Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения




Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения. Просвещение в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.).

Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Египта, Индии, Китая, Теоретическое осмысление роли воспитания и образования в жизни общества Конфуцием и его последователями.

Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Появление организационных форм и приемов воспитания. Коллективная традиция воспитания. Возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытного общества. Содержание, формы и методы семейного воспитания в первобытном обществе.

ТЕМА 3.1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

Предметом исследования истории образования и педагогической мысли является:

– развитие воспитания как общественного явления;

– становление школы и педагогической теории с древних времен до настоящего времени;

– выявление исторических закономерностей этого развития;

– определение возможностей использования исторического педагогического опыта в современной практике воспитания и обучения.

Как отдельная отрасль педагогической науки история образования выделилась в конце XVII века. Её отделение от педагогики, научные основы которой уже были разработаны Я.А. Коменским, связывают с именем французского педагога К. Флёри, который в своей работе «О выборе и методе учебных занятий» (1686) впервые рассмотрел исторический аспект организации учебного процесса в школе.

В чем заключается необходимость изучения исторического наследия в аспекте воспитания для современной педагогической науки, для подготовки студентов к будущей педагогической деятельности в школе?

Во-первых, знакомство с путями становления теории и практики воспитания в разных социально-экономических условиях дает возможность рассматривать школу и педагогическую мысль в широкой исторической перспективе, наблюдать генезис и закономерности многих педагогических проблем и явлений, в частности, таких как: цели воспитания, принципы обучения и воспитания и др. Без выявления генезиса невозможно дальнейшее научное обоснование и развитие данных процессов, так как именно принцип историзма является важнейшим принципом любой науки, в том числе педагогики.

Во-вторых, как учебный предмет, история образования занимает важное место в системе профессиональной подготовки студентов, в повышении педагогической культуры будущих преподавателей, в овладении мастерством воспитания на лучших традициях мировой гуманистической педагогики. Как отмечал в свое время гениальный русский мыслитель и педагог К.Д. Ушинский, размышляя о связи теории с практикой и их роли в становлении педагога, «передается мысль, извлеченная из опыта, а не сам опыт».

Все педагогические концепции, воспитательные системы были созданы в конкретных исторических условиях, ограничивались свом временем, идеологией их создателей. Усвоение этих концепций не может быть полным и содержательным, если не осмыслить характер исторической эпохи, философские и социально-политические взгляды их авторов, многие из которых были как педагогами, так и психологами, социологами и др. Поэтому история образования тесно связана с соответствующими науками: философией, психологией, социологией, историей культуры, литературой и др. Более широкое использование фактического материала и накопленного этими сопутствующими науками опыта дает возможность разработки непосредственно историко-педагогических проблем.

Концепции происхождения воспитания. Вопрос о происхождении воспитания, его содержании и характерных особенностях – один из наиболее принципиальных вопросов в истории образования. В зависимости от методологических оснований, в подходах к его трактовке выделяют эволюционно-биологическую, психологическую и биосоциальную теории.

Сторонники эволюционно-биологической концепции или концепции антропосоциогенеза (Дж. Симпсон, Ш. Летурно, А. Эспинас) связывают воспитание с инстинктами человека, с его природным стремлением к продолжению рода, с так называемым законом естественного отбора. Согласно данной концепции, воспитание возникло и существует только не только в человеческом обществе, но и в мире животных, птиц, насекомых.

С позиции психологической концепции (П. Монро), воспитание также основывается на инстинкте, но трактуется оно как стремление ребенка копировать, перенимать поведение взрослых. При таком подходе игнорируются социальные корни воспитания, которое сводится только к психологическому процессу.

Авторы биосоциальной, или социально-экономической концепции (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности. Поэтому происхождение воспитания, согласно данной концепции, связывается с трудом, как первым видом сознательной деятельности человека. Необходимость у предшествующих поколений передавать свой опыт, знания, умения появилась тогда, когда возникла трудовая деятельность, когда человек научился пользоваться примитивными орудиями труда. Произошло это в первобытном обществе.

Трудовая теория происхождения воспитания, раскрытая Ф. Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», показывает зависимость воспитания от характера и сложности трудовой деятельности в конкретную историческую эпоху, от уровня развития материальных основ общества, его идеологии, политики, что определяет исторический и классовый характер воспитания. По этой причине, только ясное представление содержания и характерных особенностей соответствующих социально-экономических формаций позволяет выделить отличительные черты существующего там воспитания.

