или плохо диссоциирующие основания.

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl;

(NH4)2CO3 + 2KOH = K2CO3 + 2NH3.H2O.

Основные свойства как простых веществ, так и их соединений возрастают в рядах Li – Fr, Mg – Ra.

Среди амфотерных металлов в первую очередь следует различать металлы, стоящие в ряду напряжения до и после водорода, что определяет их восстановительную активность и условия растворения в кислотах и щелочах.

Be + 2H2O = Be(OH)2 + H2;

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2;

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2; до водорода;

Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O;

Au + HNO3 + 4HCl = H[AuCl4] + NO + 2H2O;

Pt + 2NaOH + 2NaNO3 = Na2PtO3 + 2NaNO2 + H2O; после водорода.

Для большинства амфотерных металлов характерны несколько степеней окисления, причём в низших степенях окисления проявляются основные свойства, в высших – кислотные, а в промежуточных – амфотерные. Низшие степени окисления стабилизируются в кислой среде, а высшие – в щелочной:

Cr + 2HCl = CrCl2 + H2;

Cr + 3NaClO + 2NaOH = Na2CrO4 + 3NaCl + H2O.

Низшие оксиды и гидроксиды этих металлов, проявляя основные свойства, взаимодействуют с кислотными оксидами и кислотами, а высшие оксиды и гидроксиды (кислоты) – с основными оксидами и щелочами. Оксиды и гидроксиды в промежуточных степенях окисления имеют ярко выраженную амфотерность:

Cr2O3 + 2NaOH = 2NaCrO2 + H2O;

Cr2O3 + 6HNO3 = 2Cr(NO3)3 + 3H2O.

Большинство соединений, содержащих амфотерные металлы в высшей степени окисления, являются сильными окислителями (KMnO4; K2Cr2O7; NaBiO3; PbO2 и другие). У р-элементов в этом случае наибольшая активность наблюдается для металлов шестого периода, а у d-элементов – для металлов четвёртого периода.

Таким образом, в главных подгруппах сверху вниз возрастает склонность к низшим степеням окисления, а значит, усиливаются основные и восстановительные свойства. В побочных подгруппах стабилизируется высшая степень окисления, а значит возрастают кислотные свойства и ослабевает восстановительная активность.

Общие способы получения металлов:

1. Реакциями восстановления из оксидов и солей:

Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2;

3NiO + 2Al = Al2O3 + 3Ni;

CuO + H2 = Cu + H2O;

CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4.

2. Реакциями разложения различных соединений:

TiI4 = Ti + 2I2;

Cr(CO)6 = Cr + 6CO;

BaO2 = Ba + O2.

10.5. Лабораторная работа.

ПРИБОРЫ, ПОСУДА И РЕАКТИВЫ: пробирки, держатели пробирок, стеклянные палочки, растворы: серной и азотной кислот (концентрированная и 1:3), сульфата меди (II), нитрата серебра (I), йодида калия, хлорида ртути (I) и (II) (0,3M), соляной кислоты (концентрированная), гидроксида натрия (концентрированный), сульфата меди (насыщенный), лакмуса, медная и хромовая проволока, металлический цинк, тигель, муфельная печь.

ХОД РАБОТЫ:

Восстановительные свойства меди:

а) Опыт проводить под тягой! Испытать действие разбавленной и концентрированной серной и азотной кислот на металлическую медь на холоде и при нагревании. Записать уравнения проведенных реакций.

б) Взять щипцами кусочек медной проволоки и прокалить в муфельной печи. Записать уравнение реакции.

Гидролиз солей меди и серебра:

а) испытать лакмусовой бумагой растворы солей меди (II) и серебра. Отметить и записать уравнения реакций гидролиза.

б) К концентрированному раствору сульфата меди прилить насыщенный раствор соды. Описать реакцию взаимного гидролиза, учитывая, что осаждается основной карбонат меди.

Окислительные свойства иона Си2+.

К раствору сульфата меди (II) добавить раствор йодида калия. При этом образуется белый осадок Си2I2 и наблюдается пожелтение раствора. Составьте уравнение реакции.

Окрашивание пламени солями меди.

Нихромовую проволоку окунуть в раствор хлорида меди (II) и внести в пламя горелки. Фиксировать окрашивание пламени.

Восстановительные свойства цинка.

В трёх отдельных пробирках изучить действие воды, соляной кислоты и концентрированного раствора щелочи на металлический цинк. Записать уравнения реакций и предсказать отношение кадмия к этим же реактивам.

Получение гидроксидов.

К растворам солей ZnCl2, CdCl2, Hg(NO3)2, Hg2(NO3)2 прибавить по несколько капель раствора щелочи и записать уравнения реакции. Затем ко всем осадкам прилить избыток щелочи, зафиксировать различия в поведении гидроксидов цинка, кадмия и ртути.

Контрольные вопросы

 

1. Как расположены металлы в Периодической системе? Как меняются их свойства в периодах и группах?

2. Напишите электронные формулы для атомов натрия, кальция, хрома, свинца, железа. Укажите степени окисления, характерные для них в соединениях.