Характер воспитания в первобытнообщинном обществе. Отсутствие в целом эксплуатации и разделения общества на классы, существование коллективного труда в общине, коллективной собственности на продукты и средства производства обусловили бесклассовый характер воспитания. Отличие в характере приобретаемого социального опыта, как и выполняемого труда, имело место только в зависимости от возраста и пола. Возрастное деление (количество возрастных групп) было различным в зависимости от стадии развития первобытного общества – матриархата, патриархата и др. Например, в дородовом обществе существовали 3 возрастные группы: дети и подростки; полноправные и полноценные участники трудового процесса (взрослые); пожилые и старые люди, которые почти не принимали участия в общественной жизни.

Позднее, в родовой общине количество возрастных групп увеличилось: стали выделяться детство, юность, зрелость (возмужалость), старость. Жизнь людей в первобытнообщинном обществе ограничивалась определенными запретами «табу», особенно в отношении порастающего поколения. Переход из одной возрастной группы в другую сопровождался определенными церемониями, традициями, ритуалами – «посвящениями».

Воспитание подростков осуществлялось в основном в процессе повседневного труда и взаимоотношений детей с взрослыми. При этом мальчики с 7 – 9-летнего возраста осваивали мужские обязанности (охота, рыбная ловля, изготовление орудий труда). Девочки обучались под руководством женщин домашнему хозяйству, изготовлению одежды и др.

В примитивной форме уже начало осуществляться и намеренное воздействие взрослых на детей – доведение до их сознания смысла обычаев, традиций, обрядов. Этим занимались, как правило, старые люди. Но в целом воспитание в родовой общине, даже в период патриархата, не выделялось как отдельная сфера деятельности, а сливалось с трудом. Не существовало специальных воспитательных учреждений и специалистов, которые бы занимались непосредственно воспитанием. Оно имело общий общественный характер, так как еще не существовало института семьи.

Расширение трудового опыта людей (земледелие, животноводство, ремесло) привело в период патриархата к усложнению процесса воспитания. Постепенно расширяется знакомство детей и подростков с правилами религиозного культа, преданиями, традициями. Они обучаются ритуальным песням, танцам, позднее – пиктографическому (знаковому) письму. Эту функцию берут на себя опытные пожилые люди общины и выполняют её в специальных воспитательных учреждениях для подростков и юношей – «домах молодежи». Это были первые учреждения общественного воспитания детей, которые создавались для подготовки к активному участию в общественной жизни. Их значение расширилось к концу первобытнообщинного строя.

На последней стадии родовой общины – военной демократии – преобладает военное воспитание: обучение стрельбе из лука, верховая езда, владение копьём, мечом и т.д. Усложняется программа «посвящений», складывается четкая внутренняя организация возрастных групп.

Таким образом, даже в условиях родового строя воспитание начинает отделяться от производительного труда и оформляется в отдельную форму общественной деятельности. Дальнейшее разложение общинного строя, связанное с зарождением частной собственности, индивидуального брака, привело к возникновению, параллельно с общественным, семейного воспитания. Позднее оно приобрело массовый характер. В этот период расширяется процесс разделения умственного и физического труда. Первый становится привилегией правящих групп: старейшин, вождей, исполнителей и хранителей религиозных обрядов – жрецов. Детей остальных групп населения готовят к труду или обучают военным навыкам, а главное – воспитывают в духу подчинения и покорности вождям. «Дома молодежи» с течением времени распадаются на школы для избранных и общественные школы. Постепенно складывается рабовладельческий строй, а вместе с ним и классовый характер воспитания.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жёстких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной группе. Отсюда и акцент на жёстких методах и формах воспитания. Первые учебные заведения были организованы служителями различных религиозных культов, так как религия была носителем идеалов обучения и воспитания. Однако, в конечном счёте, возникновение школ отвечало определённым экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития данные запросы менялись, а вместе с ними изменялись сфера, содержание и методы воспитания.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья не могла обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме, знании законов, подготовкой будущих образованных членов общества стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Школу и воспитание Древнего Востока современная история образования рассматривает как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го года н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно развитую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.

Школы, появившиеся в 3-м тысячелетии до н.э., находились почти в каждом городе и удовлетворяли потребность общества в грамотных людях – писцах. Первые заведения, в которых готовили писцов, получили название «дома табличек», или эддубы. Название происходило от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска. Первые эддубы открывались в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Позднее они превратились в центры культуры и просвещения, при них открывались крупные библиотеки.

Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ремеслу писца. Универсальными приёмами обучения являлись заучивание и переписывание. Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов, диалоги-споры.