3. Приведите примеры реакций получения металлов.

4. Как меняется потенциал ионизации и сродство к электрону в ряду s-элементов I группы, р-элементов III группы

5. Какими химическими свойствами обладают металлы? Приведите примеры реакций.

6. Какие состояния окисления играют более важную роль у амфотерных металлов одной группы с увеличением порядкового номера?

7. Составьте уравнения реакций получения NaOH из Na2CO3 и NaCl.

8. Какую реакцию на лакмус и почему имеют растворы солей: KNO3, K3PO4, AgNO3, CuSO4, NaHS?

9. Осуществите следующие превращения: нитрат кадмия – оксид кадмия - кадмий – хлорид кадмия – гидроксид кадмия – гексаамминкадмия(2+) гидроксид.

10. Как устраняется временная и постоянная жесткость воды?

 

ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ»

Вариант 1

1.Какой объем хлора (при 170С и 99,3кПа) выделится при взаимодействии соляной кислоты с 1кг MnO2?

2.Указать лабораторный способ получения сероводорода. Как можно получить селеноводород и теллуроводород?

3.При взрыве смеси, полученной из одного объема некоторого газа и двух объемов кислорода, образуются два объема СО2 и один объем N2. Найти формулу газа.

4.Привести примеры реакций, в которых азот играет роль окислителя, и примеры реакций, в которых он является восстановителем.

5.Рассчитайте рН раствора, в 3 л которого содержится 0,35 г NH4OH.

6.Продуктами окисления щавелевой кислоты являются СО2 и вода. Сколько миллилитров раствора щавелевой кислоты, содержащего 7% Н2С2О4×2Н2О (r=1,02), можно окислить в сернокислом растворе при действии 75 мл 0,08 н. раствора KMnO4?

7.Осуществить превращения: B → B2O3 → NaBO2 → Na2B4O7 → H3BO3 → B.

8.Как изменяется устойчивость к окислению в ряду Fe(II)-Co(II)-Ni(II)? Как изменяется окислительная способность в ряду Fe(III)-Co(III)-Ni(III)? Подтвердить уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[Co(NO2)4(NH3)2]; [Cr(H2O)5Cl]Cl2.Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Cr(NH3)6]3+?

 

Вариант 2

1.Сколько миллилитров концентрированной соляной кислоты, содержащей 39%HCl (r=1,2), теоретически необходимо для взаимодействия с 0,1 моль KMnO4? Какой объем хлора выделится при этом (00С и 101,3 кПа)?

2.Каковы продукты реакции взаимодействия хлорида железа (III): а) с сероводородом; б) с сульфидом аммония?

3.В некотором образце кислой аммонийной соли ортофосфорной кислоты находится 3,612×1022 атомов кислорода и 8,127×1022 атомов водорода. Напишите формулу этой соли.

4.Сопоставить поведение As, Sb и Bi по отношению к азотной кислоте – концентрированной и разбавленной. Написать уравнения реакций.

5.Сколько воды необходимо добавить к 0,1 л 5%-ного раствора уксусной кислоты (r=1012 кг/м3) для получения раствора, рН которого равен 2, если Кдис.=1,75×10-5.

6.Написать уравнения следующих реакций, используемых в промышленном производстве цианидо внатрия и калия: а) сплавление цианамида кальция с углем и содой; б) взаимодействие аммиака с накаленной смесью угля и поташа.Сколько цианида натрия получится при переработке 1 т технического цианамида кальция, содержащего 64% СаCN2?

6. Осуществить превращения: Al → Al2O3 → Al(NO3)3 → Al(OH)3 → Na3[Al(OH)6] → Na3AlO3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al.

8.Какие степени окисления характерны для металлов семейства железа? Подтвердить химическими формулами. Охарактеризовать отношение железа, кобальта и никеля к кислотам. Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K2[PtCl(OH)5]; [CoBr(NH3)5]SO4.Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Fe(NH3)6]3+?

 

Вариант 3

1.Какой объем хлора (270С и 104 кПа) и какой объем 40%-ного раствора KBr (r=1,37) потребуется для получения 1 кг брома?

2.Объяснить, почему ZnS и PbS можно получить обменной реакцией в водном растворе, а Al2S3 и Cr2S3 нельзя? Указать способ получения Al2S3 и Cr2S3.

3.В одном из фосфидов число атомов металла в 1,5 раза больше числа атомов фосфора, а массовая доля этого металла на 7,46% больше массовой доли фосфора. Установите формулу фосфида.

4.Какие продукты получаются при прокаливании нитратов: натрия, кальция, меди, свинца, ртути, и серебра? Написать уравнения реакций.

5.К 100 мл 0,2н. раствора HCl прибавили 5 мл 3%-го раствора КОН (r=1,00). Как изменился рН раствора?

6.Сколько килограммов кремния и какой объем 32%-ного раствора NaОН (r=1,35) потребуется для получения 15 м3 водорода (170С и 98,64 кПа)?

7.Осуществить превращения: Si→Mg2Si→SiH4→SiO2→K2SiO3→H2SiO3→ →H2[SiF6].