Выпускник эддубы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь формулировать разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык представителей различных социальных слоёв.

Возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» постепенно становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная литература для школ: учебники, словари, хрестоматии. В первой половине 2-го тысячелетия до н.э., в период расцвета древнего Вавилонского царства, ведущую роль в деле просвещения играли дворцовые и храмовые эддубы. Они нередко располагались в культовых зданиях – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек,, научных и учебных занятий. Подобные комплексы получили название «дома знаний».

Школа в Древнем Египте. Школа и воспитание в Древнем Египте преследовали следующую цель: перевести ребёнка, подростка, юношу в мир взрослых. Обучение и воспитание строилось согласно логике идеала древнего египтянина, который подразумевал немногословного, стойкого к лишениям и ударам судьбы человека. Обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание, однако доступ к знаниям открывала лишь принадлежность к привилегированному меньшинству.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приёмы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику необходимо было прежде всего научиться слушать и слышать. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Нравственное воспитание осуществлялось преимущественно через заучивание морализаторских наставлений.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи, так как семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Только военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Школы открывались при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться правильно и красиво читать и писать; затем – составлять деловые бумаги. Для овладения грамотой необходимо было запомнить не менее 700 иероглифов, освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. Основным материалом для письма являлся папирус.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, иностранным языкам. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчётов при строительстве каналов, храмов, пирамид, для определения количества урожая, астрономических вычислений. Постепенно специализация школ усиливалась. Например, в 5-м веке до н.э. появляются школы врачевателей.

Особое место в системе образования Древнего Египта занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми фараонов и их родственников. В данных учебных заведениях особое внимание уделялось переводам древнейших текстов.

Школа в Древней Индии. Специфический отпечаток на развитие воспитания и образования в Древней Индии наложил кастовый строй. В течение 2 – 1-го тысячелетия до н.э. территория Индии осваивалась арийскими племенами. На основе взаимоотношений коренного населения с ариями возник кастовый строй. Население было поделено на 4 основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвёртой – низшей кастой – являлись шудра (наёмные работники, слуги, рабы). И совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов – так называемые парии. Вторым, не менее важным фактором генезиса воспитания и образования явилась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

Вдравидско-арийскую эпоху представления, на которых строились образование и воспитание, основывались не идее, что каждый человек должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы стать органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность. Постепенно сформировалась точка зрения на идеальное воспитание (доступное только представителям высшей касты), согласно которому, человек рождён для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений, рассудительное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определённая традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трёх высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными и лишались многих прав, в том числе и на дальнейшее образование. Время инициации и содержание образования для каждой касты был различным. Программа обучения брахманов была наиболее полной, у кшатриев и вайшьев она отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военным искусствам, вайшьи – сельскохозяйственному труду и ремёслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях она могла быть продлена на 3 – 4 года. Учеников называли брахмачаринами, учителей – гуру.

Обучение происходило, в основном, в доме учителя, семейные школы. Обучение было словесно-звуковым: ученики выслушивали, анализировали и заучивали ведические тексты. В обязанности учеников также входила обязательная помощь по дому. Вблизи городов также стали возникать так называемые «лесные школы», где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия н.э. в истории Древней Индии начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере образования, которые создали условия для зарождения новой религии – буддизма.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к каждой личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей всех каст. Согласно данной религии, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от страстей через самопознание и самосовершенствование.

В этот период происходят существенные изменения в учебной программе. Особое внимание начинает уделяться обучению грамматике санскрита, создаётся древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Элементарное образование получали в религиозных «школах вед» и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер и предназначалось представителям трёх ведущих каст; акцент ставился на интеллектуальное образование с элементами религии. В светские школы учеников набирали независимо от религиозной и кастовой принадлежности, а обучение носило более практический характер.

В некоторых буддийских монастырях давали повышенный уровень образования. В этом случае в программу обучения входило изучение древних манускриптов по философии, математике, медицине и др.

В необрахманский период (II – IV вв.) взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Теперь воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». В это период определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Постепенно программа обучения начинала носить более практический характер, становилась более доступной для представителей различных каст.

Школы Древнего Китая. В основе педагогических традиций Древнего Китая заложен опыт семейно-общественного воспитания. В стране веками складывался идеал воспитанного человека, то есть начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». Учитель, наставник почитался, как отец. Само ремесло педагога считалось весьма почтенным, а приобретение образования делом важным и необходимым.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и носили названия «сян» и «сюй». Сян возникли на месте приютов для престарелых, которые обучали и наставляли молодёжь. В школе сюй первоначально учили военному делу. Позднее для названия учебного заведения стало использоваться слово «сюэ» (учить, учиться). В эпоху Шан (Инь) (XVI – XI вв. до н. э.) сюэ могли учиться только дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счёт, музыка, стрельба из лука, управление колесницей. В эпоху Чжоу (XI – III вв. до н. э.)в школах обучались дети из высокопоставленных слоёв общества (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ – в столице, сансюэ – в провинциальных городах.

Главной целью обучения являлось освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ им владели немногие, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к следующему определению: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность обучающегося. Педагог заботился о том, чтобы научить учащихся самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Древнем Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.)создал свою школу, где, по преданию, обучалось до трёх тысяч учеников. В дальнейшем философ почитался как божественный покровитель науки и образования. В основе идей Конфуция находятся общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы бытия человека, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал философ, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Его дидактические идеи подробно изложены в трактате «Книга обрядов», созданном его последователями, а также в трактате «Беседы и суждения». Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка им вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности, полагая, что правильное воспитание – непременное условие процветания государства. Древнекитайский мыслитель одним из первых указал на роль природных задатков человека, считая, что от рождения у разных людей они различны. Согласно природным задаткам, Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врождённой мудростью и могут претендовать быть «правителями»; «благородных мужей» – тех, кто, несмотря на ограниченные природные возможности, пришли к знаниям посредством учения, и должны стать «опорой государства»; и «чернь» – людей, не способных к трудному процессу постижения знаний. Разработанная им программа обучения предполагала две ступени: изучение шести искусств (мораль, письмо, арифметика, музыка, стрельба из лука, управление колесницей) и четырёх наук (добродетель, политика, управление, литература и язык).

Во II в. до н. э. – II в. н. э. конфуцианство являлось официальной идеологией Древнего Китая, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период в обществе был высок престиж образованного человека, школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.

Древняя Греция была страной, состоящей из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (главный город – Спарта) и Аттика (главный город – Афины). В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих систем была обусловлена особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государства. Рабы были лишены всех прав.

В Лаконии господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Эксплуатация была крайне жестокой, вследствие этого рабы часто восставали. Жизнь спартиатов подчинялась главному требованию – постоянно находиться в состоянии боевой готовности, проявлять жестокость по отношению к рабам. Воспитание осуществлялось государством. Основная задача воспитания формулировалась следующим образом: подготовка будущих воинов, рабовладельцев. До 7 лет мальчики воспитывались дома, а затем помещались в государственные воспитательные учреждения агеллы, где обучались до 18 лет. Руководителей воспитательным процессом, преподавателей в агеллах называли педономами. Особое внимание уделялось физическому воспитанию: закаливанию, военно-гимнастическим упражнениям. «Что же касается чтения и письма, то дети учились только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать», – пиал древнегреческий историк Плутарх.

Нравственное и политическое воспитание осуществлялось во время специальных бесед руководителей государства, ветеранов военных сражений с молодежью, где рассказывалось о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами, о героях Спарты. С 18-20 лет юноши переводились в особую группу эфебов и несли военную службу.

Большое внимание также уделялось военному и физическому воспитанию девушек: во время отсутствия мужчин они обороняли город и держали в повиновении рабов.

В настоящее время можно услышать фразеологический оборот – лаконичная речь, который обозначает краткую, четкую, без эпитетов речь (язык военных).

Экономическая жизнь в Аттике не была столь замкнутой, как в Лаконии. Интенсивно развивались культура, естествознание, математика, история, искусство, литература, архитектура, скульптура. На рабов была установлена частная собственность. Идеальным человеком считался тот, кто был прекрасен в физическом и нравственном отношении. Поэтому афиняне стремились к сочетанию физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания. Но доступно оно было лишь состоятельным свободнорождённым гражданам.

С 7 лет мальчики начинали посещать школы (девочки воспитывались дома, на женской половине – гинекее) грамматиста и кифариста (мусические школы), одновременно или последовательно. Эти школы являлись частными и за обучение в них необходимо было платить. В связи с этим большая часть детей свободнорождённых, но не имевших достаточно средств граждан, зачастую не могли посещать их. Занятия вели учителя – дидаскалы («дидаско» – я учу, позднее: «дидактика» – теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов – педагог («пайс» – ребёнок, «агогейн» – вести).