8.Указать различия в строении атомов элементов подгруппы марганца и галогенов. В какой степени окисления эти элементы проявляют наибольшее сходство в свойствах? Подтвердить химическими формулами и уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[PtCl3(NH3)]; [Cu(SCN)2(NH3)2].Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [FeF6]4-

 

Вариант 4

1.Сколько граммов иода выделится в сернокислом растворе при взаимодействии раствора КJ со 150 мл 6%-ного раствора KMnO4 (r=1,04)?

2.Какова реакция среды в растворах: а) Na2S; б) (NH4)2S; в) NaHS?

3.При сжигании вещества NxHy образуется газовая смесь с соотношением

V(N2):V(H2O) = 1:2.Плотность по воздуху вещества в газообразном состоянии 1,1. Расшифруйте формулу вещества.

4.Как действует концентрированная H2SO4 на As, Sb и Bi? Написать уравнения реакций.

5.К 100 мл 0,1 н раствора HNO3 прибавили 2 мл 6%-го раствора NaOH (r=1,07). Каким стал рН раствора?

6.Вычислите массу сульфата свинца (II), полученного при взаимодействии 150 г раствора нитрата свинца с массовой долей Pb(NO3)2 8%и 70 г раствора сульфида натрия с массовой долей Na2S 6% и последующем воздействии на полученный осадок разбавленной азотной кислоты. Составьте уравнения всех происходящих реакций.

7.Осуществить превращения: Cl2 → KClO → KClO3 → KCl → Cl2 → CaOCl2 → Cl2.

8. Написать уравнения реакций, в которых соединения марганца проявляют свойства: а) окислительные; б) восстановительные; в) окислительные и восстановительные одновременно.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[Au(CN)2Br2]; [Fe(NH3)4 Cl2]OH. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Fe(NH3)6]2+?

.Вариант 5

1.Какой объем хлора (00С и 104 кПа) требуется для взаимодействия с 10 л 3,75%-ного раствора Ва(ОН)2 (r=1,04)?

2.Какие свойства проявляет сероводород при взаимодействии с водными растворами KMnO4, H2O2, NaOH?

3.При сгорании некоторого вещества, которое содержит только N и Н, образуется 22,4 л N2 и 54 гH2O. Расшифруйте состав вещества.

4.В какие соли перейдут при прокаливании следующие гидро- и дигидрофосфаты: Na2 НPO4, Ca(H2PO4)2, Mg(H2PO4)2, Al2(HPO4)3 и Cr(H2PO4)3? Написать уравнения реакций.

5.К 100 мл 0,2 моль/л раствора уксусной кислоты добавили 100 мл воды. Определите рН раствора, если Кдис. = 1,8×10-5.

6.Напишите уравнение реакции окисления арсенита натрия перманганатом калия в щелочной среде и определите объем 0,1 н. KMnO4 , необходимый для окисления

2,5 г Na3AsO3.

7.Осуществите превращения: Fe → FeCl2 → Fe2O3 → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → [Fe(CO)5].

8.Назвать оксиды германия, олова и свинца. Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов в рядах Ge(OH)2 - Pb(OH)2 и Ge(OH)4 - Pb(OH)4? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: Na2[SnF6]; [PdCl(H2O)(NH3)2]Cl.Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [NiCl4]2-?

Вариант 6

1.Сколько миллилитров 6,8%-ного раствора KClO3 (r=1,04) следует взять для того, чтобы в сернокислом растворе окислить 250 мл 21%-ного раствора FeSO4 (r=1,22)?

2.Привести примеры реакций получения SO2, которые: а) сопровождаются изменением степени окисления серы; б) не сопровождаются изменением степени окисления серы?

3.Соединение водорода с мышяком содержит 3,85% водорода. Плотность по воздуху 2,7. Найти истинную формулу.

4.Как получают из природного фосфорита простой суперфосфат и двойной суперфосфат. Написать уравнения реакций.

5.Рассчитайте концентрацию частиц, степень диссоциации азотистой кислоты и рН раствора с молярной концентрацией HNO2 0,1 моль/л. Кдис. = 5,1×10-4.

6.Какой объем 2 н.раствора HBr необходим для взаимодействия с 0,25 моль K2Cr207. Какой объем брома при этом выделится?

7. Осуществить превращения:

Be ® BeF2 ® Be(OH)2 ®Na2[Be(OH)4] ® BeF2

¯

Na4Be2O5

8.Как изменяются окислительно-восстановительные свойства соединений в рядах Ge(II) –Pb(II) и Ge(IV) – Pb(IV)? Подтвердить уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K2[PtCl(OH)5]; [Co(CN)(NH3)5 ]SO4. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Fe(NO2)6]3-?

 

Вариант 7

1.Выделение иода из раствора, полученного после выщелачивания золы морских водорослей, производится путем добавления диоксида марганца и серной кислоты. Сколбко тонн раствора, содержащего 4,5% KJ, и сколько килограммов MnO2 требуется для получения 1 т иода?