В школе грамматиста обучали письму, чтению, счёту. В школе кифариста давался повышенный уровень образования: литературное образование и эстетическое воспитание, которое включало обучение музыке, пению, декламации (на примере отрывков из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера).

С 13-14 лет мальчики переходили в палестру (школы борьбы, гимнастические школы). Здесь в течение 2-3 лет они занимались системой физических упражнений, пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание, плавание). Также с ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам.

Наиболее обеспеченная часть молодёжи затем поступала в гимнасии (позднее – гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к последующему участию в управлении государством, не прекращая заниматься гимнастикой. Затем, с 18-20 лет юноши переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.

Однако дети основной части свободнорождённого населения (демоса) не имели возможности получить образование в школе. Отцы обязаны были обучить их тому ремеслу, которым владели сами, и, по возможности, грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому, если родители не обучили детей ремеслу, в будущем дети освобождались от заботы о престарелых родственниках. Рабы не имели никаких прав.

2. Античная педагогика отразилапоиски содержания, методов, средств воспитания детей разного возраста, стремление дифференцировать педагогические явления, описать их, ввести необходимые термины и выработать соответствующие понятия. Получает научное обоснование возрастная периодизация, выделяются умственное, нравственное, эстетическое воспитание (Аристотель); осуществляются первые шаги на пути осмысления возрастного своеобразия процессов воспитания и обучения, их специфики в дошкольном возрасте (Платон, Аристотель); намечается тенденция учёта психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей (Аристотель, Квинтилиан).

Древнегреческий философ-идеалист Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), несмотря не своё демократическое происхождение (он был сыном бедного ремесленника-ваятеля), являлся идеологом богатой консервативной земельной аристократии. Сократ считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; в мире существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, а человек может познать только самого себя. Следовательно, целью воспитания, по мнению Сократа, должно являться познание самого себя, совершенствование нравственности. До настоящего времени в педагогике сохранился термин «сократический метод, беседа», история происхождения которого уходит корнями в прошлое. Сократ был философ-трибун, он вёл беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, предоставляя возможность своим слушателям, путём специфически выстроенных вопросов и ответов, самим отыскивать истину, не давая готовых выводов.

Известный древнегреческий философ-идеалист Платон (427 – 344 гг. до н. э.), ученик Сократа, вошёл в историю науки как создатель теории объективного идеализма. Главным в философии Платона было учение об идеях. Материальный мир, по его мнению, есть лишь бледное отражение существующего независимо от человека, вечного, неподвижного мира идей. Тело человека смертно, душа – бессмертна. Некогда она находилась в царстве идей, затем соединилась с телом и полностью предопределяет возможности развития личности, место человека в социуме. Душа состоит из трёх начал: разумного, волевого и чувственного, которым в этике Платона соответствуют три основных добродетели: мудрость, мужество, воздержанность.

В 378 году до н.э. в окрестностях Афин Платон основал собственную философскую школу – Академию.

С этическим учением Платона связан проект идеального политического устройства, который представлен в его крупнейших трудах: «Государство» и «Законы». Общество в идеальном государстве, по мнению Платона, должно состоять из трёх основных сословий: философов, воинов и демиургов (купцов, ремесленников, земледельцев). Философы на основании созерцания идей управляют государством, воины защищают его, а третье сословие повинуется правителям и снабжает государство жизненными ресурсами. Цель такого государства – приближение к идее блага – осуществляется, главным образом, путём воспитания, которому придаётся особо важное значение. Создав классовую систему воспитания детей философов и воинов, Платон осуществил первую попытку построить воспитание на философской основе. В своей педагогической системе Платон стремился объединить общие черты афинской и спартанской систем воспитания

Дети с 3 до 6 лет под руководством воспитательниц занимаются на площадках играми (самой игре, как средству воспитания, Платон придавал большое значение). С 7 до 12 лет дети в государственных школах обучаются чтению, письму, счёту, музыке и пению. С 12 до 16 лет посещают школу физического воспитания – палестру. Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями. С 18 до 20 лет – эфебия, военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Остальные юноши до 30 лет проходят высшую ступень образования, изучая науки в философско-теоретическом плане, готовясь впоследствии занять высокие государственные посты. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают образование до 35 лет, после чего до 50 лет становятся правителями государства.

Воспитание будущих философов и воинов построено на презрении к физическому труду, который является уделом демиургов. Дети рабов к образованию не допускаются.

В «Государстве» и «Законах» Платон изложил свою педагогическую теорию, дал развёрнутые суждения о сущности воспитания и обучения, о роли воспитания в обществе. Платон выдвинул идею государственного общественного воспитания детей с малых лет: значение литературы, детские игры, требования к кормилицам, няням, педагогам и т.п.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом Древней Греции. В течение 20 лет Аристотель сначала учился, а затем преподавал в Академии Платона. В 335 г. до н.э., после смерти учителя, он основал в Афинах собственную философскую школу (Ликей), где сложилась его философская система.

В отличие от своего учителя, Аристотель признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Вся жизнь есть процесс развития, который совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. В основу познания Аристотель положил чувственный опыт, ощущения. Он также указал на единство формы и содержания и выдвинул идею развития.

Педагогические взгляды Аристотеля основаны на глубоком знании современных ему наук, педагогических идей предшественников и личном опыте. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По мнению философа, существуют три вида души: растительная (отвечает за питание и размножение), животная (ответственна за ощущения и желания) и разумная (отвечает за мышление и познание). Трём видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по мнению Аристотеля, заключается в развитии высших сторон души – разумной и волевой (так можно назвать животную сторону души, так как она подчинена разуму). Человеку природа даёт лишь задатки способностей, а возможность развития реализуется посредством воспитания. Природа тесно соединила три вида души, и в воспитании необходимо следовать за природой, не разделяя физическое, умственное и нравственное развитие.

В своём трактате «Политика» Аристотель даёт анализ сложной борьбы, происходившей в его время по педагогическим проблемам, разработал воспитательную систему для детей свободнорождённых граждан. Отражая в своей педагогической теории черты афинской системы воспитания, Аристотель выдвинул идею гармонии физического, нравственного, умственного развития детей с малых лет. Государство, по его мнению, в целом должно иметь одну конечную цель – дать всем гражданам тождественное воспитание. Семейное и общественное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны.

Исходя из идеи природосообразности воспитания, Аристотель первым предпринял попытку осуществить возрастную периодизацию: до 7 лет, 7-14 лет, 14-21 год. В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение формированию нравственных навыков и упражнениям в нравственных поступках. По его мнении., основными источниками нравственности являются природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум.

Древнегреческий философ-идеалист Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) более известный как создатель атомистической теории, также много внимания в своих трудах уделял вопросам воспитания. По мнению Демокрита, мир существует независимо от сознания человека и состоит из атомов. Из них же состоит и душа, следовательно, она смертна. Признавая значение природных данных в развитии человека, философ высоко оценивал и роль воспитания. Решающую роль в становлении личности он отводил обучению с раннего возраста, которое, по его утверждению, сходно с самой природой.

Особую роль Демокрит отводил умственному воспитанию, целью которого является развитие ума. Для овладения мудростью, подчёркивал философ, у молодёжи необходимо сформировать три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Вопросы умственного воспитания тесно связаны с нравственным, так как нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, внутренне стремиться к добру, не придаваться праздности. Одним из первых Демокрит выдвинул идею о природосообразности воспитания – «природа и воспитание подобны». Он указывал, что «ученик выработает прекрасные вещи только на основе труда», подчеркивая огромную роль труда в воспитании и значимость упражнений в нравственных поступках.

3. В эпоху эллинизма (III – I вв. до н. э.) система греческого образования распространяется по Средиземноморью, проникает в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию. В самой Греции в эпоху эллинизма произошли важные перемены в сфере образования и воспитания.

Например, видоизменилась афинская система школьного образования: мусическая школа сократила свой курс до 5 лет, гимнастическое образование было значительно сокращено. Распространились телесные наказания в отношении учеников. По окончании мусического и гимнастического образования ученики переходили в грамматическую школу. Программой обучения предусматривалось научить правильно писать, читать, излагать, дать представление о началах музыки. Изменилось содержание обучения и в гимнасиях: меньше внимания стало уделяться физическому воспитанию, но увеличился объём теоретического образования. Эфебия утратила преимущественно военный характер образования, и была преобразована в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь проводились разнообразные теоретические занятия по более углубленной, чем в гимнасиях, программе. Преподавались такие предметы, как грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и др. Занятия гимнастикой и военными упражнениями продолжались в течение всего срока обучения, то есть одного года.

Вершиной образования продолжали оставаться философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. В Афина действовало четыре философских школы. Помимо Академии и Ликея появились школы стоиков и эпикурейцев. При общей философской направленности образования в программах школ расставлялись определённые акценты. Например, в Академии поощрялся интерес к математике, в Лике – к естествознанию, теории музыки, истории.