2.Какова реакция среды в растворах Na2SO3 и NaHSO3?

3.Соединение углерода с водородом содержит 92,26% углерода, остальное –водород; 0,195 г этого соединения заняли при 270и 101,3 кПа объем, равный 61,5 мл. Какова истинная формула?

4.Как относятся к нагреванию следующие соли аммония: хлорид, сульфат, дихромат, нитрат, нитрит и карбонат? Написать уравнения реакций.

5.Каковы концентрация ионов водорода в 1 н растворе HCN (Кдис. = 4,9×10-10) и значение рН. Сколько граммов ионов CN- содержится в 1,5 л указанного раствора?

6.Какая масса борной кислоты и какой объем водорода при 180С и 102,3 кПа образовались в результате взаимодействия 15 л диборана В2Н6, измеренного при нормальных условий, с водой?

7. Осуществить превращения:

O2 SO2 KMnO4 OH-

N2 ® Б ® N2O ® B ® KNO3 ® O2+KNOx

кат.H+

8.Обосновать размещение хрома, молибдена и вольфрама в VI группе периодической системы. В чем проявляется сходство этих элементов с элементами главной подгруппы? Подтвердить формулами и уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: Na3[Fe(NH3)(CN)5]; [Pt(NH3)4(OH)2 ]SO4. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Co(NO2)6]4-?

Вариант 8

1.При взаимодействии брома с раствором соды при нагревании образуются NaBr NaBrO3. Сколько килограммов брома пойдет на взаимодействие с 1 м3 14%-ного раствора Na2CO3 (r=1,04)? Какой объем СО2 (00С и 101,3 кПа) выделится при этом?

2.Дать характеристику окислительно-восстановительных свойств диоксида серы и сернистой кислоты. Ответ подтвердить примерами.

3.При сжигании некоторого соединения азота с водородом получено из 0,24 г вещества 0,27 г H2O и 168 мл азота (при 00С и 101,3 кПа). Плотность пара азотсодержащего вещества по воздуху 1,1. Какова истинная формула вещества?

4.Что получится при обработке хлором гидроксида висмута, взвешенного в концентрированном растворе гидроксида натрия? Написать уравнение реакции.

5.Определите рН и степень диссоциации (%) 0,001М раствора угольной кислоты, имея в виду только первую ступень электролитической диссоциации ее (К1 = 4,5×10-7).

6.Рассчитайте массу борной кислоты и объем раствора карбоната натрия с массовой долей Na2CO3 10% (r=1102 кг/м 3), необходимые для получения 955 г буры Na2B4O7×10H2O.

7. Осуществить превращения: Pb → PbO → Pb(NO3)2 → Pb(OH)2 → Na2[Pb(OH)6] → PbO2 → PbO → Pb.

8.Сравнить свойства элементов подгруппы ванадия со свойствами элементов: а) главной подгруппы V группы; б) подгруппы титана; в)подгруппы хрома. Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[Au(CN)2 Br2]; [PdCl(H2O)(NH3)2 ]Cl. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Ni(NO2)6]4-?

Вариант 9

1.Сколько килограммов 39%-ного раствора HCl можно получить из 1 т технической поваренной соли, содержащей 8% посторонних, не содержащих хлора примесей? Сколько литров 98%-ной серной кислоты (r=1,84) потребуется для взаимодействия с этим количеством соли?

2.Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляет сернистая кислота при ее взаимодействии: а) с магнием; б) с сероводородом; в) с иодом? Какой из входящих в ее состав ионов обусловливает эти свойства в каждом из указанных двух случаев?

3.В результате полного сгорания 4,0 г органического вещества образовалось 5,5 г углекислого газа и 4,5 г воды. Пар этого вещества в 1,1 раза тяжелее воздуха. Какая истинная формула вещества?

4.Какие соединения азота получают путем непосредственного связывания (фиксации) атмосферного азота? Привести реакции их получения и указать условия проведения реакций.

5.Определить степень диссоциации и концентрацию ионов ОН- в 0,1 н. растворе NH4OH, если Кдис. = 1,77×10-5. Каково значение рН раствора?

6.При термическом разложении перманганата калия образовался объем кислорода, равный объему О2, который получился в результате разложения водой 18,32 г Na2O2.

Рассчитайте массу разложившейся KMnO4.

7.Осуществить превращения:

 

® HCl

­

Si ® Na2SiO4 ® SiO2 ® SiCl4 ®

¯

® H4SiO4

 

8.Чем объясняется близость атомных радиусов ниобия и тантала, молибдена и вольфрама, технеция и рения и как это оказывает влияние на химические свойства элементов и их соединений в указанных парах? Обосновать уравнениями реакций

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K3[Ni(NO2)2 (S2O3)2]; [Co(H2O)(NH3)4Cl ]Cl2. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Mn(CN)6]4-?

 

Вариант 10

1.Сколько кубических метров хлора (00С и 101,3 кПа) требуется пропустить через 1 м3 59%-ного раствора KJ (r=1,71) для выделения из раствора всего иода? Какой объем хлора потребуется дополнительно пропустить для окисления выделившегося иода в HJO3?