Основателем школы стоиков являлся философ Зенон (335 – 262 гг. до н. э.), считавший, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей фигурировали невозмутимость, спокойствие и самодостаточность. В школе молодёжь обучалась философии, в которую входили физика, этика, логика с риторикой и диалектика, или наука о том, как «правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов». Создатель школы эпикурейцев, Эпикур (341 – 272 гг. до н. э.), являлся предшественником сенсуалистического подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освобождение человека от невежества и тем самым открытия ему пути к счастью.

В эпоху эллинизма возникают и новые центры просвещения. Одним из наиболее известных являлась Александрия – египетская столица династии Птолемеев (305 – 30 гг. до н. э.), в которой особо важное внимание уделялось высшему образованию. Птолемеем II был основан Мусеум, в котором преподавали лучшие учёные: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. Также при Мусеуме находилось огромное для своего времени хранилище рукописей (около 500 тысяч). Согласно эллинистической традиции изучались философия, математика, астрономия, филология, естествознание, медицина, история и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Александрия послужила своеобразным культурным мостом между Древней Грецией и Древним Римом.

В первые века нашей эры в Римской империи устойчивый и единообразный образец содержания, системы и методов образования. В I веке основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. К V веку из этого перечня были исключены медицина и архитектура. Таким образом, окончательно сложилась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Расслоение населения по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление учебных заведений на несколько типов.

Начальной ступенью обучения для свободных граждан являлись тривиальные (элементарные) школы, которые обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения (богатые патриции предпочитали давать своим детям домашнее образование). В течение двух лет в них получали образование мальчики и девочки, начиная, приблизительно, с 7-летнего возраста. Изучали латынь (реже греческий язык), общее знакомство с литературой, основы счёта. В школах широко практиковались телесные наказания.

Учебными заведениями повышенного типа были частные грамматические школы. Обычно здесь получали образование подростки 12 – 16 лет, прошедшие курс домашнего обучения. В данных школах предлагалась более широкая программа обучения. Дополнительно к предметам, составлявшим курс тривиальной школы, преподавались греческий язык, основы римского права, грамматика латинского языка, риторика. Количество учащихся было ограничено, а обучение – преимущественно индивидуальное. Позднее была предпринята попытка деления учащихся на классы. В ряде частных школ дополнительно предусматривались уроки физической подготовки. Военную подготовку молодёжь проходила в легионах, или воинских формированиях.

В IV веке в Древнем Риме появляются риторические (риторские) школы, или школы ораторов, где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, математике, музыке с целью впоследствии занять высокие государственные должности.

Становление философской мысли, в глубинах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным влиянием эллинской традиции. Одним из первых древнеримских теоретиков воспитания по праву считают Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Получив блестящее для того времени образование и будучи знаменитым оратором, Цицерон в своих сочинениях обращает особое внимание на сущность и задачи воспитания. Принимая человека за разумное, способное к воспитанию существо, философ указывал, что в каждом человеке живёт сила, призывающая его к добру и отталкивающая его от зла. Поскольку разум дарован от Бога, только он может определить, что есть добро и что зло. А воспитание, по мнению Цицерона, является завершением дарованных природой способностей человека, и оно особенно необходимо, так как добродетель опирается именно на разум.

Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует разрешать только такие игры, которые совместимы с благонравным поведением. Впоследствии следует особое внимание уделять развитию памяти, для чего рекомендуется учить наизусть отрывки из текстов древнеримских авторов. В своём трактате «Об обязанностях» Цицерон воспроизводит образ идеального гражданин республиканского Рима. В целом трактат представляет собой определённый свод правил и норм поведения, рассчитанных «на обычных добропорядочных граждан», где речь идёт о молодом римлянине, достойном гражданине, вступающем на путь государственной карьеры.

Римский политический деятель, философ и писатель Сенека (4 г. до н. э.– 65 г. н. э.) критиковал формализм современной ему школьной системы, при которой, считал он, «воспитывается ум, но не душа». Сенека подчёркивал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность. В своих философских трудах «Письма на моральные темы» и «Нравственные письма к Луцилию», он изложил проблемы нравственного воспитания. Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал правильным придерживаться канона семи свободных искусств. Он писал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», – исходя из данного определения, воспитатель всегда должен стремиться к такому движению посредством назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. – около 118 г. н. э.), известный адвокат, оратор, педагог, основатель одной из лучших школ риторов в Риме. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «Наставление оратору» в 12 томах. Размышляя о природе человека, педагог высказывал уверенность в её положительных основах, утверждая, что справляться с дурными наклонностями помогает воспитание. А для того, чтобы достичь хороших результатов необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Сам процесс воспитания формирует свободного ребёнка. Учить надо не многому, но основательно. Будущему оратору необходимы развитая память, чувство художественного слова, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики – всё это необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое полезно обществу. Цель воспитания он видел в серьёзной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.

В истории педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

После распада в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую) именно Византия была признана наследницей эллинско-римской культуры. Одной из особенностей византийской культуры и педагогической мысли было то, что они формировались на разнородной этнической основе (греко-римляне и другие народы Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан). Превалировал, пользовавшийся особой поддержкой государства и церкви, греческий этнос. Другая особенность заключалась в том, что педагогическая мысль Византии следовала одновременно и античной, и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением.

Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значительным и заметно превосходил, вплоть до XIV века, уровень образованности в Западной Европе. Социальных ограничений на получение образования не существовало. Школы имели право посещать все, кто мог и хотел учиться. Образованные люди имели высокий социальный статус. Наличие образования было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений; отсутствовала монополия церкви на образование.

Античная педагогическая традиция в Византии имела особое влияние в IV – V веках. Её развивали неоплатоники из Афинской Академии и высших школ Малой Азии, Сирии, (Александрии Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Эдессей Каппадокийский, Аммоний и др.). Неоплатоники считали, что воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир, на непреходящие идеи. Целью воспитания являлось самосовершенствование, познание собственной души. Однако, постепенно в педагогической мысли усиливалось влияние христианской традиции. Византийские богословы в течение VI – XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения. Эти идеи оказали существенное влияние на средневековый православный мир.

Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь к Богу, познание божественной истины. Максим Исповедник (VII в.) сравнивал человека с микромиром, который путём воспитания необходимо привести к гармонии между земным и небесным существованием. Схоласт Иоанн Дамаскин (675 – 753 гг.) в философско-педагогическом трактате «Источник знания» сформулировал идею универсальной энциклопедической образованности. Патриарх Фотий (820 – 897 гг.) считал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы. Симеон Новый Богослов (949 – 1022 гг.) крайне отрицательно относился к светскому образованию, считая, что образцом является монастырское религиозное образование и воспитание. Философ Михаил Пселл (1018 – 1096 гг.) полагал, что программа образования должна содержать в себе два главных этапа: преподавание светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Среди крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, выделяется имя Георгия Гемиста Плифона (1335 – 1452 гг.). Цель идеального воспитания, путь к достижению совершенства он видел в нравственном воспитании, в преодолении зла, а пройти этот путь можно только посредством самообразования.

Византия оказала большое культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Её часто сравнивают с мостом, соединившим эпоху античности и средневековье. В XIII – XIV вв. это отразилось, в первую очередь, в создании европейских университетских центров. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, воплотившуюся в эпоху Возрождения. Антично-византийские традиции светского образования, независимость от монополии церкви дали мощный импульс педагогической мысли Западной Европы. Многие философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин и др.), будучи профессорами европейских университетов, приняли активное участие в становлении школы и формировании педагогических идей Западной Европы. В свою очередь, в византийских школах, например, в Магнаврской, преподавали профессора Парижского университета. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало. Причиной послужил раскол христианской церкви на православную и католическую.

Большое воздействие византийской культуры также испытали на себе Персия и Закавказье. В 529 году, после закрытия Афинской Академии, многие преподаватели перебрались ко двору персидского шаха Хосрова и организовали там дворцовую школу. В интеллектуальных кругах средневековой Армении были хорошо известны педагогические и религиозные труды Василия Кесарийского, Григория Назианского, Иоанна Златоуста. Арабы, завоевавшие в VII веке многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Многие преподаватели знаменитого Дома мудрости, созданного в 832 году в Багдаде, были христианами, выходцами из Византии.

Некоторое время в Магнаврской школе (Золотой палате) Константинополя учились создатель славянской письменности Кирилл (ок. 827 – 869 гг.) и Мефодий (ок. 815 – 885 гг.). В 863 году братья основали в Велиграде, столице Великоморавского княжества, первое учебное заведение, в котором преподавали на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский многие богословские и школьные тексты. Школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции, были открыты и в Болгарии.

После принятия Киевской Русью христианства в 988 году открываются школы «учения книжного», где преподавались семь свободных искусств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.