2.Написать уравнения реакций взаимодействия тиосульфата натрия: а) с хлором

(при его недостатке и при его избытке); б) с иодом.

3.Соединение бора с водородом содержит 21,9% по массе водорода. Образец его массой 2 г при давлении 98,5 кПа и температуре 250С занимает объем 1,814 л. Установите формулу соединения.

4.Привести примеры характерных для аммиака реакций присоединения, замещения водорода и окисления.

5.Сколько молей уксусной кислоты (К = 1,8×10-5) содержится в 1 л раствора, рН которого равен значению рН 0,1М раствора угольной кислоты (К1 = 4,5×10-7)?

6.Железная пластинка массой 20 г было погружена в раствор нитрата меди (II). Масса пластинки после реакции стала 21 г. Определите массу металлической меди, выделившейся на пластинке. Какой объем раствора азотной кислоты (r=1320 кг/м 3) с массовой долей 50,71% требуется для растворения выделившейся меди?

7. Осуществить превращения:

Mn ® Mn(NO3)2® Mn(OH)2 ® K2MnO4

¾® HMnO4 ® KMnO4

 

8. Охарактеризовать свойства хрома, указав: а) его положение в периодической системе и строение атома; б) отношение металлического хрома к воздуху, воде, щелочам и кислотам; в) состав и характер оксидов и гидроксидов хрома.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K2[Zn(OH)2 (SCN)2]; [Co(NH3)3(CN)3 ]. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Mn(CN)6]4-?

 

Вариант 11

1.Сколько граммов K2Cr2O7 и сколько миллилитров 39%-ного раствора HCl (r=1,2) следует взять, чтобы с помощью выделившегося хлора окислить 0,1моль FeCl2 в FeCl3?

2.Написать уравнение реакции получения тиосульфата натрия. Какова степень окисления серы в этом соединении? Окислительные или восстановительные свойства свойства проявляет тиосульфат-ион? Привести примеры реакций.

3.Некоторое соединение содержит 54,50% углерода, 36,34% кислорода, остальное- водород. Плотность по воздуху 3,04. Найти истинную формулу.

4.Указать способы получения оксидов азота. Почему прямым синтезом из N2 и О2 может быть получен только оксид (II)? Почему заметный выход NO при взаимодействии N2 и О2 наблюдается лишь при высоких температурах?

5.Вычислите значение рН раствора и степень диссоциации (%), если в 0,5 л его содержится 6 г уксусной кислоты (К = 1,8×10-5).

6.Рассчитайте молярную массу эквивалента KMnO4 при взаимодействии с фосфином в сернокислой среде. Составьте уравнение реакции. Какая масса Н3РО4 образуется, если в реакции участвовало 17 г фосфина?

7. Осуществить превращения: N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO2 → HNO3 → →N2O5 → NH4NO3 → N2O → N2O3 → NH4NO2 → N2.

8.Охарактеризовать отношение германия, олова и свинца к воздуху, воде, кислотам и щелочам. Почему свинец не растворяется в разбавленных соляной и серной кислотах, хотя и расположен в ряду напряжений до водорода? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K3[Cr(C2O4)2(OH)2]; [Pt(NH3)5Br ]Br2. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [MnCl4]2-?

 

Вариант 12

1.Вычислить процентное содежание в КJO3 в растворе, если 3,21 г раствора, реагируя с избытком КJ в разбавленном сернокислом растворе, образует 0,635 г иода.

2.Составить уравнения реакций: а) концентрированной H2SO4 с магнием и с серебром; б) разбавленной H2SO4 с железом.

3.Соединение серы с фтором содержит 62,8% S и 37,2% F. Масса 118 мл данного соединения в форме газа, измеренного при 70С и 98,64 кПа, равна 0,51. Какая истинная формула соединения?

4.Какова реакция среды в растворах NaNO3, NH4NO3, NaNO2, NH4NO2? Какие из перечисленных солей взаимодействуют в подкисленном Н2SO4 растворе: а) с иодидом калия; б) с перманганатом калия? Написать уравнения протекающих реакций.

5.К 20 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты (К = 1,8×10-5) прилито 22 мл 0,082 М раствора гидроксида натрия. Вычислите рН полученного раствора.

6.Какая масса иода выделится при взаимодействии иодида калия с 0,25 л 0,1 н. раствора дихромата калия в кислой среде?

7. Осуществить превращения: P → Zn3P2 → PH3 → P2O5 → HPO3 → H3PO4 → →Ca3(PO4)2 → P.

8.Приведите формулы оксидов ванадия в степенях окисления +2, +3, +4, +5. Как их можно получить. Каков их кислотно-основный характер? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[Co(NH3)2(C2O4)(NO2)2]; [Pt(H2O)(NH3)Cl2 ]. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [FeF6]3-?

 

Вариант 13

1.Сколько граммов 20%-ного раствора NaHSO4 потребуется для выделения всего иода из 1,6 л и 0,4 М раствора NаJO3? При реакции образуются NaHSO4 и Na2SO4.

2.По каким свойствам можно отличить сульфит натрия от тиосульфата натрия? Привести уравнения реакций.

3.Фторид водорода содержит 95% F. При некоторой температуре плотность его пара по водороду равна 20. Какова истинная формула фторида водорода? Каков будет состав молекулы, если плотность при повышении температуры достигнет 10?

4.Написать уравнения взаимодействия азотной кислоты с цинком, ртутью, магнием, медью, серой, углем, иодом. От чего зависит состав продуктов восстановления азотной кислоты?

5.Вычислите рН 0,3%-го раствора уксусной кислоты (К = 1,8×10-5). Плотность раствора принять равной 1.

6.На восстановление 0,05 л 0,2 н. K2Cr2O7 в присутствии разбавленной соляной кислоты затрачено 0,2 л раствора хлорида олова (II). Вычислите молярную концентрацию эквивалента и титр раствора SnCl2.

7. Осуществить следующие превращения:

As ® H3AsO4 ® As2S5 ® Na3AsS4

¯

As2O3 ® H3AsO3 ® As2S3 ® Na3AsS3

8.Составьте формулы оксидов марганца в степенях окисления +2, +3, +4, +6, +7. Как их можно получить. Каков их кислотно-основный характер? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K3[Cr(C2O4)2(OH)2]; [Co(NH3)5(SCN)]Cl2 . Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [CrII(CN)6]4-?

 

Вариант 14

1.В 100 г Н2О при 200С растворяется 3,6 г брома. Сколько граммов бромной воды потребуется для окисления 7,6 г FeSO4 в сернокислотном растворе?

Указать вещества, содержание значительных количеств которых в воздухе несовместимо с присутствием озона: а) SO2; б) HF; в) H2S; г) CO2; д) N2. Подтвердить уравнениями реакций.

3.В результате полного сгорания 1,33 г вещества получено 0,77 г СО2 и 2,24 г SO2. Определить формулу вещества.

4.Написать уравнение реакции диспропорционирования азотистой кислоты. Почему в химических реакциях HNO2 может быть окислителем или восстановителем? Обосновать уравнениями реакций.

5.Исходя из первой ступени электролитической диссоциации мышьяковистой кислоты H3AsO31 = 6,0×10-10), определите степень электролитической диссоциации кислоты в 0,001М растворе. Чему равно рН этого раствора?

6.Определите массу диоксида свинца, которую можно восстановить 0,15 л 0,2 н. раствора хромита калия в щелочной среде. Обосновать реакцию методом электронно-ионного баланса.

7. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений: Fe ® FeCl2 ® Fe(CN)2 ® K4[Fe(CN)6] ® K3[Fe(CN)6] ® KFe[Fe(CN)6].

8.Какие кислородсодержащие соединения образует железо в степени окисления+2, +3 и +6. Как их можно получить и какими свойствами они обладают? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K3[Au(CN)2Br2]; [Pt(NH3)4(OH)2]SO4 . Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Fe(CN)6]4-?

 

Вариант 15

1.Сколько килограммов плавикового шпата, содержащего 97,5% CaF2, и сколько литров 98%-ной Н2SO4 (r=1,84) потребуется для получения 1 кг HF?

2.Тиосульфат-ион в сильнокислотной среде распадается с образованием диоксида серы и серы в свободном виде, а всильнощелочной среде – с образованием сульфат- и сульфид-ионов. Объясните это различие. Почему при обработке раствора тиосульфата натрия хлорной водой может выпасть осадок? Обосновать уравнениями реакций.

3.В состав химического соединения входят азот и кислород. Массовые доли элеменнтов составляют: 30,43% азота и 69,57% кислорода. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 46. Определите молекулярную формулу соединения.

4.Указать химические реакции, в результате которых из природных веществ в настоящее время получают азотную кислоту. Обосновать уравнениями химические свойства HNO3.

5.В 200 мл раствора содержится по 10 г аммиака и хлорида аммония. Рассчитайте рН этого раствора, если Кдис.(NH4OH) = 1,8×10-5.

6.На 1 г смеси сульфатов двух- и тревалентного железа пошло для окисления в присутствии H2SO4 50 мл 0,1 н. KMnO4. Найти массвую долю FeSO4 в смеси.

7. Осуществить превращения: S → H2S → S → SO2 → H2SO4 → S.

8. Какие кислородсодержащие соединения образует марганец в степенях окисления +2, +4, +6 и +7. Как их можно получить и какими свойствами они обладают? Обосновать уравненями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K[Co(H2O)2(CN)4]; [Pt(NH3)4(SO4)]Br2 . Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Ni(NO2)6]4-?

 

Вариант 16

1.Сколько миллилитров 5%-ного раствора НJO3 (r=1,02) потребуется для окисления 40 мл 8%-ного раствора НJ (r=1,06)? Сколько граммов иода образуется при этом?

2.С какими из перечисленных веществ взаимодействует концентрированная серная кислота и какие свойства (кислотные или окислительные) она при этом проявляет: а) CO2; б) HCl; в) P; г) BaCl2; д) Ba(OH)2;е) Hg; ж) Pt; з) HJ; и) NH3.

3.Двойная соль, содержащая только однозарядные катионы и являющаяся четырехводным гидрофосфатом, содержит 6,22% по массе водорода и 61,24% кислорода. Установите формулу соли.

4.Какова термическая устойчивость нитратов и нитритов? Что происходит при нагревании следующих солей: NaNO2, Pb(NO2)2, NH4NO2, NaNO3, Pb(NO3)2, AgNO3, NH4NO3? Написать уравнения протекающих реакций.

5.Определите рН и степень диссоциации бромноватой кислоты в растворе с концентрацией кислоты 0,2 моль/л (К = 2,0×10-1).

6.Какой объем водорода получается при разложении водой 21 г гидрида кальция, если t=270C и p=748 мм рт.ст. Какой объем 1 н. раствора HCl необходим для нейтрализации полученной Са(ОН)2?

7. Осуществить превращения:

Ca(OH)2 ® Ca(HCO3)2 ® CaCO3 ® CaSiO3

H2O ­

CaH2 ¾¾

¯

A ® NH3 ® NH4NO3 ® N2O

 

8.Сравнить свойства элементов подгруппы титана со свойствами элементов: а) главной подгруппы IV группы; б) подгруппы ванадия. Какими свойствами обладают соединения титана и ванадия в степенях окисления +3 и +4? Обосновать уравнениями реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: Na3[Fe(NH3)(CN)5]; [Pt(NH3)4 ][PtCl6]. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Fe(NH3)6]2+?

 

Вариант 17

1.Сколько миллилитров 6%-ного раствора KBrO3 (r=1,04) потребуется для окисления в сернокислом растворе 50 мл 0,75 М раствора FeSO4?

2.Какие из перечисленных соединений вступили в реакцию с тиосульфатом натрия: а) HCl; б) NaCl; в) NaJ; г) J2; д) KMnO4, если при этом: 1) исходное вещество обесцветилось; 2) выпал осадок; 3) выделился газ.

3.Найти молекулярную формулу соединения бора с водородом, если масса 1 л этого газа равна массе 1 л азота, а содержание бора в веществе составляет 78,2%.

4.Что называют царской водкой? Какими свойствами она обладает? Написать уравнение реакции взаимодействия царской водки с золотом и платиной.

5.По первой ступени электролитической диссоциации сероводородной кислоты (К1 = 1,02×10-7), определите рН и a(%) для 0,01М раствора.

6.Под действием HNO3 манганат калия диспропорционирует с образованием перманганата калия и оксида марганца (IV). Составить уравнение реакции. Какой объем раствора HNO3 (r=1185 кг/м 3) с массовой долей 30% необходим для того, чтобы получить 9,48 г перманганата калия. Какая масса оксида марганца (IV) образуется?

7. Осуществить превращения:

В ® AgCl

Cl2 OH- ­

С ® СО ® А ¾¾

OH-¯ H+

Г ® СО2

 

8.Охарактеризовать отношение бора и алюминия к воздуху, воде, кислотам и щелочам. Как можно получить борную кислоту, буру и диборан? Как из алюмоаммониевых квасцов получить а) гидроксид алюминия; б) сульфат бария; в) алюминат калия? Написать уравнения соответствующих реакций.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: K3[Fe(CN)5(SCN)]; [Co(NH3)4(H2O)(CN) ]Br2. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [FeCl6]3-?

 

Вариант 18

1.При изготовлении KСlO3 вначале, действуя хлором на известковое молоко Са(ОН)2, получают Са(СlO3)2; обменной реакцией с KCl его переводят в KСlO3. Вычислить в тоннах расход хлора, негашеной извести и KСl, необходимый для получения 1 т KСlO3, учитывая при этом, что выход продукта составляет 80% от теоретически вычисленного.

2.Как меняются и почему термическая устойчивость, восстановительная способность и сила кислот в ряду H2S, H2Se, H2Te? Подтвердить уравнениями реакций.

3.При сжигании 8,71 г некоторого газообразного силана SixHy на воздухе образовалось 16,82 г SiO2. Найдите химическую формулу силана, если его плотность по аргону равна 1,558.

4.Написать уравнение получения фосфора в промышленности. Как получить ортофосфорную кислоту, исходя: а) из свободного фосфора; б) из оксида фосфора; в) из ортофосфата кальция. Обосновать уравнениями химические свойства H3PO4.

5.На сколько единиц рН изменится значение водородного показателя, если в 1 л 0,1М раствора азотистой кислоты без изменения объема растворить 2 моль нитрита натрия (К = 5,1×10-4).

6.Какой объем хлора (t=270C, p=96,5 кПа) необходим для окисления 2,79 г гидроксида никеля (II) в щелочной среде?

7.Осуществить превращения:

H2O ½® HВrO3 ® NaBrO3 ® NaBrO4

Br2 + Cl2 ¾¾½

½® Б ® AgCl

 

8. Как получить соединения марганца (VI) из соединений с более высокой и более низкой степенью окисления? Написать уравнение реакции термического разложения перманганата калия и манганата калия. Можно ли приготовить раствор, который содержал бы одновременно Sn2+ и Hg2+ ; Sn2+ и Fe3+; SO32- и MnO4 -; Cr2O72- и SO42-? Указать, какие комбинации невозможны и почему.

9.Определить заряд и координационное число комплексообразователя в соединениях: Ba[Cr(NH3)2(SCN)4]2; [CoF3(H2O)3]. Назвать эти соединения и написать для них выражения констант нестойкости. Как метод ВС объясняет пространственное строение и магнитные свойства комплексного иона [Mn(OH)6]4-?

Константы диссоциации некоторых слабых электролитов

Электролит Формула Числовые значения констант диссоциации Кд
Вода Н2О 1,8∙10 –16
Азотистая кислота HNO2 5,1∙10 –4
Гидроксид аммония NH4ОН 1,8∙10 –5
Муравьиная кислота НСООН 1,76∙10 –4
Ортофосфорная кислота Н3РО4 К1 = 7,7∙10 –3 К2 = 6,2∙10 –8 К3 = 2,2·10 –13
Сернистая кислота Н23 К1 = 1,7∙10 –2 К2 = 6,3∙10 –8
Синильная кислота HCN 7,2∙10 –10
Сероводородная кислота Н2S К1 = 5,7∙10 –8 К2 = 1,2∙10 –15
Угольная кислота Н2СО3 К1 = 4,3∙10 –7 К2 = 5,6∙10 –11
Уксусная кислота СН3СООН 1,8∙10 –5
Фтористоводородная кислота HF 7,2∙10 –4
Хлорноватистая кислота HClO 3,0∙10 –8

 

в воде при 25 оС

 

Вещество ПР Вещество ПР
Ag2CO3 8,2·10–12 Cu(OH)2 5,6·10–20
AgCl 1,8·10–10 CuS 4,0·10–38
Ag2CrO4 1,1·10–12 Fe(OH)3 4,0·10–38
Ag3PO4 1,3·10–20 FeS 3,7·10–19
AgJ 8,3·10–17 Fe(OH)2 4,8·10–16
BaCO3 5,1·10–9 Mg(OH)2 3,2·10–11
BaSO4 1,1·10–10 MgCO3 1,0·10–5
CaCO3 4,8·10–9 MnS 5,6·10–16
CaSO4 6,1·10–5 PbCO3 7,5·10–14
CaC2O4 2,6·10–9 PbSO4 1,6·10–8
Ca3(PO4)2 1,0·10–25 PbS 2,5·10–27
CdCO3 2,5·10–14 SrSO4 3,2·10–7
Al(OH)3 1,9·10–33 SrCO3 1,0·10–10

 

Относительная электроотрицательность элементов

 

Г р у п п ы
I II III IV V VI VII
H 2,1            
Li 1,0 Be 1,5 B 2,0 C 2,5 N 3,0 O 3,5 F 4,0
Na 0,9 Mg 1,2 Al 1,5 Si 1,8 P 2,1 S 2,5 Cl 3,0
K 0,8 Ca Zn 1,0 1,6 Ga Sc 1,6 1,3 Ge Ti 1,8 1,5 As V 2,0 1,6 Se Cr 1,3 1,6 Br Mn 2,8 1,5
Rb 0,8 Sr Cd 1,0 1,7 In Y 1,7 1,2 Sn Zr 1,8 1,5 Sb Nb 1,9 1,6 Te Mo 2,1 1,8 I Tc 2,5 1,9

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия: В 3-х томах. – М.: Мир, 1969.

2. Полинг Л. Общая химия 3-е изд. – М.: Мир, 1974. – 846 с.

3. Некрасов В. В. Основы общей химии: В 3-х томах. – М.: Химия, 1975.3. 4. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.:Высш. шк., 1998.–743 с.

5. Глинка М.Л. Загальна хімія.– К.: Вища шк., 1986. – 608 с.

6. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: Химия, 1981. – 134 с.

8. Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С., Книжник А.З. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. – М.: Высш. шк., 2000. – 560 с.

9. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. шк., 1993. – 592 с.

10. Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия.- Санкт-Петербург.: Химия, 1997.-623 с.

11. Скопенко В.В., Григор’єва В.В. Найважливіші класи неорганічних сполук. – К.: Либідь, 1996. – 152 с.

12. Степаненко О.М., Рейтер Л.Г., Лєдовських В.М., Іванов С.В. Загальна та неорганічна хімія: В 2-х ч. – К.: Педагогічна преса, 2000.

13. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. шк., 2000. – 527с.

14. В.В. Григор'єва, В.М. Самійленко, А.М. Сич. Загальна хімія. – К.: Вища школа. – 1991.

15. Химическая энциклопедия: В 5 т. – М.: Большая Российская энцикл., 1998.

16. Романцева Л.М. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии. – М.: Высшая школа. – 1991. – 288 с.

17. Неділько




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.343 сек.